Рабочая программа по предмету «Математические представления» на 2020-2021 учебный год 5г класс
Оценка 5

Рабочая программа по предмету «Математические представления» на 2020-2021 учебный год 5г класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика +1
5 кл
25.10.2020
Рабочая программа по предмету «Математические представления» на 2020-2021 учебный год 5г класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Математические представления.docx

Рабочая программа по предмету

«Математические представления»

на 2020-2021 учебный год

5г класс

 

Учитель: Федотова Светлана Викторовна

 

МБОУ «Калининская СОШ имени героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана на основе 

Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

 

Задачи:

-умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

-умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;

-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

 

 

 

 

 

Характеристика учебного предмета

 

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Срок реализации программы с 01.09.2020  по 31.05.2021 учебного года.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные  результаты

Предметные результаты

Достаточный уровень

минимальный уровень

Достаточные:

 

минимальный уровень

- планирование учебного дня;

- ориентация в расписании дня;

- следование расписанию дня;

- выполнение движений и действий с предметами самостоятельно;

- выполнение речевых инструкций;

- выполнение задания в течение определенного временного промежутка;

- выполнение задании полностью (от начала до конца);

- выполнение задания с заданными качественными параметрами;

- переход от одного задания (операции, действия) к другому.

 

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

-принятие контакта, инициированного взрослым;

-направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

-выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

-выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);

-выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (образцу);

-сидение за столом в течение определенного периода времени;

-выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу;

 

1.Элементарные математические представления о форме, величине, количественные), пространственные, временные представления;

-умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

-умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

-умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2.Представления  о  количестве,  числе,  знакомство  с цифрами,  составом  числа    

в  доступных  ребенку  пределах, счет, решение простых арифметических  задач  с опорой на наглядность:

-умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

-умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

-умение представлять множество   двумя            другими  множествами  в пределах14-ти.

-умение обозначать арифметические действия знаками.

-умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3.Использование  математических  знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

-умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами ит.д.

-умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

-умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

-умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

- умение ориентироваться в схеме тела;

- умение различать множества (один – много);

- умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

-умение ориентироваться в пространстве;

-умение различать, сравнивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

 
Базовые учебные действия

 

 

 

 

 


                                                                                                                         

 



 

 

 

 

3. Формирование умения выполнять задание:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.;
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 



 

 

 

 

 

 

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание тем учебного курса

1. Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.

Различение однородных (разнородных) предметов по длине.

Сравнение предметов по длине.

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.

Сравнение предметов по ширине.

Различение предметов по высоте.

Сравнение предметов по высоте.

Различение предметов по весу.

Сравнение предметов по весу, массе.

Различение предметов по толщине.

Сравнение предметов по толщине.

2. Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,  овал, прямоугольник, шар, брусок, куб.

Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по точкам.

Рисование геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

3. Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов.

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание).

Пересчёт предметов по единице.

Узнавание цифр (1-14). Их конструирование.

Соотнесение количества предметов с числом.

Обозначение числа цифрой (1-14).

Прорисовывание цифры (1-14) по точкам, по трафарету.

Написание цифры в рабочей тетради.

Счёт в прямой (обратной) последовательности.

4. Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога).

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре, внутри, снаружи, напротив.

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.

Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.

5. Временные представления.

Различение времен года.

Знание порядка следования сезонов в году.

Сравнение людей по возрасту.

Узнавание (различение) частей суток.

 

 

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

1

 «Представления о форме»

8

2

«Представления о величине»

8

3

«Количественные представления»

38

4

«Пространственные представления»

7

5

«Временные представления»

5

Итого: 66 часов                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I четверть 16 часов

Дата

 

Раздел. Тема урока.

план

фактически

Представления о форме  8

 

 

1

Геометрические тела: «шар», «куб».

      1.09

 

2

Геометрические тела: «шар», «куб».

3.09

 

3

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

8.09

 

4

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

10.09

 

5

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам.

15.09

 

6

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам.

17.09

 

7

Построение геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам.

22.09

 

8

Построение геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам.

24.09

 

 

Представления о величине 8 часов

 

 

9

Понятие о величине: одинаковые, равные по величине

29.09

 

10

Понятие о длине: длинный – короткий

1.10

 

11

Понятие о ширине: широкий - узкий

6.10

 

12

Понятие о высоте: высокий - низкий

8.10

 

13

Сравнение предметов по высоте, длине, ширине.

13.10

 

14

Подготовка к проверочной работе № 1

15.10

 

15

 Проверочная работа № 1

20.10

 

16

Повторение пройденного материала по темам «Представления о форме  и величине».

22.10

 

 

II четверть (16)

 

 

 

                Количественные представления 38 часов

 

 

17

Число и цифра 6.

 

 

 18

Число и цифра 6.

 

 

 19

Число и цифра 6.

 

 

20

Числовой ряд. Прямой и обратный счет.

 

 

21

Числовой ряд. Прямой и обратный счет.

 

 

22

Числовой ряд. Прямой и обратный счет.

 

 

23

Сложение и вычитание в пределах 6.

 

 

 24

Сложение и вычитание в пределах 6.

 

 

25

Сложение и вычитание в пределах 6.

 

 

26

Число и цифра 7.

 

 

27

Число и цифра 7.

 

 

28

Число и цифра 7.

 

 

 29

Подготовка к проверочной работе № 2

 

 

30

 Проверочная работа № 2

 

 

31

Повторение.

 

 

32

Сложение и вычитание в пределах 7

 

 

 

 

III четверть 18 часов

 

 

33

Сложение и вычитание в пределах 7

 

 

34

Сложение и вычитание в пределах 7

 

 

35

Число и цифра 8.

 

 

36

Число и цифра 8.

 

 

37

Число и цифра 8.

 

 

38

Сложение и вычитание в пределах 8

 

 

39

Сложение и вычитание в пределах 8

 

 

40

Сложение и вычитание в пределах 8

 

 

41

Число и цифра 9.

 

 

42

Число и цифра 9.

 

 

43

Число и цифра 9.

 

 

44

Сложение и вычитание в пределах 9.

 

 

45

Сложение и вычитание в пределах 9.

 

 

46

Сложение и вычитание в пределах 9.

 

 

47

Подготовка к проверочной работе № 3

 

 

 

 Проверочная работа № 3

 

 

48

Повторение.

 

 

49

Число и цифра 10.

 

 

50

Число и цифра 10.

 

 

 

IV четверть 16

 

 

 51

Число и цифра 10.

 

 

52

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10.

 

 

53

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10.

 

 

54

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10.

 

 

 

Пространственные представления 7 часов

 

 

55

Положение предметов в пространстве: слева – справа. 

 

 

56

Положение предметов в пространстве: слева – справа. 

 

 

57

Положение предметов в пространстве: между, в середине.

 

 

58

Положение предметов в пространстве: между, в середине.

 

 

59

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

 

 

60

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

 

 

61

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

 

 

 

                           Временные представления  5 часоа

 

 

62

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

 

 

 

63

Узнавание (различение) частей суток.

 

 

 

64

Подготовка к проверочной работе.

 

 

65

Годовая проверочная работа

 

 

66

Повторение

 

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.      Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Канская школа» (ФГОС О у/о – 2 вариант).

3.      Алышева Т.В. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  В 2 частях – 7-е изд.. – М.: Просвещение, 2016.

4.      Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2- х частях. ФГОС ОВЗ.- «Просвещение», 2018.

Список литературы

 

1.      Посчитаем до 10. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2015.

2.      Посчитаем до 20. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2015.

3.      Думаем, считаем, решаем. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2015.

 

Материально – техническое обеспечение

1.      Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методические комплекты по математике (программы, учебник, рабочие тетради, прописи), методические пособия для учителя.

2.      Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения; карточки с заданиями по математике для 5 класса.

3.      Демонстрационное пособие: объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 14; объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 14; наглядное пособие для изучения состава числа; демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 14.

4.      Технические средства обучения: классная доска, компьютер, сканер, принтер струйный цветной.

5.      Экранно – звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие темам обучения; слайды, соответствующие содержанию обучения; занимательные задания по математике для 5 класса.

6.      Учебно – практическое оборудование: раздаточные материалы для обучения последовательному пересчёту от 0 до 14; комплект для изучения состава числа; счётный материал от 0 до 14; комплекты цифр и знаков; комплекты цифр и знаков («математический веер»); набор геометрических фигур.

7.      Оборудование класса: ученические столы 1 местные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по предмету «Математические представления» на 2020-2021 учебный год 5г класс

Рабочая программа по предмету «Математические представления» на 2020-2021 учебный год 5г класс

Характеристика учебного предмета

Характеристика учебного предмета

Элементарные математические представления о форме, величине, количественные), пространственные, временные представления; -умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности

Элементарные математические представления о форме, величине, количественные), пространственные, временные представления; -умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности

Элементарные математические представления о форме, величине, количественные), пространственные, временные представления; -умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности

Элементарные математические представления о форме, величине, количественные), пространственные, временные представления; -умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия

Содержание тем учебного курса 1

Содержание тем учебного курса 1

Написание цифры в рабочей тетради

Написание цифры в рабочей тетради

I четверть 16 часов Дата

I четверть 16 часов Дата

Понятие о высоте: высокий - низкий 8

Понятие о высоте: высокий - низкий 8

Число и цифра 7. 27

Число и цифра 7. 27

Сложение и вычитание в пределах 8 41

Сложение и вычитание в пределах 8 41

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10

Годовая проверочная работа 66

Годовая проверочная работа 66

Экранно – звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие темам обучения; слайды, соответствующие содержанию обучения; занимательные задания по математике для 5 класса

Экранно – звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие темам обучения; слайды, соответствующие содержанию обучения; занимательные задания по математике для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020