Рабочая программа по предмету "изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР. 6 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету "изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР. 6 класс.

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
изобразительное искусство
19.11.2021
Рабочая программа по предмету "изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР. 6 класс.
Рабочая программа по предмету "изобразительное искусство" разработана для обучающихся с ТМНР (2 вариант АООП).
Рабочая программа по предмету ИЗО для детей с ТМНР.docx

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники Пермского края

 

 

 

РАССМОТРЕНО  И СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом 

протокол № 1 от 30.08.2021г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Школа №7» 

___________ О.Н. Никитина

Приказ № 375 от «01»  09.2021г.                                                      

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«изобразительная деятельность»

6 «д» класс (2 вариант АООП)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Перминова Марина Рафкатовна

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники, 2021 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.     Пояснительная записка.

2.     Характеристика предмета «изобразительная деятельность» в 6 «д» классе с учетом особенностей его освоения обучающимися.

3.     Описание предмета «изобразительная деятельность»  в 6 «д» классе в учебном плане.

4.     Личностные и предметные результаты освоения предмета «изобразительная деятельность» в 6 «д» классе.

5.     Содержание предмета «изобразительная деятельность » в 6 «д» классе.

6.     Тематическое планирование по предмету «изобразительная деятельность» в 6 «д» классе с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

7.     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «изобразительная деятельность » в 6 «д»  классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                    

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года No 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. No 4/15).

Целью реализации программы по изобразительной деятельности является развитие необходимых жизненных компетенций, позволяющих достичь максимально возможного уровня социализации обучающихся с ТМНР.

Основная цель изучения предмета «изобразительная деятельность» заключается в развитии личности обучающегося с ТМНР в процессе приобщения его к изобразительной деятельности и обучения умению видеть красивое в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 

Основные задачи изучения предмета:

·                   Воспитание интереса к изобразительной  деятельности.

·                   Воспитание в детях понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

·                   Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

·                   Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

·                   Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

·                   Формирование умения создавать простейшие художественные образы по образцу, по памяти.

·       Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

 

 

2.     ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ» В 6 «д» КЛАССЕ

С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ  ЕГО ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ

        Изучение изобразительного искусства в 6 классе представляет собой второй этап художественно-эстетического развития личности обучающихся с ТМНР и  является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

    Для детей с тяжелыми множественными нарушениями характерно сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести с нарушениями интеллектуального развития, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых обучающихся выявляются соматические заболевания, которые значительно осложняют развитие и обучение. ТМНР представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми нарушениями, составляющими ее структуру. Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.

     В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивными оказываются подходы, требующие от обучающегося абстрактного мышления, процессов анализа и синтеза. В связи с этим возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента программы по изобразительной деятельности.

     Интеллектуальное развитие обучающихся 6 «д» различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие обучающихся данной группы благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для обучения изобразительному искусству. Так, у большинства из них проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет предположить возможность обучения таких детей пользоваться вербальными средствами коммуникации  при обучении   изобразительному искусству.

     В процессе изобразительной деятельности  дети с ТМНР испытывают серьёзные трудности. В определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на рабочей поверхности и на листе бумаги. Кроме того, недостатки зрительного, тактильного, слухового восприятия, способствуют формированию нечётких, недифференцированных образов-представлений и отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Детям трудно увидеть и воспринять образец. Некоторые из них с трудом различают детали предмета и не могут выделить части из целого или мелкие детали.

Для данной категории детей характерными являются:

– трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество деталей;

– трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт, модель);

– нечёткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;

– длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, что в свою очередь затрудняет работу с карандашом и кистью.

     Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности обучающихся с ТМНР. Работа осуществляется на основе предметнопрактической деятельности, позволяющей учащимся  с ТМНР познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, тактильные, двигательные). Независимо от возраста, обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для обучающихся данной категории.

     Предмет «Изобразительная деятельность» призван вызывать у обучающегося с ТМНР положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность в выполнении доступных операций. Предмет формирует ощущение полезности деятельности, это делает жизнь учащегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.

 

3.     ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА

 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » В  6 «д» КЛАССЕ

 В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство». Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей составляют обязательную часть учебного плана АООП образования обучающихся с ТМНР  6 класса (вариант 2).

Изучение предмета «изобразительная деятельность»  в 6 «д» классе предусмотрено в учебное время.

Согласно учебному плану образования обучающихся с ТМНР при 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительная деятельность»  в 6 «д» классе отведено 3 часа в неделю, что составляет 99 часов за учебный год.

 

4.                 ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В 6 «д» КЛАССЕ

Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.

Личностные резуьтаты:

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

 - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (вертикальное, горизонтальное, наклонные); При выраженных двигательных нарушениях возможна помощь учителя;

 - рисовать предметы простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону или от руки (возможна помощь учителя);

-понимать принцип чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

- различать и знать названия цветов;

--узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень:

-свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

 -ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

 -использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

-понимать принцип построения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

-различать и знать названия цветов;

-узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне

Личностные учебные действия:

1. активно включаться в учебную деятельность;

2.  соблюдать правила безопасного поведения на уроке.

Коммуникативные учебные действия:

1.  слушать собеседника, вступать в диалог;

2. высказывать свое мнение.

Регулятивные учебные действия:

1. осознанно действовать на основе разных видов инструкций;

2.  осуществлять самоконтроль своей деятельности на уроке.

Познавательные учебные действия:

1. полученные знания применять на учебных занятиях;

2. использовать в жизни  навыки, приобретенные на учебных занятиях.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »

В 6 «д»  КЛАССЕ

     Программа предмета «Изобразительная деятельность» включает три раздела: «Рисование», «Аппликация» «Лепка». В процессе обучения детей с ТМНР, урок должен иметь отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет. Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. Успешность обучения детей с ТМНР, зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью. Содержание предмета «Изобразительная деятельность» положено в основу тематического планирования по основным разделам обучения. Тематическое планирование составляется педагогом ежегодно с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающихся. Распределение часов по основным разделам и темам осуществляется исходя из задач обучения на каждом конкретном этапе.

Рисование. Работа с красками. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования: краски (акварельные, гуашевые, акриловые и пр.), пальчиковые краски. Освоение и соблюдение последовательности действий при работе с красками. Освоение приемов рисования кистью (валиком). Приёмы работы кистью. Рисование основных элементов (проведение произвольных мазков (длинные - короткие, толстые - тонкие); рисование точек; линий. Выполнение работы в контуре. Ориентировка на листе бумаги. Выбор цвета для рисования. Использование цвета в процессе изобразительной деятельности (применение основных цветов; получение разных цветов путем смешивания красок. Приемы и техники рисования карандашом, мелками, фломастерами. Рисование без задания (чиркание, каракули). Рисование точек, линий, геометрических фигур. Соединение точек. Закрашивание поверхности листа, поверхности внутри и снаружи трафарета. Обводка трафарета по внутреннему и внешнему контуру. Закрашивание внутри контура, заполнение контура точками, штриховкой. Штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям. Дорисовывание части предмета. Рисование доступным образом с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по-сырому», рисования с солью, рисования шариками, гратаж, «под батик», рисование (оставление следа, штамповка) листьями, овощами и пр.

Лепка. Знакомство с пластичными материалами инструментами и приспособлениями, узнавание (различение). Разминание пластилина (теста, глины) доступным способом. Раскатывание теста (глины) скалкой. Размазывание пластилина без задания по различной поверхности, по шаблону (внутри контура). Отрывание, откручивание, отщипывание, отрезание кусочка материала от целого куска. Катание, сгибание, закручивание, переплетение колбаски на доске, в руках. Катание шарика на доске, в руках. Расплющивание материала на доске, в руках. Получение формы (фигуры) путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону. Проделывание отверстия в детали. Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание, соединение краев детали. Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения. Дополнение изделия мелкими деталями, декором. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация. Знакомство, узнавание (различение) разных видов бумаги, природных и бросовых материалов, инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Комкание, сминание, отрывание, разрывание, сгибание, складывание, приглаживание, скатывание, разворачивание, сворачивание, перелистывание листа бумаги, картона, салфетки, фольги, прочих материалов. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выполнение доступных операций с материалами при выполнении аппликационных работ различных видов. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации.

 

 

 

 

 

7.     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В 6 «д» классе.

 

      Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, валики, штампы, баночки-непроливайки для воды, ножницы (специализированные (адаптированные), для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), картон (белый, цветной, различной плотности), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, пальчиковые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина, пат) и пр


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»)

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»)

В процессе изобразительной деятельности дети с

В процессе изобразительной деятельности дети с

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

Предметные результаты. Минимальный уровень: - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (вертикальное, горизонтальное, наклонные);

Предметные результаты. Минимальный уровень: - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (вертикальное, горизонтальное, наклонные);

Регулятивные учебные действия: 1

Регулятивные учебные действия: 1

Использование цвета в процессе изобразительной деятельности (применение основных цветов; получение разных цветов путем смешивания красок

Использование цвета в процессе изобразительной деятельности (применение основных цветов; получение разных цветов путем смешивания красок

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Скачать файл