Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Рассмотрено на МО ______________________ протокол №______ от «__»________ 20___г. |
Согласовано зам. директора по УВР _______/ _____________ «_____________ 20___г. |
Принято на заседании МС протокол № ______ От «__» ________ 20__г. |
Утверждаю директор школы ________ И.Н. Антуфьев «___» _________ 20___г. |
Рабочая программа
Изобразительная деятельность
название учебного предмета (курса)
Начальное общее образование (вариант 6.4.)
3 класс
уровень образования, класс (группа)
1 год
срок реализации
Разработчик(и) программы
Зорина Марина Александровна
Ф.И.О.
учитель начальных классов должность
г. Северодвинск
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (под редакцией Л.Б.Баряевой Н.Н.Яковлевой – Санкт Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.) и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4.) ГБОУ АО «ССКОШИ».
Недоразвитие психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с НОДА с ТМНР в овладении предметным изображением.
Цель: освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
В процессе обучения изобразительной деятельности решаются следующие задачи:
1. Формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности:
· учить использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения работы;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· формировать умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2. Развивать способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
· способствовать развитию положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности
· развивать стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы
· формировать умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3. Развивать готовность к участию в совместных мероприятиях:
· продолжать формировать готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми
· развивать умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей и потребностей обучающихся с НОДА с ТМНР.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к образовательной области «Искусство».
Дисциплина изучается с 1 по 5 класс. По учебному плану школы на изучение предмета в 3 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Срок реализации программы – 1 год.
Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по возрасту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 3 КЛАССА
В процессе обучения в 3 классе у учащихся формируются следующие личностные БУД:
Личностные БУД
• пользоваться учебной мебелью и школьными принадлежностями; соблюдать правильную рабочую позу и порядок на рабочем месте;
• проявлять доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; обращаться за помощью и принимать помощь.
Предметные БУД:
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя; правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски;
• знать и соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, клеем;
• выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя;
• участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали;
• узнавать и называть основные геометрические формы;
• рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• организовать свое рабочее место, правильно сидеть за партой;
• подражать действиям учителя;
• пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
• оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, кисти и т. п.;
• узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
• проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
• раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
• рисовать и соединять точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
• рисовать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по опорным точкам;
• закрашивать, заполнять контур точками (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура);
• рисовать контур предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону);
• штриховать (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойной штриховкой);
• размазывать материал: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура).
• катать колбаски (на доске, в руках), сгибать колбаски в кольцо; закручивать колбаски в жгутик;
• лепить предмет, состоящий из одной части и нескольких частей;
• различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации;
• сминать и разрывать бумагу; сгибать листы бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали);
• соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону)
СОДЕРЖАНИЕ
Рисование предметов разной формы и величины. Рисование прямых линий в различных направлениях. Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий. Рисование дугообразных линий. Рисование замкнутых круговых линий. Экскурсия «Линий вокруг нас». Рисование предметов прямоугольной формы. Рисование предметов треугольной формы. Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов. Рисование предметов, состоящих из нескольких частей. Экскурсия «Тучи по небу бежали». Лепка «Зонтик» (пластилинография, размазывание). Аппликация «Зонтик». Экскурсия «Изменения в природе». Аппликация «Осеннее дерево». Лепка «Веточка рябины». Аппликация «Веточка рябины». Рисование с натуры овощей и фруктов. Знакомство со сказкой С.Г. Писахова «Апельсин». Рисование по опорным точкам «Апельсин». Аппликация «Апельсин». Лепка «Апельсин». Изготовление апельсина из бумаги. Знакомство с песней В. Викторова «Котёнок и щенок». Лепка «Ёлочка». Аппликация из бумаги «Ёлочка». Рисование по опорным точкам треугольника, раскрашивание. «Ёлочка». Рисование по памяти ёлочных игрушек. Изготовление ёлочных игрушек из бумаги и картона. Рисование новогодних атрибутов. Изготовление новогодней открытки. Экскурсия к новогодней ёлке. Рисование узора в полосе «Снежинки». Аппликация «Снежные узоры». Аппликация из ватных дисков «Снеговик». Рисование на тему «Снеговик».
Коллективная лепка «Парад снеговиков». Аппликация. Оформление открытки к 23 февраля. Знакомство с предметами форменной одежды и снаряжения военнослужащих ВС РФ. Аппликация из бумаги. «Усатый, полосатый». Лепка «Усатый, полосатый». Рисование. «Усатый, полосатый». Экскурсия «Изменения в природе». Рисование узора для открытки к 8 Марта. Лепка из солёного теста «Тарелочки». Аппликация в круге «Тарелочка для любимой мамочки». Рисование в круге «Красивая тарелочка». Лепка из солёного теста «Белый медвежонок». Аппликация из поролона «Медвежонок». Рисование по опорным точкам «Медвежонок». Лепка из солёного теста «Зайчик». Аппликация из ниток «Зайчик». Рисование «Зайчик». Аппликация обрывная «Полёт в космос». Рисование при помощи трафаретов «Ракета». Лепка из солёного теста «Овечка». Аппликация из газетных шариков «Овечка». Рисование при помощи трафаретов «Овечка». Рисование по опорным точкам «Кораблик». Лепка «Праздничные шары». Аппликация из ниток «Праздничные шары». Рисование «Праздничные шары». Экскурсия «Весенние изменения в природе». Аппликация из крупы «Ёжик». Коллективная лепка «Ёжики на полянке». Рисование «Ёжики». Аппликация обрывная «Цветы». Рисование «Цветы»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы |
Раздел |
Общее количество часов по программе |
Из них |
|
Контрольная часть |
Практическая часть |
|||
1 |
Рисование |
25 |
|
|
2 |
Лепка |
11 |
|
|
3 |
Аппликация |
17 |
|
|
4 |
Работа с бумагой и картоном |
4 |
|
|
5 |
Беседы |
3 |
|
|
|
Итого |
66 |
|
6 (Экскурсии) |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N |
Основное содержание темы (дидактические единицы) |
Основные виды деятельности ученика (на уровне БУД) |
Мат.-техн. обеспеч. |
Дата |
При ме ч. |
||||
Пл. |
Фк. |
||||||||
|
Личностные БУД · входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса, школы; · пользоваться учебной мебелью и школьными принадлежностями; соблюдать правильную рабочую позу и порядок на рабочем месте; · проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; обращаться за помощью и принимать помощь; Предметные БУД: · организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя; правильно использовать разнообразные материалы; · знать и соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, клеем; · выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя; · участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали; · узнавать и называть основные геометрические формы; · рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении; · обводить по трафарету, рисовать по точкам; штриховать и раскрашивать изображения простых предметов; ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения; · рисовать знакомые предметы по образцу; |
||||||||
1 |
Рисование предметов разной формы и величины |
Сравнивают, рисуют предметы разной формы и величины |
|
|
|
|
|||
2 |
Рисование прямых линий в различных направлениях |
Рисуют прямые линии в различных направлениях: высокие столбы, заборчик, провода, дорожки, дождик. |
|
|
|
|
|||
3 |
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий |
Рисуют прямые вертикальные и горизонтальные линии: шахматная доска, клетка. |
|
|
|
|
|||
4 |
Рисование дугообразных линий |
Рисуют дугообразные линии: дым идёт, бьют фонтанчики, самолёт летит, прыгает лягушка. |
|
|
|
|
|||
5 |
Рисование замкнутых круговых линий |
Рисуют замкнутые круговые линии: клубок ниток, воздушные шарики, ветка с ягодами. |
|
|
|
|
|||
6 |
Экскурсия «Линий вокруг нас» |
Находят линии при помощи зрения и обводящих движений рукой. |
|
|
|
|
|||
7 |
Рисование предметов прямоугольной формы |
Обводят, рисуют предметы: альбомы, линейки, книги. |
|
|
|
|
|||
8 |
Рисование предметов треугольной формы |
Рисуют по опорным точкам знакомые предметы: крыша, рыбка, ёлочка. |
|
|
|
|
|||
9 |
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов |
Составляют, рисуют узор (из кругов и квадратов). |
|
|
|
|
|||
10 |
Рисование предметов, состоящих из нескольких частей |
Обводят, рисуют (по показу) несложные по форме предметы (флажки, бусы, цепочка). |
|
|
|
|
|||
11 |
Экскурсия «Тучи по небу бежали» |
Наблюдают под руководством педагога за осенним небом. |
|
|
|
|
|||
12 |
Лепка «Зонтик» (пластилинография, размазывание) |
Изготавливают изделие с использованием пластилина. |
|
|
|
|
|||
13 |
Аппликация «Зонтик»
|
Составляют и выполняют аппликацию из готовых заготовок. |
|
|
|
|
|||
14 |
Экскурсия «Изменения в природе» |
Наблюдают за изменениями в природе в осеннее время года. |
|
|
|
|
|||
15 |
Аппликация «Осеннее дерево» |
Составляют и выполняют аппликацию из мятой бумаги. |
|
|
|
|
|||
16 |
Лепка «Веточка рябины» |
Выполняют изделие из пластилина. |
|
|
|
|
|||
17 |
Аппликация «Веточка рябины» |
Составляют и выполняют аппликацию из мятой бумаги. |
|
|
|
|
|||
18 |
Рисование с натуры овощей и фруктов
|
Рассматривают иллюстрации в детских книжках. Выбирают цвета, раскрашивают, рисуют. |
|
|
|
|
|||
19 |
Беседа по сказке С.Г. Писахова «Апельсин» |
Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстраций в детских книжках. Выбирают цвета, раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
20 |
Рисование по опорным точкам «Апельсин» |
Выбирают цвета, обводят, рисуют. |
|
|
|
|
|||
21 |
Аппликация «Апельсин» |
Составляют и выполняют аппликацию из мятой бумаги. |
|
|
|
|
|||
22 |
Лепка «Апельсин» |
Лепят изделие из пластилина. |
|
|
|
|
|||
23 |
Изготовление апельсина из бумаги |
Пересказывают сказку. Выполняют изделие из бумаги. |
|
|
|
|
|||
24 |
Беседа по песне В. Викторова «Котёнок и щенок» |
Участвуют в беседе, слушают песню, разучивают слова, рассматривают картинки к песне, конструируют ёлочку. |
|
|
|
|
|||
25 |
Лепка «Ёлочка» |
Выполняют изделие из пластилина |
|
|
|
|
|||
26 |
Аппликация из бумаги «Ёлочка» |
Составляют и выполняют аппликацию из мятой бумаги. |
|
|
|
|
|||
27 |
Рисование по опорным точкам «Ёлочка» |
Рисуют по опорным точкам треугольники, раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
28 |
Рисование по памяти ёлочных игрушек |
Обводят по трафарету, рисуют по памяти ёлочные игрушки. |
|
|
|
|
|||
29 |
Изготовление ёлочных игрушек из бумаги и картона |
Рассматривают игрушки и образец, выполняют работу. Отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
|||
30 |
Рисование новогодних атрибутов |
Участвуют в беседе. Смотрят обуч.фильм «Традиции празднования Нового года». Составляют рассказ, рисуют. |
|
|
|
|
|||
31 |
Изготовление новогодней открытки |
Составляют узор, оформляют открытку из готовых заготовок. |
|
|
|
|
|||
32 |
Экскурсия к новогодней ёлке |
Наблюдают, участвуют в беседе, находят новогодние атрибуты. |
|
|
|
|
|||
33 |
Рисование узора в полосе «Снежинки» |
Составляют и выполняют узор в полосе. |
|
|
|
|
|||
34 |
Аппликация «Снежные узоры» |
Составляют и выполняют аппликацию из готовых заготовок в полосе. Закладка. |
|
|
|
|
|||
35 |
Аппликация из ватных дисков «Снеговик» |
Составляют и выполняют аппликацию. |
|
|
|
|
|||
36 |
Рисование на тему «Снеговик»
|
Составляют коллективный рассказ-описание на тему «Снеговик». Обводят круги разной величины, рисуют. |
|
|
|
|
|||
37 |
Коллективная лепка «Парад снеговиков» |
Рассматривают образец. Лепят из солёной муки. |
|
|
|
|
|||
38 |
Аппликация. Оформление открытки к 23 февраля. |
Составляют узор, оформляют открытку из готовых заготовок. |
|
|
|
|
|||
39 |
Беседа о предметах форменной одежды и снаряжения военнослужащих ВС РФ |
Участвуют в беседе. Рассматривают картинки, составляют узор из полосок (тельняшка), раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
40 |
Аппликация из бумаги. «Усатый, полосатый». |
Составление и изготовление аппликации из заготовок. |
|
|
|
|
|||
41 |
Лепка «Усатый, полосатый» |
Рассматривают тельняшку, лепят. |
|
|
|
|
|||
42 |
Рисование. «Усатый, полосатый» |
Раскрашивают, рисуют по опорным точкам. |
|
|
|
|
|||
43 |
Экскурсия «Изменения в природе» |
Наблюдают за изменениями в природе, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
|||
44 |
Рисование узора для открытки к 8 Марта |
Составляют рассказ о маме. Рисуют ветку мимозы. |
|
|
|
|
|||
45 |
Лепка из солёного теста «Тарелочки» |
Рассматривают виды тарелок, образец, выполняют изделие. |
|
|
|
|
|||
46 |
Аппликация в круге «Тарелочка для мамочки» |
Составляют аппликацию из готовых заготовок. |
|
|
|
|
|||
47 |
Рисование в круге «Красивая тарелочка». |
Обводят по трафарету, Рисуют узор. |
|
|
|
|
|||
48 |
Лепка из солёного теста «Белый медвежонок» |
Изготовление изделия из солёного теста. |
|
|
|
|
|||
49 |
Аппликация из поролона «Медвежонок» |
Составление и изготовление аппликации из мятой бумаги. |
|
|
|
|
|||
50 |
Рисование по опорным точкам «Медвежонок» |
Рисование по опорным точкам знакомых предметов. |
|
|
|
|
|||
51 |
Лепка из солёного теста «Зайчик» |
Изготовление изделия из солёного теста. |
|
|
|
|
|||
52
|
Аппликация из ниток «Зайчик» |
Рассматривают образец выполняют аппликацию. |
|
|
|
|
|||
53 |
Рисование «Зайчик» |
Рисуют по опорным точкам. |
|
|
|
|
|||
54 |
Аппликация обрывная «Полёт в космос» |
Составляют и изготавливают аппликацию из бумаги. |
|
|
|
|
|||
55 |
Рисование при помощи трафаретов «Ракета» |
Рассматривают изображения, рисуют ракету. |
|
|
|
|
|||
56 |
Лепка из солёного теста «Овечка» |
Рассматривают образец, готовят изделие из солёного теста. |
|
|
|
|
|||
57 |
Аппликация из газетных шариков «Овечка» |
Составляют и изготавливают аппликацию. |
|
|
|
|
|||
58 |
Рисование при помощи трафаретов «Овечка» |
Рисуют с помощью трафаретов, раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
59 |
Лепка «Праздничные шары» |
Рассматривают картинки, лепят из пластилина. |
|
|
|
|
|||
60 |
Аппликация из ниток «Праздничные шары» |
Режут нитки, приклеивают на картон. |
|
|
|
|
|||
61 |
Рисование «Праздничные шары» |
Рисуют с помощью трафаретов, раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
62 |
Экскурсия «Весенние изменения в природе» |
Наблюдают под руководством педагога, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
|||
63 |
Аппликация из крупы «Ёжик» |
Составляют и изготавливают аппликацию. |
|
|
|
|
|||
64 |
Коллективная лепка «Ёжики на полянке» |
Рассматривают картинки, лепят из пластилина. |
|
|
|
|
|||
65 |
Аппликация обрывная «Цветы» |
Составляют и изготавливают аппликацию. |
|
|
|
|
|||
66 |
Рисование «Цветы» |
Рисуют с помощью трафаретов, раскрашивают. |
|
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.