ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане предмет «Письмо» относится к образовательной
области «Общеобразовательные курсы».
Рабочая программа ориентирована на учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Русский язык» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида: М. «Просвещение», 2014.
Цель: формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Задачи:
- знакомить с понятиями «буква», «слог», «слово», «предложение».
- развивать мелкую моторику рук и пространственных представлений. - формировать технические навыки письма (правильная осанка при письме, наклон тетради, умение правильно держать карандаш, удерживать строку).
- обучать написанию письменных букв, слогов, слов.
- формировать навыки звукобуквенного анализа.
- обучать написанию элементов письменных букв, изученных букв, слогов, слов.
- укреплять учебную мотивацию и стимулировать речевую активность.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоен6ию соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку.
Для выявления уровня развития и учебные навыки письма обучающихся, в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:
1 балл – на листе бумаги не ориентируется. Не умеет правильно держать карандаш, ручку. Графические навыки не сформированы.
2 балла – воспринимает контур рисунка, но при раскрашивании выходит за границы.
3 балла – соблюдает пределы при штриховке прямыми линиями. При раскрашивании контура редко выходит за границы. Обводит по контуру. Проводит прямые горизонтальные и вертикальные линии. Печатает по обводке.
4 балла – списывает с печатного текста. Знает написание букв и цифр.
5 баллов – пишет диктанты при орфографическом проговаривании по слогам.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо» рассчитана (3 часа в неделю)
Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
По программе |
По плану |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
105 ч. |
105 ч. |
25 ч. |
22 ч. |
31 ч. |
27 ч. |
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
1.Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»):
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4»):
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи;
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Допустимый уровень (соответствует отметке «3»):
- выполняет задания самостоятельно частично;
- выполняет задания по образцу с помощью учителя;
- выполняет задания по подражанию с помощью учителя;
- выполняет задания по словесной инструкции с помощью учителя.
4. Не допустимый уровень (соответствует отметке «2»):
- задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает;
- задания по образцу не выполняет, помощь не принимает;
- задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает;
- задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
Особые образовательное потребности обучающихся с ОВЗ
Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-воспитательных задач, решамых в процессе образования;
Специальное обучение «переносу» сформировавшихся знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
Использование премущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и со учениками.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПИСЬМУ 8 ГУО КЛАСС
№ п/п |
ТЕМА
|
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА |
ПРИМЕЧАНИЕ |
|
ПЛАН |
ФАКТ |
||||
|
Звуки и буквы- 27 ч. |
|
|
|
|
1. 1 |
Звуки и буквы. |
1 |
|
|
|
2. 2 |
Звуки , буквы и их различение. |
1 |
|
|
|
3. 3 |
Гласные звуки. |
1 |
|
|
|
4. 4 |
Гласные звуки и их различение. |
1 |
|
|
|
5. 5 |
Слова с гласными е, ё, и, ю, я. |
1 |
|
|
|
6. |
Соотнесение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв Аа, Оо, ы, Ии, Ээ. |
1 |
|
|
|
7. 6 |
Упражнения в определении гласных в словах. |
1 |
|
|
|
8. 7 |
Согласные звуки. |
1 |
|
|
|
9. |
Соотнесение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв Пп, Сс, Кк, Дд, Бб, Гг. |
1 |
|
|
|
10. |
Соотнесение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв Лл, Шш, Чч, Хх,Ж ж. |
1 |
|
|
|
11. |
Соотнесение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв Цц, Щщ,Й й. |
1 |
|
|
|
12. 8 |
Согласные звуки и их различение. |
1 |
|
|
|
13. 9 |
Звонкие согласные звуки и их различение. |
1 |
|
|
|
14. |
Глухие согласные звуки и их различение. |
1 |
|
|
|
15. |
Твердые и мягкие согласные. |
1 |
|
|
|
16. |
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е,ё,и,ю,я. |
1 |
|
|
|
17. |
Парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
|
|
18. |
Упражнения в определении согласных в словах. |
1 |
|
|
|
19. |
Мягкий знак на конце и в середине слова. |
1 |
|
|
|
20. |
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. |
1 |
|
|
|
21. |
Звуки с-ш. Различение. Выделение в словах, упражнение в произношении и написании. |
1 |
|
|
|
22. |
Звуки з-ж. Различение. Выделение в словах, упражнение в произношении и написании. |
1 |
|
|
|
23. |
Различение аффрикатов ч-ть-щ, щ-ть-с. |
1 |
|
|
|
24. |
Письмо слов и предложений с печатных карточек. |
1 |
|
|
|
25. |
Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). |
1 |
|
|
|
26. |
Письмо слов с изученными буквами. |
1 |
|
|
|
27. |
Закрепление знаний, умений, навыков по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
|
|
|
Слово- 29 ч. |
|
|
|
|
28. |
Слова, обозначающие названия предметов. |
1 |
|
|
|
29. |
Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? |
1 |
|
|
|
30. |
Названия предметов, отвечающих на вопрос что? |
1 |
|
|
|
31. |
Различение слов, отвечающих на вопросы: кто это? что это? |
1 |
|
|
|
32. |
Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов (кто это? что это?) |
1 |
|
|
|
33. |
Имена собственные. Большая буква в именах и фамилиях людей. |
1 |
|
|
|
34. |
Имена собственные: клички животных , названия городов, деревень, сел, улиц. |
1 |
|
|
|
35. |
Правописание имен собственных. |
1 |
|
|
|
36. |
Правописание названий морей, рек, озер, гор. |
1 |
|
|
|
37. |
Закрепление правописаний имен собственных. |
1 |
|
|
|
38. |
Запись предложений по данным вопросам. |
1 |
|
|
|
39. |
Слова, обозначающие названия действий. |
1 |
|
|
|
40. |
Название действий предметов по вопросам что делает? |
1 |
|
|
|
41. |
Название действий предметов по вопросам что делают? |
1 |
|
|
|
42. |
Подбор слов, обозначающих названия действий к вопросу. |
1 |
|
|
|
43. |
Упражнения в узнавании предмета по действиям. |
1 |
|
|
|
44. |
Нахождение и запись названий действий по вопросам. |
1 |
|
|
|
45. |
Выделение слов, обозначающих предметы и действия. |
1 |
|
|
|
46. |
Предлоги над, под. |
1 |
|
|
|
47. |
Предлог над, назначение предлога. |
1 |
|
|
|
48. |
Предлог под, назначение предлога. |
1 |
|
|
|
49. |
Выделение предлогов над, под в предложении. |
1 |
|
|
|
50. |
Выделение предлогов над, под в тексте. |
1 |
|
|
|
51. |
Правописание предлогов в предложении. |
1 |
|
|
|
52. |
Упражнения в нахождении предлогов в тексте. |
1 |
|
|
|
53. |
Упражнения в нахождении предлогов и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). |
1 |
|
|
|
54. |
Подбор пропущенных предлогов в тексте. |
1 |
|
|
|
55. |
Упражнения в постановке предлога по смыслу. |
1 |
|
|
|
56. |
Упражнения в нахождении словосочетаний с предлогами. |
1 |
|
|
|
|
Предложение - 49 ч. |
|
|
|
|
57. |
Предложение. Упражнения в составлении предложений. |
1 |
|
|
|
58. |
Распространение предложений по картинке, по опорным словам. |
1 |
|
|
|
59. |
Составление предложений на заданную тему. |
1 |
|
|
|
60. |
Составление предложений по вопросу, картинке. |
1 |
|
|
|
61. |
Составление предложений по опорным словам, на заданную тему. |
1 |
|
|
|
62. |
Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов. |
1 |
|
|
|
63. |
Составление предложений по вопросу кто это? |
1 |
|
|
|
64. |
Составление предложений по вопросу что это? |
1 |
|
|
|
65. |
Построение предложений по вопросу: кто это? что это? |
1 |
|
|
|
66. |
Составление предложений по вопросу где? |
1 |
|
|
|
67. |
Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? где? Запись их. |
1 |
|
|
|
68. |
Составление предложений на заданный вопрос. |
1 |
|
|
|
69. |
Письмо предложений по заданному вопросу. |
1 |
|
|
|
70. |
Письмо предложений с классной доски. |
1 |
|
|
|
71. |
Списывание письменных и печатных текстов с классной доски. |
1 |
|
|
|
72. |
Построение предложений с учебника. |
1 |
|
|
|
73. |
Списывание предложений с учебника. |
1 |
|
|
|
74. |
Письмо предложений с печатных таблиц. |
1 |
|
|
|
75. |
Списывание предложений с печатных таблиц. |
1 |
|
|
|
76. |
Умение вставить в предложении пропущенные слова. |
1 |
|
|
|
77. |
Написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения. |
1 |
|
|
|
78. |
Письмо предложений с изученными буквами. |
1 |
|
|
|
79. |
Запись предложений с помощью учителя. |
1 |
|
|
|
80. |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
|
|
81. |
Составление рассказа по образцу. |
1 |
|
|
|
82. |
Законченная мысль в предложении. |
1 |
|
|
|
83. |
Упражнение в завершении предложения. |
1 |
|
|
|
84. |
Расположение слов в предложении. |
1 |
|
|
|
85. |
Работа с деформированным текстом. |
1 |
|
|
|
86. |
Составление рассказа по картинке и опорным словам. |
1 |
|
|
|
87. |
Смысловая связь слов в предложении. |
1 |
|
|
|
88. |
Упражнения в изменении слов в предложении по смыслу. |
1 |
|
|
|
89. |
Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. |
1 |
|
|
|
90. |
Упражнение в составлении и записи предложений. |
1 |
|
|
|
91. |
Упражнение в составлении и записи предложений по вопросам, по картинке, по опорным словам. |
1 |
|
|
|
92. |
Списывание предложений по образцу. |
1 |
|
|
|
93. |
Списывание предложений с печатного текста. |
1 |
|
|
|
94. |
Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя. |
1 |
|
|
|
95. |
Работа с деформированным текстом. Умение вставить в предложение пропущенные слова. |
1 |
|
|
|
96. |
Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя. |
1 |
|
|
|
97. |
Списывание письменного текста с классной доски. |
1 |
|
|
|
98. |
Деловой текст. Списывание делового текста с образца. |
1 |
|
|
|
99. |
Написание по образцу заявления на работу. |
1 |
|
|
|
100. |
Упражнение в написании по образцу заявления на работу. |
1 |
|
|
|
101. |
Упражнения по закреплению по теме «Предложения». |
1 |
|
|
|
102. |
Повторение. Составление и запись предложений по вопросам. |
1 |
|
|
|
103. |
Повторение. Упражнения по составлению предложений. |
1 |
|
|
|
104. |
Повторение. Деление текста на предложения. |
1 |
|
|
|
105. |
Обобщающий урок за год. |
1 |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Письмо
Звуки и буквы
Повторение артикуляторно сходных звуков р-л, твердых, мягких согласных, буквы ь.
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж) и аффрикат (ч-ть-щ, щть-с).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.
Закрепление написания имен собственных.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? где? Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления на работу.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник:
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Русский язык» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида: М. «Просвещение», 2014.
Литература для учителя:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред. А.Р. Маллер. – М., 1983.
Оборудование:
1. Ноутбук
2. Касса печатных букв для демонстрации.
3. Разрезная азбука для учащихся.
4. Сюжетные картинки (для составления предложений).
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Лист корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.