Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Утверждено на заседании педагогического совета
протокол № ___ от _______2019 года
председатель педагогического совета
______________ /Е. А. Тимошина/
Рабочая программа по русскому (родному) языку
для 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Колесникова Светлана Николаевна
с. Родыки 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ №. Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общении людей;
· понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
· чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
· интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
· определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
· осознавать смыслоразличительную роль ударения;
· различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
· владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
· владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии программы для 1 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Роль логического ударения (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Слово и его значение
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Смыслоразличительная роль ударения.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
№ урока |
Темы уроков |
Дата проведения |
Планируемые результаты |
||
план |
факт |
Предметный результат |
Универсальные учебные действия |
||
|
Раздел 1. Секреты речи и текста 7ч. |
||||
1 |
Как люди общаются друг с другом |
|
|
уметь: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударение (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
|
Личностные: У учащихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка. Регулятивные Обучающиеся научатся: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: Обучающиеся научатся: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
|
2 |
Вежливые слова |
|
|
||
3 |
Как люди приветствуют друг друга |
|
|
||
4 |
Спрашиваем и отвечаем. Зачем людям имена. |
|
|
||
5 |
Текст. Заглавие текста. |
|
|
||
|
Раздел 2. Язык в действии. 5ч. |
||||
6 |
Выделяем голосом важные слова. |
|
|
||
7 |
Где поставить ударение. |
|
|
||
8 |
Слово и его значение. |
|
|
||
9 |
Однозначные и многозначные слова. |
|
|
||
10 |
Как сочетаются слова. |
|
|
||
|
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее 6ч. |
||||
11 |
Как писали в старину |
|
|
||
12 |
Дом в старину: что как называлось
|
|
|
||
13 |
Дом в старину: что как называлось
|
|
|
||
14 |
Во что одевались в старину
|
|
|
||
15 16.
17. |
Слова русского быта. Старинные обряды.
Раздел 4. Секреты речи и текста-1 ч.
Сравнение текстов. |
|
|
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
_______________ /Марымова Н. Н./ ______________ /Бурым С. В./
Протокол № ___ от
___________ 2019 г. _______________ 2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.