Рабочая программа по предмету "Чтение (литературное чтение)"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Чтение (литературное чтение)"

Оценка 4.6
docx
02.02.2024
Рабочая программа по предмету "Чтение (литературное чтение)"
чтение.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 по предмету   «Чтение (литературное чтение)»

 

5-9 класс, Основное общее образование

 

8 вид 1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы  Москва, «Владос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена для V-IХ классов составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26;

- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;

- Программой  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  5-9 классы. (Сборник № 1),  допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва.  ВЛАДОС.  2000г. под ред. В.В. Воронковой.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.

В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.

Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.

Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

 

Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Формировать у учащихся технику чтения, развивать беглость, правильность, выразительность, понимание прочитанного материала.

Продолжать знакомить учащихся с произведениями писателей русской литературы, учить понимать смысл художественного произведения, отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль произведения, определять основные черты характера главных действующих лиц.

Развивать словарный запас учащихся, знакомить их с новыми словами и закрепить знание переносных значений слов.

Учить делить текст на части, составлять простой план художественного произведения с помощью учителя. Развивать навык пересказа по составленному плану и выразительного чтения небольшого отрывка.

Развивать память учащихся, разговорную речь школьников.

Воспитывать бережное отношение к слову, чувство сострадания к животному миру, развивать чувство прекрасного.

 

Задачи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

Основные направления коррекционной работы:

1Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся;

4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

 

Описание места курса в учебном плане

 

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5 класс

2 ч

68 ч

6 класс

2 ч

68 ч

7 класс

2 ч

68 ч

8 класс

2 ч

68 ч

9 класс

2 ч

68 ч

 

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Технологии обучения:

  • коррекционно-развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • групповые технологии и коллективное творческое дело;
  • игровые педагогические технологии; проектного метода обучения;
  • технология модульного обучения.

Методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
  • практические – решение примеров и задач, работа с карточками, тестами;
  • самостоятельная работа;
  • устная работа, письменные работы (самостоятельные, контрольные работы и т.д.).

Формы обучения:

  • фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» является формирование следующих умений:

1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения;

7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

1.      Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2.      Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

3.      Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

4.      Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

5.      Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

6.      Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

7.      Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

8.      Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1.      Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.      Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

3.      Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4.      Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

5.      Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

1.      Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2.      Слушать и понимать речь других.

3.      Вступать в диалог на уроке и в жизни.

4.      Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

5.      Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,

6.      Устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень

Достаточный уровень

•правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;

• осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;

• участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы,

высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с

соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на

содержание текста или личный опыт;

• установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с

помощью учителя);

• самостоятельное определение темы произведения;

• определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

• редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной

мыслью произведения (части текста);

• деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью

учителя) на основе готового плана после предварительного анализа;

• ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с

использованием слов автора;

• определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их

поступкам (с помощью учителя);

• пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после

предварительного анализа;

• нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и

смысла с опорой на контекст;

• знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и

стихотворений;

• выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение

небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений

и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.

• правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;

• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

поисковое);

• овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий.

• осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов;

участие в их обсуждении;

• целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки,

близких по тематике художественным текстам;

• активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного

текста;

• умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией

своей точки зрения;

• самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

• самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;

• самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением;

• самостоятельное пользование справочными источниками для получения

дополнительной информации;

• самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;

• заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв.

Книги о приключениях и путешествиях.

 Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.

Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Произведения о Родине -  героических подвигах во имя Родины; об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие. Народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и

персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Произведения для изучения:

Учебный план

 

5 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

1

2

Сказки

1

3

Картины родной природы:

2

4

О друзьях-товарищах

1

5

Басни И. Крылова

1

6

Спешите делать добро

1

7

О животных

1

8

Из прошлого нашего народа

1

9

Из произведений зарубежных писателей

1

 

Всего

10

6 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Моя Родина

1

2

Золотая осень.

1

3

Страницы истории.

2

4

Здравствуй, гостья - Зима!

1

5

Весна-красна.

1

6

Рассказы о животных.

2

7

Рассказы, сказки, стихи для детей.

2

 

Всего

10

 

7 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество.

1

2

Из произведений русской литературы XIX века.

4

3

Из произведений русской литературы XX века.

25

 

Всего

10

 

8 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

2

2

Произведения русских писателей XIX века

2

3

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

3

4

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

3

 

Всего

10

 

9 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

2

2

Из произведений русской литературы XIX века

2

3

Из произведений русской литературы XX века

3

4

Из произведений зарубежной литературы

3

 

Всего

10

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

5 класс

Учащиеся должны знать наизусть 8-10 стихотворений.

·         Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

·         Суриков И. «Ярко солнце светит …»

·         Прокофьев А. «Берёзка».

·         Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

·         К. Бальмонт «Осень»

·         Бунин И. «Первый снег.»

·         Крылов И. «Ворона и лисица» (отрывок басни).

·         Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…»

·         Есенин С. «Берёза».

·         Коринец Ю. «У могилы неизвестного солдата»

 

Учащиеся должны уметь:

·         читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя;

·         отвечать на вопросы учителя;

·         пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.

6 класс

Учащиеся должны знать  наизусть 8 стихотворений:

·         М. Ножкин «Россия»

·         Б. Заходер «Петя мечтает»

·         А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя,..»

·         И. Суриков «Белый снег пушистый..»

·         С. Смирнов «Первые приметы»

·         В. Жуковский «Жаворонок»

·         А. Плещеев «И вот шатер свой голубой..»

·         В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету..»

 

Учащиеся должны уметь:

·         читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;

·         выделять главную мысль произведения;

·         определять основные черты характера действующих лиц;

·         пересказывать текст по плану полно и выборочно.

 

7 класс

Учащиеся должны знать наизусть 10 стихотворений:

·         Пушкин А. С. «Зимний вечер»

·         Пушкин А. С. «У Лукоморья» (отрывок)

·         Лермонтов М. Ю. «Бородино» (отрывок)

·         Крылов И. А. «Кукушка и петух»

·         Крылов И. А. «Слон и Моська»

·         Некрасов Н. А. «Несжатая полоса»

·         Исаковский М. В. «Ветер»

·         Симонов К. М. «Сын артиллериста»

·         Рыленков Н. И. «Всё в тающей дымке-…»

·         Ваншенкин К. Я. «Снежки»

 

Учащиеся должны уметь:

·         читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

·         выделять главную мысль произведения;

·         характеризовать главных действующих лиц;

·         пересказывать содержание прочитанного.

 

8 класс

Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок:

·         А. С. Пушкин: «Во глубине сибирских руд.., Зимнее утро, Я вас любил: любовь еще быть может..»

·         М. Ю. Лермонтов: «Родина, Парус»

·         И. А. Крылов: «Осел и соловей»

·         Н. А. Некрасов: «Мороз, Красный нос»

·         И. С. Никитин: «Русь»

·         И. С. Тургенев: «Муму» (отрывок из 2 части «Спасение Муму»)

·         С. А. Есенин: «Спит ковыль. Равнина дорогая.., Пороша»

 

Учащиеся должны уметь:

·         читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;

·         давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

·         пересказывать содержание прочитанного, используя слова и поражения, взятые из текста.

 

9 класс

 

Учащиеся должны знать наизусть:

 

·         М.Ю.Лермонтов «Тучи» (стихотворение)

·         Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (отрывок из рассказа)

·         Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)

·         А.А.Фет «Это утро, радость эта…» (стихотворение)

·         М.Горький «Песня о Соколе» (отрывок)

·         М.И.Цветаева «Красной кистью…» (стихотворение)

·         С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова» (стихотворения)

·         Н.М.Рубцов «Зимняя песня» (стихотворение)

·         Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (отрывок из баллады)

 

Учащиеся должны уметь:

 

·         читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

·         выделять главную мысль произведения;

·         давать характеристику главным героям;

·         высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

·         пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

·         Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. З.Ф.Малышева. -М.: Просвещение, 2020.

·         Бгажнокова И.М. Чтение.6 класс: учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. -М.: Просвещение,2020.

·         Аксёнова А.К.Чтение.7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений /автор-составитель А.К.Аксёнова. - М.: Просвещение, 2020.

·         Малышева З.Ф.Чтение.8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. З.Ф.Малышева. М.:Просвещение,2020.

·         ШишковаМ.И.,АксёноваА.К.Чтение.9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида /авт.-сост. А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.-М.:Просвещение,2020.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена для

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена для

Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся

Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся

Формы обучения: фронтальное, групповое и индивидуальное обучение

Формы обучения: фронтальное, групповое и индивидуальное обучение

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); 2

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда)

Название раздела, темы Кол-во часов 1

Название раздела, темы Кол-во часов 1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Симонов К. М. «Сын артиллериста» ·

Симонов К. М. «Сын артиллериста» ·

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ·

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024