МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Шахтёрская средняя школа №1 »
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол от « » сентября 2019 № |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Л.П.Логвина
«____» _____________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Т.П.Вакуленко
«____» ____________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
Базовый уровень
5 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Алешина Г.П.
Шахтерск
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по географии 6-9 классы составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Природоведение. 5 кл.» / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 20 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и Рабочей программой учебного предмета, согласно которой предмет «Природоведение» является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.
Реализация данной программы основана на использовании линии учебников, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-20920 учебном году).
Согласно Примерным учебным планам основного общего образования для общеобразовательных организаций ДНР программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с
природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира,
которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким
образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и
излишнее опережение.
Основная цель учебного предмета «Природоведения» в 5 классе – формирование
природоведческой компетентности учащихся через усвоение системы интегрированных
знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов
учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к
природе.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих
целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и
неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет,
опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших
видов первой медицинской помощи.
«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших
подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии,
химии и экологии, ОБЖ.
Курс по природоведению включает четыре основных содержательных разделов и
введение: «Введение. Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы. Вселенная», «Земля», «Жизнь на земле», «Здоровье человека и безопасность жизни. Человек на Земле». В рамках введения на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй, третьи и четвертый разделы
углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал пятого раздела включен в соответствии с актуальными требованиями современной жизни и рассматривает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в
программе выделена рубрика «Практические работы».
Практические работы играют большую роль в развитии психических способностей
детей. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру
умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке
уделяется проверке домашнего задания. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
В преподавании курса природоведения рекомендуется использовать следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная деятельность;
- подготовка сообщений;
- исследовательская деятельность;
-информационно - поисковая деятельность;
-выполнение практических работ.
Кроме того, в рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологи (в рамках компетенций обучающихся):
· технологии развития критического мышления; ТОГИС, технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного и проектного обучения;
· методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа, картографический практикум;
· средства обучения: иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные задания, технические средства обучения.
В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных дострижений учащихся с помощью различных форм работы, которые выбирает с учетом особенностей класса. Рекомендованными формами контроля являются: тестовые, комбинированные самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается.
В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут бать привлечены и члены семьи ученика.
Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.
Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /
А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.
2. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:
Дрофа, 2008.
3. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:
Дрофа, 2009.
4. Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику
В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград,
Учитель, 2003.
5. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия,
2003.
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.
7. Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. –
М.: Дрофа, 2005.
8. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков,
И.А.Губанов. –.: Дрофа, 2005.
9. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель
Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.
Календарно-тематическое планирование
(66 часов, 2 ч в неделю)
№ п/п |
|
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов |
Дата проведения
по плану по факту |
Учебные достижения учащихся |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ. |
|
|||
1 |
1.1 |
Тема 1. Как человек изучает природу (3ч) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология . Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. |
1 |
|
|
|
2 |
1.2 |
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Практическая работа №1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования |
1 |
|
|
|
3 |
1.3 |
Великие естествоиспытатели. Исследовательский проект. Природа вокруг нас. Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред? |
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (15 ЧАСОВ) |
|||||
4 |
2.1 |
Тема 1. Вселенная (8ч) Представления о Вселенной у древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье |
1 |
|
|
|
5 |
2.2 |
Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилея. |
1 |
|
|
|
6 |
2.3 |
Солнечная система, ее состав |
1 |
|
|
|
7 |
2.4 |
Практическая работа № 2. Составление |
1 |
|
|
|
|
сравнительных таблиц планет Солнечной системы |
|
|
|
|
8 |
2.5 |
Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. |
1 |
|
|
|
9 |
2.6 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
1 |
|
|
|
10 |
2.7 |
Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях. |
1 |
|
|
|
11 |
2.8 |
Солнце как ближайшая к нам звезда. |
1 |
|
|
|
12 |
2.9 |
Тема 2. Многообразие тел и веществ (7ч) Тела, характеристики тел, их измерения. |
1 |
|
|
|
13 |
2.10 |
Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ |
1 |
|
|
|
14 |
2.11 |
Вещества в окружающем мире и их использование. |
1 |
|
|
|
15 |
2.12 |
Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. |
1 |
|
|
|
6 |
2.13 |
Практические работы № 4. Разделение смесей |
1 |
|
|
|
17 |
2.14 |
Атомы и химические элементы |
1 |
|
|
|
18 |
2.15 |
Молекулы. Движение молекул. Диффузия. Демонстрации: Тел, простых и сложных веществ, смесей. Приборов и инструментов для измерения свойств тел. |
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (17 ЧАСОВ) |
|||||
19 |
3.1 |
Тема 1. Земля как планета (5ч) Представления людей о возникновении Земли. Происхождение Земли. |
1 |
|
|
|
20 |
3.2 |
Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. |
1 |
|
|
|
21 |
3.3 |
Минералы, полезные ископаемые. |
1 |
|
|
|
22 |
3.4 |
Природные явления. Многообразие явлений природы |
1 |
|
|
|
23 |
3.5 |
Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). |
1 |
|
|
24 |
3.6 |
Тема 2. Суша планеты (3ч) Суша планеты. Материки, острова. |
1 |
|
|
; |
25 |
3.7 |
Природных условий материков. |
1 |
|
|
|
26 |
3.8 |
Уникальность планеты Земля |
1 |
|
|
|
27 |
3.9 |
Тема 3. Атмосфера(3ч) Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха. |
1 |
|
|
|
28 |
3.10 |
Облака. Ветер |
1 |
|
|
|
29 |
3.11 |
Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов |
1 |
|
|
|
30 |
3.12 |
Тема 4. Гидросфера (3ч) Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. |
1 |
|
|
|
31 |
3.13 |
Свойства воды. Вода на Земле. |
1 |
|
|
|
32 |
3.14 |
Океаны. Моря. Кругооборот воды |
1 |
|
|
|
33 |
3.15 |
Тема 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов (3ч) Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Демонстрации: Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму). |
1 |
|
|
|
34 |
3.16 |
Практическая работа № 5. Определение на карте и глобусе экватора, полюсов, меридианов, полушарий Практическая работа |
1 |
|
|
35 |
3.17 |
Практическая работа № 6. Обозначение на карте материков, крупных островов, архипелагов Исследовательский проект. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей |
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ) |
|||||
36 |
4.1 |
Тема 1. Развитие жизни на Земле (7ч) История развития жизни на планете: основные гипотезы. |
1 |
|
|
|
37 |
4.2 |
Клетка. История изучения клетки. |
1 |
|
|
|
38 |
4.3 |
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. |
1 |
|
|
|
39 |
4.4 |
Практическая работа № 7. Увеличительные приборы. Правила работы с увеличительными приборами. Строение светового микроскопа |
1 |
|
|
|
40 |
4.5 |
Клеточное строение организмов. |
1 |
|
|
|
41 |
4.6 |
Структурные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал) |
1 |
|
|
|
42 |
4.7 |
Практическая работа № 8 Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов. Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов |
1 |
|
|
|
43 |
4.8 |
Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания(9ч) Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии) |
1 |
|
|
44 |
4.9 |
Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная. Приспособленность организмов к различным средам обитания. |
1 |
|
|
|
45 |
4 |
Практическая работа № 9. Приспособление организмов к разным средам обитания |
1 |
|
|
|
46 |
4.11 |
Растения и животные разных материков. |
1 |
|
|
|
47 |
4.12 |
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса. |
1 |
|
|
|
48 |
4.13 |
Травянистые равнины, степи и саванны. |
1 |
|
|
|
49 |
4.14 |
Пустыни |
1 |
|
|
|
50 |
4.15 |
Влажный тропический лес. |
1 |
|
|
|
51 |
4.16 |
Жизнь в морях и океанах. |
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ) |
|||||
52 |
5.1 |
Тема 1. Человек на Земле (4ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. |
1 |
|
|
|
53 |
5.2 |
Страницы истории географических открытий.. |
1 |
|
|
|
54 |
5.3 |
Географические представления древнегреческих ученых |
1 |
|
|
|
55 |
5.4 |
Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель |
1 |
|
|
|
56 |
5.5 |
Тема 2. Человек в природе (6ч) Изменения в природе, вызванные деятельностью |
1 |
|
|
|
|
человека. |
|
|
|
|
57 |
5.6 |
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения |
1 |
|
|
|
58 |
5.7 |
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.. |
1 |
|
|
|
59 |
5.8 |
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений |
1 |
|
|
|
60 |
5.9 |
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. |
1 |
|
|
|
61 |
5.10 |
Вредные привычки и их профилактика |
1 |
|
|
|
62 |
5.11 |
Тема 3. Среда обитания человека (4ч) Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. |
1 |
|
|
|
63 |
5.12 |
Простейшие способы оказания первой помощи. |
1 |
|
|
|
64 |
5.13 |
Практическая работа №10. Овладение способами оказания первой медицинской помощи |
1 |
|
|
|
65 |
5.14 |
Демонстрации: Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Исследовательский проект :Человек и окружающая среда |
1 |
|
|
|
66 |
5.15 |
Резерв |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.