Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература
9 кл
02.06.2020
Рабочая программа по родной русской литературе  для  9 класса
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Изучение предмета «Родная литература» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русской литературы, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература» в 9-м классе.
РП русская родная литература 9.doc

 

АННОТАЦИЯ

 

Наименование рабочей программы

Наименование основной образовательной программы ОО

Срок реализации

УМК, используемый при реализации рабочей программы

Рабочая программа по родной русской литературе  для  9 класса

Основная образовательная программа основного общего образования

2019-2020 учебный год

 1. Полухина В.И. Читаем, думаем, спорим... : дидакт. материалы по лит. : 9 кл. - М.: Просвещение, 2018.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

       Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Изучение предмета «Родная литература» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русской литературы, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература» в 9-м классе.

       Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвертого года изучения курса родная литература в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии

обучающийся научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

 - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке;

- интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, владеть осмысленным чтением и адекватным восприятием;

- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимать образные природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

обучающийся  получит возможность научиться:

-           осознавать     себя     представителями      своего народа и          гражданами Российского государства;

-           развивать чувство любви к Родине и патриотизм;

-           формировать основы коммуникативной компетентности в общении;

-           совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.

-           уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-           уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-           уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

-           осознать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимать родную литературу как одну из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

 

                                                    2.  Содержание учебного предмета

             

Из русской литературы XVIII века (1)

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора.

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Из литературы XIX века (2)

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века (4)

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.

Красота искусства.

Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

Из современной русской литературы (9)

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

Две героини, две судьбы.

Сочинение " Диалог поколений".

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая   судьба   человека в  годы Великой  Отечественной    войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).

Творчество поэтов и писателей Тюменского края и ХМАО-Югры. (2).

Юван Шесталов. Отрывки из произведения «Языческая поэма», Петр Суханов, Андрей Тарханов

 

                     Примерная тематика проектных и исследовательских работ

      1.   Тема памятника в русской литературе.

2.   Тема пророчества в русской лирике.

  1. Тема семьи в пословицах и поговорках.
  2. Тема добра и зла в литературе.
  3. Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

 

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов

 

 

 

 

 

                                                Учебно-тематический план

 

п/п

Раздел

Количество часов

1.       

Введение.

1

2.       

Из       русской  литературы            XVIII века.

1

3.       

Из       литературы    XIX века.

2

4.       

Из     литературы XX века. XX века

             4

5.       

Из современной  русской  литературы.

9

6.       

Творчество поэтов родного края.

2

Итого

 

19

         

    При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «Мобильное электронное образование».

 

 

 

Список учебно-методической литературы

Интернет-ресурсы

1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

9. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

10. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 


Календарно-тематическое планирование курса «Русская родная литература»

9 класс

п\п

Количество часов

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

План

Факт

 

 

1

1

Введение.

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора.

 

11.01

 

2

1

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Актуализируют знания о литературе XVIII века. Знакомятся с прозой русского романтического  

направления 18 века

18.01

 

3

1

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

25.01

 

4

1

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

01.02

 

5

1

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

 

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

08.02

 

6

1

Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

 

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

15.02

 

7

1

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ.

 

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

22.02

 

8

1

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

Создают письменное монологическое высказывание     на     заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств.

29.02

 

9

1

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств.

07.03

 

10

1

В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств.

14.03

 

11

1

Сочинение " Диалог поколений".

Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста через использование изобразительно-выразительных средств.

14.03**

 

12

1

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

Знакомятся    с

особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике .

21.03

 

13

1

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.

Знакомятся    с особенностями современного литературногопроцесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике .Создают письменное монологическое высказывание     на     заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств.

04.04

 

14

1

Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Знакомятся    с особенностями современного литературногопроцесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике .Создают письменное монологическое высказывание     на     заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств.

11.04

 

15

1

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая   судьба   человека в  годы Великой  Отечественной    войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Знакомятся    с

особенностями современного литературного          процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике.

18.04

 

16

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Знакомятся    с

особенностями современного литературного          процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике.

18.04**

 

17

1

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).

Создают письменное монологическое высказывание     на     заданную тему через использование изобразительно-выразительных средств.

25.05

 

18

1

Певцы Северных широт. Юван Шесталов Отрывки из произведения «Языческая поэма»

Актуализируют знания о творчестве поэтов и писателей   Тюменского края и ХМАО-Югры. Анализируют произведения о родной земле.

16.05

 

19

1

Петр Суханов, Андрей Тарханов – с разницей в годы..

Актуализируют знания о творчестве поэтов и писателей   Тюменского края и ХМАО-Югры. Анализируют произведения о родной земле.

23.05

 

 


Скачано с www.znanio.ru

АННОТАЦИЯ Наименование рабочей программы

АННОТАЦИЯ Наименование рабочей программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Российского государства; - развивать чувство любви к

Российского государства; - развивать чувство любви к

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос)

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос)

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Календарно-тематическое планирование курса «Русская родная литература» 9 класс № п\п

Календарно-тематическое планирование курса «Русская родная литература» 9 класс № п\п

Актуализируют знания о литературном процессе

Актуализируют знания о литературном процессе

Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип

Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020