Управление образования города Ростова-на-Дону
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону
«Лицей № 103 имени Сергея Козлова»
(МБОУ «Лицей № 103»)
|
«Утверждаю»
Директор (приказ от ______2020 № ___) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Русскому языку»
уровень: общее начальное образование
класс 2
количество часов: 140
учитель:
2020-2021 учебный год
Ростов-на-Дону
2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы В.П. Канакиной «Русский язык» (М., «Просвещение», 2011г), УМК «Школа России».
Цели курса:
- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование( на этой основе) знаково-символического и логического мышления учеников;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Личностные результаты:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
Познавательные универсальные учебные действия:
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использовать знаково – символические средства,
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
- контролировать действия партнеров.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Русский язык».
2. Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» Сборник. «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа».М: Просвещение, 2011 г.).
3.Авторская программа В.П.Канакиной « Русский язык» : Рабочие программы. 1-4 класс.– Москва. Просвещение, 2011г.).
4.В.П.Канакина Русский язык: учебник для 2 класса в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019 г. Федеральный государственный образовательный стандарт отводит 140 часов (4 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета во 2 классе.
В учебном плане МБОУ «Лицей № 103» на изучение предмета отводится 140 часов
(4 часа в неделю) .
В 2020-2021 году в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием лицея на изучение курса отводится 136 часов. Сохранение содержания образования осуществляется за счет уроков повторения.
Система оценки планируемых результатов выражена в проверочных работах. Запланировано 7 проверочных работ, 4 диктанта, 4 контрольные работы, 1 входная диагностическая работа, 1 итоговая годовая работа, 4 списывания, 4 словарных диктанта.
Показатели уровня успешности учащихся выражены в пятибалльной системе.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык»
№
|
Тематический раздел
|
Кол-во часов |
Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
Планируемые предметные результаты |
Контроль и оценка |
|
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
|||||
1 |
«Наша речь». |
3 ч. |
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Требования к речи. Диалог и монолог.
|
-различать устную, письменную речь и речь про себя; -приводить примеры устной и письменной речи; -отличать диалогическую речь от монологической.
|
- различать язык и речь; - делать выводы о значении речи в жизни человека; - оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм поведения; - составлять текст по рисунку. -рассуждать о значении языка в жизни и общении; -анализировать речь людей (при анализе текстов); -наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее; -работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»; - использовать в речи диалог и монолог. |
Текущий контроль. |
2 |
«Текст». |
2ч. |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. |
-определять типы текстов; - осмысленно читать текст; -определять тему и главную мысль текста; -соотносить текст и заголовок; -выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; -передавать устно содержание прочитанного текста; -создавать устный и письменный текст. |
- различать типы текстов; -восстанавливать деформированный текст; -определять тему, главную мысль текста; -различать части текста; --составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. -уметь слушать и понимать речь других.
|
Текущий контроль. Диктант. |
3 |
«Предложение». |
11 ч. |
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении (по вопросам). Распространенные и нераспрост-раненные предложения.Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. |
- составлять и записывать предложения из слов и словосочетаний; - в конце предложения ставить соответствующие знаки препинания; -находить главные члены предложения; -определять распространённые и нераспространённые предложения; - оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
|
– составлять предложения из слов и словосочетаний; – делить предложения на слова; – выделять предложения из сплошного текста; – оформлять предложения на письме; – ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации; -уметь каллиграфически правильно писать прописные и строчные буквы, соединять буквы, записывать предложения с образца; – выделять грамматическую основу; – выделять словосочетания; – устанавливать связь в словосочетаниях; - рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника». |
Текущий контроль. Входная диагностическая работа. Диктант. Проверочные работы. |
4 |
«Слова, слова, слова…». |
15 ч. |
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Ударение. |
-ставить в словах ударение; -определять ударные и безударные слоги; - классифицировать слова по тематическим группам; - распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. -объяснять лексическое значение слова; - находить в тексте незнакомые слова; - подбирать к слову синонимы, антонимы; - оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
– работать со словарями; – соблюдать орфоэпические нормы -различать гласные и согласные звуки; -делить слова на слоги и переносить; -находить ударный слог; -различать прямое и переносное значение слов; - подбирать к словам синонимы, антонимы; -находить однокоренные слова; -выделять корень в однокоренных словах; - определять ударение в слове; - различать ударные и безударные слоги
|
Текущий контроль. Проверочная работа. Контрольное списывание. Контрольный словарный диктант. Контрольная работа.
|
5 |
«Звуки и буквы». |
44 ч. |
Звуки и буквы. Сопоставление произношения звука и названия буквы.Роль звуков в различении смысла слов.Алфавит. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки. Согласный звук [й] и гласный звук [и]. Слова с удвоенными согласными. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (Ь). |
- характеризовать звуки речи; -правильно произносить буквы русского алфавита; - располагать слова в алфавитном порядке; -определять твердые и мягкие согласные; -переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то); - соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо; - находить проверочные слова, к написанию слов с безударными гласными в корне слова; - записывать и переносить слова с удвоенными согласными; -применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт. щн, нч; -подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. -оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». в учебнике. |
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – различать произношение и написание слов; – находить способы проверки написания слов (в том числе по словарю), -знать название букв алфавита, -уметь располагать слова в алфавитном порядке; – знать твердые и мягкие согласные; – правила обозначения мягкости согласных на письме. – уметь выделять твердые и мягкие согласные звуки; – выполнять звукобуквенный анализ слова; – писать слова с твердыми и мягкими согласными – распознавать в корне слова проверяемые безударные гласные; – подбирать проверочные однокоренные слова; -делить слова с двойными согласными для переноса, -знать слова с двойными согласными; -объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.
|
Текущий контроль. Диктанты. Проверочные работы.
Контрольное списывание. Контрольный словарный диктант. Контрольная работа. Проект «И в шутку, и всерьез». |
6 |
«Части речи». |
47 ч. |
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глаголов. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст - рассуждение. Предлоги. |
- задавать вопросы к частям речи; - называть примеры одушевленных и неодушевлённых имен существительных; - называть признаки имени прилагательного; - применять в устной и письменной речи местоимение; -распознавать глагол среди других частей речи; - находить и определять изученные части речи в тексте; -распознавать : тексты-описания, тексты- повествования; тексты- рассуждения; - раздельно писать предлоги со словами; -оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.
|
-задавать вопросы к именам существительным; – называть признаки существительных; – подбирать и находить в тексте имена существительные
-знать признаки имени прилагательного. – уметь задавать вопросы; – находить прилагательные в тексте – знать признаки предлога; – роль предлогов в речи. – уметь употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги -определять особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения, |
Текущий контроль. Диктанты. Проверочные работы.
Контрольное списывание. Контрольный словарный диктант. Контрольная работа. Проект «Пишем письмо» |
7 |
«Повторение». |
14 ч. |
|
|
- |
Диктант. Текущий контроль. Проверочная работа Итоговая контрольная работа. Контрольное списывание. Контрольный словарный диктант. |
3.Календарно-тематическое планирование предмета «Русский язык»
№ |
Дата |
Тема урока |
Тема раздела: «Наша речь» (3ч)
|
||
1 |
1.09. |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
2 |
2.09. |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
3 |
3.09. |
Как отличить диалог от монолога? Проверь себя. |
Тема раздела: «Текст» (2 ч)
|
||
4 |
7.09. |
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? |
5 |
8.09. |
Части текста. |
Тема раздела: «Предложение» (11ч)
|
||
6 |
9.09. |
Работа над ошибками. Что такое предложение? |
7 |
10.09. |
Как из слов составить предложение? |
8 |
14.09. |
Что такое главные члены предложения? |
9 |
15.09. |
Что такое второстепенные члены предложения? |
10 |
16.09 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
11 |
17.09. |
Что такое распространенные и нераспространенные предложения? |
12 |
21.09. |
Как установить связь слов в предложении? |
13 |
22.09. |
Входная диагностическая работа. |
14 |
23.09. |
Работа над ощибкми. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. |
15 |
24.09. |
Диктант. Р/Т 1кл. стр.63 |
16 |
28.09. |
Работа над ошибками. |
Тема раздела: «Слова, слова, слова» (15 ч)
|
||
17 |
29.09. |
Что такое лексическое значение слова? |
18 |
30.10. |
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение . |
19 |
1.10. |
Что такое синонимы? |
20 |
5.10. |
Что такое антонимы? |
21 |
6.10. |
Проверочная работа. |
22 |
7.10. |
Работа над ошибками. Родственные слова. |
23 |
8.10. |
Корень слова. Однокоренные слова. |
24 |
12.10. |
Как определить ударный слог? |
25 |
13.10. |
Контрольное списывание. |
26 |
14.10. |
Работа над ошибками. Как определить ударный слог? |
27 |
15.10. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
28 |
19.10. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
29 |
20.10. |
Работа над ошибками. Правила переноса. |
30 |
21.10. |
Правила переноса. |
31 |
22.10. |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
Тема раздела: «Звуки и буквы» ( 44 ч)
|
||
32 |
26.10. |
Как различить звуки и буквы? |
33 |
27.10. |
Как мы используем алфавит? |
34 |
28.10. |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
35 |
29.11. |
Как определить гласные звуки? |
36 |
9.11. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
37 |
10.11. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова |
38 |
11.11. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. |
39 |
12.11. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
40 |
16.11. |
Проверочная работа. |
41 |
17.11. |
Работа над ошибками. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
42 |
18.11. |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
43 |
19.11. |
Как определить согласные звуки? |
44 |
23.11. |
Согласный звук [ Й ], буква И краткое. |
45 |
24.11. |
Слова с удвоенными согласными. |
46 |
25.11. |
Развитие речи. Наши проекты. И в шутку, и всерьез. |
47 |
26.11. |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
48 |
30.11. |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
49 |
1.12. |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
50 |
2.12. |
Проверочная работа. |
51 |
3.12. |
Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. |
52 |
7.12. |
Наши проекты. Пишем письмо. |
53 |
8.12. |
Контрольное списывание. Закрепление изученного |
54 |
9.12. |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. |
55 |
10.12. |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
56 |
14.12. |
Наши проекты. Рифма. |
57 |
15.12. |
Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ |
58 |
16.12. |
Контрольная работа за 2 четверть. |
59 |
17.12. |
Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. |
60 |
21.12. |
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. |
61 |
22.12. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
62 |
23.12. |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
63 |
24.12. |
Проверка парных согласных. |
64 |
28.12. |
Правописание парных согласных на конце слова. |
65 |
29.12. |
Правописание парных согласных на конце слова. |
66 |
30.12. |
Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
67 |
11.01. |
Проверочная работа. |
68 |
12.01. |
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
69 |
13.01. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
70 |
14.01. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
71 |
18.01. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
72 |
19.01. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
73 |
20.01. |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
74 |
21.01. |
Диктант. |
75 |
25.01. |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
Тема раздела: «Части речи» (46 ч) |
||
76 |
26.01. |
Что такое части речи? |
77 |
27.01. |
Что такое части речи? |
78 |
28.01. |
Имя существительное. |
79 |
1.02. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
80 |
2.02. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. |
81 |
3.02. |
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. |
82 |
4.02. |
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. |
83 |
8.02. |
Заглавная буква в написании кличек животных. |
84 |
9.02. |
Заглавная буква в географических названиях. |
85 |
10.02. |
Обучающее изложение. |
86 |
11.02. |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
87 |
15.02. |
Проверочная работа. |
88 |
16.02. |
Работа над ошибками Единственное и множественное число имен существительных. |
89 |
17.02. |
Единственное и множественное число имен существительных. |
90 |
18.02. |
Единственное и множественное число имен существительных. |
91 |
22.02. |
Контрольный словарный диктант. |
92 |
24.02. |
Работа над ошибками. Списывание. |
93 |
25.02. |
Обучающее изложение. |
94 |
1.03 |
Закрепление знаний. |
95 |
2.03. |
Контрольный диктант за 3 четверть |
96 |
3.03. |
Работа над ошибками. Что такое глагол? |
97 |
4.03. |
Что такое глагол? |
98 |
9.03. |
Что такое глагол? |
99 |
10.03. |
Единственное и множественное число глаголов. |
100 |
11.03. |
Единственное и множественное число глаголов. |
101 |
15.03. |
Проверочная работа. |
102 |
16.03. |
Работа над ошибками. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
103 |
17.03. |
Обобщение и закрепление знаний. |
104 |
18.03. |
Текст-повествование. |
105 |
04.04 |
Работа над ошибками. Что такое имя прилагательное? |
106 |
05.04. |
Что такое имя прилагательное? |
107 |
06.04. |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
108 |
07.04. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
109 |
08.04. |
Единственное и множественное число имен существительных. |
110 |
12.04. |
Единственное и множественное число имен существительных. |
111 |
13.04. |
Что такое текст-описание? |
112 |
14.04. |
Диктант. |
113 |
15.04. |
Работа над ошибками. Что такое местоимение? |
114 |
19.04. |
Что такое местоимение? |
115 |
20.04. |
Текст-рассуждение. |
116 |
21.04. |
Общее понятие о предлоге. |
117 |
22.04. |
Раздельное написание предлогов со словами. |
118 |
26.04. |
Восстановление предложений. |
119 |
27.04. |
Закрепление знаний. |
120 |
28.04. |
Проверочная работа. |
121 |
29.04. |
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний. |
122 |
04.05. |
Обучающее сочинение по картине. |
Тема раздела: «Повторение»( 14 ч ) |
||
123 |
05.05. |
Повторение по теме «Текст» |
124 |
06.05. |
Повторение по теме «Предложение» |
125 |
11.05. |
Повторение по теме «Слово и его значение» |
126 |
12.05. |
Контрольная работа за 4 четверть. |
126 |
13.05. |
Работа над ошибками. |
128 |
17.05. |
Повторение по теме «Части речи» |
129 |
18.05. |
Контрольное списывание |
130 |
19.05. |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи» |
131 |
20.05. |
Итоговая годовая контрольная работа. |
132 |
24.05. |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Звуки и буквы» |
133 |
25.05. |
Контрольный словарный диктант. |
134 |
26.05. |
Повторение и закрепление изученного материала. |
135 |
27.05. |
Повторение и закрепление изученного материала. |
136 |
31.05. |
Обобщающий урок. |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
№ |
Наименование учебного оборудования |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
||
|
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) . -В.В.Репкин. школьный учебный словарь русского языка.АСТ.Астрельь. Москва 2005. - А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка .Москва. ЦИТАДЕЛЬ 2002. - С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова .Толковый словарь русского языка.М.: ООО»ИТИ Технологии» ,2006. - Г.Н. Сычёва. Универсальный справочник школьника1-5 классы. Ростов-на-Дону. Издательство БАРО пресс. 2007 - Г.Н. Сычёва. Словообразование и морфология. Ростов-на-Дону. Издательство БАРО пресс. 2005. - Справочник школьника 1-4. Москва «АСТ-ПРЕСС» Методические пособия для учителя - Примерная программа по русскому языку (Сборник. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Москва. Просвещение, 2011г.) -Авторская программа В.П.Канакиной « Русский язык» : Рабочие программы. 1-4 класс.–Москва. Просвещение, 2011г.). - В.П.Канакина Русский язык: учебник для 2 класса в 2 ч. М.: Просвещение, 2019. |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки. Рекомендации к организации учебного процесса по "Русскому языку ". |
Печатные работы |
||
|
Таблицы - М.В.Белькинд. Серия учебных таблиц . М.:Учебная книга БИС, 2007 - К.М.Тихомирова .Таблицы для начальной школы. Обучение грамоте и развитие речи. М.:ООО «Издательство»ВАРСОН», 2011. С.М..Мельникова. Картинный словарь 1-2 класс.
|
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
||
|
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Учи.ру Первое сентября. Инфоурок. Знанио. |
|
Технические средства обучения (ТСО) |
||
|
Персональный компьютер (ноутбук) Мультимедийный проектор. Экран. Интерактивная доска.
|
|
Экранно-звуковые пособия |
||
|
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме) Видео уроки «Кирилла и Мефодия»
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) |
|
Последняя страница рабочей программы (внизу)
«Согласовано» Председатель МС протокол МС от ______ 2020 №
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.