РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
высшей квалификационной категории
Солдатовой Елены Николаевны
по предмету «Индивидуальный проект»,
10 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект»
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»:
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
- способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
Раздел 1. Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Раздел 1. Введение |
3 |
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура» |
1 |
|
Типология проектов |
1 |
|
Методология и технология проектной деятельности |
1 |
|
2. |
Раздел 2. Инициализация проекта |
25 |
Тема и проблема проекта |
2 |
|
Критерии оценивания проектов и исследовательских работ |
1 |
|
Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ |
2 |
|
Методические рекомендации по написанию и оформлению работ |
2 |
|
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ |
1 |
|
Методы исследования: методы эмпирического исследования |
2 |
|
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования |
2 |
|
Методы теоретического исследования |
1 |
|
Виды переработки чужого текста |
2 |
|
Логика действий при планировании работы. Календарный график проекта |
2 |
|
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. Работа в сети Интернет |
2 |
|
Работа с научной литературой |
2 |
|
Методика работы в музеях, архивах |
2 |
|
Способы и формы представления данных. Сбор и систематизация материалов |
2 |
|
3. |
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности |
7 |
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов |
3 |
|
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта» |
2 |
|
Защита пробных проектов, исследовательских работ |
2 |
|
|
Итого |
35 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Дата |
|||
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
план |
факт |
|||
Раздел 1. Введение (3 ч.) |
|||||||
1. |
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура» |
Особенности проектной и исследовательской деятельности. |
уметь анализировать, делать выводы; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
формирование представлений об основах методологии исследовательской и проектной деятельности |
|
|
2. |
Типология проектов |
Виды индивидуальных проектов |
понимание значения знаний для человека, оценка собственной деятельности, выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике; поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы |
Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; владение монологической и диалогической формами речи |
формирование представлений о видах проектов. |
|
|
3. |
Методология и технология проектной деятельности |
Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
Раздел 2. Инициализация проекта (25 ч.) |
|||||||
4 - 5. |
Тема и проблема проекта |
Определение темы проекта/исследования. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. |
умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. |
Регулятивные: принимать учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. Познавательные: развивать умение извлекать нужную информацию из текстовых и графических объектов Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
формирование навыков учащихся в формулировке темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; развивать желание приобретать новые знания о планировании и работе над исследовательским проектом. |
|
|
6. |
Критерии оценивания проектов и исследовательских работ |
Особенности и структура проекта, критерии оценки. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. |
понимание значения знаний для человека, оценка собственной деятельности, выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике; поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; |
Регулятивные: развивать умения составлять планы проектов. Познавательные: развивать умение оценивать достижения и успехи в планировании проектов. Коммуникативные: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. |
формирование представлений о видах проектов; развивать желание приобретать новые знания.
|
|
|
7 – 8. |
Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ |
Методика создания компьютерной презентации. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
Регулятивные: развивать умения правильно оформлять и презентовать выполненные проекты. Познавательные: развивать умение оценивать достижения и успехи в оформлении результатов и защите проектов. Коммуникативные: развивать умения оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
9 - 10. |
Методические рекомендации по написанию и оформлению работ |
Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
Регулятивные: развивать умение правильно вносить необходимые дополнения и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Познавательные: развивать умение поиска и выделения необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
11. |
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ |
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ. |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: развивать умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах работы над проектом и разработке критериев оценивания проекта; |
|
|
12 – 13. |
Методы исследования: методы эмпирического исследования |
Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
14 – 15. |
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования |
Абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.; |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
|
16. |
Методы теоретического исследования |
Восхождение от абстрактного к конкретному и др. |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. |
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
|
|
|
17 – 18. |
Виды переработки чужого текста |
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; |
|
|
19 – 20. |
Логика действий при планировании работы. Календарный график проекта |
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика проектной деятельности. |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; подготовительный этап проектной деятельности. |
Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
формирование навыков составления индивидуального плана исследовательской проектной работы; определения объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы. |
|
|
21 – 22. |
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. Работа в сети Интернет |
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Работа в сети Интернет |
личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию, умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. |
|
|
23 – 24. |
Работа с научной литературой |
Алгоритм работы с литературой. Работа с электронным каталогом библиотеки. |
осознание значения науки в жизни человека и общества, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; |
|
|
|
25 – 26. |
Методика работы в музеях, архивах |
Работа с каталогами и поисковыми системами. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге |
осознание значения науки в жизни человека и общества, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
|
формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; |
|
|
27 – 28. |
Способы и формы представления данных. Сбор и систематизация материалов |
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; |
|
формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы |
|
|
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности (7 ч.) |
|||||||
29 – 31. |
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов |
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. |
личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию, умение использовать средства ИКТ в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
|
формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. |
|
|
32 – 33. |
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта» |
Практическая работа Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. |
личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию, умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; |
|
формирование |
|
|
34 – 35. |
Защита пробных проектов, исследовательских работ |
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь. |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем, владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
|
формирование навыков учащихся по представлению результатов проектной деятельности. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.