Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
5 класс, Основное общее образование
8 вид 1 вариант
Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы Москва, «Владос».
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
- Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Приказ Минобрнауки РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п);
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования по «Музыке и пению» 5-8 классы разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-8 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
Общая характеристика учебного предмета
Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры для детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей жизни.
Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственно – музыкальной исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
- помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Основные направления коррекционной работы:
- коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Описание места курса в учебном плане
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане на изучение предмета отводится 0, 25 ч в неделю, всего на курс — 9 ч.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Личностные
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.
Познавательные
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые личностные результаты
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
- понимание роли музыки в жизни человека; -овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; -элементарные эстетические представления; -эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; -сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; -способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; -умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием; -способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; -владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания); -умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования; -умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых); -наличие элементарных представлений о нотной грамоте.
|
-понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; -овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края -сформированность элементарных эстетических суждений; -эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; -наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; -способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; -сформированность представлений о многофункциональности музыки; -умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; -владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; -владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен; -умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера; -умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации; умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно-шумовых, народных, фортепиано); -владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. |
Содержание программы.
Раздел «Пение»
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания.
Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.
Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.
Раздел «Слушание музыки»
Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:
- знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;
- развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.
5 класс
Примерный музыкальный материал для пения: Г. Струве « Моя Россия»,Б. Савельев « Из чего наш мир состоит»,А. Островский « Мальчишки и девчонки»,Ю. Чичков « Расти, колосок», Е. Крылатов « Песенка Деда Мороза», Е. Крылатов « Прекрасное далёко», Б. Савельев « Большой хор
овод», РНП « Пойду ль я, выйду ль я да»А, Филипп «Ванька-Встанька»,Ю. Чичков « Из чего же», М. Блантер «Катюша», В. Шаинский « когда мои друзья со мной», А. Островский « Пусть всегда будет солнце»,А. Рыбников «Буратино», В. Шаинский « Вместе весело шагать», РНП « Калинка», РНП « Картошка»
Примерный музыкальный материал для слушания музыки: Л. Бетховен «Сурок», Л. Бетховен « К Элизе», Э. Григ «Утро»,« Танец Анитры»,
Р. Шуман «Грёзы»И. Дунаевский «Увертюра», М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», С. Никитин «Под музыку Вивальди», А. Петров «Вальс», Ю. Энтин « Дорога добра», Ю. Рыбников « Песенка для тебя», Я. Френкель « Вступление», Е. Дога «Вальс»
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
1 |
Пение |
4 |
2 |
Слушание музыки |
5 |
|
Итого |
9 |
5 класс
В результате изучения музыки и пения ученик должен знать/понимать:
-роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- паузы долгие и короткие;
-народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные, ложки, бас, балалайка)
-наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их указывать автора;
-жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;
-музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;
-современные электронные музыкальные инструменты и их звучание;
-несколько песен и самостоятельно исполнять их;
-музыкальные профессии, специальности;
-инструменты симфонического оркестра и их звучание;
-правила поведения при занятиях любым видом музыкальной деятельности;
-средства музыкальной выразительности;
-основные жанры музыкальных произведений;
-музыкальные инструменты;
-музыкальные профессии и специальности;
-особенности творчества изученных композиторов;
-особенности народного музыкального творчества.
Уметь:
-самостоятельно начинать пение после вступления;
-осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
-контролировать слухом пение окружающих;
-применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений;
-исполнять вокально;
-хоровые упражнения;
-контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы;
-самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
-инсценировать песни;
-самостоятельно исполнять несколько песен;
-отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;
-называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
-называть исполнителя;
-певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
-определять характер, содержание произведения;
-определять ведущие средства выразительности;
-давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
-подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Учебно-методическое обеспечение
1. Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений.
В комплекты входят следующие издания авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
2. Учебник Музыка. 5 класс.
3. Пособия для учащихся Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс
4. Пособия для учителей Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс.
5. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс (MP3)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.