АННОТАЦИЯ
Наименование рабочей программы |
Наименование основной образовательной программы ОО |
Срок реализации |
УМК, используемый при реализации рабочей программы |
Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса |
Основная образовательная программа основного общего образования |
2019-2020 учебный год |
1. Полухина В.И. Читаем, думаем, спорим... : дидакт. материалы по лит. : 9 кл. - М.: Просвещение, 2018.
|
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Изучение предмета «Родная литература» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русской литературы, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвертого года изучения курса родная литература в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии
обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке;
- интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, владеть осмысленным чтением и адекватным восприятием;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимать образные природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- развивать чувство любви к Родине и патриотизм;
- формировать основы коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.
- уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- осознать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать родную литературу как одну из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
2. Содержание учебного предмета
Из русской литературы XVIII века (1)
Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора.
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (4)
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Красота искусства.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.
Две героини, две судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество поэтов и писателей Тюменского края и ХМАО-Югры. (2).
Юван Шесталов. Отрывки из произведения «Языческая поэма», Петр Суханов, Андрей Тарханов
Примерная тематика проектных и исследовательских работ
1. Тема памятника в русской литературе.
2. Тема пророчества в русской лирике.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Введение. |
1 |
2. |
Из русской литературы XVIII века. |
1 |
3. |
Из литературы XIX века. |
2 |
4. |
Из литературы XX века. XX века |
4 |
5. |
Из современной русской литературы. |
9 |
6. |
Творчество поэтов родного края. |
2 |
Итого |
|
19 |
При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «Мобильное электронное образование».
Список учебно-методической литературы
Интернет-ресурсы
1. http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
3. http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
4. http://kidsbook.narod.ru - Kidsbook: библиотека детской литературы
5. http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
6. http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература
7. http://ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы
9. http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
10. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Календарно-тематическое планирование курса «Русская родная литература»
9 класс
№ п\п |
Количество часов |
Тема |
Основные виды деятельности обучающихся |
План |
Факт |
|
|
||||
1 |
1 |
Введение. Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора. |
|
11.01 |
|
2 |
1 |
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. |
Актуализируют знания о литературе XVIII века. Знакомятся с прозой русского романтического направления 18 века |
18.01 |
|
3 |
1 |
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). |
Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности. |
25.01 |
|
4 |
1 |
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. |
Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности. |
01.02 |
|
5 |
1 |
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
|
Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности. |
08.02 |
|
6 |
1 |
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
|
Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности. |
15.02 |
|
7 |
1 |
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ.
|
Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности. |
22.02 |
|
8 |
1 |
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). |
Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств. |
29.02 |
|
9 |
1 |
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору). |
Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств. |
07.03 |
|
10 |
1 |
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. |
Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств. |
14.03 |
|
11 |
1 |
Сочинение " Диалог поколений". |
Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств. |
14.03** |
|
12 |
1 |
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. |
Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике . |
21.03 |
|
13 |
1 |
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. |
Знакомятся с особенностями современного литературногопроцесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике .Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств. |
04.04 |
|
14 |
1 |
Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). |
Знакомятся с особенностями современного литературногопроцесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике .Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств. |
11.04 |
|
15 |
1 |
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. |
Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике. |
18.04 |
|
16 |
1 |
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. |
Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике. |
18.04** |
|
17 |
1 |
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя). |
Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств. |
25.05 |
|
18 |
1 |
Певцы Северных широт. Юван Шесталов Отрывки из произведения «Языческая поэма» |
Актуализируют знания о творчестве поэтов и писателей Тюменского края и ХМАО-Югры. Анализируют произведения о родной земле. |
16.05 |
|
19 |
1 |
Петр Суханов, Андрей Тарханов – с разницей в годы.. |
Актуализируют знания о творчестве поэтов и писателей Тюменского края и ХМАО-Югры. Анализируют произведения о родной земле. |
23.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.