Программа учебной дисциплины
ОУДб.122 «Родная литература »
наименование учебной дисциплины
2020
Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) и не противоречит следующим нормам, закрепленным законодательно:
- Ч.2 ст.26 Конституции РФ;
- Ч.3 ст.14 ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018г. №05-192;
- Методические рекомендации по реализации общеобразовательной подготовки в рамках ОПОП СПО (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. №06-259 с дополнениями 2017г.);
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.07.2020г. №1202/7560 «О преподавании учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» в начальном общем образовании и «Родной язык» и «Родная литература» в основном / среднем общем образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020-2021 учебном году»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.07.2020г. №1202/7639«О преподавании учебных предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования и «Русский родной язык» и «Родная (русская) литература» на уровне основного общего и среднего общего образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020-2021 учебном году».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 17
ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 18
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана в соответствии с требованиями по специальностям СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
_____дисциплина входит в общеобразовательный цикл______
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение учебной дисциплины «Родная литература» должно обеспечить:
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.
Рабочая программа по дисциплине «Родная литература» учитывает общую нацеленность образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты обучения:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 39 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 39часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
1 курс
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
39 |
в том числе: |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Календарно - тематическое планирование по учебной дисциплине «Родная литература»
Распределение часов по дисциплине (согласно учебному плану)
Курс |
Максимальная нагрузка |
Самостоятельная работа студентов |
Обязательные учебные занятия |
Промежуточная аттестация (дифференцирован-ный зачет) |
|||||||
Всего |
Теоретические занятия |
Лабораторные и практические занятия
|
Курсовые проекты (работы) |
||||||||
I сем.
|
II сем.
|
I сем. |
II сем. |
I сем. |
II сем. |
I сем. |
II сем |
||||
|
39 |
|
39 |
17 |
22 |
- |
|
- |
- |
- |
+ |
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. «Седой Урал: от времен язычества к векам христианства |
|
4 час
|
1
|
Тема 1.1 Введение.Урал – страна легенд. Фольклор на Урале
|
Содержание учебного материала Предания, легенды, сказы о земле уральской. Сборники былин и песен. Народная афористика Практические работы |
2
|
1 |
Самостоятельные работы |
|||
|
|||
Тема 1.2 Историческое и фантастическое в романе А. Иванова «Сердце пармы». |
Содержание учебного материала Исторический роман Алексея Иванова о покорении Великой Перми Москвой в XV веке. Основа сюжета — реальные исторические события второй половины XV в. Практические работы |
|
1 |
Самостоятельные работы |
|||
Раздел 2. «Самоцветно - золотой Урал: годы капитализма XIX века» |
|
6 час |
|
Тема 2.1 С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова- внука».Незабываемый мир детства в повести.
|
Содержание учебного материала: |
|
|
Личность писателя. Жизненный и творческий путь.Сергей Тимофеевич Аксаков — русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист. |
2 |
1 |
|
Практические работы |
- |
|
|
Контрольные работы |
- |
||
Самостоятельная работа
|
|
||
|
|
|
|
Тема 2.2 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы». Жизнь промышленного Урала в романе
|
Содержание учебного материала: |
|
|
История создания произведения, жанр и композиция произведения, характеристика образа центрального героя, конфликт романа |
2 |
1 |
|
Практические работы |
- |
|
|
Контрольные работы |
- |
||
Самостоятельные работы
|
2 |
||
Тема 2.3 Рождественские мотивы в сказке «Новый год» (из цикла Рождественских сказок Н. П. Вагнера)
|
Содержание учебного материала: Мистицизм сказок писателя Практические работы |
2
|
|
Контрольные работы |
|||
Самостоятельные работы
|
|||
Раздел 3 «Огненный Урал: годы революций и войн конца XIX – начала XX века» |
|
2 |
|
Тема 3.1 А.И. Дементьев Роман «Прииск в тайге». Золото революции в романе
|
Содержание учебного материала: История создания произведения, тема, идея; характеристика образа главного героя, его отношение к золоту. Практические работы |
2
|
|
Контрольные работы Самостоятельные работы |
|||
|
Раздел 4. «Индустриальный Урал: предвоенные годы XX века |
|
4 |
|
|||
Тема 4,1 Л.К. Татьяничева. «Я без Урала не могу – Урал всегда со мною»(обзор творчества)
|
Содержание учебного материала: Жизнь и творчество уральской поэтессы |
2
|
||||
Практические работы |
||||||
Контрольные работы |
||||||
Самостоятельные работы |
||||||
Тема 4 В.И. Машковцев. Роман «Время красного дракона».Продолжение традиций, заложенных М. Булгаковым в творчестве писателя |
Содержание учебного материала: История создания романа «Время красного дракона». (о трагической, героической, омытой кровью и слезами судьбе поколений магнитогорцев.) |
2 |
||||
Практические работы |
- |
1 |
||||
Контрольные работы |
- |
|
||||
Самостоятельные работы |
|
|||||
Раздел 5. «Оборонный Урал: тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
4 |
|
|||
Тема 5.1 Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях уральских поэтов.«Я нынче страшным расстояньем от мирной жизни отделен…» |
Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях уральских поэтов (М. Львов, А. Головин, В. Машковцев, А. Терентьев, А. Куницын, А. Горская, Л. Татьяничева)
|
2
|
|
|||
Тема 5.2 Драматические жизненные пути женщин в военное и мирное время по роману Н.Г. Никонова «Весталка». |
Содержание учебного материала: Проблемы взаимодействия человека и природы, отчуждения и гибели мира под напором технократической цивилизации, при встрече с войной («Весталка», «Стальные солдаты»).
|
2 |
|
|||
Контрольные работы |
||||||
Самостоятельные работы |
||||||
Раздел 6. «Прекрасный Урал: мирные годы XX века» |
|
6 |
|
|||
Тема 6.1 А.Кердан « Мы все природы сыновья…» |
Содержание учебного материала: Раскрыть основные темы творчества А. Кердана – патриотизм, мужская честь и достоинство, уважительное отношение к предкам и истории Отечества, воспевание красоты женщины |
2
|
|
|||
Контрольные работы |
||||||
Самостоятельные работы
|
||||||
Тема 6.2
Прекрасная земля в творчестве К.А. Некрасовой». |
Содержание учебного материала Русские фольклорные традиции в творчестве поэтессы Практические работы |
2
|
|
|||
Контрольные работы |
||||||
Самостоятельные работы |
||||||
Тема 6.3 Песенное творчество Олега Митяева. |
|
2
|
|
|||
Раздел 7. «Юмористический Урал: застойные годы XX века» |
|
2 |
|
|||
Тема 7.1 Гротеск и сатира в книге рассказов А.Н. Петрина «Похождения робота». |
Содержание учебного материала Обличение в произведениях бездуховности, демагогии, неразворотливости и медлительности, тупой канцелярщины, вещизм. Самостоятельные работы
|
2
|
|
|||
Раздел 8. «Философский Урал: многогранные годы конца XX-начала XXI веков»
|
|
4 |
|
|||
Тема 8.1
Золотое сечение жизни каждого человека (по повести К.А. Шишова «Золотое сечение»). |
Содержание учебного материала
Книги К. А. Шишова являются результатом глубокой рефлексии, осмысления жизни в самых разных литературных жанрах — от повествовательных полотен до поэтических взлетов, от «прикладной» публицистики до лаконичных лирических эссе. |
2
|
|
|||
Практические работы |
||||||
Самостоятельные работы |
||||||
Тема 8.2
Художественное пространство в повести О.Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине». |
Содержание учебного материала
|
2
|
|
|||
Повесть О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» (2011) удостоена двух престижных литературных премий: Южно-Уральской литературной премии в номинации «Проза» за гармоническое соединение классической и современной прозаической традиции в повести (2012) и Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2016). Практические работы |
||||||
Самостоятельные работы
|
||||||
Раздел 9. « Урал - мегаполис одиночества: неоднозначные годы начала XXI века» |
|
4 |
|
|||
Тема 9.1 Тема одиночества в притче Леры Авербах «Долин». |
Содержание учебного материала
О выборе героев XX века в притче Леры Авербах Как жить? Чему посвятить свои силы? Как найти свое место в мире и стать счастливым? Практические работы |
2
2
|
|
|||
Самостоятельные работы
|
||||||
Тема 9,2 Голос одинокого человека из глубин мегаполиса» (по творчеству Яниса Грантса. |
Содержание учебного материала |
2
|
|
|||
Во многих стихотворениях Я. Грантса звучит мотив взрослой детскости, беззащитности взрослого человека перед миром, наполненным кошмарами. Через детские страхи, через отчуждение автор обращается к тематике смерти. Мотивы смерти и детства мифопоэтически сближены, становятся метафорой, демонстрирующей не сводимость мира к каким-то общим понятиям и правилам Практические работы |
||||||
Самостоятельные работы |
||||||
|
||||||
Раздел 10. «Культурно-исторический Урал»: вечно-монументальный» |
|
2 |
|
|||
Тема 10.1
Региональный культурно-исторический эпос (по поэме С.А. Тимошенко «Челяба»). |
Содержание учебного материала «Челяба» —поэтическое произведение, включающее в себя, помимо увлекательного изложения событий истории, также и лирически одухотворенный рассказ о судьбах героев, которым выпало жить в годину исторического лихолетья, народной смуты и государственных потрясений. Практические работы |
2
|
|
|||
Самостоятельные работы |
||||||
|
||||||
Дифференцированный зачет.
|
|
1 |
|
|||
итого |
|
39 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Родная литература» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родная литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родная литература» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2. Информационное обеспечение
Основная литература
1. Южный Урал: хрестоматия, 10-11 кл.: учеб. пособие / [Авт.-сост.: Крохалева Т.Н. и др.]. - Челябинск: Взгляд, 2003. - 447 с.
Дополнительная литература
1. Родная литература: Учебно-методическое пособие для ПОО / Авт-сост. Т.А. Волдаева, Н.В. Задорожная, Е.В. Фокина. – Челябинск, 2020 – 96с.
2. Лазарев, А.И. Поэтическая летопись заводов Урала. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. - 311 с.
3. Литературная карта Челябинской области // http://litkarta.chelreglib.ru
4. Литературные маршруты по Южному Уралу - 2019: методическое пособие / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Центр науч.-метод. работы и корпоратив. взаимодействия ; [сост. Л. Н. Аверина, отв. за вып. Е. В. Михайленко]. - Челябинск, 2018. - 30 с.
5. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / [Сост., вступ. слово и коммент. В.П. Кругляшовой; Иллюстрации Г.С. Метелева]. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. – 286c.
6. Слово об Урале: Очерки сов. писателей и журналистов / [Сост. и авт. предисл. А.А. Золотов]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 432 с.
7. Челябинская область: энциклопедия: в 7 томах / [редкол.: К. Н. Бочкарев (пред., гл. ред.) и др.]. - Челябинск: Камен. пояс, 2003-2007.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Родная литература
Результаты освоения учебной дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Изучение учебной дисциплины «Родная литература» должно обеспечить: - включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа; - сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; - сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений. Данное учебное пособие по дисциплине «Родная литература» учитывает общую нацеленность образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные результаты обучения: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Метапредметные результаты обучения: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты обучения: - сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; - сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. |
Текущий контроль:
- пересказ текста -устный и письменный опрос -тестирование -работа по карточкам, - выразительное чтение и чтение наизусть -выступление с докладами или сообщениями -подготовка презентаций, библиографических карточек по творчеству писателя. - выполнение анализа стихотворения -выполнение анализа эпизода -выполнение анализа рассказа Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.