РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-7 класс)
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-7 класс)

Оценка 4.9
docx
27.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-7 класс)
музыка 5-7 класс РП ФГОС.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

 

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

«__» ________20___ г

Согласовано

на заседании МС

Протокол № ____

«___» ________ 20___ г.

 

Утверждаю

Директор школы

_______ / Т.И. Бибик

Приказ № __ от __.__. 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-7 класс)

 

 

Разработчик: Бутянова Галина Алексеевна, учитель музыки

 

________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, категория

 

 

_______________________________________________________________________________      

Автор программы: ______ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 

_________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

 

 

 

Срок реализации программы: с 01.09.2017г. по 31.08.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Федоровский, 2017г.

 

1. Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для V-VII классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Данная программа обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования,проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для V—VII клас­сов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и содержанием программы для общеобразовательных учреждений  «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:

Учебники:

«Музыка. 5 класс»

«Музыка. 6 класс»

«Музыка. 7 класс»

Пособия для учащихся:

«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»

«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»

Пособия для учителей:

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3)

«Уроки музыки. 5-6 классы»

«Уроки музыки. 7 класс»

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части их духовной культуры  наиболее полно отра­жает заинтересованность современного общества в возрожде­нии духовности, обеспечивает формирование целостного ми­ровосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

                 приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

                 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

                 развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

                 освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

                 овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Цели общего музыкальною образования, реализуемые че­рез систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расши­рение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, актив­ный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятель­ное освоение различных учебных действий.

Значение музыкального образования в основной школе за­ключается в расширении музыкального и культурного кругозо­ра учащихся, в углублении представлений о широте жизненно­го содержания музыки и силе ее влияния на человека, разви­тии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощении на примере разных музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа му­зыкальною воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углуб­ления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных пред­ставлений о единых закономерностях развития музыки и жиз­ни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, твор­ческое постижение мира через искусство, обеспечивает в це­лом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодей­ствию и сотрудничеству в современном поликультурном про­странстве.

 

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании VII класса учащиеся научатся:

            наблюдать за многообразными явлениями жизни и искус­ства, выражать свое отношение к искусству;

            понимать специфику музыки и выявлять родство художе­ственных образов разных искусств, различать их особенности;

            выражать эмоциональное содержание музыкальных про­изведений в исполнении, участвовать в различных формах му­зицирования;

            раскрывать образное содержание музыкальных произве­дений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

            понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произ­ведения в разных видах музыкальной деятельности;

            осуществлять исследовательскую деятельность художест­венно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театраль­ных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

            разбираться в событиях художественной жизни отечест­венной и зарубежной культуры, владеть специальной термино­логией, называть имена выдающихся отечественных и зару­бежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

            определять стилевое своеобразие классической, народ­ной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

            применять информационно-коммуникативные техноло­гии для расширения опыта творческой деятельности в процес­се поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

           знать основные жанры народной, профессиональной, ре­лигиозной и современной музыки;

           понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон­церте и др.);

           эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные сочинения различных жанров и стилей;

           творчески интерпретировать содержание музыкального про­изведения, используя приемы пластического интонирова­ния, музыкально-ритмического движения, импровизации;

           осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

           выявлять особенности построения музыкально-драмати­ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

           использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

           совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, школьные концерты  и др.);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

 

3. Содержание учебного предмета

            Структуру программы составляют разделы, определяющие концентрический принцип построения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.

            Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения.

            В 5 классе обучающиеся постигают взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством  («Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство»)

В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Мир образов представлен народной, религиозной, классической и современной музыкой. Рассматривается место музыки в семье искусств («Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки»)

В программе 7 класса выявляются особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, концерте и др. («Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»).

            Содержание программы «Музыка» для 5–7 классов раскрывается в учебных темах каждого  полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и, в соответствии с этим, планировать содержание занятий.

            Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы 5–7 классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном»  (освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников)  и «вертикальном» (освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися).

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Содержание учебного материала

5класс

«Музыка и литература»

16

Что роднит музыку с литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Вокальные жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой: сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. 

“Музыка и изобразительное искусство”

19

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

6 класс

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

19

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

7 класс

«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

16

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

19

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

 

 

 

4. Тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы

 

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

5 класс (35 часов)

Музыка и литература (16 часов)

Что роднит музыку с литературой.Вокальная музыка. Рос­сия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, пес­ня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелоди­ей одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с моль­бою...

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

Раскрываются следующие содержательные линии: Сюже­ты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка рус­ская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Обобщение материала I четверти.

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Зву­чащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.Слово о мас­тере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...

Первое путешествие вмузыкальныйтеатр Опера.Опер­ная мозаика. Опера-былина «Садко».Звучащиекартины. По­клон вам, гости именитые, гости заморские!

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Балет­ная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Мир композитора.

Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепи­анной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. При­емы развития в музыке. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портре­ты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Му­зыкальные и литературные жанры.

Обобщение материала II четверти.

 

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиямив пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоя­тельно выбранным литературным образом.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Пониматьособенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности/

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делитьсявпечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ре­сурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Собиратьколлекцию музыкальных и литературных произведений.

Музыка и изобразительное искусство (19 ч)

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные стру­ны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодат­ная в созвучье слов живых...

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побо­ища.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты рас­крой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Дыхание русской песенности.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он по­беждал зло.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...

Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев.Песнопение. Пение acapella. Солист. Орган.

Исторические события, картины природы, характеры, порт­реты людей в различных видах искусства.

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Му­зыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.

Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Груп­пы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дири­жеры.

Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Обобщение материала III четверти.

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышат­ся мелодии космоса...

Музыка на мольберте. Композитор-художник.Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Все­ленная представляется мне большой симфонией...

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе все­го к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины.

В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музы­ка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.

Мир композитора.

С веком наравне.

Раскрываются следующие содержательные линии: Орган­ная музыка. Хор acapella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. "Живописная му­зыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Имп­рессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые рит­мы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Обобщение материала IV четверти.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследоватьинтонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбиратьсходные и/или контрастные произведения изоб­разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

Защищать творческие исследовательские проекты.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

6 класс (35 ч)

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старин­ный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство пре­красного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шубер­та. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.

Раскрываются следующие содержательные линии: Лири­ческие, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, ро­манс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Ро­манс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особен­ности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы раз­вития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. На­родные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народ­ных песен. Мастерство исполнителя. Развитие образа.

Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа,арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Обобщение материала I четверти.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скор­би и печали. «Stabatmater». Реквием.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы.

Джаз — искусство XX в. Спиричуэл и блюз. Джаз — музы­ка легкая или серьезная?

Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инстру­менты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, acapella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народ­ном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст обра­зов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопостав­ление. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки.

Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофо­ния. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.

Обобщение материала II четверти.

 

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные

образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Защищатьтворческие исследова­тельские проекты.

Выполнять задания из творческой тетради.

Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч)

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие тво­рения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может,- вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Вес­на и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венча­ние». «Над вымыслом слезами обольюсь».

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печа­ли весел, а в веселье печален». Связь времен.

Раскрываются следующие содержательные линии: Жиз­ненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкаль­ных образов на основе их сопоставления, столкновения, конф­ликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опе­ре, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные ил­люстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, дра­матические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Обобщение материала III четверти.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и ра­дость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

Исследовательский проект.

Раскрываются следующие содержательные линии: Прог­раммная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сце­ны. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов: «Образы Родины, родно­го края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечест­ва в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные ис­полнители и исполнительские коллективы»; «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: люби­мые барды»; «Что такое современность в музыке".

Обобщение материала IV четверти.

 

 

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Анализироватьиобобщатьмногообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применятьинформационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений

Защищатьтворческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов)

7 класс (35 ч)

Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)

Классика и современность.

В музыкальном театре.Опера. Опера «Иван Сусанин». Но­вая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человечес­кая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля».

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

В музыкальном театре.Балет. Балет «Ярославна». Вступле­ние. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Раскрываются следующие содержательные линии: стилькак отражение эпохи, национального характера, индивидуаль­ности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразиеопер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литерату­рой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Осо­бенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и ха­рактерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Обобщение материала I четверти.

Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодче­ство России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Вечные темы. Главные образы.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульет­та».

Раскрываются следующие содержательные линии: Сравни­тельные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся ис­полнители и исполнительские коллективы. Музыка в драмати­ческом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Обобщение материала II четверти.

 

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования  и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (19 ч)

Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два на­правления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончер­то гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло ли­тавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайко­вского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркест­ром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Исследовательский проект (вне сетки часов).

Пусть музыка звучит!

Раскрываются следующие содержательные линии: Сонат­ная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музы­кальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественно­го замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных об­работках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполни­теля: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Тематическое планирование

Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Класси­ка на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Му­зыка народов мира: красота и гармония.

Обобщение материала III и IV четвертей.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкальн­ые центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или несколькихобразов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных обра­зов.

Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Осуществлятьпроектную деятель­ность. Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов)

 

            применять информационно-коммуникативные техноло­гии для расширения опыта творческой деятельности в процес­се поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

           знать основные жанры народной, профессиональной, ре­лигиозной и современной музыки;

           понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон­церте и др.);

           эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные сочинения различных жанров и стилей;

           творчески интерпретировать содержание музыкального про­изведения, используя приемы пластического интонирова­ния, музыкально-ритмического движения, импровизации;

           осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

           выявлять особенности построения музыкально-драмати­ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

           использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

           совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, школьные концерты  и др.);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

Пояснительная записка Программа по предмету «Музыка» для

Пояснительная записка Программа по предмету «Музыка» для

Цели общего музыкальною образования, реализуемые че­рез систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расши­рение музыкальных…

Цели общего музыкальною образования, реализуемые че­рез систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расши­рение музыкальных…

Интернет. Обучение музыкальному искусству в

Интернет. Обучение музыкальному искусству в

В 5 классе обучающиеся постигают взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством («

В 5 классе обучающиеся постигают взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством («

Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств

Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств

Авторская песня — прошлое и настоящее

Авторская песня — прошлое и настоящее

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 19

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 19

Перезвоны». Зву­чащие картины.

Перезвоны». Зву­чащие картины.

Небесное и земное в звуках и красках

Небесное и земное в звуках и красках

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения

Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инстру­менты, напевы, наигрыши

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инстру­менты, напевы, наигрыши

Этюд. Музыкальный язык. Баллада

Этюд. Музыкальный язык. Баллада

Обобщение материала IV четверти

Обобщение материала IV четверти

Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся ис­полнители и исполнительские коллективы

Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся ис­полнители и исполнительские коллективы

Музыкальная драматургия — развитие музыки

Музыкальная драматургия — развитие музыки

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные фестивали…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные фестивали…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2021