Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС 3.0
Оценка 5

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС 3.0

Оценка 5
Образовательные программы
docx
26.08.2023
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС 3.0
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС 3.0 (обновленный ФГОС)
РП_музыка_ 5 класс_обновленный ФГОС.docx

Разработчик: Цветкова Валентина Владимировна

МБОУ сош 96 с углубленным изучением английского языка

Г. Новосибирск

 

 

 

 

 

Рабочая программа по музыке

5 класс

 

         Рабочая программа на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.); с учетом примерной программы по музыке, разработанной Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

 

5 классы – 34 часа в год

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка  — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой  — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком  — подсознательном — уровне. Музыка  — временнóе искусство. В  связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю: 1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010  г. №  1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014  г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); 3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы  — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В  процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год). Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени.

 

Модуль № 1 «Музыка моего края»

Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя). Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Современная музыкальная культура родного края. Гимн города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

 

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.). Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Африканская музыка — стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.

 

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф.  Шопена, Э.  Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Кумиры публики (на примере творчества В. А.  Моцарта, Н.  Паганини, Ф.  Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С.  Баха и Л. ван Бетховена. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф.  Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма — строение музыкального произведения. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А.  Моцарта, К.  Дебюсси, А.  Шёнберга и др.).

 

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И.  Глинки, С. В.  Рахманинова, В. А.  Гаврилина и др.). Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западноевропейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И.  Глинки, П. И.  Чайковского, Н. А.  Римского-Корсакова и др.). Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С.  Прокофьева, Г. В.  Свиридова и др.). Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И.  Чайковский, С. С.  Прокофьев, И. Ф.  Стравинский, Р. К.  Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С.  Рихтер, Л.  Коган, М.  Ростропович, Е.  Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И.  Чайковского. Идея светомузыки. Мистерии А. Н.  Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.  Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г.  Шнитке, Э. Н.  Артемьева и др.).

 

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»

Музыка православного и католического14 богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX— XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры.

 

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

 

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К.  Дебюсси, А. К.  Лядова и др.). Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.  Грига, Л. Ван Бетховена, А. Г.  Шнитке, Д. Д.  Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р.  Роджерса, Ф.  Лоу, Г.  Гладкова, А.  Шнитке).

 

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.  Лоу, Р.  Роджерса, Э. Л.  Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности.

Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

 

1. Патриотического воспитания:

-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;

-проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

-знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

-интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

 

2. Гражданского воспитания:

-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

-осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;

-активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

 

3. Духовно-нравственного воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

-придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

 

4. Эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;

-осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

 

5. Ценности научного познания:

-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;

-овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

-овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

 

6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

-соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

 

7. Трудового воспитания:

-установка на посильное активное участие в практической деятельности;

-трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

 

8. Экологического воспитания:

-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

-участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

 

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

-стремление перенимать опыт, учиться у других людей  — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

-смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1.      Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

 обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

-самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

 

Базовые исследовательские действия:

-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

-формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

-составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

 

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

-понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

-использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видео-форматах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

-различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности  — музыкального мышления.

2.      Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

-эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

-распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

 

Вербальное общение:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

-выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

 

Совместная деятельность (сотрудничество):

-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

-понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3.      Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

-планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

-самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

-выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

 

Самоконтроль (рефлексия):

-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

-понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

 

Эмоциональный интеллект:

-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций;

-понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций.

 

Принятие себя и других:

-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

-признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

-принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

 — воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

 

Модуль № 1 «Музыка моего края»:

-знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

-характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

-исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

 

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

-определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа;

-республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;

-объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

-определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;

-различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

 

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:

-различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

-определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

-исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

-характеризовать творчество не менее двух композиторов классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

 

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

-различать на слух произведения русских композиторов классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

-характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

 

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:

-различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

-исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

-приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

 

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:

-определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

- различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

-исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

 

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

-определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

-различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

-импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

-высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

 

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

-различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.),

знать их разновидности, приводить примеры;

-рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

-выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

 

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока п/п

Раздел (с указанием кол-ва часов)

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Деятельность учителя с учетом РП воспитания

1

I. РАЗДЕЛ «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

(17 ч.)

Что роднит музыку с литературой?

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки. Исполнение изученных

·         побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

·         организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;

·          инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации;

·         реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, прослушивание и исполнение музыкальных произведений;

·         привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;

·         побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

·         устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

·         применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

·         проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;

·         инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

·         опираться на жизненный опыт обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей;

·         формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

·         опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях?

·         акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке;

·         развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

·         общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их;

·         учитывать культурные различия обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей;

·         формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

.

2

Вокальная музыка. Песня

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); — жанра, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен

3

Романс. Входной предметный мониторинг

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору.

4

«Стучит, гремит Кикимора…»

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

5

Что за прелесть эти сказки

Знакомство с образцами симфонической музыки: программная музыка, симфоническая сюита. Наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.

6

Мелодией одной звучит печаль и радость. Песнь моя летит с мольбою…

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки. Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Разучивание и исполнение произведений вокальных жанров.

7

Живительный родник творчества.

Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.

8

«Перезвоны» В.А. Гаврилин

Знакомство с образцами симфонической музыки: программная музыка, симфония - действо. Наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.

9

Скажи, откуда ты приходишь, красота… Слово о мастере.

Знакомство с образцами вокальной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

10

Гармонии задумчивый поэт

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.

11

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непонятых современниками. Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации.

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов. Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений.

13

Опера – былина «Садко» Н.А. Римский - Корсаков

Различение, определение на слух: — тембров голосов оперных певцов; — оркестровых групп, тембров инструментов; — типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.). Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. Просмотр балета в видеозаписи.

15

Балет – сказка «Щелкунчик» П.И. Чайковский. Промежуточный предметный мониторинг

Просмотр балета в видеозаписи. Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом.

16

Музыка в театре, кино, на телевидении

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма.

17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль). Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

18

II.РАЗДЕЛ «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(18 ч.)

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Знакомство с музыкальными произведениями

программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

·         побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

·         организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;

 

·          инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации;

·         реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, прослушивание и исполнение музыкальных произведений;

 

·         привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;

 

·         побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

 

·         устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

 

·         применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

·         применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся;

 

·         проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;

 

·         инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

 

·         опираться на жизненный опыт обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей;

 

·         формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

·         опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают;

 

·          акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке;

 

·         развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

 

·         общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их;

 

·         проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;

 

·         организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);

 

·         формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

 

·         реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряжённую обстановку в классе.

 

 

 

19

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Знакомство с произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном. Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.  Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами.

20

В минуты музыки печальной…

Систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.

21

Звать через прошлое к настоящему.

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение н вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком.

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

23

И это всё – весенних дней приметы!

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера. Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников

24

Фореллен- квинтет.

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.

25

Дыхание русской песенности

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера. Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

26

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора). Определение на слух в звучании незнакомого произведения: 

 — принадлежности к одному из изученных стилей; 

— исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); 

 — жанра, круга образов;

 — способа музыкального изложения и развития

27

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Никколо Паганини

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации

28

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора). Определение на слух в звучании незнакомого произведения: 

 — принадлежности к одному из изученных стилей; 

— исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); 

 — жанра, круга образов;

 — способа музыкального изложения и развития

29

Содружество муз в храме.

Систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки в начальной школе. Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

 — к русской православной традиции;

— западноевропейской христианской традиции;

30

Полифония в музыке и живописи.

Слушание духовной музыки. Определение на слух:

— состава исполнителей;

— типа фактуры (хоральный склад, полифония).

Работа указанием географических и исторических особенностей распространения стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.

31

Музыка на мольберте.

Систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.). Определение на слух в звучании незнакомого произведения: 

— принадлежности к одному из изученных стилей; 

— исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); 

 — жанра, круга образов;

 — способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах

32

Импрессионизм в музыке и живописи.

Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.). Исполнение 2—3 вокальных произведений  — образцов импрессионизма (подлинных или стилизованных).

33

О доблестях, о подвигах, о славе… Годовая контрольная работа.

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение н вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком.

34

В каждой мимолетности вижу я миры…

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Выражение музыкального образа миниатюры через письменный текст, рисунок.

35

Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера. Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

 


 

Разработчик: Цветкова Валентина

Разработчик: Цветкова Валентина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на…

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на…

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны

Г. В. Свиридова и др.). Мировая слава русского балета

Г. В. Свиридова и др.). Мировая слава русского балета

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

Эстетического воспитания: - восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;…

Эстетического воспитания: - восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;…

Экологического воспитания: -повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; -участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

Экологического воспитания: -повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; -участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; -понимать специфику…

Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; -понимать специфику…

Вербальное общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; -выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с…

Вербальное общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; -выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с…

Самоконтроль (рефлексия): -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; -предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении…

Самоконтроль (рефлексия): -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; -предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении…

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: -различать на слух произведения русских композиторов классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; -характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные…

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: -различать на слух произведения русских композиторов классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; -характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные…

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: -различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: -различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т

Вокальная музыка. Песня Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи

Вокальная музыка. Песня Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи

Вокальная музыка. Песня

Вокальная музыка. Песня

Вокальная музыка. Песня Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи

Вокальная музыка. Песня Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

II .РАЗДЕЛ «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

II .РАЗДЕЛ «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023