МБОУ «Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на МО учителей Гуманитарного цикла Руководитель МО З.Н.Бутина Протокол №1 От «14 » сентября 2022 г.
|
Согласовано Зам.директора поУ.Р. Е.М. Токмакова Е.М. От «14 » сентября 2022 г. |
«Утверждаю» Директор школы Е.А. Жаркова Приказ № От «14 сентября » 2022 г. |
Рабочая программа по немецкому языку для учащихся
8-9 классов
Учитель: З.Н.Бутина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному языку разработана на основе рабочей программы предметной линии учебников «Горизонты» 5-9 классы под редакцией Аверина М.М.(образовательная система «Гармония»), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа разработана для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.
Общая характеристика курса
Изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить: приобщение к культурному наследию стран изучаемого ИЯ, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения и взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками, личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации, самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения ИЯ в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. При изучении немецкого языка в 8 классах придается большое значение осознанию и закреплению тех навыков, которые были получены при изучении первого иностранного языка, а также их применению и развитию при изучении второго иностранного языка. Существенную роль играет развитие межкультурной коммуникации при овладении двумя иностранными языками. Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
• меньшее количество выделяемых на него учебных часов;
• более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы). К особенностям содержательного плана относятся:
• его изучение осуществляется в условиях контактирования трех языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе;
• с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определенные трудности;
• наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего, например английский и французский, английский и испанский. Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении втором иностранному языку, что и первому. При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортера и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям. Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приемов работы с языковым материалом, он дает учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся. Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса — в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Место предмета в учебном плане.
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в средней школе 8-9 классы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 часов в 8 классе (1 час в неделю), 35 учебных недель и 34 часа в 9 классе (1 час в неделю), 34 учебные недели. Данные часы предусмотрены школьным компонентом учебного плана.
Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному:
Основное назначение программы состоит в том, чтобы предусмотреть такие условия и организацию процесса обучения, которые будут способствовать формированию коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Применительно к курсу 9 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные:
· освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· планирование и регуляцию своей деятельности;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
а) В коммуникативной сфере:
Коммуникативная компетенция учащихся (т.е. владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
· Умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая или уточняя;
· Умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
· Участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
· Рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах о будущем;
· Сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
· Описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основного содержания прочитанного и услышанного,, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей
аудировании:
· Восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
· Восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/аэропорту и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксировать ее;
· Восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные
чтении:
· Чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
· Чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
· Чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
· Заполнение анкет и формуляров,
· Написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, соблюдая формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
· Составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение проектной деятельности
В языковой компетенции – владение языковыми средствами и действиями с ними:
· Применение правил написания немецких слов, различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения, соблюдение особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительных, вопросительных, отрицательных, повелительных)
· Знание основных способов словообразования
· Понимание явления многозначности слов немецкого языка
· Распознавание и употребление в речи основных морфологических и синтаксических конструкций немецкого языка
· Знание признаков изученных грамматических явлений
· Знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков.
В социокультурной компетенции:
· Знание особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и в немецкоязычных странах
· Употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах
· Знание распространенных образцов фольклора немецкоязычных стран
· Знакомство с образцами художественной и научно-технической литературы
· Представление об особенностях образа жизни, быта и культуры немецкоязычных стран
· Представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран
в компенсаторной компетенции:
· Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств за счет использования догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, жестов, мимики
б) В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков
- владение приемами работы с текстом: пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания
- умение действовать по образцу/аналогии, выполняя определенные задания
- умение выполнять индивидуальную и совместную проектную работу
- умение пользоваться различным справочным материалом
- владение способами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого языка.
с) В ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средств выражения мыслей, чувств, эмоций
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации
д) В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка
- развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы немецкоязычных стран.
е) В трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд
и) В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни.
Учебно-методический комплекс
1.Учебник. (Аверин М., Джин Ф., Рорман Л., Михалак М. :Deutsch 8: Lenrbuch / Немецкий язык. Второй иностранный язык) “Горизонты 7”, 2014 гг.
2.Аудиодиск к учебнику;
3.Дополнительные пособия: книга для учителя “Горизонты 8” М. М. Аверин, М. А. Лытаева, Е.С.Ульянова. —М.:Просвещение, 2015.
Содержание учебного курса.
Раздел №п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Фитнес и спорт. |
5 |
2 |
Школьный обмен. |
5 |
3 |
Наши праздники. |
5 |
4 |
Берлин. |
5 |
4 |
Мы и окружающая среда. |
5 |
6 |
Путешествие по Рейну. |
5 |
7 |
Прощальная вечеринка. |
5 |
Календарно – тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Фитнес и спорт 5 часов |
||||
1 |
Спорт и движение. |
1 |
|
|
2 |
Спортсмены из Германии, Австрии, Швейцарии. Работа с текстами. |
1 |
|
|
3 |
Спортивные травмы. Модальные глаголы. |
1 |
|
|
4 |
Что я могу. Неудавшаяся встреча. Упрек. Извинение. Учимся извиняться и переспрашивать |
1 |
|
|
5 |
Обобщение и систематизация материала по теме «Фитнес и спорт». Контроль навыков чтения и говорения по теме «Фитнес и спорт». |
1 |
|
|
Школьный обмен 5 часов |
||||
6 |
Школьный обмен. Введение лексики. |
1 |
|
|
7 |
Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование культуры письма. |
1 |
|
|
8 |
Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов. |
1 |
|
|
9 |
Правила оформления личного письма. Вопросительное предложение. |
1 |
|
|
10 |
Обобщение и систематизация материала по теме «Школьный обмен». |
1 |
|
|
Наши праздники 5 часов |
||||
11 |
Знакомство с немецкими праздниками. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения. |
1 |
|
|
12 |
Особенности праздников в Германии, Австрии и Швейцарии. |
1 |
|
|
13 |
Написание электронного письма о празднике. |
1 |
|
|
14 |
Подготовка проекта «Немецкие праздники». Работа с Интернет-ресурсами. Поиск информации. |
1 |
|
|
15 |
Защита проектов. Контроль навыков говорения и чтения по теме «Праздники». |
1 |
|
|
Берлин 5 часов |
||||
16 |
Достопримечательности Берлина. Введение ЛЕ. |
1 |
|
|
17 |
Песни о Берлине. Совершенствование навыков аудирования. |
1 |
|
|
18 |
Падежи. Тренировка навыков употребления. |
1 |
|
|
19 |
Транспорт в Берлине. Покупка билета. |
1 |
|
|
20 |
Обобщение и систематизация материала по теме «Берлин». Контроль |
1 |
|
|
Мы и окружающая среда 5 часов |
||||
21 |
Места и погода. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков чтения. |
1 |
|
|
22 |
Преимущества и недостатки проживания в разных местах. |
1 |
|
|
23 |
Придаточные предложения. |
1 |
|
|
24 |
Образование существительных от глаголов. |
1 |
|
|
25 |
Обобщение и систематизация материала по теме «Мы и окружающий мир». Работа над проектом. |
1 |
|
|
Путешествие по Рейну 5 часов |
||||
26 |
Города на Рейне. Работа с текстами в группах. Совершенствование навыков поискового чтения. |
1 |
|
|
27 |
Описание места проживания. |
1 |
|
|
28 |
Планируем путешествие. Развитие диалогической речи в ситуации «Интервью». |
1 |
|
|
29 |
Обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Путешествие по Рейну». |
1 |
|
|
30 |
Моё путешествие по Рейну. |
1 |
|
|
Прощальная вечеринка 5 часов. |
||||
31 |
Переезд за границу. За и против. |
1 |
|
|
32 |
Прощальный подарки. Что мы хотим тебе подарить? |
1 |
|
|
33 |
Что нам нужно для вечеринки? |
1 |
|
|
34 |
Прощание. Обобщение и систематизация пройденного материала. |
1 |
|
|
35 |
Обобщение и систематизация пройденного материала. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.