Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"

Оценка 4.6
docx
27.03.2024
Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"
М611.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

           1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

           2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

           3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

           4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ.13 Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

            Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования по профессии СПО 35.01.27  Мастер сельскохозяйственного производства (базовая  подготовка).

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на достижение следующих целей:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

− формирование установки на здоровый образ жизни;

− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,

терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

 

         

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося 0 часов.

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

  Максимальная учебная нагрузка (всего)

 

76

  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 

76

  в том числе:

 

 

 

 

       практические занятия

 

 

8

  Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 

0

   Итоговая аттестация в форме ДЗ в 1 семестре.



Выполнение домашних заданий (соответственно методическим указаниям)   

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОДБ.13 Основы безопасности жизнедеятельности

Наименование разделов       и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 курс 1 семестр

 

 

Глава 1. Государственная система обеспечения безопасности населения

8

 

Тема 1.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Содержание учебного материала

8

 

1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

 

 

2

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение

 

 

3

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

 

 

4

Защитные сооружения гражданской обороны

 

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

22

 

Тема 2.1.

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

 

Содержание учебного материала

8

 

1

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера

2

1

2

Чрезвычайные ситуации военного времени

2

1

3

Порядок действия населения в различных ЧС

2

1

4

Практическое занятие № 1

Расчет параметров движения зараженного облака при авариях на химически опасных объектах

2

2

Тема 2.2.

Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики

 

Содержание учебного материала

14

 

1

Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека

2

1

2

Организация защиты населения и территорий при угрозе и возникновении ЧС

2

1

3

Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС

2

1

4

Практическое занятие № 2

Порядок проверки исправности, сроков испытаний, использования первичных средств пожаротушения

2

2

5

Порядок подбора, выдачи  и практического использования индивидуальных средств защиты

2

1

6

Планирование, подготовка документов и организация эвакуационных мероприятий

2

1

7

Практическое занятие № 3

Эвакуация людей при пожаре, действия при обнаружении заложенного взрывного устройства и поведение заложника

2

2

Раздел 3. Основы военной службы и медицинских знаний

46

 

Тема 3.1.

Основы обороны государства. Военная служба. Военно-патриотическое воспитание

Содержание учебного материала

10

 

1

Особенности условий труда и общая организация работы по охране труда в сельском           хозяйстве.

2

1

2

Основы обороны государства

2

1

3

Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России

2

1

4

Практическое занятие № 4

Организация и порядок призыва граждан на военную службу

2

2

5

Боевые традиции и символы воинской чести

2

1

Тема 3.2.

Основы обороны государства. Военная служба.

Содержание учебного материала

20

 

1

Воинская обязанность. Воинский учет его организация и предназначение

2

1

2

Практическое занятие № 5

Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет

2

2

3

Виды и рода Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и особенности прохождения военной службы

2

1

4

Практическое занятие № 6

Знаки различия военнослужащих

2

2

5

Практическое занятие № 7

Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему

2

2

6

Общие и специальные обязанности военнослужащих

2

1

7

Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи

2

1

8

Военно-учетные специальности

2

1

9

Способы бесконфликтного общения и поведения

2

1

10

Ритуал принятия военной присяги

2

2

Тема 3.3.

Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни

 

Содержание учебного материала

16

 

1

Здоровый образ жизни и его составляющие

2

1

2

Факторы разрушающие здоровье

2

2

3

Факторы способствующие укреплению здоровья

2

1

4

Роль двигательной активности, занятий физической культурой в укреплении здоровья

2

1

5

Практическое занятие № 8

Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, травмах опорно-двигательного аппарата. Реанимационные мероприятия

2

2

6

Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийно-химическими отравляющими веществами, ожогах. Реанимационные мероприятия

2

2

7

Способы закаливания организма

2

1

Дифференцированный зачет

2

2

Всего за 1 семестр

76

 

Итого за 1 курс

76

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

            3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты стендов: «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;

- комплекты плакатов: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;

- комплект табельных и подручных средств для оказания первой доврачебной медицинской помощи;

- комплект средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, противодымные маски);

- комплект первичных средств пожаротушения;

- комплект бланков документации;

- комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты, раздаточный материал для  выполнения практических и контрольных работ);

- комплект мультимедийных презентаций, медиатека.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- экран.

Оборудование рабочих мест:

- рабочее место учащихся;

- письменные принадлежности.

 

            3.2. Информационное обеспечение обучения.

            Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Алексеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.

Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2. Безопасность жизнедеятельности: практикум. Багаутдинов А.М., и др. –М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.

         3.100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.

4. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2011.

5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 31.07.2020г.№76-ФЗ.

6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 13.07.2020г. №53-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 31.07.2020г. №113-ФЗ.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 2017.

9. Большой энциклопедический словарь. – М., 2012.

10. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник В.Н Николенко. - М: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Первая медицинская помощь: учеб. пособие П.В. Глыбочко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

12. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

13. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

             Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных, чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. В том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- средства обеспечения безопасности труда;

- санитарные требования к содержанию рабочих мест;

- требования безопасности к машинам, механизмам и инструментам;

- электробезопасность и пожарная безопасность;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

-применять профессиональные знания  в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

- владеть способностями бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

Фронтальный устный опрос.

Тестирование.

Работа с карточками-заданиями.

Внеаудиторная самостоятельная работа

 


 

Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа по предмету: "Основы безопасности жизнедеятельности"

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ

следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; − овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни…

следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; − овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы…

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Выполнение домашних заданий (соответственно методическим указаниям) 2

Выполнение домашних заданий (соответственно методическим указаниям) 2

Содержание учебного материала 14 1

Содержание учебного материала 14 1

Содержание учебного материала 14 1

Содержание учебного материала 14 1

УЧЕБНОЙ дисциплины 3

УЧЕБНОЙ дисциплины 3

Сборник. – М. , 2006. 4. Армия государства

Сборник. – М. , 2006. 4. Армия государства

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024