Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол №____от___________ |
УТВЕРЖДАЮ директор школы /И.А.Женгульдинова/ Приказ №___ от_______________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Проектная деятельность»
5-9 классы
основного общего образования
срок реализации 5 лет
Составитель:
Драгунова Олеся Сергеевна
учитель истории
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА К КУРСУ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Требования к результатам освоения курса «Проектная деятельность» направлены на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).
Личностные результаты:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели проектной деятельности отражают тождественные им результаты освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
· формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолеть трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значение науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; - овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентностного общения;
· овладение обучающимися продуктивно – ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
· развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного полинаучного содержания;
- владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
· общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Выпускник на базовом уровне научится:
· планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
· выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
· распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
· использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
· ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
· отличить факты от суждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
· видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
· самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
· использовать догадку, озарение, интуицию;
· использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от приводящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
· целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
· осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание обучения
учебного предмета «Проектная деятельность» на уровне основного общего образования, базовый уровень
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
5 |
0,5 |
17 |
6 |
0,5 |
17 |
7 |
0,5 |
17 |
8 |
0,5 |
17 |
9 |
0,5 |
17 |
Итого |
2,5 |
85 |
Тематическое планирование
На 3 года обучения в соответствии с планируемым содержанием
Тема |
Количество часов на тему |
Творческий проект |
34 |
Что такое учебный проект. Основные сведения. |
1 |
Основные этапы работы над проектом |
1 |
Проект и его типы. Классификации. |
1 |
П/р "Типы проектов" |
1 |
Что такое ситуация. |
1 |
Выделение признаков ситуации. |
1 |
Описание ситуации в рамках проекта |
1 |
Проблема. Формулирование проблемы. |
1 |
Связь между достижением цели и решением проблемы |
1 |
П/р "Мозговой штурм" (проблема, цель) |
1 |
Определение и формирование задач |
1 |
Планирование деятельности |
1 |
Что такое ресурсы. Виды ресурсов. |
1 |
П/р "Схематическое изображение составляющих проекта" |
1 |
Основная часть проекта |
1 |
Оформление результатов: программы |
1 |
Оформление результатов: буклет, статья |
1 |
Оформление результатов: репортаж, газета |
1 |
Оформление результатов в виде дизайна |
1 |
П/р "Реализация плана проекта" |
1 |
Структура плана |
1 |
Письменная часть проекта |
1 |
Титульный лист. Содержание |
1 |
Введение. Основная часть. |
1 |
Заключение. Библиография. |
1 |
П/р "Оформление письменной части проекта" |
1 |
Что такое экспертиза. |
1 |
П/р "Оценивание собственного или группового проекта" |
1 |
Планирование презентации |
1 |
Использование средств наглядности |
1 |
Работа над проектом |
1 |
Подготовка выступления к защите проекта |
1 |
Защита проекта |
2 |
Практико-ориентированный проект |
34 |
Подготовительный этап. Вводный урок. Знакомство с метатемой проекта. Применение алгоритма доказательства под ру- ководством учителя. Тренировочные упражнения на применение алгоритма доказательства. Работа в группах. Защита темы проекта. |
6 |
Поисково-информационный этап. Введение алгоритма поиска информации на печатных носителях. Образец выделения главной/существенной информации по теме. Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. |
8 |
Основной этап. Знакомство со структурой работы. Доказательство тезисов по избранной теме. Написание работы. |
14 |
Заключительный этап Презентации результатов проекта. Рефлексия проектной деятельности и её результатов. |
8 |
Исследовательский проект |
34 |
Подготовительный этап Вводный урок. Знакомство с целью работы, этапами работы. Обсуждение тем и целей проектов. Защита тем и целей. Сбор информации по теме проекта. Составление введения к проекту Составление обзора литературы. Обсуждение результатов работы на подготовительном этапе |
8 |
Основной этап Коррекция недочётов. Работа по достижению целей проекта. Анализ работы на основном этапе работы. Обсуждение результатов работы на основном этапе |
20 |
Заключительный этап Составление отчёта по выполнению проекта. Анализ работы на заключительном этапе работы. Подготовка к презентации. Пробная презентация проекта. Презентация проекта Анализ проблем, пути их устранения |
6 |
Планируемые результаты обучения в 5-6 классах
Выпускник на базовом уровне научится:
Планируемый результат |
|
· анализировать ситуацию; · - определять проблему и вытекающие из неё задачи; · - уметь ориентироваться в информационном пространстве; · - отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления; · - использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.); · - выдвигать гипотезу исследовательской деятельности; · - ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности; · - сопоставлять цель и действия по её достижению; · - владеть различными способами познавательной деятельности; · - генерировать идеи и методы решения задач; · - организовывать рабочее место и трудовой процесс; · - рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта; · - находить рациональные приемы работы; · - планировать, контролировать и оценивать проделанную работу; · - составлять план - график работ; · - моделировать варианты ожидаемых результатов; · - применять различные методы исследования; · - выбирать информацию для представления; · - выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации; · - выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн; · - оформлять результаты проектной деятельности; · - оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами; · - осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами; · - проводить рефлексию.
|
|
Выпускник на повышенном уровне получит возможность научиться: |
|
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; - создавать простейшие географические карты различного содержания; - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; |
|
Планируемые результаты обучения в 7-8 классах
Выпускник на базовом уровне научится:
· анализировать ситуацию; · - определять проблему и вытекающие из неё задачи; · - уметь ориентироваться в информационном пространстве; · - отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления; · - использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.); · - выдвигать гипотезу исследовательской деятельности; · - ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности; · - сопоставлять цель и действия по её достижению; · - владеть различными способами познавательной деятельности; · - генерировать идеи и методы решения задач; · - организовывать рабочее место и трудовой процесс; · - рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта; · - находить рациональные приемы работы; · - планировать, контролировать и оценивать проделанную работу; · - составлять план - график работ; · - моделировать варианты ожидаемых результатов; · - проводить рефлексию. |
|
Выпускник на повышенном уровне получит возможность научиться: · - применять различные методы исследования; · - выбирать информацию для представления; · - выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации; · - выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн; · - оформлять результаты проектной деятельности; · - оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами; · - осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
|
|
Планируемые результаты обучения в 9 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
· анализировать ситуацию; · - определять проблему и вытекающие из неё задачи; · - уметь ориентироваться в информационном пространстве; · - отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления; · - использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.); · - выдвигать гипотезу исследовательской деятельности; · - ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности; · - сопоставлять цель и действия по её достижению; · - владеть различными способами познавательной деятельности; · - генерировать идеи и методы решения задач; · - организовывать рабочее место и трудовой процесс; · - рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта; · - находить рациональные приемы работы; · - планировать, контролировать и оценивать проделанную работу; · - составлять план - график работ; · - моделировать варианты ожидаемых результатов; · - проводить рефлексию. |
|
Выпускник на повышенном уровне получит возможность научиться: · - применять различные методы исследования; · - выбирать информацию для представления; · - выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации; · - выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн; · - оформлять результаты проектной деятельности; · - оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами; · - осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5-6 классы
(0,5 ч в неделю, всего 34ч)
Виды проектов. Творческий проект (34ч)
Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.
Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.
Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ.
Постановка проблемы. Пути решения проблемы. Создание творческого продукта. Выставка творческих работ.
7-8 классы
(0,5 ч в неделю, всего 34ч)
Практико-ориентированный проект (34ч)
Практико-ориентированный проект. Этапы проекта. Погружение в проект (мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач). Планирование проекта. Поиск информации. Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Реализация проекта. Представления проекта.
9 класс
(0,5 ч в неделю, всего 17 ч)
Исследовательский проект (17ч)
Что такое исследовательский проект? Этапы исследовательского проекта. Выбор темы. Подбор литературы. Составление содержания исследовательской работы. Введение дневника проекта. Определение цели, задач, гипотезы, методов, объекта исследования. Систематизация накопленного материала. Обработка результатов исследования. Оформление исследовательского проекта. Создание презентации. Защита проекта.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
|
|
Творческий проект |
17 |
1 |
1.1 |
Что такое учебный проект. Основные сведения. |
1 |
2 |
1.2 |
Основные этапы работы над проектом |
1 |
3 |
1.3 |
Проект и его типы. Классификации. |
1 |
4 |
1.4 |
П/р "Типы проектов" |
1 |
5 |
1.5 |
Что такое ситуация. |
1 |
6 |
1.6 |
Выделение признаков ситуации. |
1 |
7 |
1.7 |
Описание ситуации в рамках проекта |
1 |
8 |
1.8 |
Проблема. Формулирование проблемы. |
1 |
9 |
1.9 |
Связь между достижением цели и решением проблемы |
1 |
10 |
1.10 |
П/р "Мозговой штурм" (проблема, цель) |
1 |
11 |
1.11 |
Определение и формирование задач |
1 |
12 |
1.12 |
Планирование деятельности |
1 |
13 |
1.13 |
Что такое ресурсы. Виды ресурсов. |
1 |
14 |
1.14 |
П/р "Схематическое изображение составляющих проекта" |
1 |
15 |
1.15 |
Основная часть проекта |
1 |
16 |
1.16 |
Оформление результатов: программы |
1 |
17 |
1.17 |
Защита проекта |
1 |
6 класс |
|||
Творческий проект |
17 |
||
1 |
1.1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
1.2 |
Структура плана проекта |
1 |
3 |
1.3 |
П/р "Реализация плана проекта" |
1 |
4 |
1.4 |
Оформление результатов в виде дизайна |
1 |
5 |
1.5 |
Письменная часть проекта |
1 |
6 |
1.6 |
Титульный лист. Содержание |
1 |
7 |
1.7 |
Введение. Основная часть. |
1 |
8 |
1.8 |
Заключение. Библиография. |
1 |
9 |
1.9 |
П/р "Оформление письменной части проекта" |
1 |
10 |
1.10 |
Что такое экспертиза. |
1 |
11 |
1.11 |
П/р "Оценивание собственного или группового проекта" |
1 |
12 |
1.12 |
Планирование презентации |
1 |
13 |
1.13 |
Использование средств наглядности |
1 |
14 |
1.14 |
Работа над проектом |
1 |
15 |
1.15 |
Подготовка выступления к защите проекта |
1 |
16-17 |
1.16-1.17 |
Защита проекта |
2 |
7 класс
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
|
|
Подготовительный этап. |
6 |
1 |
1.1 |
Вводный урок
|
1 |
2 |
1.2 |
Знакомство с метатемой проекта. |
1 |
3 |
1.3 |
Применение алгоритма доказательства под руководством учителя. |
1 |
4 |
1.4 |
Тренировочные упражнения на применение алгоритма доказательства |
1 |
5 |
1.5 |
Работа в группах. |
1 |
6 |
1.6 |
Защита темы проекта. |
1 |
|
|
Поисково-информационный этап. |
11 |
7-8 |
2.1 -2.2 |
Введение алгоритма поиска информации на печатных носителях. |
2 |
9-10 |
2.3-2.4 |
Образец выделения главной/существенной информации по теме. |
2 |
11-12 |
2.5-2.6 |
Сбор информации по теме |
2 |
13-14 |
2.7-2.8 |
Накопление источников информации, обработка информации.
|
2 |
15-16 |
2.9-2.10 |
Обработка информации.
|
2 |
17 |
2.11 |
Промежуточная аттестация |
1 |
8 класс |
|||
|
|
Основной этап. |
14 |
1 |
1.1 |
Знакомство со структурой работы. |
1 |
2 |
1.2 |
Доказательство тезисов по избранной теме. |
1 |
3 |
1.3 |
Алгоритм написания введения |
1 |
4 |
1.4 |
Актуальность проекта |
1 |
5 |
1.5 |
Написание цели и задач проекта |
1 |
6-7 |
1.6-1.7 |
Глава 1. Теоретическая |
2 |
8-9 |
1.8-1.9 |
Глава 2. Практическая |
2 |
10-11 |
1.10-1.11 |
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК |
2 |
12-13 |
1.12-1.13 |
Выполнение проекта и анализ результатов работы. |
2 |
14 |
1.14 |
Написание работы. |
1 |
|
|
Заключительный этап. |
3 |
15-16 |
2.1-2.2 |
Презентации результатов проекта. |
2 |
17 |
2.3 |
Рефлексия проектной деятельности и её результатов. |
1 |
9 класс
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
|
|
Подготовительный этап
|
4 |
1 |
1.1 |
Вводный урок. Знакомство с целью работы, этапами работы. |
1 |
2 |
1.2 |
Обсуждение тем и целей проектов. |
1 |
3 |
1.3 |
Сбор информации по теме проекта. |
1 |
4 |
1.4 |
Составление введения к проекту |
1 |
|
|
Основной этап |
10 |
5 |
2.1 |
Формулировка проблемы |
1 |
6 |
2.2 |
Способы разрешения проблемы |
1 |
7 |
2.3 |
Анализ способов решения проблемы |
1 |
8 |
2.4 |
Работа по достижению целей проекта. |
1 |
9 |
2.5 |
Постановка задач. Разбиение задач на шаги |
1 |
10 |
2.6 |
Составление плана деятельности |
1 |
11 |
2.7 |
Планирование деятельности в рамках текущего проекта |
1 |
12 |
2.8 |
Тест и опрос. Цели опроса |
1 |
13 |
2.9 |
Виды вопросов. Экспертиза вопросов |
1 |
14 |
2.10 |
Составление опросников |
1 |
|
|
Заключительный этап. |
3 |
15 |
3.1 |
Подготовка к презентации. |
1 |
16 |
3.2 |
Пробная презентация проекта. |
1 |
17 |
3.3 |
Промежуточная аттестация |
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Направление обеспечения |
Учителя |
Ученика |
1 |
Учебная и методическая литература |
1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В.Брыкова, Т.В.Громова – М.: Чистые пруды, 2006. 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001. 3. Оберемок С.М. Общие основы проектирования: Материалы к обучающему курсу. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. |
1.Литература по выбранной теме; 2. Интернет – источники. |
2 |
Информационное обеспечение |
1.Интернет – ресурсы. 2. Электронные обучающие средства. 3. Информационно-коммуникационные технологии. |
|
3 |
Техническое оснащение |
Ноутбук, проектор |
Ноутбук |
4 |
Контрольно-измерительные материалы |
Проектный продукт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.