Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната
____________ Самойлик С.А.
(подпись)
«___» _____________ 2020 г.
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
(предмет, курс, модуль)
базовый уровень
(уровень программы)
Подготовительный класс
(параллель (класс))
Составитель
рабочей программы:
Кузнецова В.В.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с
-Законом Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II «Об образовании» (с изменениями);
- Типовым положением о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровьяЛуганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.03. 2017 г. за № 148/1199;
- Специальным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ЛуганскойНароднойРеспублики № 495-ОД от 21 мая 2018 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06. 2018 г. за № 200/1844;
- Уставом школы-интерната, утвержденным Министерством образования и науки Луганской Народной Республики от 18.03.2016 года № 86;
-Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инетрнат», утвержденной приказом директора школы-интерната № ____ от «____» _________ 2018 г.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы / Под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011 г.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013г.
- Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по математике для I-IV клас сов (базовый уровень). / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск, 2016., утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 за №483;
- Методическими рекомендациями. Математика. 1-4 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2016 г.;
- Учебником для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Математика. 1 класс. В 2 ч. – Ч. 1/ Т.В. Алышева.-М.: Просвещение, 2017.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формирования у них жизненных компетенций.
Предмет Математика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта, основная цель которого - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в обществе.
Целью обучения математике является формирование элементарных математических знаний и умений, геометрических представлений, направленных на практическое применение их в учебной деятельности и в жизни, воспитание у
обучающихся интереса к математике.
Задачи программы обучения:
1) выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2) сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»;
3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками;
4) обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений;
5) сформировать у обучающихся начальные математические знания и умения, готовность их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Основные направления коррекционной работы:
· Развитие зрительного восприятия и узнавания;
· Развитие пространственных представлений и ориентации;
· Развитие основных мыслительных операций;
· Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
· Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
· Обогащение словаря;
· Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (расположение линий и геометрических фигур), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), физкультуры (расстояние, меры длины, масса).
В учебном плане «Суходольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната» предмет «Математика» входит в предметную область «Математика», на него отводится 132 часа в год (4 ч в неделю), I семестр – 16 учебных недель, II семестр – 17 учебных недель.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучащиеся могут овладеть знаниями о:
- цвете, величине, массе, размерах, форме предметов;
- положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
- словах, их обозначающих;
- частях суток, порядке их следования; днях: вчера, сегодня, завтра;
- количественных, порядковых числительных, цифрах в пределах 5;
- названиях и знаках арифметических действий сложения и вычитания.
Обучающиеся могут овладеть умениями:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением,
приложением, «на руку»;
- оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем
установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
- определять форму знакомых предметов; применять знания состава чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых для решения примеров;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим
числительным, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания;
- производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия;
- записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
- выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ,
- выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором
говорится в задаче.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- умение соблюдать правила поведения на уроке математики (с помощью учителя);
- положительное отношение к урокам математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся;
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты освоения:
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по признакам, а также такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков).
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- выполнять элементарные арифметические действия;
- наблюдать за объектами и предметами.
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать ее;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу; количественные отношения предметных совокупностей; положение предметов в пространстве, на плоскости;
- умение с помощью учителя сравнивать предметы по величине, форме, количеству;
- определять с помощью учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение;
- знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
- знание количественных числительных в пределах 5; умение записать числа 1-5 с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала (с помощью учителя);
- знание числового ряда в пределах 5 в прямом порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 5 (с помощью учителя);
- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 5, обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);
- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства.
- знание названий знаков арифметических действий сложения и вычитания («+» и «-»); составление с помощью учителя числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); умение использовать знак «=» при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
- выполнение с помощью учителя сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
- выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;
- узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определение с помощью учителя формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Достаточный уровень
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу; количественные отношения предметных совокупностей; положение предметов в пространстве, на плоскости;
- умение сравнивать предметы по величине, форме, количеству; определять положение предметов в пространстве и на плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя);
- умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- установление и называние с помощью учителя порядка следования предметов;
- знание частей суток, порядка их следования; понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно); использование временной терминологии в собственной речи при описании событий окружающей жизни (с помощью учителя);
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 5; умение записать числа 1-5 с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала;
- знание числового ряда в пределах 5 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5;
- осуществление счета в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
- умение с помощью учителя разложить числа 2-5 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства; умение получить 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.;
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, понимание их смысла, знание знаков действий («+» и «-»); умение иллюстрировать сложение и вычитание в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;
- умение составить числовое выражение (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); умение использовать знак «=» при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1+1=2, 2–1=1;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования; составление с помощью учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций;
- узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус), различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА
Содержание курса математики в дополнительном классе представлено в примерной рабочей программе разделами «Пропедевтика», «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».
За период обучения в дополнительном классе обучающиеся познакомятся с числами в пределах 5, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы начальные представления о числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел в пределах 5; получат представление о числовом ряде в пределах 5, месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 5; овладеют приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся будут знать названия арифметических действий сложения и вычитания; научатся различать знаки арифметических действий («+», «-»); познакомятся со знаком равенства («=»); научатся записывать и читать арифметические примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 5, находить значение данных числовых выражений.
Примерной рабочей программой предусмотрено ознакомление обучающихся с монетами достоинством 1 р., 2 р., 5 р. Дети научатся узнавать, называть, дифференцировать данные монеты, оперировать ими в практическом плане при выполнении определенных математических операций, что будет способствовать формированию у них жизненно значимых навыков.
Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В дополнительном классе предусмотрено ознакомление обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) со структурой арифметической задачи и обучение умению решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся выделять условие и вопрос задачи; на основе анализа взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в задаче, выбирать соответствующий способ ее решения и реализовывать его на доступном для них уровне; формулировать устно ответ задачи; приобретут первоначальные навыки составления задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций. Моделирование и иллюстрирование содержания отдельных задач поможет школьникам конкретизировать арифметические действия (сложение и вычитание) и осмыслить их.
В программу по математике включен геометрический материал, который предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В процессе образовательной деятельности в дополнительном классе школьники с легкой умственной отсталостью научатся узнавать, называть, различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и тела (шар, куб, брус); научатся определять форму предметов окружающей действительности на основе соотнесения их с геометрическими фигурами.
Пропедевтика
Свойства предметов.
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимнооднозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и послеизменения объема.
Положение предметов в пространстве и на плоскости.
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, поотношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Временные представления
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 5
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 5.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 5. Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры.
Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 5, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел 2, 3, 4, 5 из единиц. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Единицы измерения и их соотношения
Монеты: 1 р., 2 р., 5 р. Узнавание, называние, дифференциация монет. Получение 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 5. Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.Предметы одинаковой и разной формы.
Учебно-тематический план
№п/п |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Пропедевтика |
35 |
2 |
Первый десяток. Числа от 1 - 5 |
86 |
3 |
Итоговое повторение |
11 |
|
Всего |
132 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
||||
І СЕМЕСТР |
|||||
Пропедевтика(35 ч) |
|||||
1 |
1 |
Цвет. Назначение предметов. Закрашивание геометрических фигур. Круг, квадрат |
|
|
|
2 |
2 |
Форма. Назначение предметов. Закрашивание геометрических фигур. Круг, квадрат |
|
|
|
3 |
3 |
Размер. Геометрические фигуры. Круг. Обведение по шаблону геометрических фигур. Круг, квадрат |
|
|
|
4 |
4 |
Выделение предметов по заданному признаку (цвет, форма, размер). Обведение по шаблону геометрических фигур. Круг, квадрат |
|
|
|
5 |
5 |
Сравнение предметов по величине: большой -маленький. Закрашивание и обведение по шаблону геометрических фигур. Треугольник, круг, квадрат |
|
|
|
6 |
6 |
Сравнение предметов по величине: одинаковые, равные. Сравнение шаблонов геометрической фигуры круг, одинаковых по размеру. |
|
|
|
7 |
7 |
Пространственные понятия: слева - справа. Сравнение геометрических фигур по цвету, по величине |
|
|
|
8 |
8 |
Пространственные понятия: в середине –между. Сравнение геометрических фигур по цвету, по величине |
|
|
|
9 |
9 |
Геометрические фигуры. Квадрат. Сравнение геометрических фигур по цвету, по величине |
|
|
|
10 |
10 |
Пространственные понятия: вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, над, под. Сравнение расположения геометрических фигур на плоскости. |
|
|
|
11 |
11 |
Сравнение предметов по длине: длинный- короткий. |
|
|
|
12 |
12 |
Пространственные понятия: внутри -снаружи, в, рядом, около. |
|
|
|
13 |
13 |
Геометрические фигуры. Треугольник. Обведение по шаблону геометрических фигур. Квадрат, круг, треугольник |
|
|
|
14 |
14 |
Сравнение предметов по ширине: широкий - узкий. Обведение по шаблону геометрических фигур. Квадрат, круг, треугольник |
|
|
|
15 |
15 |
Пространственные понятия: далеко - близко, дальше - ближе, к, от. Построение геометрического узора |
|
|
|
16 |
16 |
Геометрические фигуры. Прямоугольник. |
|
|
|
17 |
17 |
Сравнение предметов по высоте: высокий - низкий. |
|
|
|
18 |
18 |
Сравнение предметов по глубине: глубокий - мелкий. |
|
|
|
19 |
19 |
Пространственные понятия: впереди - сзади, перед, за. Построение геометрического узора |
|
|
|
20 |
20 |
Пространственные понятия: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. Сравнение расположения геометрических фигур на плоскости. |
|
|
|
21 |
21 |
Сравнение предметов по толщине: толстый - тонкий. |
|
|
|
22 |
22 |
Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь. |
|
|
|
23 |
23 |
Временные понятия: рано - поздно. |
|
|
|
24 |
24 |
Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Построение геометрического узора в заданной последовательности. |
|
|
|
25 |
25 |
Временные понятия: быстро - медленно. |
|
|
|
26 |
26 |
Сравнение предметов по массе: тяжёлый - лёгкий. Сравнение объемных геометрических фигур по массе |
|
|
|
27 |
27 |
Сравнение групп предметов: много - мало, несколько. Построение геометрического узора в заданной последовательности. |
|
|
|
28 |
28 |
Сравнение групп предметов: один - много, ни одного. Сравнение объемных геометрических фигур по количеству |
|
|
|
29 |
29 |
Временные понятия: давно - недавно. |
|
|
|
30 |
30 |
Сравнение по возрасту: молодой -старый. |
|
|
|
31 |
31 |
Сравнение предметов и предметных множеств. Закрашивание геометрических фигур. Круг, квадрат, треугольник |
|
|
|
32 |
32 |
Сравнение предметов и предметных множеств. Закрепление |
|
|
|
33 |
33 |
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. Сравнение геометрических фигур по цвету, по количеству |
|
|
|
34 |
34 |
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. Закрепление |
|
|
|
35 |
35 |
Урок - обобщение. Сравнение предметов |
|
|
|
Первый десяток. Числа 1 – 5 (86 ч) |
|||||
36 |
1 |
Число и цифра 1 |
|
|
|
37 |
2 |
Соотношение количества, числительного и цифры 1 |
|
|
|
38 |
3 |
Число и цифра 2 |
|
|
|
39 |
4 |
Число и цифра 2. Закрепление |
|
|
|
40 |
5 |
Соотношение количества, числительного и цифры 2 |
|
|
|
41 |
6 |
Соотношение количества, числительного и цифры 2. Закрепление |
|
|
|
42 |
7 |
Состав числа 2 |
|
|
|
43 |
8 |
Состав числа 2. Закрепление |
|
|
|
44 |
9 |
Числовой ряд. Сравнение предметных множеств и чисел 1,2. |
|
|
|
45 |
10 |
Числовой ряд. Сравнение предметных множеств и чисел 1,2. Закрепление |
|
|
|
46 |
11 |
Сравнение чисел 1 и 2.Уравнивание групп предметов. |
|
|
|
47 |
12 |
Сравнение чисел 1 и 2.Уравнивание групп предметов. Закрепление |
|
|
|
48 |
13 |
Пара. Знаки «+» и «=». |
|
|
|
49 |
14 |
Пара. Знаки «+» и «=». Закрепление |
|
|
|
50 |
15 |
Уменьшение количества предметов в группе. Знак « - ». |
|
|
|
51 |
16 |
Уменьшение количества предметов в группе. Знак « - ». Закрепление |
|
|
|
52 |
17 |
Знакомство с задачей: условие, вопрос, решение, ответ. |
|
|
|
53 |
18 |
Знакомство с задачей: условие, вопрос, решение, ответ. Закрепление |
|
|
|
54 |
19 |
Решение задач на нахождение суммы. |
|
|
|
55 |
20 |
Решение задач на нахождение остатка |
|
|
|
56 |
21 |
Составление и решение простых задач. |
|
|
|
57 |
22 |
Составление и решение простых задач. |
|
|
|
58 |
23 |
Шар. |
|
|
|
59 |
24 |
Контрольная работа №1. Нумерация чисел в пределах 2 |
|
|
|
60 |
25 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
61 |
26 |
Повторение изученного. Решение задач на нахождение суммы |
|
|
|
62 |
27 |
Повторение изученного. Решение задач на нахождение остатка |
|
|
|
63 |
28 |
Составление простых задач по картинке |
|
|
|
64 |
29 |
Урок - обобщение. Решение задач |
|
|
|
ІІСЕМЕСТР |
|||||
65 |
30 |
Число и цифра 3 |
|
|
|
66 |
31 |
Число и цифра 3. Закрепление |
|
|
|
67 |
32 |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет. |
|
|
|
68 |
33 |
Соотношение количества, числительного и цифры 3. |
|
|
|
69 |
34 |
Соотношение количества, числительного и цифры 3. Закрепление |
|
|
|
70 |
35 |
Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3. |
|
|
|
71 |
36 |
Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3. Закрепление |
|
|
|
72 |
37 |
Сравнение предметных множеств и чисел 1,2,3 |
|
|
|
73 |
38 |
Сравнение предметных множеств и чисел 1,2,3. Закрепление |
|
|
|
74 |
39 |
Состав числа 3. |
|
|
|
75 |
40 |
Состав числа 3. Повторение |
|
|
|
76 |
41 |
Состав числа 3. Закрепление |
|
|
|
77 |
42 |
Состав чисел 2 и3. |
|
|
|
78 |
43 |
Решение примеров на основе знания состава чисел 2 и 3. |
|
|
|
79 |
44 |
Решение примеров на основе знания состава чисел 2 и 3. Закрепление |
|
|
|
80 |
45 |
Составление и решение примеров по рисунку. Арифметическое действие «сложение». |
|
|
|
81 |
46 |
Переместительное свойство сложения. |
|
|
|
82 |
47 |
Решение примеров, используя переместительное свойство сложения. |
|
|
|
83 |
48 |
Составление и решение примеров по рисунку. Арифметическое действие «вычитание». |
|
|
|
84 |
49 |
Составление и решение задач по рисунку. |
|
|
|
85 |
50 |
Составление и решение задач по рисунку. Закрепление |
|
|
|
86 |
51 |
Куб |
|
|
|
87
|
52 |
Число и цифра 4. |
|
|
|
88 |
53 |
Число и цифра 4. Закрепление |
|
|
|
89 |
54 |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет. |
|
|
|
90 |
55 |
Соотношение количества, числительного и цифры 4. |
|
|
|
91 |
56 |
Соотношение количества, числительного и цифры 4.Закрепление |
|
|
|
92 |
57 |
Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3,4 |
|
|
|
93 |
58 |
Сравнение предметных множеств и чисел 1,2,3,4 |
|
|
|
94 |
59 |
Сравнение предметных множеств и чисел 1,2,3,4. Закрепление |
|
|
|
95 |
60 |
Состав числа 4 |
|
|
|
96 |
61 |
Состав числа 4 |
|
|
|
97 |
62 |
Состав числа 4. Повторение |
|
|
|
98 |
63 |
Состав числа 4. Закрепление |
|
|
|
99 |
64 |
Составление и решение примеров |
|
|
|
100 |
65
|
Составление и решение задач. |
|
|
|
101 |
66
|
Контрольная работа №2. Нумерация чисел в пределах 4 |
|
|
|
102 |
67 |
Работа над ошибками |
|
|
|
103 |
68 |
Брус |
|
|
|
104 |
69 |
Число и цифра 5. |
|
|
|
105 |
70 |
Число и цифра 5. Закрепление |
|
|
|
106 |
71 |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет. |
|
|
|
107 |
72 |
Соотношение количества, числительного и цифры 5. |
|
|
|
108 |
73 |
Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3,4,5 |
|
|
|
109 |
74 |
Сравнение предметных множеств и чисел 1,2,3,4,5 |
|
|
|
110 |
75 |
Состав числа 5. |
|
|
|
111 |
76 |
Состав числа 5. Закрепление |
|
|
|
112 |
77 |
Состав числа 5. Решение примеров. |
|
|
|
113 |
78 |
Состав числа 5. Решение примеров. |
|
|
|
114 |
79 |
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов) |
|
|
|
115 |
80 |
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов). Закрепление |
|
|
|
116 |
81 |
Контрольная работа №3. Нумерация чисел в пределах 5 |
|
|
|
117 |
82 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
118 |
83 |
Состав чисел 2, 3, 4, 5 |
|
|
|
119 |
84 |
Решение примеров на сложение в пределах 5. |
|
|
|
120 |
85 |
Решение примеров на вычитание в пределах 5. |
|
|
|
121 |
86 |
Обобщающий урок. Нумерация чисел в пределах 5 |
|
|
|
Итоговое повторение (11 ч) |
|||||
122 |
1 |
Решение задач на сложение(на основе счёта предметов). |
|
|
|
123 |
2 |
Решение задач в 1 действие на вычитание (на основе счёта предметов). |
|
|
|
124 |
3 |
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5 по предложенному сюжету |
|
|
|
125 |
4 |
Составление задач по готовому решению |
|
|
|
126 |
5 |
Сравнение чисел в пределах 5. |
|
|
|
127 |
6 |
Знакомство с монетой достоинством 1 р. |
|
|
|
128 |
7 |
Знакомство с монетой достоинством 2 р. |
|
|
|
129 |
8 |
Получение 3 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. |
|
|
|
130 |
9 |
Получение 4 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. |
|
|
|
131 |
10 |
Знакомство с монетой достоинством 5 р. Получение 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. |
|
|
|
132 |
11 |
Решение примеров |
|
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. - М: Просвещение, 2011. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по математике для I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016. |
Учебная литература |
Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования. В 2-х ч. – Ч. 1 / Алышева Т.В. – М.: Просвещение, 2017. Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – М.: Просвещение, 2017. |
Дополнительная литература |
Методическое пособие «Обучение учащихся I- IV классов вспомогательной школы». М: « Просвещение»,2006. Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010 Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 2007 |
Оборудование |
Учебник. Предметные картинки, сюжетные картинки, настенные таблицы, наборы счетных палочек; раздаточный дидактический материал и счетный материал, геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур; карточки с числами 1-5; наборное полотно. Образцы написания цифр. |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «__»______ 2020г. № _____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебно-воспитательной работе
____________________ Кочубей Е.А.
(подпись)
«___» ____________ 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.