Рабочая программа по окружающему миру 6.2

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном документе находится рабочая программа для 3 класса по окружающему миру для 6.2
Иконка файла материала Окружающий мир 3 класс.docx

 

Приложение к АОП НОО 6.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Окружающий мир

 

УМК «Школа России»

 3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Долгова И.С.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

п. Пятидорожное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.).составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Долговой И.С. и предназначена для обучения учащихся 3 класса

 Составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта  для обучающихся с ОВЗ

2.Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»( программа 6.2)

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Цели коррекционной работы:

- развитие познавательной деятельности

- коррекция мелкой моторики  и формирование пространственных представлений

 - коррекция эмоционально-личностной сферы, учебной мотивации

- развитие высших психических функций.

Общая характеристика  учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно- нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно- смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира: . природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; . природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; . мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.

 Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На основании учебного плана НОО МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»  на изучение учебного предмета « Окружающий мир» в 3 классе  отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Описание ценностных ориентиров учебного предмета

-  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-  культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
-  наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
-  человечество как многообразие народов, культур, религий;
-  международное сотрудничество как основа мира на Земле;
-  патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
-  семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
-  труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
-  здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
-  нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Содержание учебного предмета

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

·         проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

·         устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

·         определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

·         моделировать цепи питания в природном сообществе;

·         различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

·         понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

·         находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

·         читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

·         находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

·         соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

·         ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

·         описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

·         описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;

·         приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

·         называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

·         описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

·         планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

·         устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

·         участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

·         оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

·         выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

·         самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Основные виды деятельности:

1.Дидактические игры

2.Индивидуальная работа

3.Работа с учебником и в тетради.

4. Применение ИКТ

5.Кроссворды

6.Творческие задания

7.Практические работы и экскурсии.

8.Сообщения, доклады.

9.Проблемные вопросы.

10.Наблюдения и исследования.

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Раздел 1. Человек и общество

 

 

Наша родина - Российская Федерация (14ч)

 

 

1

Что такое общество?

 1

РЭШ

2

Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России

 1

РЭШ

3

Родной край – малая родина

 1

РЭШ

4

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль

 1

РЭШ

5

Входная контрольная работа

 1

РЭШ

6

Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга

 1

РЭШ

7

Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода М

 1

РЭШ

8

Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона

 1

РЭШ

9

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский

 1

РЭШ

10

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль

 1

РЭШ

11

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны

 1

РЭШ

12

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры

 1

РЭШ

13

Промежуточная аттестация

 1

РЭШ

14

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве

 1

РЭШ

15

Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа

 1

РЭШ

16

Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме

 1

 

Семья - коллектив близких. Родных людей.(2ч.)

 

17

Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи

 1

РЭШ

18

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи

 1

РЭШ

Страны и народы мира. (4ч.)

 

19

Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)

 1

РЭШ

20

Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

 1

РЭШ

21

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)

 1

РЭШ

22

Памятники природы и культуры Китая (по выбору)

 1

РЭШ

Раздел 2. Человек и природа

 

Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. (11ч.)

 

23

Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы

 1

РЭШ

24

Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика

 1

РЭШ

25

Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов

 1

РЭШ

26

Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы

 1

РЭШ

27

Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе

 1

РЭШ

28

Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды

 1

РЭШ

29

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха

 1

РЭШ

30

Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов

 1

РЭШ

31

Полезные ископаемые – богатство земных недр

 1

РЭШ

32

Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона

 1

РЭШ

33

Почва, её состав

 1

РЭШ

 

Бактерии, грибы и их разнообразие (2ч.)

 

 

34

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа

 1

РЭШ

35

Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание

 1

РЭШ

 

Разнообразие растений (7 ч.)

 

 

36

Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания

 1

РЭШ

37

Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения)

 1

РЭШ

38

Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности

 1

РЭШ

39

Растение как живой организм

 1

РЭШ

40

Как растения размножаются?

 1

РЭШ

41

Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ)

 1

РЭШ

42

Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений)

 1

РЭШ

 

Разнообразие животных (7 ч.)

 

 

43

Жизнь животных в разные времена года

 1

РЭШ

44

Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика

 1

РЭШ

45

Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России

 1

РЭШ

46

Как животные питаются?

 1

РЭШ

47

Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи)

 1

РЭШ

48

Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных

 1

РЭШ

49

Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией

 1

РЭШ

50

Тематическая проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"

 

РЭШ

 

Природные сообщества (3ч.)

 

 

51

Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь

 1

РЭШ

52

Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород

 1

РЭШ

53

Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения

 1

РЭШ

 

Человек - часть природы (5ч.)

 

 

54

Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека

 1

РЭШ

55

Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека

 1

РЭШ

56

Дыхательная система и ее роль в жизни человека

 1

РЭШ

57

Пищеварительная система и ее роль в жизни человека

 1

РЭШ

58

Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека

 1

РЭШ

59

Органы чувств их роль в жизни человека

 1

РЭШ

 

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

 

 

 

Здоровый образ жизни (2ч.)

 

 

60

Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз

 1

РЭШ

61

Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма

 1

РЭШ

 

Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет (5ч.)

 

 

62

Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части

 1

РЭШ

63

Итоговая аттестация

 1

РЭШ

64

Знаки безопасности во дворе жилого дома

 1

РЭШ

65

Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности

 1

РЭШ

66

Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта

 1

РЭШ

67

Безопасная информационная среда

 1

РЭШ

68

Тематическая проверочная работа "ОБЖ"

 1

РЭШ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 

 

Материально-техническое обеспечение

         1.Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс. Учебник в 2 ч.: – М.: Просвещение,

           

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч.  

3. Мультимедийный проектор

4. CD – ДИСКИ «Электронное приложение» к учебнику «Окружающий мир»

 Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс

5. Иллюстративный материал, глобус, карты природных зон.

6. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы 

 к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2015