Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по биологии.
Оценка 4.6

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по биологии.

Оценка 4.6
docx
биология
8 кл—9 кл
20.01.2021
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по биологии.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и содержит материалы для подготовки учащихся к ОГЭ .
рабочая программа по подготовке к ОГЭ БИОЛОГИЯ 19-20.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 21» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ПС

Протокол №1

от «__» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________К.Т. Файзуллина

«__» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей № 21»

___________С.Р. Бадыков

Приказ от ___________г. № 355

 

Рабочая программа по углубленномуизучению  биологии

 

Наименование учебного предмета:___биология

Класс:_8-9

Срок реализации программы, учебный год:2020-2021

 

Количество часов по учебному плану:

 

  _25__час в год  ; в неделю __1_ час

 

Планирование составлено на основе  : Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология ». М.: Изд-во «Экзамен», 2018. – 286 с.

УМК «Биология. 5-11классы» В.В. Пасечника 2018 г. Министерство образования и науки РФ.М.:Просвещение,2018г

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

 

Рабочую программу составил:                        Зинатуллина М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний, который должен быть при поступлении на профильное обучение в старшей школе у учащихся?» Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» поможет решить эту проблему.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.

Программа курса рассчитана на 25 часа (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

Актуальность курса состоит в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.

Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
  • формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
  • дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
  • подготовить к сдаче экзамена по биологии.

 

Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.

На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.

Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.

Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному

Учащимися в течение учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Многообразие организмов.

 

Тема I. Многообразие организмов. (2ч).

Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.

Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.

 

Тема 2. Царство растений (15ч).

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.

Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.

Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.

Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.

Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.

Усложнение растений в процессе исторического развития.

 

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).

Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.

 

Тема 4. Царство животных (9ч).

Основные отличия растений и животных. Систематика животных.

Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.

Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.

Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.

Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

 

Раздел II. Надорганизменные системы (6ч).

Тема 1. Вид и популяции (2ч).

Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

 

Тема 2. Экосистемы. (5ч)

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

 

Класс:9

Учитель: Зинатуллина М.И.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Примечание

По плану

Факт.

 

Раздел I. Многообразие организмов. (27ч)

 

Тема I. Многообразие видов. (2ч)

1

Многообразие организмов.

1ч.

2

Структурные элементы организмов.

1ч.

 

Тема 2. Царство растений. (13ч)

3

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов.

1ч.

4

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.

1ч.

5

Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

1ч.

6

Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей.

1ч.

7

Особенности строения и размножения мхов.

1ч.

8

Папоротникообразные, их свойства.

1ч.

9

Отдел Голосеменные, их особенности.

1ч.

10

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных.

1ч.

11

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

1ч.

12

Многообразие растений и их происхождение.

1ч.

13

Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира.

1ч.

14

Возникновение фотосинтеза.

1ч.

15

Выход растений на сушу.

Усложнение растений в процессе исторического развития.

1ч.

 

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).

16

Строение и жизнедеятельность прокариот.

1ч.

17

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

1ч.

 

Тема 4. Царство животных (10ч).

18

Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных.

1ч.

19

Общая характеристика простейших.

1ч.

20

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.

1ч.

21

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.

1ч.

22

Тип Членистоногие: особенности строения и развития.

1ч.

23

Многообразие членистоногих, их систематика.

1ч.

24

Тип Хордовые: особенности строения и развития.

1ч.

25

Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем.

1ч.

26

Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем.

1ч.

27

Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.

1ч.

 

Раздел II. Надорганизменные системы (7ч).

 

Тема 1. вид и популяции (2ч).

28

Микроэволюция. Видообразование.

1ч.

29

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

1ч.

 

Тема 2. Экосистемы (5ч)

30

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура.

1ч.

31

Сукцессии.

1ч.

32

Агроэкосистемы.

1ч.

33

Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.

1ч.

34

Итоговое тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя:

  1. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
  3. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
  4. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с.
  5. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
  6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы – М.: Вентана- Граф, 2009. – 288с.
  7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.
  8. Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.
  9. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.
  10. Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 7 класс: дидактические материалы / Солодова Е.А. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 160с.
  11. Фросин, В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2010. – 187, [5]с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

 

Список литературы для учащихся:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006.
  2. Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006.
  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004г.
  4. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003г.
  5. Лернер Г.И., Рохлов В.С., Теремов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ.
  6. Лернер Г.И. ОГЭ -2016. Биология. 9 класс. Сборник заданий. Биология. 2016/ ФИПИ.
  7. Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ– М.: Эксмо, 2010.
  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2006.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на сайтах:

  1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки
  2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
  3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
  4. http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен
  5. http://edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование»
  6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
  7. http://www.pedsovet.org - Всероссийский Интернет-Педсовет

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» городского округа город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» городского округа город

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний,…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний,…

На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями

На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1

Строение и жизнедеятельность прокариот

Строение и жизнедеятельность прокариот

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура

Класс: 9 Учитель: Зинатуллина

Класс: 9 Учитель: Зинатуллина

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений

Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем

Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем

ЛИТЕРАТУРА Список литературы для учителя:

ЛИТЕРАТУРА Список литературы для учителя:

Информацию об организации, проведении и демоверсии

Информацию об организации, проведении и демоверсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021