Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ПС Протокол №1 от «__» августа 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________К.Т. Файзуллина «__» августа 2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей № 21» ___________С.Р. Бадыков Приказ от ___________г. № 355 |
Рабочая программа по углубленномуизучению биологии
Наименование учебного предмета:___биология
Класс:_8-9
Срок реализации программы, учебный год:2020-2021
Количество часов по учебному плану:
_25__час в год ; в неделю __1_ час
Планирование составлено на основе : Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология ». М.: Изд-во «Экзамен», 2018. – 286 с.
УМК «Биология. 5-11классы» В.В. Пасечника 2018 г. Министерство образования и науки РФ.М.:Просвещение,2018г
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил: Зинатуллина М.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний, который должен быть при поступлении на профильное обучение в старшей школе у учащихся?» Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» поможет решить эту проблему.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.
Программа курса рассчитана на 25 часа (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
Актуальность курса состоит в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.
Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.
На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.
Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному
Учащимися в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Многообразие организмов.
Тема I. Многообразие организмов. (2ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
Тема 2. Царство растений (15ч).
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.
Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
Тема 4. Царство животных (9ч).
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Раздел II. Надорганизменные системы (6ч).
Тема 1. Вид и популяции (2ч).
Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Тема 2. Экосистемы. (5ч)
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Класс:9
Учитель: Зинатуллина М.И.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
По плану |
Факт. |
|||||
Раздел I. Многообразие организмов. (27ч) |
||||||
Тема I. Многообразие видов. (2ч) |
||||||
1 |
Многообразие организмов. |
1ч. |
||||
2 |
Структурные элементы организмов. |
1ч. |
||||
Тема 2. Царство растений. (13ч) |
||||||
3 |
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. |
1ч. |
||||
4 |
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. |
1ч. |
||||
5 |
Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах. |
1ч. |
||||
6 |
Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей. |
1ч. |
||||
7 |
Особенности строения и размножения мхов. |
1ч. |
||||
8 |
Папоротникообразные, их свойства. |
1ч. |
||||
9 |
Отдел Голосеменные, их особенности. |
1ч. |
||||
10 |
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. |
1ч. |
||||
11 |
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. |
1ч. |
||||
12 |
Многообразие растений и их происхождение. |
1ч. |
||||
13 |
Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. |
1ч. |
||||
14 |
Возникновение фотосинтеза. |
1ч. |
||||
15 |
Выход растений на сушу. Усложнение растений в процессе исторического развития. |
1ч. |
||||
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч). |
||||||
16 |
Строение и жизнедеятельность прокариот. |
1ч. |
||||
17 |
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. |
1ч. |
||||
Тема 4. Царство животных (10ч). |
||||||
18 |
Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных. |
1ч. |
||||
19 |
Общая характеристика простейших. |
1ч. |
||||
20 |
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. |
1ч. |
||||
21 |
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. |
1ч. |
||||
22 |
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. |
1ч. |
||||
23 |
Многообразие членистоногих, их систематика. |
1ч. |
||||
24 |
Тип Хордовые: особенности строения и развития. |
1ч. |
||||
25 |
Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем. |
1ч. |
||||
26 |
Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем. |
1ч. |
||||
27 |
Эволюция животного мира. Доказательства эволюции. |
1ч. |
||||
Раздел II. Надорганизменные системы (7ч). |
||||||
Тема 1. вид и популяции (2ч). |
||||||
28 |
Микроэволюция. Видообразование. |
1ч. |
||||
29 |
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. |
1ч. |
||||
Тема 2. Экосистемы (5ч) |
||||||
30 |
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. |
1ч. |
||||
31 |
Сукцессии. |
1ч. |
||||
32 |
Агроэкосистемы. |
1ч. |
||||
33 |
Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. |
1ч. |
||||
34 |
Итоговое тестирование. |
1ч |
||||
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для учителя:
Список литературы для учащихся:
Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на сайтах:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.