Приложение к АОП НОО 6.2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
УМК «Школа России»
3 класс
Составитель:
Долгова И.С.
учитель начальных классов
2023-2024 учебный год
п. Пятидорожное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.).составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Долговой И.С. и предназначена для обучения учащихся 3 класса
Составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ
2.Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»( программа 6.2)
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Цели коррекционной работы:
- развитие познавательной деятельности
- коррекция мелкой моторики и формирование пространственных представлений
- коррекция эмоционально-личностной сферы, учебной мотивации
- развитие высших психических функций.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно- нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно- смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира: . природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; . природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; . мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана НОО МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» на изучение учебного предмета « Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров учебного предмета
-
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем
многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
· проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
· устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
· определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
· моделировать цепи питания в природном сообществе;
· различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
· понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
· находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
· читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
· находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
· соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
· ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
· описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
· описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
· приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
· называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
· описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
· планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
· устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
· участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
· оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
· выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
· самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основные виды деятельности:
1.Дидактические игры
2.Индивидуальная работа
3.Работа с учебником и в тетради.
4. Применение ИКТ
5.Кроссворды
6.Творческие задания
7.Практические работы и экскурсии.
8.Сообщения, доклады.
9.Проблемные вопросы.
10.Наблюдения и исследования.
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
Раздел 1. Человек и общество |
|
||
|
Наша родина - Российская Федерация (14ч) |
|
|
1 |
Что такое общество? |
1 |
РЭШ |
2 |
Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России |
1 |
РЭШ |
3 |
Родной край – малая родина |
1 |
РЭШ |
4 |
Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль |
1 |
РЭШ |
5 |
Входная контрольная работа |
1 |
РЭШ |
6 |
Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга |
1 |
РЭШ |
7 |
Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода М |
1 |
РЭШ |
8 |
Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона |
1 |
РЭШ |
9 |
Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский |
1 |
РЭШ |
10 |
Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль |
1 |
РЭШ |
11 |
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны |
1 |
РЭШ |
12 |
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры |
1 |
РЭШ |
13 |
Промежуточная аттестация |
1 |
РЭШ |
14 |
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве |
1 |
РЭШ |
15 |
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа |
1 |
РЭШ |
16 |
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме |
1 |
|
Семья - коллектив близких. Родных людей.(2ч.) |
|
||
17 |
Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи |
1 |
РЭШ |
18 |
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи |
1 |
РЭШ |
Страны и народы мира. (4ч.) |
|
||
19 |
Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) |
1 |
РЭШ |
20 |
Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) |
1 |
РЭШ |
21 |
Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) |
1 |
РЭШ |
22 |
Памятники природы и культуры Китая (по выбору) |
1 |
РЭШ |
Раздел 2. Человек и природа |
|
||
Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. (11ч.) |
|
||
23 |
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы |
1 |
РЭШ |
24 |
Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика |
1 |
РЭШ |
25 |
Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов |
1 |
РЭШ |
26 |
Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы |
1 |
РЭШ |
27 |
Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе |
1 |
РЭШ |
28 |
Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды |
1 |
РЭШ |
29 |
Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха |
1 |
РЭШ |
30 |
Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов |
1 |
РЭШ |
31 |
Полезные ископаемые – богатство земных недр |
1 |
РЭШ |
32 |
Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона |
1 |
РЭШ |
33 |
Почва, её состав |
1 |
РЭШ |
|
Бактерии, грибы и их разнообразие (2ч.) |
|
|
34 |
Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа |
1 |
РЭШ |
35 |
Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание |
1 |
РЭШ |
|
Разнообразие растений (7 ч.) |
|
|
36 |
Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания |
1 |
РЭШ |
37 |
Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) |
1 |
РЭШ |
38 |
Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности |
1 |
РЭШ |
39 |
Растение как живой организм |
1 |
РЭШ |
40 |
Как растения размножаются? |
1 |
РЭШ |
41 |
Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) |
1 |
РЭШ |
42 |
Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений) |
1 |
РЭШ |
|
Разнообразие животных (7 ч.) |
|
|
43 |
Жизнь животных в разные времена года |
1 |
РЭШ |
44 |
Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика |
1 |
РЭШ |
45 |
Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России |
1 |
РЭШ |
46 |
Как животные питаются? |
1 |
РЭШ |
47 |
Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи) |
1 |
РЭШ |
48 |
Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных |
1 |
РЭШ |
49 |
Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией |
1 |
РЭШ |
50 |
Тематическая проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" |
|
РЭШ |
|
Природные сообщества (3ч.) |
|
|
51 |
Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь |
1 |
РЭШ |
52 |
Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород |
1 |
РЭШ |
53 |
Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения |
1 |
РЭШ |
|
Человек - часть природы (5ч.) |
|
|
54 |
Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека |
1 |
РЭШ |
55 |
Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека |
1 |
РЭШ |
56 |
Дыхательная система и ее роль в жизни человека |
1 |
РЭШ |
57 |
Пищеварительная система и ее роль в жизни человека |
1 |
РЭШ |
58 |
Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека |
1 |
РЭШ |
59 |
Органы чувств их роль в жизни человека |
1 |
РЭШ |
|
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
|
|
|
Здоровый образ жизни (2ч.) |
|
|
60 |
Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз |
1 |
РЭШ |
61 |
Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма |
1 |
РЭШ |
|
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет (5ч.) |
|
|
62 |
Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части |
1 |
РЭШ |
63 |
Итоговая аттестация |
1 |
РЭШ |
64 |
Знаки безопасности во дворе жилого дома |
1 |
РЭШ |
65 |
Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности |
1 |
РЭШ |
66 |
Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта |
1 |
РЭШ |
67 |
Безопасная информационная среда |
1 |
РЭШ |
68 |
Тематическая проверочная работа "ОБЖ" |
1 |
РЭШ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
|
Материально-техническое обеспечение
1.Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс. Учебник в 2 ч.: – М.: Просвещение,
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч.
3. Мультимедийный проектор
4. CD – ДИСКИ «Электронное приложение» к учебнику «Окружающий мир»
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс
5. Иллюстративный материал, глобус, карты природных зон.
6. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы
к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.