Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Оценка 5

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

Оценка 5
docx
02.02.2024
Рабочая программа по предмету   «Изобразительное искусство»
изо.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 по предмету   «Изобразительное искусство»

 

5-9 класс, Основное общее образование

 

8 вид 1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы  Москва, «Владос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002.

 Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.; Единой концепцией специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» - М.; Просвещение, 2006;

Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства

образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п..

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция

эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

 

0бщая характеристика учебного предмета

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного,  дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение

композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”,

"Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений

искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении

последовательности усложнения учебных задач.

 

Цели обучения:

- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

- последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно

повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования

у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

 

Задачи курса:

- сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения

в практической деятельности и в будущей профессии;

- использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждою ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного

искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5 класс

0,25 ч

9 ч

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества

усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры

дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция мышц мелкой моторики.

2. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

3. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

4. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

5. Развитие самостоятельности, аккуратности.

 

Задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

- наглядно-действенного. наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

- пространственных представлений и ориентации;

- речи и обогащение словаря;

- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Личностные

- Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;

- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;

- Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

 

Коммуникативные

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе  овладевать культурой устной и письменной речи;

- давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению;

- формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы.

 

Регулятивные

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

 

Познавательные

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

 - осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств; - приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

 - наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;

 - формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

 - создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;

-рациональная организация своей изобразительной деятельности;

- планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-владение некоторыми приемами лепки и аппликации;

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;

-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа;

-размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; -узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

-знание выразительных средств изобразительного искусства;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-знание способов лепки;

- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников;

-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

-применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

-рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

 

Содержание программы. 

 

Вид занятий

Количество часов

Рисование с натуры

2

Декоративное рисование

2

Рисование на темы

3

Беседы об изобразительном искусстве

2

Итого

9

 

Рисование с натуры.

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства.        Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

        Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

Беседы об изобразительном искусстве.  Для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.

                Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.

 

Примерные темы для изучения

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды), в т.ч. региональный компонент.

Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.

Рисование простого натюрморта.

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование - узор в круге из стилизованных природных форм.

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура, в т.ч. региональный компонент.

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка)

Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета.

Рисование новогодних карнавальных очков.

Рисование на тему «Лес зимой», в т.ч. региональный компонент.

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье», в т.ч. региональный компонент

Рисование с натуры фигуры человека

Рисование на тему «Зимние развлечения», в т.ч. региональный компонент.

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм, в т.ч. региональный компонент

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».

Декоративное рисование плаката «8 марта».

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

Рисование с натуры игрушки (транспорт)

Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне

Рисование симметричных форм: насекомые, в т.ч. региональный компонент.

Рисование с натуры весенних цветов несложных форм, в т.ч. региональный компонент.

Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм.

 

5 класс

По итогам 5 класса ученик должен уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

 

Список литературы.

1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII  вида: Под руководством Воронковой 1-9  класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.)

2. Изобразительное искусство 5 класс  Горяева Н.А., Островская О.В./ под ред. Неменского Б.М. , М: Просвещение 2018г

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с

Задачи курса: - сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их…

Задачи курса: - сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их…

Методы обучения : словесные, наглядные, практические

Методы обучения : словесные, наглядные, практические

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др

Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др

Беседа «Декоративно-прикладное искусство

Беседа «Декоративно-прикладное искусство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024