Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
7-9 класс, Основное общее образование
8 вид 1 вариант
Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы Москва, «Владос».
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью 7-9 класса и составлена на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой «Биология» - в соответствии с - ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
- с учётом планируемых результатов освоения адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по биологии 7-9 класса составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся: В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Основные направления коррекционной работы:
Описание места курса в учебном плане
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
7 класс |
0.25 ч |
9 ч |
8 класс |
0.25 ч |
9 ч |
9 класс |
0.25 ч |
9 ч |
Методы обучения, используемые на уроках:
- стимулирования и мотивации учения (поощрение)
- словесные (рассказ, беседа)
- практические (опыты, практические работы, упражнения)
- наглядные (памятка, схема, работа с макетом, оборудованием, видео материалом)
- самостоятельной работы (работа с учебником, гербарием, энциклопедиями)
Приёмы обучения, используемые на уроках:
- обучения (составить план, схему, сравнить, задать вопрос)
- приёмы, содержащие только действия учителя (помощь, поощрение)
- приёмы, обеспечивающие реализацию принципов обучения (доступность, связь с практикой, коррекционная направленность)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Планируемые личностные результаты
Овладение обучающимися социальными(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
К ним относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по биологии обучающимися с легкой умственной отсталостью представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Учащиеся должна знать и уметь
Класс |
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
7 |
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение; - общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; -некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; - знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими; - правила поведения в природе, техники безопасности при выполнении работ в саду и огороде. |
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; - приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения; - различать грибы и растения. - выполнять практические работы самостоятельно или при предварительной помощи педагога: осенние и весенние работы в саду и на пришкольном участке. |
8 |
- основные отличия животных от растений; - признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; - места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; - значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся); - роль животных в природе и жизни человека. |
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
- рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках); - знать признаки разных групп животных; - выполнять классификацию животных на основе выделения общих признаков. |
9 |
- знать отличительные признаки человека от других млекопитающих; - название, строение и расположение основных органов в организме человека; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - влияние физических нагрузок на организм человека; - основные санитарно-гигиенические правила; - правила здорового образа жизни; - применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (знать названия медицинских организаций и их назначения, расположение этих организаций по месту жительства ученика). |
- представление об анатомии, физиологии, гигиене как науках; - применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, нормы температуры, кровяного давления); - выполнять практические работы самостоятельно или при предварительной помощи педагога (помощь при растяжениях, переломах; измерение частоты пульса, оказание доврачебной помощи; показ частей дыхательной системы на макетах, схемах, таблицах; показ пищеварительной системы и ее отдельных органов на макетах, моделях, схемах; рассматривание через лупу кожи на предмет обнаружения спор); |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»
Введение. Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
Общее знакомство с цветковыми растениями. Общие понятия об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных). Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.
Однодольные растения. Злаки. Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейны. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика
Двудольные растения. Паслёновые. Бобовые. Клевер, люпин- кормовые травы. Розоцветные. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Многообразие бесцветковых растений. Голосеменные. Папоротники. Мхи.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
8 класс «Животные»
Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника.
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Черви-паразиты. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы. Водоплавающие птицы. Птицы, обитающие возле жилья людей. Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Сельскохозяйственные животные. Корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
9 класс «Человек»
Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Мочевыделительная система, её значение. Почки Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа Зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Учебный план
7 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
1 |
3 |
Многообразие растительного мира |
3 |
4 |
Бактерии |
2 |
5 |
Грибы |
2 |
6 |
Всего |
9 |
8 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Многообразие животного мира |
1 |
2 |
Беспозвоночные животные. Черви |
1 |
3 |
Насекомые |
1 |
4 |
Позвоночные животные. Рыбы |
1 |
5 |
Земноводные |
1 |
6 |
Пресмыкающиеся. |
1 |
7 |
Птицы |
1 |
8 |
Млекопитающие |
1 |
9 |
Сельскохозяйственные животные |
1 |
|
Всего |
9 |
9 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Общий обзор организма человека |
1 |
2 |
Опора тела и движение |
1 |
3 |
Кровь и кровообращение |
1 |
4 |
Дыхание |
1 |
5 |
Пищеварение. |
1 |
6 |
Мочевыделительная система |
1 |
7 |
Кожа. |
1 |
8 |
Нервная система |
1 |
9 |
Органы чувств |
1 |
|
Всего |
9 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка |
Базовый уровень |
Минимально необходимый уровень |
«5» |
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. |
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя |
«4» |
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
«3» |
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. |
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощ |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовый уровень |
Минимально-необходимый уровень |
6 класс |
|
Учащиеся должны знать: - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
Учащиеся должны знать: - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
7 класс |
|
Учащиеся должны знать: - названия некоторых бактерии, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать пред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. |
Учащиеся должны знать: - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь: - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. |
8 класс |
|
Учащийся должны знать: - основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). |
Учащийся должны знать: - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). |
9 класс |
|
Учащиеся должны знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Учащиеся должны знать: - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шевырёва, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
3. Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. автор: З.А.Клепинина, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2019 г.
4. Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2018
5. Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2019
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.