Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

  • docx
  • 14.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОРКСЭ 4 кл.docx

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по Основам православной культуры

 

 

 

Уровень общего образования: начальное общее 4 «А» и 4 «Б» класс

 

 

Количество часов 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022  учебный  год

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования 2010 года и на основе  программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.), основной образовательной программы начального общего образования на 2021 – 2022 учебный год.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры»  состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»  подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Основные задачи учебного предмета

ü  осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

ü  усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

 привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

ü   ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

ü  привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

ü  ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

ü   ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

ü  России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);

ü   усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

ü  усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

ü  формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

ü  воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

ü  формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Содержание учебного курса

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Дают определения основных понятий православной культуры

6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России.

17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Личностные результаты

·                     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·                     формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

·                     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·                     развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·                     воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·                     развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·                     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                     наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

·              анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

·              учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·              определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·              адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·              различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·              в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·              преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·              проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·              самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·              самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

·              осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·              овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

·              строить сообщения в устной и письменной форме;

·              осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·              осуществлять синтез как составление целого из частей;

·              проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·              устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·              устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

·              осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·              осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·              осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·              строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

·              адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

·              допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·              учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·              формулировать собственное мнение и позицию;

·              договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·              строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·              задавать вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

·              учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·              учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·              проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·              задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·              осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·              адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Выпускник научится:

·              понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 

·              знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; 

·              знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

·               формирование первоначальных представлений о Православии и его роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли Православия в становлении российской государственности;

·               формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; 

·              осознание ценности человеческой жизни; 

·              знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

·               становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

·              воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

·               нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

·                     получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «ОРКСЭ» к концу  обучения

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

·                     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·                     формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь.

Уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

-готовить сообщения по выбранным тем

Ценностные ориентиры содержания учебного модуля «Основы православной культуры »:

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Введение предмета «Основы православной культуры» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.

Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Искусство и литература;

- Природа;

- Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

 

 

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках  второго  блока учащиеся должны получить целостное представление о том,  что есть культура православия.  Школьники знакомятся с основателем православия  - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные  и общественные обязанности. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.  В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют   большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов,  использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                   

 

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 классе

 

№ урока

Темы уроков

Кол-во

часов

Дата

проведения

Раздел 1. «Россия – наша Родина»

1 ч

1

Россия – наша  Родина

1

07.09

Раздел 2. «Основы православной культуры»

28 ч

2

Культура и  религия

1

14.09

3

Человек  и  Бог  в  православии

1

21.09

4

Православная  молитва

1

28.09

5

Библия  и  Евангелие

1

05.10

6

Проповедь  Христа

1

12.10

7

Христос  и  Его  крест

1

19.10

8

Пасха

1

26.10

9

Православное  учение  о  человеке

1

09.11

10

Совесть  и  раскаяние

1

16.11

11

Заповеди

1

23.11

12

Милосердие  и  сострадание

1

30.11

13

Золотое  правило  этики

1

07.12

14

Храм

1

14.12

15

Икона

1

21.12

16

Творческие  работы  учащихся

1

28.12

17

Как  христианство  пришло  на  Русь

1

11.01

18

Подвиг

1

18.01

19

Заповеди  блаженств

1

25.01

20

Зачем  творить  добро ?

1

01.02

21

Чудо  в  жизни  христианина

1

08.02

22

Православие  о Божием  суде

1

15.02

23

Таинство  причастия

1

22.02

24

Монастырь

1

01.03

25

Отношение  христианина  к  природе

1

15.03

26

Христианская  семья

1

29.03

27

Защита  Отечества

1

05.04

28

Христианин  в  труде

1

12.04

29

Любовь  и  уважение  к  Отечеству

1

19.04

Раздел 3. «Подведение итогов курса»

2 ч

30

Презентация  творческих  проектов  учащихся

1

26.04

31

Выступление учащихся  со своими творческими работами

1

17.05

 

 

Формы промежуточного контроля на уроках ОРКСЭ.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

-     участие в проектах;

-     подведениеитоговурока;

-     творческиезадания;

-     зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-     мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-     самооценкасобытия, происшествия;

-     дневникидостижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-     «найди отличия» (можно задать их количество);

-     «начтопохоже?»;

-     поисклишнего;

-     «лабиринты»;

-     упорядочивание;

-     «цепочки»;

-     хитроумныерешения;

-     составлениесхем-опор;

-     работа с разного вида таблицами;

-     составление и распознаваниедиаграмм;

-     работасословарями;

Для диагностики и формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-     «преднамеренныеошибки»;

-     поиск информации в предложенных источниках;

-     взаимоконтроль;

-     «ищуошибки»

-     КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-     составьзаданиепартнеру;

-     отзывнаработутоварища;

-     групповая работа по составлению кроссворда;

-     «отгадай, о комговорим»;

-     диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-     «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Ожидаемыерезультаты:

      понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

      понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

      потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

      мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

      стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

      определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;

      осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.

Критерии сформированности нравственно-этической ориентации

      структураценностногосознания;

      уровеньразвитияморальногосознания;

      присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

      полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Таблица 1

Действиенравственно-этическойориентации

Основныекритерии

ориентации

Типовыезадачи

1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной  нормы/следования моральной норме

Ориентировка наморальную норму(справедливогораспределения,взаимопомощи,правдивости)

Послеуроков (нормавзаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребенок понимает,

что нарушение моральных норм оценивается как более

серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

ОпросникЕ.Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных последствий нарушения  нормы.

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)

4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Всезадания

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровеньразвитияморальныхсуждений

Всезадания

Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации

 

Процедура оценки уровня духовно-нравственного развития

      Определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития  учащихся младшего школьного возраста.

      Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов.

      Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами.

      Мотивацияличнойответственностиучеников

Способы фиксации динамики достижений учащихся:

      Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки.

      Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.

      Оценивание процесса выполнения задания.  Это целенаправленный процесс оценивания на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.

      Метод оценивания, основанный на выборе ответаили кратком свободном ответе, представляет собойситуативную, однонаправленную оценочную деятельность.

      Распространенным является метод оценивания, который можно условно назвать открытым ответом. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.

      Рефлексия достижений. Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, предполагает создание условий для рефлексии (самоанализа и самооценки).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. –М.: Просвещение, 2016.

2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».