Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
5-9 класс, Основное общее образование
8 вид 1 вариант
Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы Москва, «Владос».
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002.
Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.; Единой концепцией специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» - М.; Просвещение, 2006;
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства
образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п..
Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция
эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
0бщая характеристика учебного предмета
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение
композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”,
"Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений
искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении
последовательности усложнения учебных задач.
Цели обучения:
- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
- последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования
у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса:
- сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения
в практической деятельности и в будущей профессии;
- использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждою ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного
искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
5 класс |
0,25 ч |
9 ч |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества
усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры
дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция мышц мелкой моторики.
2. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
3. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
4. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
5. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;
- наглядно-действенного. наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
- пространственных представлений и ориентации;
- речи и обогащение словаря;
- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Личностные
- Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
- Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Коммуникативные
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
- давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению;
- формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы.
Регулятивные
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
Познавательные
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств; - приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; -знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; -пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; -знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; -организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; -следование при выполнении работы инструкциям учителя; -рациональная организация своей изобразительной деятельности; - планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -владение некоторыми приемами лепки и аппликации; - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; -передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; -применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; -ориентировка в пространстве листа; -размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; -адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; -узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий |
-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); -знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); -знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; -знание выразительных средств изобразительного искусства; -знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; -знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); -знание способов лепки; - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; -следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; -оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников; -использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; -применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; -рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; -различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; -различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Содержание программы.
Вид занятий |
Количество часов |
Рисование с натуры |
2 |
Декоративное рисование |
2 |
Рисование на темы |
3 |
Беседы об изобразительном искусстве |
2 |
Итого |
9 |
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
Беседы об изобразительном искусстве. Для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.
Примерные темы для изучения
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды), в т.ч. региональный компонент.
Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.
Рисование простого натюрморта.
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование - узор в круге из стилизованных природных форм.
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура, в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка)
Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета.
Рисование новогодних карнавальных очков.
Рисование на тему «Лес зимой», в т.ч. региональный компонент.
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье», в т.ч. региональный компонент
Рисование с натуры фигуры человека
Рисование на тему «Зимние развлечения», в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм, в т.ч. региональный компонент
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».
Декоративное рисование плаката «8 марта».
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
Рисование с натуры игрушки (транспорт)
Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне
Рисование симметричных форм: насекомые, в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры весенних цветов несложных форм, в т.ч. региональный компонент.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм.
5 класс
По итогам 5 класса ученик должен уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Список литературы.
1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.)
2. Изобразительное искусство 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В./ под ред. Неменского Б.М. , М: Просвещение 2018г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.