МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
Директор |
|
|
|
|
|
|
|
|
«___»_____20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19.02.10 Технология продукции общественного питания
ОП.02 Физиология питания
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Физиология питания
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Технолог (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентам.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), результат работы команды.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Исполнять воинскую обязанность с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
практические занятия – 12 часов;
лабораторные занятия – 0 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 15. Оборудование предприятий общественного питания
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Обязательные аудиторные занятия (всего) |
56 |
|
В том числе: |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
40 |
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
48 |
|
В том числе: |
|
|
Реферат |
10 |
|
Доклад |
10 |
|
Презентация |
20 |
|
Другие виды самостоятельной работы |
8 |
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
Экзамен |
|
Максимальная учебная нагрузка |
144 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Физиология питания
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Физиология питания. |
|||
Тема 1.1. Пищеварение.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Пищеварение: сущность, строение пищеварительной системы. Голод, насыщение, жажда. Роль пищеварительных ферментов, условия, влияющие на их активность. Особенность переваривания белков, жиров, углеводов, конечные продукты переваривания. Понятие об усвояемости основных пищевых веществ. |
2 2 |
|
|
Практические занятия |
4 |
|
|
Строение и функции пищеварительной системы. Изучение пищеварительной системы по схемам, муляжам, влажным препаратам. |
4 |
|
|
Тема 1.2. Роль основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ для человека.
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
Белки: физиологическая роль, аминокислотный состав биологическая ценность и правильное соотношение белков в рационе питания. Жиры: физиологическая роль, состав и биологическая ценность. Углеводы: физиологическая роль. Витамины. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах. Минеральные вещества: значение для организма. Физиологическая роль важнейших макро- и микроэлементов, источники, суточная потребность организма. Вода. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция и диссимиляция. Энергозатраты человека, их зависимость от пола, возраста, физической нагрузки. Понятие о калорийности пищи, энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Энергетический баланс организма. |
2 2 2 |
|
|
Практические занятия |
2 |
2 |
|
Составление сводной таблицы «Сравнительная характеристика витаминов». Составление сводной таблицы «Сравнительная характеристика минеральных веществ». |
2 |
|
|
Тема 1.3. Рациональное питание и научные основы его организации. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Обмен веществ и энергии у
человека и принципы рационального питания. Принципы нормирования пищевых
веществ и калорийности суточного рациона в зависимости от пола, возраста и
интенсивности труда. Адекватное питание. |
2 2 2 |
|
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Расчёт суточного рациона на себя. Составление суточного меню на себя. Питание различных категорий взрослого населения. |
2 |
|
|
Тема 1.4 Диетическое и лечебно-профилактическое питание. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Требования к организации и характеристика диетического и лечебно-профилактического питания. Основные физиологические принципы построения диетического питания. Принципы щажения: механическое, химическое, термическое. Назначение и характеристика основных лечебных диет. Понятие о лечебно-профилактическом питании и его рационах. |
2 2 2 |
|
|
Практические занятия |
4 |
|
|
Составление таблицы «Сравнительная характеристика диет». Составление таблицы «Сравнительная характеристика лечебно-профилактических рационов». |
4 |
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела: - Систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). - Тестирование. - Подготовка сообщений. - Решение производственных (профессиональных) задач. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практических работ. |
|
|
|
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. Изучение правил техники безопасности и охраны труда на предприятии общественного питания. Зоонозы и их профилактика. Составление сравнительной таблицы. Анализ графических планов предприятий. Санитарное обследование предприятия общественного питания. Составление акта обследования предприятия общественного питания. Санитарные требования к механической и термической кулинарной обработке продуктов. Изучение соответствующих теме разделов санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Превращение пищи в организме. Составление сводной таблицы. Анализ нормативных требований к рационам питания детей и подростков, учащихся и студентов и к организации питания в учебных заведениях. Сравнительная характеристика диет. Составление сводной таблицы. Составление обеденного меню по одному из столов. |
|
|
|
Зачет |
|
|
|
Итого |
68 |
|
|
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиология питания, санитария и гигиена».
Оборудование учебного кабинета:
· ученические парты;
· ученические стулья;
· классная доска;
· экран для мультимедиапроектора;
· DVD и CD-диски;
· методические пособия;
· Технические средства обучения:
ü компьютер;
ü мультимедиапроектор;
ü телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1.Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. Учебное. пособие. М. Академия, 2014 г.-345.
Дополнительные источники:
1.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. М.: «Академия», 2014 г.-323.
2.Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии.- 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2014 г.-345.
3.Дроздова Т.М. Физиология питания. Учебное пособие. Кемерово 2014 г.-234.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет.
Результаты обучения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
Формы контроля обучения |
· составлять рационы питания для различных категорий потребителей · осуществлять санитарно-гигиенический контроль качества сырья и кулинарной продукции; · соблюдать санитарно-гигиенические требования реализации готовой продукции; · соблюдать санитарно-гигиенические требования хранения пищевых продуктов; · осуществлять органолептическую оценку качества различных групп продовольственных товаров; · соблюдать правила личной гигиены и выполнять санитарные правила; · готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; |
· работа в аудитории (устный опрос, письменное тестирование, контрольные работы); · домашнее задание творческого характера; · практические задания; · самостоятельная работа (анализ интернет-ресурсов, специальной периодики, разработка эскизных проектов, подготовка мультимедийной презентации, реферата); активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
Методы оценки результатов обучения |
· состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; · -роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; ·
понятие
суточной нормы потребности человека в питательных
веществах; · нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; |
· работа в аудитории; · самостоятельная работа (анализ интернет-ресурсов и справочной литературы, разработка эскизных проектов, подготовка мультимедийной презентации); · мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания обучающимися; традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка |
· правила личной гигиены; · санитарные требования к торговым и производственным помещениям организаций общественного питания, инвентарю, посуде и таре; · санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов и процессу приготовления блюд; · санитарные требования к реализации готовой продукции; · санитарные требования к обслуживанию посетителей; · классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения; · санитарно-пищевое законодательство; · основные пищевые инфекции, отравления, глистные заболевания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.