ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________ Никифорова И.А.
_______________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1-4 КЛАССЫ
Составители:
Ефременко Инна Романовна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с такими нормативными документами:
1. Закон ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ«Об образовании».
2. Приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
3. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормами Луганской Народной Республики (СанПин).
4. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018. №774-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных учреждениях (организациях)Луганской Народной Республики».
5. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018 г. №772-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
6. Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР.
7. Едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся и педагогического коллектива.
8. Единым орфографическим режимом начальной школы.
9. Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
Рабочая программа по окружающему миру основана на Примерной программе для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Окружающий мир» (I-IV классы. Базовый уровень), согласно авторской программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас»).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он выполняет интегрирующую функцию, соединяя в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социально-гуманитарными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение природного и социокультурного мира в его важнейших взаимосвязях отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направленона достижение следующих целей:
- формирование у младших школьников целостной картиныприродного и социокультурного мира и осознание места в нем человека наоснове рационально-научного познания и эмоционально-ценностногоосмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование культурологической и экологической грамотности,нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой илюдьми;
- создание условий для развития у младшего школьника опытаобщения с людьми, обществом и природой, стремления активно участвовать вприродоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личностигражданина, любящей свою Родину, осознающей свою принадлежность к ней,уважающей образ жизни, нравы и традиции своего народа, природное икультурное достояние родной страны и всего человечества.
Основнымизадачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к нашей стране, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
· осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности засохранение её природы;
· самоопределение своей гражданской идентичности; чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· способность к адекватной самооценке с опорой на знание основныхморальных норм, требующих для своего выполнения развития этическихчувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
· установка на безопасный здоровый образ жизни; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
· способность регулировать (под руководством учителя) собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
· умение осуществлять информационный поиск (с помощью взрослых) для выполнения учебных задач;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия совзрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явленийокружающего мира.
Предметные результаты:
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальнойдействительности (в пределах изученного);
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным дляосознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явленияокружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
· овладение основами экологической грамотности, элементарнымиправилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормамиздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· понимание места своей семьи в прошлом и настоящем, в истории икультуре своего края.
2-й класс
Личностные результаты:
· формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой народ и свою историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
· понимание особой роли Отчизны в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
· сформированность уважительного отношения к Родине, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3-й класс
Личностные результаты:
· знакомство с основами гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
У обучающегося будут сформированы:
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей городов и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
УУД
Обучающийся
научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
УУД
Обучающийся
научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
УУД
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
· Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».
· Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».
· Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».
· Называть экологические связи и их разнообразие.
· Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология».
· Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств.Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».
· Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.
· Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану;
· Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах.Называть правила охраны воздуха.
· Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход.
· Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды.
· Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.
· Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.
· Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы.
· Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.
· Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.
· Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.
· Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.
· Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп.
· Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.
· С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу.
· Называть меры по охране животных.
· Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы».Называть правила сбора грибов.
· Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.
· Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.
· Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа.Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.
· Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.
· Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека.
· Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система».
· Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе.
· Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.
· Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.
· Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей.
· Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.
· Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
· Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.
· Понимать, какиеопасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.
· Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности.
· Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики.
· Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.
· Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.
· Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.
· Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.
· Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».
· Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.
· Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.
· Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.
· Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.
· Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Называть города, которые входят в Золотое кольцо.
· Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.
· Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.
· Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.
· Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.
· Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.
· Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.
· Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.
4-й класс
Личностные результаты:
· осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности засохранение её природы;
· осознание себя членом общества и республики (самоопределениесвоей гражданской идентичности); чувство любви к своему краю,выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории икультуре, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуредругих народов;
· уважение к истории и культуре всех народов Земли на основепонимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
· расширение сферы социально-нравственных представлений,включающих в себя освоение социальной роли учащегося, пониманиеобразования как личностной ценности;
· способность к адекватной самооценке с опорой на знание основныхморальных норм, требующих для своего выполнения развития этическихчувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в миреприроды и социуме;
· установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказыватьдоврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мирепрофессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметныерезультаты:
· способность регулировать собственную деятельность, в том числеучебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве исамостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительностии внутренней жизни человека;
· умение осуществлять информационный поиск для выполненияучебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики иэтикета;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия совзрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,учреждения культуры в городе (селе) и др.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явленийокружающего мира.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своейэкологической и культурологической грамотности, получат возможностьнаучиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правилаздорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предметные результаты:
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальнойдействительности (в пределах изученного);
· сформированность целостного, социально-ориентированноговзгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразииприроды, народов, культур и религий;
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным дляосознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшегообразования в области естественнонаучных и социально-гуманитарныхдисциплин;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явленияокружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты в событиякультуры, истории общества в контексте базовых национальных духовныхценностей, идеалов, норм;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
· овладение основами экологической грамотности, элементарнымиправилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормамиздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии республики, в её современной жизни;
· понимание места своей семьи в прошлом и настоящем, в истории икультуре своего края;
· знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержательный блок «Человек и природа»
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты иявления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешнихпризнаков или известных характерных свойств и проводить простейшуюклассификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставитьопыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительныеприборы;
• следовать инструкциям и правилам техники безопасности припроведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных иэлектронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с цельюпоиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, созданиясобственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь поестествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимойинформации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объясненияявлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживойприродой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснениянеобходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы,находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье ибезопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюденияправил безопасного поведения; использовать знания о строении ифункционировании организма человека для сохранения и укрепления своегоздоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструментыИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработкиинформации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений иопытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира сиспользованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных изконструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нестиответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения вшколе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) иприродной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствиядля сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правиларационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;
• планировать, контролировать оценивать учебные действия впроцессе познания окружающего мира в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации.
Содержательный блок «Человек и общество»
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Республики и своего региона;описывать достопримечательности родного края; находить на карте свойрегион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученныеисторические события с датами, конкретную дату с веком; находить местоизученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажныхи электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находитьфакты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; наоснове имеющихся знаний отличать реальные исторические факты отвымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различныхсоциальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позицииразвития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари,энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поискаинформации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственныхустных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразнымиокружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для республики и личностисобытиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияниена будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мирачеловека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересахобразовательной организации, социума, этноса, республики;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместноустановленные договорённости и правила, в том числе правила общения совзрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать вколлективной коммуникативной деятельности в информационнойобразовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути еёдостижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Общее количество часов - 270 ч.:в 1 классе - 66 ч. за год(33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч. за год. (34 учебные недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
1-й класс
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Что и кто? (20 ч)
Наша Родина. Природа, города, народы (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами республики: флагом, гербом. Наш город (село) – часть большой страны.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Экскурсии:
- Знакомство со школой.
- Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
- Что у нас над головой?
- Что у нас под ногами?
- Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника).
- Что такое зоопарк?
Практические работы:
1. Знакомство с комнатнымирастениями.
2. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
3. Распознавание листьев различных деревьев.
4. Сравнительное исследование сосны и ели.
5. Что общего у разных растений?
6. Знакомство с глобусом.
7. Изучение свойств снега и льда.
8. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
9. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
10. Простейшие правила гигиены.
2-й класс
Где мы живем? (4 ч)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (19 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села (9 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (10 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры.
Путешествия (19 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Родной край. Россия на карте. Путешествие по Москве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
Экскурсии:
- Что нас окружает?
- Живая и неживая природа.
- Осенние изменения в природе.
- Зимние изменения в природе.
- Формы земной поверхности родного края.
- Весенние изменения в природе.
- Водоёмы родного края.
- Знакомство с достопримечательностями родного города.
Практические работы:
1. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
2. Знакомство с горными породами и минералами.
3. Свойства воды.
4. Распознавание деревьев, кустарников и трав.
5. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
6. Приёмы ухода за комнатными растениями.
7. Отработка правил перехода улицы.
8. Отработка основных правил этикета.
9. Определение сторон горизонта по компасу.
10. Основные приемы чтения карты.
3-й класс
Как устроен мир? (7ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (20ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (9ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (8ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (13ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Экскурсии:
- Природа, её разнообразие.
- Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
- Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
- Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
1. Тела, вещества, частицы.
2. Состав и свойства воздуха.
3. Свойства воды.
4. Круговорот воды.
5. Состав почвы.
6. Размножение и развитие растений.
7. Знакомство с внешним строением кожи.
8. Подсчет ударов пульса.
9. Полезные ископаемые.
10. Знакомство с культурными растениями.
11. Знакомство с различными монетами.
4-й класс
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа родного края (11 ч)
Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края. Моря, озёра и реки. Водоёмы родного края.Природные зоны. Пояса Земли. Зона арктических пустынь. Тундра. Знакомство с особенностями природы, ее использование. Леса. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У чёрного моря.
Родной край - часть большой страны (11 ч)
Наш край. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв. Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир». История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
СовременнаяЛуганщина (10 ч)
Конституция - Основной закон Республики. Права ребенка. Мы - граждане Луганской Народной Республики. Государственная символика Республики; правила поведения при прослушивании гимна. Главный город родного края.Луганская Народная Республика в лицах. Города и сёла Луганщины. Святыни родного края. Такие разные праздники.
Экскурсии:
- Лес и человек.
- Поверхность нашего края.
- Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
- Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы:
1. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.
2. Знакомство с картой звёздного неба.
3. Глобус и географическая карта.
4. Знакомство с историческими картами.
5. Равнины и горы.
6. Моря, озёра и реки.
7. Пояса Земли.
8. Зона Арктических пустынь.
9. Тундра.
10. Леса.
11. Зона степей.
12. Пустыни.
13. У Чёрного моря.
14. Знакомство с картой края.
15. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.
16. Жизнь леса.
17. Жизнь луга.
18. Жизнь пресного водоема.
19. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Учебно-тематический план
1 - 4 классы
№ п/п |
Разделы, темы |
Рабочая программа по классам |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 класс 2 ч. в неделю
|
1 |
2 |
Что и кто? |
20 |
|
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
|
4 |
Где и когда? |
11 |
|
5 |
Почему и зачем? |
22 |
|
Итого: |
66 |
||
1 |
Где мы живём? |
2 класс 2ч. в неделю |
4 |
2 |
Природа. |
19 |
|
3 |
Жизнь города и села. |
9 |
|
4 |
Здоровье и безопасность. |
10 |
|
5 |
Общение. |
7 |
|
6 |
Путешествия. |
19 |
|
Итого: |
68 |
||
1 |
Как устроен мир? |
3 класс 2 ч. в неделю |
7 |
2 |
Эта удивительная природа. |
20 |
|
3 |
Мы и наше здоровье. |
9 |
|
4 |
Наша безопасность. |
8 |
|
5 |
Чему учит экономика. |
11 |
|
6 |
Путешествие по городам и странам. |
13 |
|
Итого: |
68 |
||
1 |
Земля и человечество. |
4 класс 2 ч. в неделю |
10 |
2 |
Природа родного края. |
11 |
|
3 |
Родной край – часть большой страны. |
11 |
|
4 |
Страницы всемирной истории. |
6 |
|
5 |
Страницы истории России. |
20 |
|
6 |
Современная Луганщина. |
10 |
|
Итого: |
68 |
||
Всего: |
270 |
Материал подобран с учётом возрастных особенностей; органического сочетания обучения и воспитания; усвоения знаний и развития познавательных способностей детей; практическая направленность обучения.
Технологии, методы и формы работы, которые будут использованы: личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый подход в обучении, игровые технологии, индивидуальная практическая деятельность учащихся, коллективная исследовательская деятельность, опыты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: индивидуально-групповые, индивидуальные, групповые.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Требования к уровню подготовки учащихся
к окончанию курса окружающий мир начальной школы
1-й класс
Результаты изучения курса «Окружающий мир 1 класс» направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Ученик научится:
• называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
• различать изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;
• моделировать различные ситуаций поведения в школе, в быту, на дороге, в природе и других общественных местах.;
• пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
• различать профессии людей;
• различать природные богатства, живые и неживые;
• различать растения и животных;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры названий растений и животных (5-10);
• распознавать деревья своей местности по листьям; части растения, некоторые виды плодов и семян, ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, заботиться о птицах зимой, заботиться о своём здоровье.
• различать государственную символику знать название своего региона и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее;
• называть объекты дневного и ночного неба; основные виды природных водоёмов, свойства снега и льда; разнообразие камней;
• различать комнатные и дикорастущие растения, их части; основные группы животных, их внешнее строение;
• различать назначение предметов домашнего обихода;
• объяснять назначение компьютера, называть его части;
• соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами;
• различать дни недели и времена года; холодные и жаркие районы Земли;
• объяснять, где зимуют перелётные птицы; как ученые изучают динозавров;
• рассказывать об истории одежды людей, истории велосипеда;
• называть по два примера наземных, водных, воздушных транспортных средств и выделять некоторые их отличия друг от друга; правильно обходить автобус, троллейбус, трамвай;
• различать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, пользоваться правилами перехода улицы;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе;
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих;
• понимать необходимость здорового образа жизни.
Учащиеся должны знать:
• способы изображения Земли, ее поверхности - глобус, географическая карта (план местности);
• названия океанов и материков;
• положение своего края на карте;
• природные зоны, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
• особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; способы использования и охраны природы края;
• исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
• важнейшие события и великие люди отечественной истории;
• государственную символику и праздники Республики; что такое Конституция; основные права ребенка;
• правила поведения на природе.
Учащиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
• проводить наблюдения природных тел и явлений;
• приводить примеры животных Красной книги;
• соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
• самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
• владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
• применять иллюстрацию учебника как источник знаний.
Учащиеся должны уметьиспользовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизнидля оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения.
2-й класс
Учащиеся должны знать:
• неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
• строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
• имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
• основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
• названия нашей страны, ее столицы; государственные символы; названия некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Учащиеся должны уметь:
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
• приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
3-й класс
Учащиеся должны знать:
• человек - часть природы и общества;
• что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
• основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
• взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
• взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
• строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
• правила гигиены; основы здорового образа жизни;
• правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
• потребности людей; товары и услуги;
• роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
• некоторые города, их главные достопримечательности; страны (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
• проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
• объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
• выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
• выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
• владеть элементарными приемами чтения карты;
• приводить примеры городов своей страны, России, стран-соседей, стран зарубежной Европы и их столиц.
4-й класс
Учащиеся должны знать:
• способы изображения Земли, ее поверхности - глобус, географическая карта (план местности);
• названия океанов и материков;
• положение своего края на карте;
• природные зоны, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
• особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; способы использования и охраны природы края;
• исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
• важнейшие события и великие люди отечественной истории;
• государственную символику и праздники Республики; что такое Конституция; основные права ребенка;
• правила поведения на природе.
Учащиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
• проводить наблюдения природных тел и явлений;
• приводить примеры животных Красной книги;
• соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
• самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
• владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
• применять иллюстрацию учебника как источник знаний.
Учащиеся должны уметьиспользовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизнидля оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения.
«РАССМОТРЕНО»
МО учителей начальных классов
Протокол №___
от «___»_______2018г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
______________/Минько Л.А./
«___»_______2018г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.