Министерство образования Московской области
Управление образования городского округа Шатура
МБОУ "СОШ с. Пышлицы"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
МБОУ «СОШ с.Пышлицы» МБОУ «СОШ с.Пышлицы»
Шамарина Т.С Беликова Е.А.
Протокол №1 Приказ №193 о/д
От «30» августа 2022 от «31» августа 2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский родной язык»
для 9 класса основного общего образования на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Акимова Алина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Пышлицы, 2022
Пояснительная записка
К рабочей программе по курсу «Русский родной язык» 9 класс
Рабочая программа составлена:
· на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение, 2011)
· Учебного плана МБОУ СОШ с.Пышлицы на 2020 – 2021 учебный год
· Учебника: Русский родной язык: 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Цели
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира;
- формирование логического и знаково-символического мышления;
- формирование коммуникативных компетенций.
Задачи
– совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
– углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
– совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- развитие умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
– развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю согласно учебному плану. При 33 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 9 классе составит 16,5 часов.
Формы обучения:
1. фронтальная (общеклассная)
2. групповая (в том числе и работа в парах)
3. индивидуальная
Методы обучения:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела.
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Русский родной язык» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи.
Формы контроля:
1. Работа с текстом, ответы на вопросы к тексту,
2. Восстановление пропущенных фрагментов текста,
3. Работа со словарями,
4. Словарный диктант,
5. Работа с деформированным текстом,
6. Подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,
7. Выразительное чтение текста.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по русскому родному языку к концу 9 класса
1. Объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
2. Понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
3. Приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
4. Правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
5. Соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
6. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
7. Корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
8. Опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
9. Различать слова с различной стилистической окраской;
10. Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
11. Анализировать и различать типичные речевые ошибки;
12. Редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
13. Выявлять и исправлять ошибки в устной речи;
14. Использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
15. Пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
16. Владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
17. Уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
18. Уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
19. Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);
20. Использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
21. Анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;
22. Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
23. Анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
24. Создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
25. Оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
Содержание тем учебного курса
Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.
Культура речи. Активные процессы в области произношения и ударения. Трудные случаи лексической сочетаемости. Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложненного и сложного предложений. Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
Речь. Текст. Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально – деловой стиль. Деловое письмо. Научно – учебный подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
Контрольные работы
1. Лабораторная работа по разделу «Язык и культура»
2. Круглый стол по разделу «Культура речи»
3. Письменная работа по разделу «Речь. Текст»
Календарно - тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Результаты деятельности |
Язык и культура (5 часов) |
|||
1 |
02.09 |
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке |
Знать важнейшие функции русского языка. Применять знания по орфографии и пунктуации. Работать с текстом. Составлять синонимические ряды. Работать со словарями. Осуществлять поисковую деятельность. Соотносить крылатые слова и выражения с источниками |
2 |
16.09 |
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка |
Знать способы словообразования. Знать факторы, влияющие на формирование языка. Уметь объяснять смысл пословиц и поговорок. Работать с текстом. Осуществлять поисковую деятельность. |
3 |
30.09
|
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке |
Определять значение слова исходя из контекста. Определять этимологию слова. Знать понятие «неологизм», приводить примеры неологизмов. Уметь расшифровывать аббревиатуры. Составлять синонимические ряды |
4 |
21.10 |
Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке |
Работать с текстом. Работать со справочной литературой. Уметь выявлять слова, использовавшиеся ранее в речи, определять их первоначальное и современное значение. Знать термины «жаргон», «сленг». Приводить примеры жаргонизмов и сленговых слов. Аргументировать свою точку зрения |
5 |
18.11 |
Лабораторная работа |
Выполнять задания по теме, работая в парах |
Культура речи (5 часов) |
|||
6 |
09.12 |
Активные процессы в области произношения и ударения |
Знать основные орфоэпические нормы современного литературного языка. Работать со словарями. Определять нарушения орфоэпической нормы как литературный прием. Знать причины изменения ударения |
7 |
23.12 |
Трудные случаи лексической сочетаемости |
Определять лексическую сочетаемость слова, ее виды. Уметь находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Знать понятия «тавтология» и «плеоназм». Уметь находить и исправлять ошибки, связанные с речевой избыточностью |
8 |
13.01 |
Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложненного и сложного предложений |
Использовать предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки». Использовать управление в словосочетаниях с предлогом «по» в распределительном значении и количественными числительными. Правильно использовать предлоги «по», «из», «с» в составе словосочетаний. Знать нормы употребления предложений с причастными и деепричастными оборотами. Правильно использовать однозначные союзы |
9 |
27.01 |
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета |
Знать правила этикета в дискуссии и полемике. Применять нормы речевого поведения в конкретных речевых ситуациях. Знать правила этикета в электронной среде общения. Знать понятие «нетикет» |
10 |
10.02 |
Круглый стол |
Представлять результаты проектов, исследовательских работ |
Речь. Текст (6 часов) |
|||
11 |
3.03 |
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов |
Различать контактное и дистантное общение. Понимать особенности использования русского языка в Интернете. Уметь составлять конспект прочитанного текста. Использовать графики и диаграммы для предоставления информации |
12 |
17.03 |
Официально – деловой стиль. Деловое письмо. Научно – учебный подстиль. Доклад, сообщение |
Знать особенности официально- делового стиля и структуру делового письма. Уметь составлять деловое письмо по заданному алгоритму. Знать особенности научно – учебного подстиля. Понимать разницу между докладом и сообщением |
13 |
31.03 |
Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
Знать особенности публицистического стиля. Составлять проблемный очерк по заданному алгоритму. |
14 |
21.04 |
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты |
Знать понятия «текст», «интертекст», «афоризм». Распознавать диалогичность в художественном произведении |
15 |
5.05 |
Письменная работа |
Выполнять задания различных типов |
16 |
19.05 |
Резервный урок |
|
Приложение 1
Контрольные работы
Раздел «Язык и культура». Лабораторная работа
1. Приведите примеры безэквивалентных слов (не менее 3)
2. Докажите, что исторические события могут влиять на формирование языка (привести не менее 2 примеров)
3. Приведите примеры общения в социальных сетях. Как выглядит текст? Каков процент использования изображений, смайлов в сообщениях. Используйте личный опыт
4. Приведите примеры жаргонизмов (не менее 3)
Раздел «Культура речи». Темы для проектов
1. Вариативность ударения. Все ли варианты допустимы?
2. Словарь плеоназмов
3. Языковой портфель современного человека
4. Телефонный этикет
5. Правила общения в Интернете
Раздел «Речь. Текст». Письменная работа
1. Приведите примеры контактного и дистантного общения
2. Выполните упражнение 162 из учебника
3. Перечислите особенности научного стиля речи
4. Перечислите особенности официально- делового стиля
5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.