Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 10 класс (электив) на 2021-2022 учебный год.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г.Беслана Республика Северная Осетия - Алания
Пояснительная записка
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса. Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
Орфографическую и пунктуационную грамотность;
Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.
Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе.
Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Программа элективного курса по подготовке к единому государственному экзамену предназначена для учащихся 10 класса. На ее изучение предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю.
Элективный курс составлен с учетом изменений в ЕГЭ-2018, предусматривает комплексную подготовку к сдаче экзамена, носит практический характер. Данный курс позволит обучающимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Цели и задачи курса:
создать условия для подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, обеспечив необходимой информацией о правилах проведения ЕГЭ, особенностях заполнения бланков, демоверсиями и т.п.;
познакомить обучающихся с особенностями выполнения тестовых заданий;
сформировать навыки написания задания повышенной сложности (сочинения на основе прочитанного текста).
Предполагаемый результат:
обучающиеся должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку, о правилах заполнения бланков; уметь выполнять тестовые задания, пользуясь знаниями и основными алгоритмами их решения, знать основные правила создания письменного высказывания; владеть орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми нормами, необходимыми для этого.
Важное место в курсе предусмотрено работе по подготовке к заданию повышенной сложности - части С, а именно тренировочные задания на умение понимать и интерпретировать текст; создавать на его основе собственное высказывание с примерами, аргументами с опорой на читательский и жизненный опыт.
Содержание тем учебного курса:
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям тестового уровня.
Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Постановка ударения. Основные правила сочетаемости слов. Образование форм слова. Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи. Последовательность предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности.
Подготовка к написанию задания повышенной сложности – сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Тема и идея текста. Конструирование собственного высказывания. Основные способы формулировки проблемы текста и ее комментария. Позиция автора, способы ее введения в сочинение. Подбор аргументов. Композиционное и речевое оформление сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ на сайтах.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
ТСО, ИКТ, наглядность |
Виды деятельности обучающихся |
|
Дата |
Фактически |
|||||
1 |
Введение (1 ч.) |
1 |
06.09 |
Нормативно-правовая база ЕГЭ |
Определять структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. |
|
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с сайтами. |
||||||
Отработка умений и навыков решения тестовых заданий 1-24. |
1 |
13.09 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
2 |
Смысл текста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. |
|||||
3 |
Лексика. Лексическое значение слова. Орфоэпия. Правильная постановка ударения. Орфоэпический минимум. |
1 |
20.09 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
4 |
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Образование форм слова. |
1 |
27.09 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
5 |
Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. |
1 |
04.10 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
6 |
Правописание корней. Правописание приставок. |
1 |
11.10 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
7 |
Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени. |
1 |
18.10 |
Тестовые задания |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
8 |
Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
1 |
|
Демоверсии |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|
9 |
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. |
1 |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|||
10 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. |
1 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
11 |
Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. |
1 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
12 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
1 |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|||
13 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. |
1 |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|||
14 |
Последовательность предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. |
1 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
15 |
Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|||
16 |
Лексическое значение слова. |
1 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
17 |
Средства связи предложений в тексте. |
1 |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
|||
18 |
Языковые средства выразительности. |
1 |
Опорные тесты |
Знать алгоритм решения тестовых заданий 1-24. |
||
Подготовка к написанию сочинения (11 ч.) |
1 |
Опорный материал |
Знать структурные особенности экзаменационного сочинения. |
|||
19 |
Композиция экзаменационного сочинения. |
|||||
20-21 |
Подбор аргументов (практикум). |
2 |
Уметь правильно подбирать аргументы. |
|||
22-23 |
Аргументы из жизненного опыта (практикум). |
2 |
||||
24-25 |
Как корректировать сочинение. |
2 |
||||
26-27 |
Орфографический и пунктуационный практикум. |
2 |
Знать структурные особенности текста. |
|||
28-30 |
Практикум по написанию сочинения. |
3 |
Опорный материал |
|||
Комплексная подготовка к ЕГЭ (4ч.) |
4 |
Интернет-ресурсы |
Уметь выполнять тесты в онлайн режиме. |
|||
31-34 |
Решение тестовых вариантов в онлайн режиме на сайтах. |
Учебно-методическая литература
1. Рыбченкова и Власенков Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М. 2017
2. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО.
3. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10–11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М. : Русское слово, 2009.
4. Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. – М: «Русское слово».
5. Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: «Просвещение», 2017.
6. Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2007.
7. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) – М.: «Экзамен», 2018.
8. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М: АСТ «Астрель», 2009.
Список рекомендуемых сайтов
1. Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче ЕГЭ:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
2. О допуске к экзамену (выпускное сочинение) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
3. Минимальные баллы для поступление в вуз:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
4. Кодификаторы, демоверсии, спецификация: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
5. http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ (тестовый режим подготовки)
6. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/russian (тестовый режим подготовки)
7. http://live.mephist.ru/show/tests/(тестовый режим подготовки)
8. http://ege.yandex.ru/russian/(тестовый режим подготовки)
9. http://russkiy-na-5.ru/sections/60 (сайт для повторения)
10. http://rus.reshuege.ru/ Сайт для подготовки к экзамену
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.