Рабочая программа по предмету Природоведение
Оценка 5

Рабочая программа по предмету Природоведение

Оценка 5
docx
08.12.2020
Рабочая программа по предмету Природоведение
Природа, РПУ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей  естественно-математического цикла

 

Протокол

от «  »  сентября 2019  №

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

____________        Л.П.Логвина

  

 

«____» _____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор

 

__________  Т.П.Вакуленко                      

 

«____» ____________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

Базовый уровень

5 класс

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель  рабочей программы:

Алешина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахтерск

 

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по  географии 6-9 классы составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового  уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Природоведение. 5 кл.» / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 20 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год  и Рабочей программой учебного предмета, согласно которой  предмет «Природоведение» является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.

Реализация данной программы основана на использовании линии учебников, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников,  учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-20920 учебном году).

Согласно Примерным учебным планам основного общего образования для общеобразовательных организаций ДНР программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Срок реализации программы – 1 год.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с

природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира,

которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким

образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и

излишнее опережение.

Основная цель учебного предмета «Природоведения» в 5 классе – формирование

природоведческой компетентности учащихся через усвоение системы интегрированных

знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов

учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к

природе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих

целей:

-  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и

неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет,

опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;

стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами

поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в

повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших

видов первой медицинской помощи.

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших

подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии,

химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению включает четыре основных содержательных разделов и

введение: «Введение. Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы. Вселенная», «Земля», «Жизнь на земле», «Здоровье человека и безопасность жизни. Человек на Земле». В рамках введения на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй, третьи и четвертый разделы

углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал пятого раздела включен в соответствии с актуальными требованиями современной жизни и рассматривает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в

программе выделена рубрика «Практические работы».

Практические работы играют большую роль в развитии психических способностей

детей. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру

умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке

уделяется проверке домашнего задания. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

В преподавании курса природоведения рекомендуется использовать следующие формы работы с учащимися:

- работа в малых группах (2-5 человек);

- проектная деятельность;

- подготовка сообщений;

- исследовательская деятельность;

 -информационно - поисковая деятельность;

-выполнение практических работ.

Кроме того, в рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологи (в рамках компетенций обучающихся):

·           технологии развития критического мышления; ТОГИС, технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного и проектного обучения;

·           методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа, картографический практикум;

·           средства обучения: иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные задания, технические средства обучения.

В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных дострижений учащихся с помощью различных форм работы, которые выбирает с учетом особенностей класса. Рекомендованными формами контроля являются: тестовые, комбинированные самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается.

В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут бать привлечены и члены семьи ученика.

Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.

Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /

А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

2. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:

Дрофа, 2008.

3. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:

Дрофа, 2009.

4. Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику

В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград,

Учитель, 2003.

5. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия,

2003.

6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.

7. Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. –

М.: Дрофа, 2005.

8. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков,

И.А.Губанов. –.: Дрофа, 2005.

9. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель

Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Календарно-тематическое планирование

 

(66 часов, 2 ч в неделю)

 

№ п/п

 

 

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

 

  по плану                     по факту

Учебные достижения учащихся

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

1

1.1

Тема 1. Как человек изучает природу (3ч) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология . Методы изучения

природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

1

 

 

2

1.2

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практическая работа №1. Знакомство с назначением

и правилами использования лабораторного оборудования

1

 

 

3

1.3

Великие естествоиспытатели. Исследовательский проект. Природа вокруг нас. Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо

человека или во вред?

1

 

 

 

РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (15 ЧАСОВ)

4

2.1

Тема 1. Вселенная (8ч)

Представления о Вселенной у древних народов.

Взгляды Пифагора на форму Земли. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье

1

 

 

 

5

2.2

Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.

Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилея.

1

 

 

6

2.3

Солнечная система, ее состав

1

 

 

7

2.4

Практическая работа № 2. Составление

1

 

 


 

 

сравнительных таблиц планет Солнечной системы

 

 

 

 

8

2.5

Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет.

1

 

 

9

2.6

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

 

 

10

2.7

Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.

1

 

 

11

2.8

Солнце как ближайшая к нам звезда.

1

 

 

12

2.9

Тема 2. Многообразие тел и веществ (7ч)

Тела, характеристики тел, их измерения.

1

 

 

13

2.10

Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ

1

 

 

14

2.11

Вещества в окружающем мире и их использование.

1

 

 

15

2.12

Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

1

 

 

6

2.13

Практические работы № 4. Разделение смесей

1

 

 

17

2.14

Атомы и химические элементы

1

 

 

18

2.15

Молекулы. Движение молекул. Диффузия. Демонстрации: Тел, простых и сложных веществ,

смесей. Приборов и инструментов для измерения свойств тел.

1

 

 

 

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (17 ЧАСОВ)

19

3.1

Тема 1. Земля как планета (5ч)

Представления людей о возникновении Земли.

Происхождение Земли.

1

 

 

 

20

3.2

Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия. Земная кора. Горные породы.

1

 

 

21

3.3

Минералы, полезные ископаемые.

1

 

 

22

3.4

Природные явления. Многообразие явлений природы

1

 

 

23

3.5

Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

1

 

 


24

3.6

 

Тема 2. Суша планеты (3ч)

Суша планеты. Материки, острова.

1

 

 

;

25

3.7

Природных условий материков.

1

 

 

26

3.8

Уникальность планеты Земля

1

 

 

27

3.9

Тема 3. Атмосфера(3ч)

Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха.

1

 

 

28

3.10

Облака. Ветер

1

 

 

29

3.11

Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов

1

 

 

30

3.12

Тема 4. Гидросфера (3ч)

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе.

1

 

 

31

3.13

Свойства воды. Вода на Земле.

1

 

 

32

3.14

Океаны. Моря. Кругооборот воды

1

 

 

33

3.15

Тема 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов (3ч)

Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Демонстрации: Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении

его через призму).

1

 

 

34

3.16

Практическая работа № 5. Определение на карте и глобусе экватора, полюсов, меридианов, полушарий Практическая работа

1

 

 


35

3.17

Практическая работа № 6. Обозначение на карте материков, крупных островов, архипелагов Исследовательский проект. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ)

36

4.1

Тема 1. Развитие жизни на Земле (7ч)

История развития жизни на планете: основные гипотезы.

1

 

 

 

37

4.2

Клетка. История изучения клетки.

1

 

 

38

4.3

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

1

 

 

39

4.4

Практическая работа № 7. Увеличительные приборы. Правила работы с увеличительными приборами.

Строение светового микроскопа

1

 

 

40

4.5

Клеточное строение организмов.

1

 

 

41

4.6

Структурные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал)

1

 

 

42

4.7

Практическая работа № 8 Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов.

Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов

1

 

 

43

4.8

Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания(9ч)

Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство

Грибы, царство Бактерии)

1

 

 


44

4.9

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная. Приспособленность организмов к различным средам обитания.

1

 

 

 

45

4

Практическая работа № 9. Приспособление организмов к разным средам обитания

1

 

 

46

4.11

Растения и животные разных материков.

1

 

 

47

4.12

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

 

 

48

4.13

Травянистые равнины, степи и саванны.

1

 

 

49

4.14

Пустыни

1

 

 

50

4.15

Влажный тропический лес.

1

 

 

51

4.16

Жизнь в морях и океанах.

1

 

 

 

РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ)

52

5.1

Тема 1. Человек на Земле (4ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

1

 

 

 

53

5.2

Страницы истории географических открытий..

1

 

 

54

5.3

Географические представления древнегреческих ученых

1

 

 

55

5.4

Великие путешественники – первооткрыватели

далеких земель

1

 

 

56

5.5

Тема 2. Человек в природе (6ч)

Изменения в природе, вызванные деятельностью

1

 

 


 

 

человека.

 

 

 

 

57

5.6

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения

1

 

 

58

5.7

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием..

1

 

 

59

5.8

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех

видов загрязнений

1

 

 

60

5.9

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

1

 

 

61

5.10

Вредные привычки и их профилактика

1

 

 

62

5.11

Тема 3. Среда обитания человека (4ч)

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

 

 

63

5.12

Простейшие способы оказания первой помощи.

1

 

 

64

5.13

Практическая работа №10. Овладение способами оказания первой медицинской помощи

1

 

 

65

5.14

Демонстрации: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Исследовательский проект :Человек и окружающая среда

1

 

 

66

5.15

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа учителя по географии 6-9 классы составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа учителя по географии 6-9 классы составлена в соответствии с

Второй, третьи и четвертый разделы углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы

Второй, третьи и четвертый разделы углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование (66 часов, 2 ч в неделю) № п/п

Календарно-тематическое планирование (66 часов, 2 ч в неделю) № п/п

Солнечной системы 8 2

Солнечной системы 8 2

Тема 2. Суша планеты (3ч) Суша планеты

Тема 2. Суша планеты (3ч) Суша планеты

Практическая работа № 6. Обозначение на карте материков, крупных островов, архипелагов

Практическая работа № 6. Обозначение на карте материков, крупных островов, архипелагов

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения 1 58 5

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения 1 58 5

Рабочая программа по предмету Природоведение

Рабочая программа по предмету Природоведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020