Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования для детей с задержкой психического развития и предназначена для обучения обучающихся с ЗПР (7.2) 1 дополнительного класса ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»
Рабочая программа по русскому языку для 1-го дополнительного класса разработана в соответствии:
· Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Рабочая программа ориентирована на учебник: Канакиной В. П., Горецкого В. Г. Русский язык. Учебник 1 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приложение №7 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
У обучающихся данной категории отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (7.2.)
Обязательность непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание предмета
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Цели и задачи учебного курса
Учебный предмет «Русский язык» в 1 дополнительном классе представлен двумя курсами: I четверть учебного года - «Обучение грамоте» (послебукварный период), со II четверти учебного года - «Русский язык» как самостоятельный учебный предмет.
Целью изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Данная цель реализуются в конкретных задачах обучения:
· формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
· уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
· развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
· формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
· формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
· совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;
· обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;
· формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
· совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;
· научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в алфавите, использовать в речи языковые термины;
· научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;
· научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;
· научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
· обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;
· совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по
составлению и озаглавливанию небольших текстов;
· совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;
· воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
· учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;
· удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
· формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
· совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.
Реализуя поставленные задачи, следует учитывать особенности обучающихся ЗПР: наблюдаются недостатки фонематического восприятия; трудности порождения связного высказывания, дефекты звукопроизношения; недостаточная сформированность основных мыслительных операций и знаково-символических (замещающих) функций мышления; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений, беден словарный запас; низкий темп деятельности, кратковременная работоспособность, быстрая утомляемость.
Коррекционная направленность учебного предмета
При усвоении учебного предмета «Русский язык» у обучающихся пробуждается интерес к языку, желание улучшать качества письма и чтения, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, развитие произвольности и становление навыков самоконтроля, развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания, совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
Место курса в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Русский язык» отведено 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 34 часа – уроки обучения письму в период обучения грамоте и 98 часов – уроки русского языка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные УУД |
Метапредметные УУД |
Предметные УУД |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
принятие и освоение первоклассниками социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла обучения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией); развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); развитие адекватных представлений о собственных возможностях; овладение навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками), умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
организовывать свое рабочее место под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т. п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме предполагающей стечение согласных); различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами); вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. адекватно воспринимать оценку учителя.
|
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова); сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные- согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные- прописные); обобщать (самостоятельно выделять признаки, сходства), группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. ориентироваться в учебниках; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий используя справочные материалы учебника (под руководством учителя); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. |
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
отличать текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; овладение основами грамотного письма; называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки конца предложения; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение); сравнивать слова с близким и противоположным значением; обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки). |
Предметные результаты
К концу 1 дополнительного класса обучающийся:
· правильно произносит звуки и называет буквы;
· знает все буквы алфавита;
· соотносит количество звуков и букв в словах;
· различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
· делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;
· соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;
· раздельно пишет предлоги со словами;
· различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
· распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;
· умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;
· может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
· может списывать с печатного текста;
· использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц.
получит возможность:
· слушать и понимать задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;
· читать правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
· отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
· употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
· переносить умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром;
· оценивать результаты своей работы на уроке;
· контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.
Содержание учебного курса
Изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова. Овладение понятием «родственные» (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов с различными формами одного и того же слова.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
· сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
· сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема (раздел) программы |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество творческих работ |
1 |
Послебукварный период |
34 |
2 |
|
1 |
Наша речь |
3 |
|
|
2 |
Текст, предложение, диалог |
8 |
1 |
|
3 |
Слова, слова, слова… |
11 |
1 |
1 |
4 |
Слово и слог. Ударение |
11 |
|
|
5 |
Звуки и буквы |
65 |
3 |
2 |
|
Итого: |
132 |
7 |
3 |
Мониторинг качества учебных достижений
Время проведения |
Вид контроля |
Объект контроля |
апрель - май |
Итоговая комплексная работа |
Русский язык умение: ·правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списывать слова и предложения; определять место ударения в слове; вычленять слово из предложения; ·писать заглавные и строчные буквы, и их соединения; ·различать гласные и согласные звуки и буквы; ·выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях; ·соотнести и определить количество звуков и букв в слове. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Информационно-методическое обеспечение
№ |
Автор |
Название |
Год издан. |
Издательство |
1. |
Е. С. Савинов
|
Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа |
2014 |
М.: Просвещение |
2. |
Т. Н. Ситникова |
Поурочные разработки по русскому языку |
2020 |
М: Вако |
3. |
И. В. Фомина |
Русский язык. Развитие устной речи. Коррекция письма |
2013 |
Волгоград |
Учебники
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2020.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.
Наглядные пособия
таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по русскому языку;
сюжетные картинки;
лента букв;
плакат «Сиди правильно»;
таблица «Алфавит»;
касса с печатными буквами, слогами;
образцы прописных букв;
звуковые схемы;
схемы слов, предложений.
Материально-технические средства
Классная доска
Проектор
Ноутбук
Демонстрационная доска
Сетевые ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.proshkolu.ru/
http://infourok.ru/
http://www.net-lit.com/
https://learningapps.org/
https://my.1september.ru/
http://www.it-n.ru/
http://edu-pedsovet.ru/
http://www.vinforika.ru/
http://newseducation.ru/
http://www.vsezagadki.ru/
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
1 дополнительный класс (132ч, 4 часа в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||
понятия |
предметные результаты |
универсальные учебные действия (УУД) |
личностные |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Послебукварный период (34ч) |
|||||||
1-2 |
|
Алфавит. Звуки и буквы Закрепление изученного |
Для чего нужно знать алфавит? Что за книга – АЗ да БУКИ, а потом науки? Цели: учить правильно называть буквы алфавита; привести в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих; развивать умения находить слова в словарике и располагать по алфавиту, рассматривать иллюстрации по тематике урока |
Алфавит, азбука, 33 буквы, согласные, гласные, буквы, которые не обозначают звуков |
Научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту. Находить слова в словарике, выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: контролировать и оценивать
процесс Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Стремление
|
3-4 |
|
Повторение
(15 мин) |
Почему некоторые согласные звуки называются в русском языке парными? Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова? Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков; познакомить со способами обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить списывать текст в соответствии с правилами письма |
Парные глухие и звонкие согласные звуки |
Научатся распознавать и характеризовать
парные глухие и звонкие согласные звуки, обозначать буквой парный согласный в
конце слова, приводить примеры слов |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить |
Учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
5-7 |
|
Оформление
предложений |
Расскажите, как вы понимаете, что такое текст. А что такое предложение? С какой целью мы их произносим и пишем? Цель: учить анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений |
Текст, предложение, знаки препинания |
Научатся анализировать текст,
моделировать и оформлять Составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения, работать по алгоритму |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, анализировать информацию. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач, планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками – определять цели, функции участников, способ взаимодействия |
Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
8-10 |
|
Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? |
Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – названия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами |
Предмет и слово, называющее этот предмет |
Научатся различать слова –
названия предметов, ставить Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность, формировать опыт составления предложений с данными словами |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств. Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить |
Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы |
11-13 |
|
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? |
Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов? Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами, обогащать речь словами – названиями действия предмета |
Слова, обозначающие действия предметов |
Научатся различать слова –
действия предметов, ставить тавлять
предложения Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Стремление
критериев успешности учебной деятельности |
14-16 |
|
Слова,
отвечающие на вопросы: |
Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Цели:
формировать
представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова –
признаки предметов, ставить |
Слова, обозначающие признаки предметов |
Научатся различать слова –
признаки предметов, ставить Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Стремление
|
17-18 |
|
Слуховой диктант (15 мин) Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Какие правила письма вы уже знаете? Цель: проверить умения учащихся писать слова под диктовку без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами |
Правила письма, орфограммы |
Научатся писать слова под диктовку без искажений и замены букв. Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное восприятие предложений учителя, |
19-21 |
|
Правописание безударных гласных в корне слова |
Когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Как это сделать? Цели: уточнить представления об ударных и безударных гласных в слове; учить способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге; развивать умение подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге; обогащать словарный запас учащихся |
Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки |
Научатся способу проверки
написания гласной буквы Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы |
Стремление
|
22-24 |
|
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
Почему
не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова? Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; ознакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; обогащать словарный запас учащихся |
Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки |
Научатся способу проверки
написания парных согласных Распознавать |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее
достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить |
Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы |
25-26 |
|
Правописание жи – ши
Правописание ча – ща, чу – щу |
Почему надо запомнить сочетанияжи – ши, ча-ща, чу-щу? Цели: уточнить знания детей о написании слов с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу
|
Сочетание жи – ши, ча-ща, чу-щу шипящие согласные звуки, парные звонкие и глухие, всегда твердые; правило правописания |
Научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши, ча-ща, чу-щу надо запомнить написание гласной и, а, у Писать слова |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: ставить Коммуникативные: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
27-29 |
|
Правописание чк – чн, щн |
Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк – чн, щн? Цели:
учить правильно
произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с
буквосочетаниями чк – чн, щн; уточнить знания учащихся |
Буквосочетания чк – чн, щн; правило |
Научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн надо запомнить. Писать слова |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения |
Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
30-32 |
|
Заглавная буква в именах собственных |
Какие
слова надо писать Цели:
уточнить и
обобщить знания учащихся о написании слов с заглавной буквы |
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, слова – названия животных и слова – клички животных |
Научатся употреблять изученное правило письма о заглавной букве в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц. Записывать под диктовку с комментированием слова и предложения, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, определять общую цель и пути ее достижения, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других |
Осознание своей этнической принадлежности, принятие образа «хорошего ученика» |
33-34 |
|
Контрольное списывание (15 мин). Работа над ошибками |
Какие правила правописания вы уже знаете? Цель: проверить умения учащихся зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме |
Орфограммы, правила |
Научатся писать в соответствии Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать общие приемы
решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Русский язык 98ч. Наша речь (3часа)
35-37 |
Язык и речь. Устная и письменная речь с.6-8 |
Для чего нужна речь? Какой бывает речь? Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни людей, новым предметом и новым учебником |
Речь, язык |
Узнают значение речи и языка в жизни человека |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
||
Текст. Предложение. Диалог. (8 ч) |
||||||||
38-39 |
Текст. Предложение. с. 10-11 |
Что такое текст? Что такое предложение? Цель: дать представление о тексте и предложении, познакомить с функцией предложения |
Текст, предложение |
Узнают, что предложение выражает законченную мысль. Научатся распознавать текст |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
||
40-41 |
Предложение.
Интонация. Знаки препинания в конце предложения |
Что такое предложение? Какая бывает интонация? Цель: сформировать понятие о том, что предложение выражает законченную мысль |
Предложение, интонация, законченная мысль |
Узнают, что предложение выражает законченную мысль. Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
||
42-43 |
Диалог с.14-15 |
Что такое диалог? |
Диалог |
Узнают, чтотакое диалог. Научатся отличать диалог от других типов речи |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
||
44-45 |
Контрольное списывание Проверочная работа по теме Предложение (с. 16) Итого: 8ч |
Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала |
Предложения
|
Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности, |
||
Слова, слова, слова… (11 часов) |
||||||||
46-47 |
Слова. Роль слов в речи. с.18-20 |
Что такое слово? Что такое название предмета? Цели: уточнить знания о том, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся |
Слово – название предмета |
Узнают, что названия предметов – это слова. Научатся: называть предметы окружающего
мира, произносить |
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности |
||
48 |
Слова названия предметов, признаков, действий предметов. с.21 |
На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, признаков, действий Цели: познакомить учащихся с тем, что
слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что? какой?
какая? какое? какие? что |
Вопросы
кто? |
Узнают, что слова-предметы отвечают Научатся: различать слова, называющие предмет, объяснять, чем различаются предмет и слово, его назы- вающее; писать словарные слова |
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
||
49. |
Признак и слово с.22 |
На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов? Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета |
Вопросы какой? какая? какое? какие? |
Узнают, что такое слова – признаки предмета. Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка
|
||
50. |
Действие
с.23 |
Как различать слова – действия предметов? Цели: продолжить работу над понятием «действие предмета»; вырабатывать умение различать слова, называющие предмет и его действие |
Слова-действия и вопросы к ним |
Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть действия предметов окружающего мира; писать словарные слова |
Регулятивные:
преобразовать
практическую задачу Познавательные: ставить Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Самооценка
|
||
51. |
Предмет и слово с.24 |
На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов? Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета |
Вопросы какой? какая? какое? какие? |
Узнают, что такое слова – признаки предмета. Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка
|
||
52. |
Тематические группы слов «Вежливые слова» с.25 |
Что такое вежливые слова? Цель: развивать умения классифицировать и объединять слова по их значению |
Вежливые слова |
Научатся: классифицировать и объединять слова в тематические группы, употреблять в речи «вежливые» слова |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка
|
||
53-55. |
Однозначные и многозначные слова. С.26-29 |
Сколько значений может быть у слова? Цель: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными словами |
Близкие и противоположные слова |
Научатся: распознавать однозначные и многозначные слова, употреблять в речи близкие и противоположные слова |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка
|
||
56. |
Проверь себя с.30
Итого: 11ч |
Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала |
Научатся: применять полученные знания на практике |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка
|
|||
Слово и слог. Ударение. (11 ч) |
||||||||
57-59 |
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. с.32-35 |
Как определить сколько в слове слогов? Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. |
Слово, слог, схема |
Научатся: различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой различных слов, определять количество в слове слогов, находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом, делить слова на слоги, составлять схему слова. |
Регулятивные: сличать способ действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
||
60-61 |
Перенос слов. Правила переноса слов с.36-38 |
Как перенести слово с одной строки на другую? Цель: познакомить с правилом переноса слов |
Слово, слог, схема |
Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима), определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк), переносить слова по слогам, переносить слова с ь и й в середине. |
Регулятивные: сличать способ действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком |
||
62-63 |
Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. с.39-40 |
Что такое ударение? Цель: формировать умение определять ударение в словах |
Ударение |
Научатся: наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
||
64-65 |
Ударные и безударные слоги с.41-42 |
Цель: познакомить со случаями, когда ударение не ставится, развивать фонематический слух |
Ударные и безударные слоги |
Научатся: произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. |
Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
||
66-67 |
Закрепление изученного с.43-44
Итого: 11 ч. |
Цель: систематизировать знания обучающихся о правилах определения ударных и безударных слогов, проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах |
Вся терминология связанная с именами собственными |
Научатся: применять полученные знания в письменных работах |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. |
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
||
Звуки и буквы (65 ч) |
||||||||
68-70 |
Звуки и буквы с.46-51 |
Что такое звук? Что такое буква? Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи |
Звук и буква |
Узнают отличительные признаки звуков Научатся: различать звуки и буквы,
переводить слово звучащее |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
71-73 |
Русский алфавит, или Азбука с.52-57 |
Что такое алфавит? Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснитьего значение, формировать умение пользоваться алфавитом |
Алфавит |
Научатся: записывать слова в алфавитном порядке, применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
76-79 |
Гласные звуки С.58-62 |
Что значит понятие «фонематический анализ слова»? Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов |
Звукобуквенный анализ слов |
Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков. Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
80-81 |
Ударные и безударные гласные звуки. С.63-64 |
Как обозначить буквой безударный гласный звук? Цель: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах |
Ударные и безударные звуки |
Умеют находить ударный слог Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные:
ставить вопросы,
обращаться |
Мотивация учебной деятельности |
||
82-85 |
Особенности проверяемых и проверочных слов с.65-66 |
В чём особенность проверочных и проверяемых слов? Цель: познакомить с правилом подбора проверочного слова |
Проверочное и проверяемое слово |
Умеют находить ударный слог Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
86-88 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах с.67-70 |
Как проверить безударный гласный звук? Цель: формировать умения подбирать проверочные слова |
Проверочное и проверяемое слово |
Умеют находить ударный слог Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
89-91 |
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука с.71-73 |
Всегда ли можно проверить безударный гасный звук? Цель: формировать умения писать слова с непроверяемой гласной |
Проверочное и проверяемое слово |
Умеют находить ударный слог Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
||
92-93 |
Согласные звуки с.74-75 |
Как отличить согласный звук от гласного? Цель: дать представление об основных признаках согласных букв и звуков |
Согласные буквы и звуки |
Научатся: различать в слове согласные звуки по их признакам, наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные:
ставить вопросы,
обращаться |
Мотивация учебной деятельности |
||
94-95 |
Слова с удвоенными согласными С.76-77 |
Как переносить слова с удвоенной согласной? Цель: дать представление о словах с удвоенной согласной |
Удвоенные согласные |
Научатся: наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные:
ставить вопросы,
обращаться |
Мотивация учебной деятельности |
||
96-97 |
Звук и буква й с.78-80 |
Как правильно разделить слова на слоги? Цели:
познакомить с
особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения
делить слова на слоги, распознавать гласные и согласные |
Слог, деление слов на слоги |
Узнают особенности звука [й’] и буквы й. Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
98-99 |
Мягкие
и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с.81-82 |
Как на письме обозначить мягкость согласного звука? Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком |
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами |
Узнают, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко, звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного звука. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
100-101 |
|
Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки С.83-86 |
Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком |
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами |
Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
|
102-104 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком с.87-91 |
Как обозначают мягкость согласных гласной буквой? Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости, о способах обозначения мягкости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко |
Мягкий знак, мягкость согласных звуков |
Узнают о способах обозначения мягкости согласных. Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь) |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
105 |
|
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений с.90 |
Что такое деформированный текст? Цель: формировать умения восстанавливать порядок предложений в тексте |
Деформированный текст |
Научатся: составлять текст из предложений |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
|
106-107 |
Глухие и звонкие согласные звуки с.92-93 |
Как отличить глухой согласный звук от звонкого? Цель: дать представление о звонких и глухих согласных звуках |
Звонкие и глухие звуки |
Научатся: определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
108-109 |
Парные глухие и звонкие согласные звуки с.94-95 |
Почему называют парными? Цель: дать представление о парных звонких и глухих согласных |
Парные звонкие и глухие |
Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
110 |
|
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на письме с.96-97 |
Как обозначить на письме парные согласные на конце слова? Цель: формировать умение подбирать проверочные слова
|
Парные звонкие и глухие |
Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
|
111-113 |
Правописание букв, обозначающих парные согласные на конце слов с.98-103 |
Как обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? Цель: формировать умение подбирать проверочные слова |
Парные звонкие и глухие |
Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
114-116 |
Шипящие согласные звуки с.104-107 |
Почему звуки назвали шипящими? Цель: формировать умения распознавать шипящие согласные звуки |
Шипящие |
Научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами, находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
117 |
Проект «Скороговорки» Составление сборника «Весёлые скороговорки» С.108-109. |
Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять главное и представлять свой проект |
Проект, информация |
Научатся: создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным), участвовать в презентации своих проектов, объяснять отличие скороговорки от других малых литературных жанров. |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание. |
||
118-120 |
Буквосочетания чк, чн, чт 110-114 с. |
Цель: формировать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт |
Научатся: находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание |
|||
121 |
Контрольное списывание. |
Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала |
Списывание |
Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
122-124 |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу с.115-121 |
Почему жи и ши надо писать с и? Цели: уточнить знания о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык правописания
сочетаний |
Сочетания
|
Узнают правило правописания сочетаний жи – ши. Научатся: правильно произносить и писать слова
с сочетаниями
|
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
||
125-127 |
Заглавная буква в словах с.122-128 |
Когда мы пишем слова с заглавной буквы и почему? Цель: развивать умения писать имена собственные с заглавной буквы |
Умеют: находить имена собственные в тексте, писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Самооценка
|
|||
128 |
Проект «Сказочная страничка» С.129 |
Цель: развивать творческие способности |
Сказочная страничка |
Умеют: находить изученные орфограммы в названиях прочитанных сказок. Научатся: объяснять отличие сказки от рассказа и стихотворения, записывать названия сказок в алфавитном порядке |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Стремиться открывать новое знание. |
||
129 |
Проверочный диктант. Работа над ошибками |
Цель: проверить уровень
сформированности навыка правописания сочетаний |
Сочетания
|
Научатся: правильно писать текст под диктовку, применять полученные знания на практике, использовать правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в практической деятельности |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
|
Самооценка
|
||
130 |
Повторение
|
Что уяснили дети по пройденной теме? Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе |
Изученные понятия |
Научатся: применять полученные знания |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
||
131 |
Итоговая
|
Цель: проверить знания |
Изученные понятия |
Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самооценка
|
||
132 |
Работа
над ошибками.
Итого: 65 ч |
Как правильно работать над ошибками? Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе |
Изученные понятия |
Научатся применять полученные знания |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы |
Самооценка
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.