1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету ПРИРОДОВЕДЕНИЕ на 2019 – 2020 учебный год для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29 – 2065 – п)
9. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.
10. Индивидуального учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2019 – 2020 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
Сроки реализации программы –один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Особенности класса: коррекционный.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
В 5 классе у обучающихся должны быть сформированы некоторые элементарные представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Данный курс является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению обучающимися элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Обучающиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания.
Курс природоведение имеет связи с другими учебными дисциплинами, в частности, с:
- математикой (меры длины, измерение отрезка, сравнение объекта по высоте, геометрические фигуры)
- изобразительным искусством (рисунки, цвета и оттенки при изображениях географических объектов)
- ручным трудом (работа с пластилином, глиной)
- развитием речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (элементарные знания о живой и неживой природе)
- чтением (рассказы писателей о живой и неживой природе)
Целью данного курса является обобщение знаний об окружающем мире, подготовка обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний
Задачи данного курса:
1. обеспечить систему знаний о живой и неживой природе
2. сформировать понимание природных явлений на основе раскрытия простейших связей в природе
3. воспитывать бережное отношение к природе, готовность ее охранять
4. формировать практические умения по выращиванию растений и уходу за животными
5. прививать навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Основные типы учебных занятий:
ü урок изучения нового учебного материала;
ü урок закрепления и применения знаний;
ü урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
ü урок контроля знаний и умений.
На уроках используются такие формы работы как урок - игра, турнир знатоков, урок - викторина, урок – путешествие, выполнение практических работ, уроки с элементами исследования.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
ü Индивидуальная с учетом дифференцированного подхода к обучающемуся;
ü групповая;
ü индивидуально – групповая;
ü работа в парах.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «Природоведение» изучается в 5 классе. На каждую учебную неделю в 5 классе выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 5 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В ходе изучения предмета обучающиеся получат возможность приобрести следующие личностные результаты:
· осознание себя как гражданина России;
· формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
· временно пространственной организации;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Коммуникативные действия:
- уметь слышать, слушать и понимать собеседника
- правильно выражать свои мысли в речи
Регулятивные действия:
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться работать по предложенному плану
Предметные результаты
Предметные результаты включают освоенные обучающимисязнания и умения курса природоведения, готовность их применения.
В результате изучения курса природоведение обучающиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями:
Минимальный уровень:
· узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
· иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
· относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)
· называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые)
· соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека
· соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
· выполнять несложные задания под контролем учителя;
· адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
· узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях,
· знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
· иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
· относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
· называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;
· уметь объяснять свое решение;
· выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; вступать в беседу;
· обсуждать изученное;
· проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
· выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
· совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
· выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
· осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
В результате изучения курса «Природоведения» обучающиеся могут научиться:
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
· использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
· использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
· использовать готовые модели (план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
· определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
· понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
· пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
· выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В содержании учебного материала выделены основные блоки:
· Введение
· Вселенная
· Наш дом - Земля
· Растительный мир Земли
· Животный мир Земли
· Человек
· Есть на Земле страна Россия
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником,тетрадью.
Вселенная (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.Современные исследования.
Практические работы
1. Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность
Наш дом — Земля (13 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.Обозначение морей и океанов на карте.
Практические работы
1. Зарисовка форм поверхности суши.
2. Составление таблицы «Полезные ископаемые».
3. Заполнение схемы «Воды суши».
4. Нахождение на карте морей и океанов.
5. Зарисовка форм поверхности своей местности.
6. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
7. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Местапроизрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
1. Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
2. Выделение составных частей (органов) растений.
3. Изготовление гербариев отдельных растений.
4. Сезонные наблюдения за растениями.
5. Зарисовка растений в разные времена года.
6. Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
7. Уход за комнатными растениями.
8. Составление букетов из сухоцветов.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика,
чтение, изобразительная деятельность.
Животный мир Земли (14 ч)
Разнообразие животного мира.Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
1. Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
2. Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
3. Изготовление кормушек, скворечников.
4. Наблюдение за домашними животными.
5. Сезонные наблюдения за животными.
6. Составление правил ухода за домашними животными.
7. Составление рассказов о своих домашних животных.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык,
математика, изобразительная деятельность.
Человек (8 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. Д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правилагигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
1. Составление распорядка дня.
2. Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов).
3. Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
4. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
5. Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная
деятельность.
Есть на Земле страна — Россия (16 ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географическиеобъекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Томск, Владивосток.
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира
России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животногомира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город. Достопримечательности. Растения и животные своейместности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Практические работы
1. Зарисовка Государственного флага России.
2. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов).
3. Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
4. Нахождение России на политической карте.
5. Зарисовка животных и растений своей местности.
6. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
7. Составление рассказа о своем селе.
8. Изготовление альбома «Наше село».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
5 класс
№ |
Тема |
Количество часов по темам |
Основные виды учебной деятельности обучающихся
|
1. |
Введение |
1 |
Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Постановка цели, выявление и формулировка проблемы, коллективное обсуждение предложенное учителем или возникающее в ходе работы учебных проблем. |
2. |
Вселенная |
4 |
Работа с раздаточным материалом. Моделирование и конструирование. Знакомство с новым материалом. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Работа в парах. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. С помощью учителя: Планирование последовательности практических действий; осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. |
3. |
Наш дом - Земля |
13 |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Составление рассказа по плану Описание картин, иллюстраций Работа с коллекцией полезных ископаемых Опыты с водой, почвой, воздухом Зарисовки в тетрадях Моделирование и конструирование Анализ схем, таблиц Элементарная работа по карте |
4. |
Растительный мир Земли |
12 |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Составление рассказа по плану Описание картин, иллюстраций Зарисовки в тетрадях представителей растительного мира Сезонные наблюдения за растениями в живой природе |
5. |
Животный мир Земли |
14 |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах Составление рассказа по плану Описание картин, иллюстраций Зарисовки в тетрадях представителей животного мира Наблюдение за животными в живой природе |
6. |
Человек |
8 |
Выполнение заданий по разграничению понятий. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Работа с раздаточным материалом Составление распорядка дня Измерение пульса, температуры тела человека Практические упражнения в оказании первой медицинской помощи Зарисовки в тетрадях |
7. |
Есть на Земле страна Россия |
16 |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Элементарные навыки работы с картой Работа с раздаточным материалом Составление рассказа по плану Описание картин, иллюстраций
|
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов
|
1. |
Введение. Д/з: Стр. 3
|
1 |
Вселенная. 4 часа
|
||
2. |
Небесные тела: планеты, звёзды. Д/з: стр. 4 – 5, ответить на вопросы
|
1 |
3. |
Солнце. Солнечная система. Д/з: стр. 6 – 8, ответить на вопросы
|
1 |
4. |
Исследование космоса. Д/з: стр. 9 – 11, ответить на вопросы |
1 |
5. |
Обобщающий урок по теме «Вселенная». П/Р № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.»
|
1 |
Наш дом – Земля. 13 часов.
|
||
6. |
Планета – Земля. Д/з: стр. 12 – 13
|
1 |
7. |
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Д/з: 14 – 17, ответить на вопросы
|
1 |
8. |
Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. П/Р № 2 «Зарисовка форм поверхности суши.» Д/з: 18 – 19, ответить на вопросы.
|
1 |
9. |
Поверхность суши. Горы. П/Р № 2 «Зарисовка форм поверхности суши.»
Д/з: стр. 20 – 21, ответить на вопросы
|
1 |
10. |
Почва. Д/з: 22 – 24, ответить на вопросы
|
1 |
11. |
Полезные ископаемые. Д/з: 24 – 27, ответить на вопросы
|
1 |
12. |
Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. П/Р № 3 «Составление таблицы «Полезные ископаемые».» Д/з: 28 – 31, ответить на вопросы
|
1 |
13. |
Свойства воды. Д/з: 31 – 34, ответить на вопросы
|
1 |
14. |
Вода в природе. Д/з: 34 – 37, ответить на вопросы
|
1 |
15. |
Воды суши: ручьи, реки. П/Р № 4 «Заполнение схемы «Воды суши». Д/з: 37 – 40, ответить на вопросы
|
1 |
16. |
Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. Д/з: 40 – 43, ответить на вопросы
|
1 |
17. |
Моря и океаны. Использование и охрана воды. П/Р № 5 «Нахождение на карте морей и океанов» Д/з: 43 – 46, ответить на вопросы
|
1 |
18. |
Обобщающий урок по теме «Наш дом - Земля». П/Р № 6 «Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши»
|
1 |
Растительный мир Земли. 12 часов.
|
||
19. |
Разнообразие растительного мира. П/Р № 7 «Зарисовки деревьев, кустарников, трав». Д/з: 47 – 49, ответить на вопросы
|
1 |
20. |
Среда обитания растений. П/Р № 8 «Изготовление гербариев отдельных растений». Д/з: 50 – 53, ответить на вопросы
|
1 |
21. |
Части растения. П/Р № 9 «Выделение составных частей (органов) растений». Д/з: 54 – 56, ответить на вопросы
|
1 |
22. |
Деревья, кустарники, травы. Д/з: 56 – 58, ответить на вопросы
|
1 |
23. |
Лиственные деревья. Д/з: 59 – 61, ответить на вопросы |
1 |
24. |
Хвойные деревья. Д/з: 62 – 64, ответить на вопросы |
1 |
25. |
Дикорастущие и культурные кустарники. Д/з: 64 – 67, ответить на вопросы
|
1 |
26. |
Травы. П/Р № 10 «Сезонные наблюдения за растениями». П/Р № 11 «Зарисовка растений в разные времена года». Д/з: 67 – 69, ответить на вопросы
|
1 |
27. |
Декоративные растения. Д/з: 70 – 73, ответить на вопросы
|
1 |
28. |
Лекарственные растения. Д/з: 73 – 75, ответить на вопросы
|
1 |
29. |
Комнатные растения. П/Р № 12 «Уход за комнатными растениями» Д/з: 75 – 77, ответить на вопросы
|
1 |
30. |
Охрана растений. Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли». П/Р № 13 «Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания». П/Р № 14 « Составление букетов из сухоцветов».
|
1 |
Животный мир Земли. 14 часов.
|
||
31. |
Разнообразие животного мира. Д/з: 81 – 83, ответить на вопросы
|
1 |
32. |
Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Д/з: 83 – 85, ответить на вопросы. П/Р № 15 «Сезонные наблюдения за животными»
|
1 |
33. |
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. П/Р № 16 «Упражнения в классификации животных (таблица, игры)». Д/з: 86 – 88, ответить на вопросы
|
1 |
34. |
Насекомые. П/Р № 17 «Зарисовки животных: насекомых». Д/з: 89 – 90, ответить на вопросы
|
1 |
35. |
Рыбы. П/Р № 17 «Зарисовки животных: рыб». Д/з: 91 – 93, ответить на вопросы
|
1 |
36. |
Птицы. П/Р № 17 «Зарисовки животных: птиц». Д/з: 93 – 95, ответить на вопросы |
1 |
37. |
Звери. П/Р № 17 «Зарисовки животных: зверей». Д/з: 95 – 97, ответить на вопросы
|
1 |
38. |
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. П/Р № 18 «Наблюдение за домашними животными». Д/з: 98 – 100, ответить на вопросы
|
1 |
39. |
Уход за животными в живом уголке. Д/з: 100 – 102, ответить на вопросы
|
1 |
40. |
Певчие птицы. Птицы живого уголка. Д/з: 103 – 104, ответить на вопросы
|
1 |
41. |
Аквариумные рыбки. Д/з: 104 – 107, ответить на вопросы
|
1 |
42. |
Собаки. П/Р № 19 «Составление правил ухода за домашними животными». Д/з: 107 – 109, ответить на вопросы
|
1 |
43. |
Домашние кошки. П/Р № 20 «Составление рассказов о своих домашних животных». Д/з: 109 – 111, ответить на вопросы
|
1 |
44. |
Обобщающий урок по теме «Животный мир Земли». Охрана животных. Заповедники и заказники. П/Р № 21 «Изготовление кормушек, скворечников».
|
1 |
Человек. 8 часов.
|
||
45. |
Как устроен наш организм. П/Р № 22 «Составление распорядка дня» Д/з: 114 – 117, ответить на вопросы
|
1 |
46. |
Как работает наш организм. П/Р № 23 «Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела». Д/з: 118 – 119, ответить на вопросы
|
1 |
47. |
Здоровье человека. Д/з: 120 – 123, ответить на вопросы
|
1 |
48. |
Осанка. Д/з: 123 – 125, ответить на вопросы
|
1 |
49. |
Органы чувств. Д/з: 126 – 128, ответить на вопросы
|
1 |
50. |
Здоровое питание. Д/з: 129 – 131, ответить на вопросы |
1 |
51. |
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Д/з: 132 – 134, ответить на вопросы
|
1 |
52. |
Обобщающий урок по теме «Человек». Оказание первой медицинской помощи. П/Р № 24 «Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов)».
|
1 |
Есть на Земле страна Россия. 16 часов.
|
||
53. |
Россия – Родина моя. П/Р № 25 «Зарисовка Государственного флага России» . П/р № 26 «Изготовление альбома «Россия — наша Родина». Д/з: 139 – 144, ответить на вопросы
|
1 |
54. |
Население и народы России. П/Р № 27 «Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов)». П/Р № 28 «Нахождение России на политической карте» Д/з: 144 – 146, ответить на вопросы
|
1 |
55. |
Москва – столица России. Д/з: 147 – 149, ответить на вопросы
|
1 |
56. |
Санкт – Петербург. Д/з: 149 – 151, ответить на вопросы
|
1 |
57. |
Санкт – Петербург. Д/з: 149 – 151, ответить на вопросы
|
1 |
58. |
Города России. Новосибирск, Владивосток. Д/з: 154 – 156, ответить на вопросы
|
1 |
59. |
Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. Д/з: 157 – 159, ответить на вопросы
|
1 |
60. |
Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Д/з: 160 – 162, ответить на вопросы
|
1 |
61. |
Растительный мир России. Д/з: 162 – 164, ответить на вопросы
|
1 |
62. |
Животный мир России. Д/з: 165 – 168, ответить на вопросы
|
1 |
63. |
Обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия». Охрана природы. Заповедники и заказники.
|
1 |
64. |
Наше село. П/Р № 29 «Зарисовка животных и растений своей местности» П/Р № 30 «Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». Д/з: ответить на вопросы стр. 172.
|
1 |
65. |
Наше село. Д/з: дать характеристику села.
|
1 |
66 – 68. |
Резерв. П/Р № 31 «Составление рассказа о своем селе. Изготовление альбома «Наше село».
|
3 |
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Для учащихся:
Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» М: «Просвещение», 2016 г.
Для учителя:
1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» М: «Просвещение», 2016 г.
2.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы сборник 5-9 классы изд-во «Владос» под ред. В.В. Воронковой.
3. Закон Российской Федерации об образовании
4. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка».
5. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», М.: издательство «АРКТИ», 2003
6. Ю.А. Конаржевский «Анализ урока» М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
7. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе
8. А.П. Чернявская «Педагогическая техника в работе учителя», М.: центр «Педагогический поиск», 2001
9. Н.П. Новолокова «Практическая педагогика», Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2014
10.Природоведение: материалы к урокам 5 класс
11. Экологические праздники для детей
12. В.А. Алексеев «300 вопросов о животных», Ярославль «Академия развития», 1997
13. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» М: «Просвещение», 2000г.
14. Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение» Ярославль «Академия развития», 1998г
15. В.А. Алексеев «300 вопросов о Земле и Вселенной», Ярославль «Академия развития», 1997
16. Н.А. Ионина «Тайны Земли», М.: «Вече», 2007
17. Н.Н. Непомнящий «Загадки живой природы», М.: «Вече», 2007
18. Этюды о природе
19. Большая серия знаний М.: «Современная педагогика», 2005
ü Вселенная
ü География
ü Россия
ü Мифы народов мира
ü Планета Земля
ü Чудеса света
ü Изобразительное искусство
ü Бионика
20. Большая детская энциклопедия Животных М.: АСТ, Астрель, 2010
21. Растения полная энциклопедия М.: Эксмо, 2010
22. «Звездное небо иллюстрированная энциклопедия», М.: мир энциклопедий Аванта+. Астрель, 2010
Картографические печатные пособия
1. Физическая карта России
2. Физическая карта России / Административная карта России
3. Рельефная карта России
4. Российская Федерация
Печатные пособия
1. Сообщество. Водоем / Времена года. Лето
2. Сообщества. Лес (тайга) / Времена года. Зима
3. Сообщества. Луг / Времена года. Весна
4. Природные зоны. Арктическая пустыня / Живые организмы
5. Природные зоны. Тундра / Части растений
6. Природные зоны. Лесная зона(тайга) / Деревья, кустарники, травы
7. Природные зоны. Степь / Многообразие растений
8. Природные зоны. Пустыня / Грибы
9. Формы поверхности земли и рельеф дна мирового океана
10. Стороны горизонта / Многообразие животных
11. Небесные тела / Времена года. Осень
12. Луна / Природные явления
13. Формы земной поверхности / Времена года. Зима
14. Живая природа
15. Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений
16. Государственные символы Российской Федерации (3)
17. Насекомые
18. Кто где живет
19. Лес используем
20. Как делают шерстяные вещи
21. Сельскохозяйственные машины
22. Село – городу, город – селу
23. Рябина поспела (медведи)
24. Зайчиха с зайчатами
25. Заяц в осеннем лесу
26. Зайцы в зимнем лесу
27. Семья лосей летом
28. Белки осенью белки спасаются от куницы
29. Семья волков летом
30. Купание медведей
31. Медведи в осеннем лесу
32. Белые медведи летом
33. Хомяки и сова
34. Семья хомяков
35. Медвежья берлога
36. Заяц на лежке
37. Зимняя подкормка диких животных
38. Белка с бельчатами в летнем лесу
39. Волчья стая зимой
40. Лягушки у пруда
41. Помощь зимующим птицам
42. Спячка ежа
43. Белки
44. Раноцветущие растения
45. Лоси зимой, летом
46. Зайцы
47. Птицы
48. Правила личной безопасности
49. Правила поведения в компьютерном классе
50. Правила безопасности в квартире
51. Правила поведения при пожаре
52. Хорошие привычки
53. Не туши свою жизнь
54. Не пропей счастье
Коллекции полезных ископаемых, гербарии
1. Лен
2. Шерсть
3. Шелк
4. Шерсть
5. Шелк искусственный
6. Хлопок
7. Гербарий культурных растений
8. Хлопок и продукты его переработки
9. Гранит и его составные части
10. Коллекция полезных ископаемых
11. Известняки
12. Круговорот
13. Материал раздаточный к коллекции горных пород и минералов
14. Коллекция строительных материалов
15. Торф
16. Полезные ископаемые
· Руды цветных металлов
· Горючие полезные ископаемые
· Горные породы и минералы
· Естественные каменные строительные материалы
17. Каменные строительные материалы
18. Каменные строительные материалы (горные породы)
19. Основные виды промышленного сырья
1. Сырье для химической промышленности
2. Сырье для металлургии
3. Сырье для машиностроительной промышленности
4. Сырье и материалы для легкой промышленности
5. Сырье для строительной промышленности
6. Сырье для черной металлургии
7. Сырье для разных отраслей промышленности
20.Гербарий
21.Минеральные и горные породы
Объемные пособия
Демонстрационные:
1. Глобусы Земли физические
2. Глобусы Земли политические
Магнитные:
Комплект «Мировой круговорот воды»
Видео и аудиотека
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
2. ВВС (5 часть)
ü Планеты (другие миры, твердая земля, гиганты, луна, звезда, атмосфера, жизнь, судьба)
ü Космос (жизнь, выживание, судьба)
ü Битва за космос (1-4 серии_
ü Астероид – убийца
ü Сверхмассивные черные дыры
ü Конец света
ü Машина времени (1-3 серии)
ü Ядро земли
3. ВВС (8 часть)
4. «Золотой глобус», выпуск 17
ü Аргентина
ü Таиланд
ü Хорватия
ü Флорида
ü Перу
ü Россия
ü Западная Канада
ü Португалия
ü Тоскана
ü Шотландия
5. Учим географию
6. Государственный Эрмитаж
7. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
8. Вундеркинд с пеленок
ü Природа
ü Животные
ü Мир вокруг нас
ü Жизнь человека
9. Уроки осторожности: основы безопасности для малышей
10. Правила дорожного движения для детей
Мультимедийные средства обучения
1. Природоведение 5 класс
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
3. Природоведение. Большая детская энциклопедия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.