Рабочая программа по русскому языку 10 класс

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Русский язык 10 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 10 КЛАСС

         Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и примерной программы по русскому языку для средней школы авторы  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.  Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной деятельности, самообразования и самореализации. 

Программа составлена с учетом преемственности между основной и средней школы и учитывает особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации и создает условия для успешной сдачи ЕГЭ. В 10 классе делается акцент на особенности лексики, орфографии, морфологии и стилистики.

Цели обучения на базовом уровне.

o   совешенствование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

o   совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

o   освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

o   совершенствование умений анализировать, классифицировать языковые факты, различать функциональные разновидности языка и формировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

o   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета

В базисном учебном плане  на изучение русского языка в 10 классе отводится  70 часов.  Для реализации программы используется Учебник «Русский язык. 10-11 классы». Авторы:  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М. А. Мищерина, Москва, «Русское слово».

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

o   Представление о роли русского языка в жизни человека и общества. Толерантное отношение к культуре и языкам народов России.

o   Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования и самореализации.

o   достаточный объём словарного запаса и  грамматических средств; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

o   владение всеми видами речевой деятельности; владение разными видами деятельности; способность извлекать информацию из различных источников,  включая ресурсы Интернета; 

o   совершенствование навыков отбора и систематизации материала, самостоятельный поиск информации, её анализ;

o   способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты;  

o   умение создавать тексты разных стилей речи и жанров; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии; умение выступать перед аудиторией с  сообщениями, докладами;

o   применение знаний в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

o   взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

o   Определение базовых понятий изученных в 5 – 9 классах, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи (лексика, лексикология, фразеология, фонетика, словообразование, орфография и морфология).

o   Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова, находить и исправлять орфографические ошибки; производить орфографический разбор слов.

o   Проведение различных видов анализа (фонетического, словообразовательного, морфологического), совершенствование навыков использования функциональных стилей речи

o   Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание

Введение

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и   как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Литературный язык и диалекты. Основные функциональные стили.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи. Происхождение лексики современного русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшие слова и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. Лексикография. Виды лингвистических словарей.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия и орфоэпические нормы.

Морфемика и словообразование

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор. Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Принципы русской орфографии

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений.

Глагол и глагольные формы

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие. Слова категории состояния

Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная  часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Стилистика

Функциональные стили. Научный стиль.  Официально-деловой стиль.  Публицистический стиль.  Разговорный стиль.  Особенности литературно-художественной речи.  Анализ текста.

Повторение