Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Оценка 5

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Оценка 5
doc
03.09.2020
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
10 кл общество.doc

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями:

•          Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

•          Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

•          Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

•          Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

•          примерной программы по предмету «Обществознание»;

·                    программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов профильного уровня авторов Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обществознание на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку;  изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин

Изучение обществознания  на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:  

  • развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально – гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;  приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и бытовой деятельности  , познавательной, коммуникативной, семейно – бытовой деятельности.

  Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, (Приказ МОиН от 5 марта 2004 г №1089) программы М. Боголюбова, 2006 г.

Обоснованность выбора данной программы обусловлена тем, что:

1.      программа на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера.

2.      в программе отражается профильность курса в представлении  основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии;

3.      даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;

4.      программа содействует реализации единой концепции обществоведческого  образования;

5.      предусмотрено изучение всех вопросов, входящих в обязательный минимум содержания обществоведческого образования;

6.      содержательными компонентами программы являются: социальные навыки, умения, ключевые компетенции, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей;

7.      организация учебной деятельности составлена в соответствии с современными методическими требованиями и применение различного вида «технологических инноваций»;

8.      в связи с переходом к Единому государственному экзамену возрастает значение подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий,  поэтому  в планировании предусмотрено регулярное проведение проверочных тестирований.

Программа составлена без изменений.

 Важное место в изучении данного курса, отводится овладению общеучебными умениями, навыками и способами деятельности, соответствующие требованиям к уровню подготовки обучающихся (выпускников)в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Программа предусматривает формировании у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для обществоведческого образования приоритетным считается развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении обществознания важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Большую значимость на этой ступени обществоведческого  образования приобретает информационно – коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текса в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем, адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации познавательной и практической деятельности

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и согласно методическим рекомендациям на изучение обществознания на профильном уровне выделяется 68 часов, из расчета 2 часа в неделю,  включая  уроки для повторения, контрольных, проектов,  исследований, лабораторных и практических работ

Формы организации образовательного процесса :урок, практикумы, семинарские занятия, дополнительные занятия и консультации.Применение той или другой формы работы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Используемые технологии обучения: Предлагается использование педагогических технологий, связанных с коллективной работой. Это: «организованный диалог», «коллективное взаимообучение», «работа учащихся в парах сменного состава», личностно – ориентированные, ИКТ, критического мышления, индивидуально – дифференцированного, проблемного обучения, УДЕ и другие.

Основными механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются  разные формы организации обучения и используемые технологии, в процессе которых  формируются  деловые личностные качества учащихся, комплекс знаний и умений, выступающих основой решения учебных и практических задач, социально- значимая позиция учащихся.

Виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Предполагается осуществление контроля в форме письменных проверочных работ, тестирования, устных зачетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

·         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·           эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

·            ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,

·           оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

·           самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

·           нравственной оценки социального поведения людей;

·           предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

·           ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях   профессионального образования

 

 

Содержание программы.

Специфика социально-гуманитарного
знания  

Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.

Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.

Введение в философию  

 Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем  Основные функции философии.      

 

Философия человека.  

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.

Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Мышление  и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

·         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

Знание, сознание, познание.

Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.

 Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура. 

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.

Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.

 Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач.

 Социальная философия  

Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.

 Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.

 Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее  среда.

 Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.

 Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.

Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.

 Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

 

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

 

Введение в социологию  

Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии        

Общество и общественные отношения   

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.

 Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.

 Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.

 Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.

Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.

Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы  социальной политики  Российской Федерации.

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,

 

Личность и общество  

Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

 Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.

 Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.

 

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,

Виды социальных отношений  

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.

 Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.

Основные требования:

·         уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         учить характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты);

·         определять  их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

·         осуществлять поиск, социальной информации по определенной теме из текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических)

·         анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

·         сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

·         объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

·         раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

·         формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·          оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

·          подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

·         осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,

Этнические и конфессиональные отношения   

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.

 Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.

 

 

 

Учебно – тематическое  планирование

 

Название раздела

Количество часов

Виды проверки ЗУН

1. Специфика социально-гуманитарного
знания.

6 часов +1

Урок контроля по теме: «Специфика социально-гуманитарного знания»

2. Введение в философию.  

4 часов +1

Зачет по теме: «Ведение в философию»

3. Философия человека.

 

7 часов +1

Урок контроля по теме: «Философия человека»

4. Знание, сознание, познание.

 

7 часов +1

Повторительно – обобщающий урок по теме «Знание, сознание, познание».

5. Социальная философия.

 

10 часов +1

Контрольное тестирование  по разделу: «Социальная философия».

6. Введение в социологию.

1

 

7. Общество и общественные отношения.

7 часов +1

Контрольное тестирование по теме «Общество и общественные отношения».

Повторительно- обобщающий урок по теме ««Общество и общественные отношения».

 

8. Личность и общество.

 

5 часов

 

9. Виды социальных отношений.

 

5 часов +1

Повторительно- обобщающий урок по теме «Виды социальных отношений».

10. Этнические и конфессиональные отношения.

6 часов +1

Итоговое контрольное тестирование.

11. Повторение.

2

Повторение изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Рабочая программа реализуется в ходе использования учебных пособий и учебно – методических комплектов.

Ø  Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. О-28 учреждений: профил. уровень/ (Л. Н. Боголюбова, А. Ю, Лазебниковой, К. Г, - М.: Просвещение, 2016.

Ø  Поурочные разработки по обществознанию  (профильный уровень);  Е. Н. Сорокиной - М. «Вако» 2016 год.

Дополнительная литература для реализации программы:

Ø  Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе»  2015- 2017 годы.

Ø  Обществознание (учебник),  А. Б. Безбородова - М.;  Проспект, 2016 год.

Ø  Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов / И. И. Бабленкова, Е. А. Сурова. – М.: Эксмо, 20015.

Ø  Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию. Тестирование. С. Н. Авус. – Ростов, Феникс, 2015 год.

Ø  Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание.

Ø  Государственный экзамен. Типовые тестовые задания 2018. М.: Экзамен, 2018.

Ø  Школьный словарь по обществознанию под ред. Боголюбова Л.Н., Просвещение, 2017

Ø  Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов  и др. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017. – 159 с.; 191 с.

Ø  Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса обществознание на профильном уровне X класс (68 часов)

 

№ п/п

Название раздела, темы урока

Основные вопросы

Определения,

понятия

Форма организации    учебной деятельности и контроля

Домашнее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Специфика социально-гуманитарного
знания ( 7
час)

Введение.

 

1.Цели и задачи изучения обществознания на профильном уровне.

2.Знакомство с уч. литературой.

 

 

 

Интерактивный урок

 

 

конспект

 

 

1

 

 

2-3

Социальные науки, их классификация.

 

1.Социальные науки.

2.Классификация социальных наук.

-психология

-политология

-обществознание и др.

Урок комбинированного типа.

 

конспект

 

1

 

 

4

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.

1.Мыслители прошлого об обществе и человеке.

2.Развитие социально-гуманитарного знания в новое время.

3.Развитие социально-гуманитарного знания в XX веке.

 

лекция

конспект

 

1

 

 

 5-6

Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.

1.Основные специальности в области социально-гуманитарного знания.

2.Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля.

 

-социально-гуманитарный профиль

Виртуальное путешествие

конспект

1

 

 

 

7.

Урок контроля по теме: «Специфика социально-гуманитарного знания»

1

 

 

 

 

8

Введение в философию ( 5 час)

Место философии в системе обществознания.

 

 

 

1.Философия.

2.Место и роль философии в культуре.

 

 

 

Философия

 

 

 

 

лекция

 

 

 

конспект

 

 

1

 

 

9.

Философия и наука.

1.Происхождение философии.

2.Исторические формы философии.

 

Урок комбинированного типа

 

конспект

1

 

 

10.

Смысл философских проблем 

1.Основные философские проблемы.

2.Направления философских проблем.

-материя

-бытие

Независимое расследование

 

конспект

1

 

 

11

Основные функции философии.

1.Разделы философии.

2.Основные функции философии.

 

 

лекция

 

конспект

1

 

 

12.

Зачет по теме: «Ведение в философию»

1

 

 

 

 

13.

Философия человека.

(8 час)

Сущность человека как проблема философии.

 

1.Основные теории появления человека.

2.Понятие человека и его сущность в философии.

 

 

-паловизит

-философия

 

 

 

 

лекция

 

 

 

§ 19

конспект

 

 

1

 

 

14.

Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

1.Антрогенез

2.Социогенез

3.Биосоциальная природа человека.

-антропогенез

-социогенез

 

Урок смешанного типа

 

§ 38

конспект

1

 

 

15.

Деятельность как способ существования людей.

1.Потребности и интересы.

2.Деятельность.

-потребности

-интерес

Комбинированный урок

§ 39

конспект

1

 

 

16.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1.Виды человеческой деятельности.

2.Свобода и необходимость человеческой деятельности.

-свобода

-необходимость

-деятельность

Урок дискуссия

 

конспект

1

 

 

17.

Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

1.Свобода.

2.Свобода абсолютная и ограниченная

3.Свобода и выбор.

-свобода

-выбор

Презентация эссе

конспект

1

 

 

18.

Мышление  и деятельность.

1. Действительность и мышление.

2. Логика и язык.

-сознание

-мышление

Урок смешанного типа

конспект

1

 

 

19

Соотношение мышления и языка.

1.Язык как форма мысли.

2.Мышление и язык

3.Понятие информации.

 

-сознание

-мышление

-язык

Комбинированный урок

 

конспект

1

 

 

20.

Уроки  контроля за знаниями учащихся по теме: «Философия человека»

1

 

 

 

 

21.

Знание, сознание, познание ( 8 ч )

 

Познание окружающего мира

 

 

 

1.Познание и сознание.

2.Знание.

 

 

 

-познание.

-знание.

-сознание

 

 

 

лекция

 

 

 

§  1, § 38

 

 

 

1

 

 

22

Виды и уровни человеческих знаний.

1.Опыт и знание.

2.Мифологическое и рационально-логическое знание.

3.Многообразие форм человеческого знания.

-опыт

-знание

-сознание

лекция

конспект

1

 

 

23

Мировоззрение, его виды и формы.

1.Мировоззрение.

2.Исторические типы мировоззрения.

3.Формы мировоззрения.

-мировоззрение

-мифология

-религия

-философия

Урок дискуссия

конспект

1

 

 

24.

Понятие научной истины, её критерии.

1.Истина.

2.Относительность истины.

3.Истина и заблуждение.

4.Критерии истины.

-истина

-разум

-теория

-опыт

-практика

Решение проблемных задач

 

§ 1 конспект

1

 

 

25

Духовная жизнь общества

1.Философия.

2.Религия.

3.Искусство.

4.Право.

5.Мораль.

6.Нравственная культура. 

 

-Философия.

-Религия.

-Искусство.

-Право.

-Мораль

Семинар

§ 33- 35

лекции

1

 

 

26.

Дифференциация и интеграция научного знания.

1.Особенности наук, изучающих общество и человека.

2.Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

 

-социология

-обществознание

лекция

конспект

1

 

 

27.

Культура.

1.Понятие культуры.

2.Многообразие и диалог культур. 3.Культуры и цивилизации.

 

 

-традиция

-новаторство

-массовая и элитарная культура

Комбинированный урок

В - 58

1

 

 

 

28.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Знание, сознание, познание»

1

 

 

 

29.

Социальная философия (  11 ч )

Социум как особенная часть мира.

 

 

1.Факторы изменения социума.

2.Типы социальной динамики.

 

 

-социум

-динамика

лекция

конспект

 

1

 

 

30

Революционное и эволюционное в историческом процессе.

 

1.Исторический процесс.

2.Революция.

3.Эволюция.

-процесс

-революция

-эволюция

-модернизация

Урок - дискуссия

Конспект

§ 6,

1

 

 

31.

Формации и цивилизации.

1.Общество и формации.

2.Общество и цивилизации

-формации

цивилизации

Самостоятельная групповая работа

§ 4

1

 

 

32

Типологии обществ.

1.Типы обществ

Индустриализа-ция

Практикум

§ 5, конспект

1

 

 

33

Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.

1.Постиндустриальное общество.

2.Информационное общество.

 

лекция

§5, § 8

1

 

 

34

Системное строение общества.

1.Структура общества.

2.Социальная система и ее  среда.

 

-сферы

-институты

Самостоятельная работа

§ 3

Стр.21-23

1

 

 

35

Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

1.Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

2.Проблема общественного прогресса.

3.Модернизация

-закон ускорения

-закон неравномерности

Урок смешанного типа

 § 5

1

 

 

36

Глобализация.

1.Процессы глобализации и становление единого человечества.

2. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.

 

-интеграция

-дифференциация

-глобализация

Интернациона-лизация

Урок - конференция

§ 7

В-11

1

 

 

37

Сознание

1.Общественное и индивидуальное сознание.

2.Самосознание и его роль в развитии личности.

 

-психика

-самосознание

-бессознательное

-подсознание

 

Урок - лаборатория

Конспект

§ 38-40

В-20

1

 

 

38

Образование.

1.Социальная и личностная значимость образования.

2.Тенденции развития образования в современном мире.

3.Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

 

-образование

Независимое расследование

Конспект

В- 61

1

 

 

39

Повторительно – обобщающий урок по теме «Социальная философия»

1

 

Введение в социологию 

 

40

Социология как наука.

1.Место социологии среди других наук.

2.Структура социологического знания.

-социология

Урок - лекция

конспект

1

 

 

 

 

 

41

Общество и общественные отношения  (8 час)

Общество.

1.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.

2.Многообразие подходов к пониманию общества.

3.Основные признаки общества.

 

 

-общество

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

конспект

 

 

1

 

 

42

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

1.Виды социальных взаимодействий. 2.Понятие системы общественных отношений.

-общественные отношения

-социальное поведение

 

Самостоятельная работа

§ 29

1

 

 

43

Социальная структура.

1.Социальные группы, их классификация.

2.Понятие формальных и неформальных групп.

3.Устойчивые социальные группы. 4.Маргинальные группы.

5.Толпа, ее свойства и основные признаки.

-страта

-стратификация

-сословия

-касты

-класс

 

 

 

Урок лекция

 

конспект

§ 26

 

 

1

 

 

44

Социальные институты.

1.Понятие социальных институтов.

2. Основные функции социальных институтов.

3. Социальная инфраструктура.

-социальные институты

Практическая работа

§ 3 стр.23-27

1

 

 

45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная стратификация и мобильность.

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные измерения стратификации.

2.Бедность и неравенство.

3.Роль и значение среднего класса в современном обществе.

.

-страта

-стратификация

-сословия

-бедность

-класс

-мобильность

 

 

 

конспект

§ 26

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

46

 

 

Социальные конфликты.

 

 

 

 

1.Социальные интересы.

2.Причины социальных конфликтов. 3.Характеристики социального конфликта

4. Управление социальным конфликтом.

5.Пути разрешения социальных конфликтов.

-социальные интересы

-социальный конфликт

 

 

 

 

§ 30

 

 

1

 

 

47

Конституционные основы  социальной политики  Российской Федерации.

1.Социальная политика России.

2.Социальные проблемы современной России.

3.Роль учреждений социальной защиты.

 

-социальная политика

 

 

конспект

 

1

 

 

48.

Контрольное тестирование по теме «Общество и общественные отношения»

1

 

 

 

 

49

Личность и общество

(5 час)

 

Социализация индивида.

1.Факторы формирования личности. 2.Социальное поведение.

3.Социальная роль.

4.Социальные роли в юношеском возрасте.

-социальная роль

-социальный статус

 

 

 

 

 

1

 

 

50

Социальный контроль.

1.Социальные ценности и нормы. 2.Роль права в жизни общества. 3.Правовая культура.

-ценности

-нормы

-право

 

 

 

1

 

 

51

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

1.Наркомания

2.Алкоголизм

3.Проституция.

4.Преступность.

5.Курение.

-дивиантное поведение

 

Проектная деятельность

 

   § 32

 

1

 

 

52-53

Молодёжь как социальная группа.

1.Особенности молодежной субкультуры.

2.Проблемы молодежи в современной России.

-субкультура

 

конспект

2

 

 

 

 

 

54

Виды социальных отношений (6 час)

Влияние экономики на социальную структуру

1.Экономические институты. 2.Экономика и культура.

3. Качество и уровень жизни. 4.Экономика и политика.

 

 

-социальная структура

 

 

 

1

 

 

55

Социология труда.

1.Содержание индивидуального труда.

2.Мотивация труда. 3.Удовлетворенность трудом. 4.Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

 

 

 

 

1

 

 

56-57

Семья и брак как социальные институты.

1.Семья.

2.Классификация типов семьи. 3.Функции семьи.

4.Традиционные семейные ценности.

5.Брак.

 

 

§ 28

2

 

 

58

Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

1.Проблемы неполных семей. 2.Социально-бытовые интересы. 3.Материально-вещественная среда обитания человека.

4.Культура бытовых отношений.

 

 

 

 

1

 

 

59

Контрольная работа  по теме «Виды социальных отношений»

 

 

 

 

1

 

 

 

Этнические и конфессиональные отношения  (7 час)

 

 

 

 

 

 

 

60

Этническое многообразие современного мира.

 

Этнос и нация.

Этнокультурные ценности и традиции.

Ментальные особенности этноса.

 

-этнос

-нация

-этнокультурные ценности

 

 

1

 

 

61

Межнациональное сотрудничество и конфликты.

1.Типология этнических конфликтов.

2.Проблемы регулирования межнациональных отношений.

 

 

 

 

1

 

 

62-63

Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

 

 

 

 

2

 

 

64

Роль религии в жизни общества.

1.Религия как форма духовного единства.

2.Мировые религии.

3.Религиозные конфессии.

4. Религиозные объединения и организации в России

 

 

 

1

 

 

65

Церковь как общественный  институт

 

 

 

 

1

 

 

66

Контрольное тестирование «Этнические и конфессиональные отношения»

 

 

 

 

1

 

 

67-68

Повторение изученного материала

Итоговое контрольное тестирование

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями: •

Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями: •

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, (Приказ

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, (Приказ

Большую значимость на этой ступени обществоведческого образования приобретает информационно – коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной…

Большую значимость на этой ступени обществоведческого образования приобретает информационно – коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной…

Требования к уровню подготовки обучающихся: · уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; · учить характеризовать с научных позиций…

Требования к уровню подготовки обучающихся: · уметь давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; · учить характеризовать с научных позиций…

Содержание программы. Специфика социально-гуманитарного знания

Содержание программы. Специфика социально-гуманитарного знания

Знание, сознание, познание.

Знание, сознание, познание.

Социальная философия Социум как особенная часть мира

Социальная философия Социум как особенная часть мира

Введение в социологию Социология как наука

Введение в социологию Социология как наука

Личность и общество Социализация индивида

Личность и общество Социализация индивида

Социология труда. Содержание индивидуального труда

Социология труда. Содержание индивидуального труда

Учебно – тематическое планирование

Учебно – тематическое планирование

Литература Рабочая программа реализуется в ходе использования учебных пособий и учебно – методических комплектов

Литература Рабочая программа реализуется в ходе использования учебных пособий и учебно – методических комплектов

Календарно-тематическое планирование курса обществознание на профильном уровне

Календарно-тематическое планирование курса обществознание на профильном уровне

Философия. 2.Место и роль философии в культуре

Философия. 2.Место и роль философии в культуре

Знание, сознание, познание ( 8 ч )

Знание, сознание, познание ( 8 ч )

Повторительно – обобщающий урок по теме «Знание, сознание, познание»1

Повторительно – обобщающий урок по теме «Знание, сознание, познание»1

Тенденции развития образования в современном мире

Тенденции развития образования в современном мире

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация и мобильность

Молодёжь как социальная группа

Молодёжь как социальная группа

Межнациональное сотрудничество и конфликты

Межнациональное сотрудничество и конфликты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020