Рабочая программа по русскому языку

  • Документация
  • docx
  • 23.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) 1 дополнительного класса содержит пояснительную записку с описанием особенностей детей с ЗПР, календарно-тематическое планирование
Иконка файла материала Рабочая программа.docx

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования для детей с задержкой психического развития и предназначена для обучения обучающихся с ЗПР (7.2) 1 дополнительного класса ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»

     Рабочая программа по русскому языку для 1-го дополнительного класса разработана в соответствии:

·         Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • Авторской программой «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В. Г. и др. М.: Просвещение, 2019 г;
  • Адаптированной Основной Образовательной программой ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»;
  • Учебным планом ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» на 2021-2022 учебный год;
  • Уставом ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП».

     Рабочая программа ориентирована на учебник: Канакиной В. П., Горецкого В. Г. Русский язык. Учебник 1 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приложение №7 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У обучающихся данной категории отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (7.2.)

Обязательность         непрерывность         коррекционно-развивающего        процесса, реализуемого через содержание предмета

•          обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

•          гибкое варьирование организации процесса обучения путем использования соответствующих методик и технологий;

•          упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

•          организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

•          наглядно-действенный характер содержания образования;

•          развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

•          обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

•          постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

•          специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

•          необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

•          постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

•          использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

•          комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

•          специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

•          развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

•          обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Цели и задачи учебного курса

Учебный предмет «Русский язык» в 1 дополнительном классе представлен двумя курсами: I четверть учебного года - «Обучение грамоте» (послебукварный период), со II четверти учебного года - «Русский язык» как самостоятельный учебный предмет.

Целью изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Данная цель реализуются в конкретных задачах обучения:

·         формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

·         уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

·         развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

·         формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

·         формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

·         совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;

·         обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;

·         формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

·         совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;

·         научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в алфавите, использовать в речи языковые термины;

·         научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;

·         научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;

·         научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

·         обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;

·         совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по

составлению и озаглавливанию небольших текстов;

·         совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;

·         воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

·         учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;

·         удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

·         формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

·         совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

Реализуя поставленные задачи, следует учитывать особенности обучающихся ЗПР: наблюдаются недостатки фонематического восприятия; трудности порождения связного высказывания, дефекты звукопроизношения; недостаточная сформированность основных мыслительных операций и знаково-символических (замещающих) функций мышления; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений, беден словарный запас; низкий темп деятельности, кратковременная работоспособность, быстрая утомляемость.

 

Коррекционная направленность учебного предмета

При усвоении учебного предмета «Русский язык» у обучающихся пробуждается интерес к языку, желание улучшать качества письма и чтения, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, развитие произвольности и становление навыков самоконтроля, развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания, совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.

Место курса в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Русский язык» отведено 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 34 часа – уроки обучения письму в период обучения грамоте и  98 часов – уроки русского языка.

 

                                                           Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

 

Личностные УУД

                                                      Метапредметные УУД

 

Предметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

принятие и освоение первоклассниками социальной    роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла обучения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

овладение           навыками коммуникации учителем, одноклассниками), умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

в   сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на

иллюстративный ряд

«маршрутного листа»;

понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т. п.);

планировать свои действия в соответствии                        с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме предполагающей

стечение согласных);

различать способы и результат действия (записывать слово

печатными или письменными буквами);

вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера    сделанных ошибок;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и

самостоятельно.

адекватно воспринимать оценку учителя.

 

 

 

 

 

 

осознавать цель   выполняемых действий и   наглядно представленный   способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать

информацию (заменять звук буквой,                     графическим символом и пр.);

осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям                    (гласные- согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные- прописные);

обобщать (самостоятельно выделять признаки, сходства), группировать, классифицировать

предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

ориентироваться в учебниках;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде    текста, рисунков, схем.

адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами; овладение основами грамотного письма;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»;

 делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);

сравнивать слова с близким и противоположным значением;

обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

 

Предметные результаты

К концу 1 дополнительного класса обучающийся:

·         правильно произносит звуки и называет буквы;

·         знает все буквы алфавита;

·         соотносит количество звуков и букв в словах;

·         различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;

·         делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;

·         соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;

·         раздельно пишет предлоги со словами;

·         различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

·         распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;

·         умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;

·         может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

·         может списывать с печатного текста;

·         использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц.

получит возможность:

·         слушать и понимать задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;

·         читать правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;

·         отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;

·         употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;

·         переносить умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром;

·         оценивать результаты своей работы на уроке;

·         контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Содержание учебного курса

Изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова. Овладение понятием «родственные» (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов с различными формами одного и того же слова.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

·         сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

·         сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

·         перенос слов;

·         прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

·         проверяемые безударные гласные в корне слова;

·         парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·         непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

Тематическое планирование

п/п

Тема (раздел) программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество творческих работ

1

Послебукварный период

34

2

 

1

Наша речь

3

 

 

2

Текст, предложение, диалог

8

1

 

3

Слова, слова, слова…

11

1

1

4

Слово и слог. Ударение

11

 

 

5

Звуки и буквы

65

3

2

 

Итого:

132

7

3


Мониторинг качества учебных достижений

Время проведения

Вид контроля

Объект контроля

апрель - май

Итоговая комплексная работа

Русский язык

умение:

·правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списывать слова и предложения; определять место ударения в слове; вычленять слово из предложения;

·писать заглавные и строчные буквы, и их соединения;

·различать гласные и согласные звуки и буквы;

·выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях;

·соотнести и определить количество звуков и букв в слове.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-методическое обеспечение

 

Автор

Название

Год издан.

Издательство

1.

Е. С. Савинов

 

Серия «Стандарты второго поколения»

Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения Начальная школа

2014

М.: Просвещение

2.

Т. Н. Ситникова

Поурочные разработки по русскому языку

2020

М: Вако

3.

И. В. Фомина

Русский язык. Развитие устной речи. Коррекция письма

2013

Волгоград

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2020.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.

Наглядные пособия

таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по русскому языку;

сюжетные картинки;

лента букв;

плакат «Сиди правильно»;

таблица «Алфавит»;

касса с печатными буквами, слогами;

образцы прописных букв;

звуковые схемы;

схемы слов, предложений.

Материально-технические средства

Классная доска

Проектор

Ноутбук

Демонстрационная доска

Сетевые ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.proshkolu.ru/

http://infourok.ru/

http://www.net-lit.com/

https://learningapps.org/

https://my.1september.ru/

http://www.it-n.ru/

http://edu-pedsovet.ru/

http://www.vinforika.ru/

http://newseducation.ru/

http://www.vsezagadki.ru/


Календарно-тематическое планирование по русскому языку

1 дополнительный класс (132ч, 4 часа в неделю)

 

№ п/п

Дата

Тема
(страницы
учебника,
тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Послебукварный период (34ч)

1-2

 

Алфавит.

Звуки и буквы

Закрепление изученного

Для чего нужно знать алфавит? Что за книга – АЗ да БУКИ, а потом науки?

Цели: учить правильно называть буквы алфавита; привести в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих; развивать умения находить слова в словарике и располагать по алфавиту, рассматривать иллюстрации по тематике урока

Алфавит, азбука, 33 буквы, согласные, гласные, буквы, которые не обозначают звуков

Научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту.

Находить слова в словарике, выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

3-4

 

Повторение
по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста

(15 мин)

Почему некоторые согласные звуки называются в русском языке парными? Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков; познакомить со способами обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить списывать текст в соответствии с правилами письма

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Научатся распознавать и характеризовать парные глухие и звонкие согласные звуки, обозначать буквой парный согласный в конце слова, приводить примеры слов
с парным согласным. Выполнять устный фонетический анализ слова, списывать с печатного текста, контролировать этапы своей работы, подбирать проверочное слово, обосновывая написание парного согласного в слове

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

5-7

 

Оформление предложений
в тексте

Расскажите, как вы понимаете, что такое текст. А что такое предложение? С какой целью мы их произносим и пишем?

Цель: учить анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой

и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений

Текст, предложение, знаки препинания

Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять
в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений.

Составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения, работать по алгоритму

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, анализировать информацию.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач, планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками – определять цели, функции участников, способ взаимодействия

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход

из спорных ситуаций

8-10

 

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – названия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами

Предмет и слово, называющее этот предмет

Научатся различать слова – названия предметов, ставить
к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность, формировать опыт составления предложений с данными словами 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

11-13

 

Слова, отвечающие на вопросы:

что делать?

что сделать?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами, обогащать речь словами – названиями действия предмета

Слова, обозначающие действия предметов

Научатся различать слова – действия предметов, ставить
к словам вопросы, сос-

тавлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе

критериев успешности учебной деятельности

14-16

 

Слова, отвечающие на вопросы:
какой?
какая?
какое?
какие?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – признаки предметов, ставить
к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами, обогащать речь словами – признаками предмета, различать слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета

Слова, обозначающие признаки предметов

Научатся различать слова – признаки предметов, ставить
к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17-18

 

Слуховой диктант (15 мин)

Анализ диктанта.  Работа над ошибками.

Какие правила письма вы уже знаете?

Цель: проверить умения учащихся писать слова под диктовку без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами

Правила письма, орфограммы

Научатся писать слова под диктовку без искажений и замены букв.

Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное восприятие предложений учителя,

19-21

 

Правописание безударных гласных в корне слова

Когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Как это сделать?

Цели: уточнить представления об ударных и безударных гласных в слове; учить способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге; развивать умение подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге; обогащать словарный запас учащихся

Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Научатся способу проверки написания гласной буквы
в безударном слоге.

Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

22-24

 

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?
В чем «секрет» парных согласных, когда они оказываются в конце слова?

Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; ознакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; обогащать словарный запас учащихся

Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Научатся способу проверки написания парных согласных
в конце слова путем изменения формы слова.

Распознавать
в слове парный согласный, требующий проверки, подбирать проверочное слово, обосновывая
написание парного согласного в слове

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить
и задавать вопросы

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

25-26

 

Правописание жи – ши

 

Правописание ча – ща, чу – щу

Почему надо запомнить сочетанияжи – ши, ча-ща, чу-щу?

Цели: уточнить знания детей о написании слов с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу

 

Сочетание жи – ши, ча-ща, чу-щу

шипящие согласные звуки, парные звонкие и глухие, всегда твердые; правило правописания

Научатся объяснять, почему в сочетаниях жиши, ча-ща, чу-щу

 надо запомнить написание гласной и, а, у

Писать слова
с сочетаниями применять правила правописания слов с данными сочетаниями контролировать и оценивать этапы своей работы

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе.

Коммуникативные: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

27-29

 

Правописание чк – чн, щн

Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк – чн, щн?

Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чк – чн, щн; уточнить знания учащихся
о других изученных правилах письма

Буквосочетания чк – чн, щн; правило

Научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн   надо запомнить.

Писать слова
с сочетаниями чк – чн, щн, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями чк – чн, щн

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

30-32

 

Заглавная буква в именах собственных

Какие слова надо писать
с заглавной буквы?

Цели: уточнить и обобщить знания учащихся о написании слов с заглавной буквы
в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц; учить применять эти знания; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; воспитывать культуру учебного труда

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, слова – названия животных и слова – клички животных

Научатся употреблять изученное правило письма о заглавной букве в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц.

Записывать под диктовку с комментированием слова и предложения, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, определять общую цель и пути ее достижения, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других

Осознание своей этнической принадлежности, принятие образа «хорошего ученика»

33-34

 

Контрольное списывание

(15 мин).

Работа над ошибками

Какие правила правописания вы уже знаете?

Цель: проверить умения учащихся зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме

Орфограммы,

правила

Научатся писать в соответствии
с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв.

Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения
в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Русский язык 98ч. Наша речь (3часа)

35-37

Язык и речь.

Устная и письменная речь

с.6-8

Для чего нужна речь?

Какой бывает речь?

Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни людей, новым предметом и новым учебником

Речь, язык

Узнают значение речи и языка в жизни человека

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Текст. Предложение. Диалог. (8 ч)

38-39

Текст. Предложение.

с. 10-11

Что такое текст?

Что такое предложение?

Цель: дать представление о тексте и предложении, познакомить с функцией предложения

Текст, предложение

Узнают, что предложение выражает законченную мысль.

Научатся распознавать текст

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

40-41

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения
с. 12-13

Что такое предложение? Какая бывает интонация?

Цель: сформировать понятие о том, что предложение выражает законченную мысль

Предложение, интонация,

законченная мысль

Узнают, что предложение выражает законченную мысль.

Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

42-43

Диалог

с.14-15

Что такое диалог?

Диалог

Узнают, чтотакое диалог.

Научатся отличать диалог от других типов речи

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

44-45

Контрольное списывание

Проверочная работа по теме Предложение

(с. 16)

Итого: 8ч

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Предложения
с разной интонацией

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности,

Слова, слова, слова… (11 часов)

46-47

Слова. Роль слов в речи.

с.18-20

Что такое слово?

Что такое название предмета?

Цели: уточнить знания о том, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся

Слово – название предмета

Узнают, что названия предметов – это слова.

Научатся: называть предметы окружающего мира, произносить
(читать) слова, называющие эти предметы; четко и правильно произносить скороговорки

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

48

Слова названия предметов, признаков, действий предметов.

с.21

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, признаков, действий

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что? какой? какая? какое? какие? что
делать? что сделать

Вопросы кто?
и что? какой? какая? какое? какие? что
делать? что сделать

Узнают, что слова-предметы отвечают
на вопросы кто? или что?

Научатся: различать слова, называющие предмет, объяснять, чем различаются предмет и слово, его назы-

вающее; писать словарные слова

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

49.

Признак

и слово

с.22

На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Узнают, что такое слова – признаки предмета.

Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

50.

Действие 
и слово

с.23

Как различать слова – действия предметов?

Цели: продолжить работу над понятием «действие предмета»; вырабатывать умение различать слова, называющие предмет и его действие

Слова-действия и вопросы к ним

Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть действия предметов окружающего мира; писать словарные слова

Регулятивные: преобразовать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

51.

Предмет и слово

с.24

На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Узнают, что такое слова – признаки предмета.

Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

52.

Тематические группы слов «Вежливые слова»

с.25

Что такое вежливые слова?

Цель: развивать умения классифицировать и объединять слова по их значению

Вежливые слова

Научатся: классифицировать и объединять слова в тематические группы, употреблять в речи «вежливые» слова

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

53-55.

Однозначные и многозначные слова.

С.26-29

Сколько значений может быть у слова?

Цель: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными словами

Близкие и противоположные слова

Научатся: распознавать однозначные и многозначные слова, употреблять в речи близкие и противоположные слова

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

56.

Проверь себя

с.30

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 11ч

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Научатся: применять полученные знания на практике

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

Слово и слог. Ударение. (11 ч)

57-59

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

Деление слов на слоги.

с.32-35

Как определить сколько в слове слогов?

Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Слово, слог, схема

Научатся: различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой различных слов, определять количество в слове слогов, находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом, делить слова на слоги, составлять схему слова.

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

60-61

Перенос слов. Правила переноса слов

с.36-38

Как перенести слово с одной строки на другую?

Цель: познакомить с правилом переноса слов

Слово, слог, схема

Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима), определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк), переносить слова по слогам, переносить слова с ь и й в середине.

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком

62-63

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения.

с.39-40

Что такое ударение?

Цель: формировать умение определять ударение в словах

Ударение

Научатся: наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

64-65

Ударные и безударные слоги

с.41-42

 

Цель: познакомить со случаями, когда ударение не ставится, развивать фонематический слух

Ударные и безударные слоги

Научатся: произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

66-67

Закрепление изученного

с.43-44

 

 

 

 

 

 

Итого: 11 ч.

Цель: систематизировать знания обучающихся о правилах определения ударных и безударных слогов, проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах

Вся терминология связанная с именами собственными

Научатся: применять полученные знания в письменных работах

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Звуки и буквы (65 ч)

68-70

Звуки и буквы

с.46-51

Что такое звук? Что такое буква?

Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи

Звук и буква

Узнают отличительные признаки звуков
и букв.

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее
в слово написанное; объяснять употребление (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

71-73

Русский алфавит, или Азбука

с.52-57

Что такое алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснитьего значение, формировать умение пользоваться алфавитом

Алфавит

Научатся: записывать слова в алфавитном порядке, применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

76-79

Гласные звуки

С.58-62

Что значит понятие «фонематический анализ слова»?

Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов

Звукобуквенный анализ слов

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков.

Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

80-81

Ударные и безударные гласные звуки.

С.63-64

Как обозначить буквой безударный гласный звук?

Цель: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах

Ударные и безударные звуки

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

82-85

Особенности проверяемых и проверочных слов

с.65-66

В чём особенность проверочных и проверяемых слов?

Цель: познакомить с правилом подбора проверочного слова

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

86-88

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

с.67-70

Как проверить безударный гласный звук?

Цель: формировать умения подбирать проверочные слова

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

89-91

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

с.71-73

Всегда ли можно проверить безударный гасный звук?

Цель: формировать умения писать слова с непроверяемой гласной

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

92-93

Согласные звуки

с.74-75

Как отличить согласный звук от гласного?

Цель: дать представление об основных признаках согласных букв и звуков

Согласные буквы и звуки

Научатся: различать в слове согласные звуки по их признакам, наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

94-95

Слова с удвоенными согласными

С.76-77

Как переносить слова с удвоенной согласной?

Цель: дать представление о словах с удвоенной согласной

Удвоенные согласные

Научатся: наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

96-97

Звук и буква й

с.78-80

Как правильно разделить слова на слоги?

Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения делить слова на слоги, распознавать гласные и согласные
звуки, выполнять фонетический анализ слов

Слог, деление слов на слоги

Узнают особенности звука [й’] и буквы й.

Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

98-99

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме

с.81-82

Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко, звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

Научатся: различать

согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

100-101

 

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

С.83-86

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Научатся: различать

согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

102-104

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

с.87-91

Как обозначают мягкость согласных гласной буквой?

Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости, о способах обозначения мягкости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко

Мягкий знак, мягкость согласных звуков

Узнают о способах обозначения мягкости согласных.

Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь)

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

105

 

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

с.90

Что такое деформированный текст?

 Цель: формировать умения восстанавливать порядок предложений в тексте

Деформированный текст

Научатся: составлять текст из предложений

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

106-107

Глухие и звонкие согласные звуки с.92-93

Как отличить глухой согласный звук от звонкого?

Цель: дать представление о звонких и глухих согласных звуках

Звонкие и глухие звуки

Научатся: определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

108-109

Парные глухие и звонкие согласные звуки

с.94-95

Почему называют парными?

Цель: дать представление о парных звонких и глухих согласных

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

110

 

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на письме

с.96-97

Как обозначить на письме парные согласные на конце слова?

Цель: формировать умение подбирать проверочные слова

 

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

111-113

Правописание букв, обозначающих парные согласные на конце слов

с.98-103

Как обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова?

Цель: формировать умение подбирать проверочные слова

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

114-116

Шипящие согласные звуки

с.104-107

Почему звуки назвали шипящими?

Цель: формировать умения распознавать шипящие согласные звуки

Шипящие

Научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами, находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

117

Проект

«Скороговорки»

Составление сборника «Весёлые скороговорки»

С.108-109.

Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять главное и представлять свой проект

Проект, информация

Научатся: создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным), участвовать в презентации своих проектов, объяснять отличие скороговорки от других малых литературных жанров.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание.

118-120

Буквосочетания чк, чн, чт

110-114 с.

Цель: формировать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт

Научатся: находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание

121

Контрольное списывание.

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Списывание

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

122-124

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

с.115-121

Почему жи и ши надо писать с и?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык

правописания сочетаний
жи – ши

Сочетания
жи и ши

Узнают правило правописания сочетаний жи – ши.

Научатся: правильно произносить и писать

слова с сочетаниями
жи – ши, выделять
в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

 

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

125-127

Заглавная буква в словах

с.122-128

Когда мы пишем слова с заглавной буквы и почему?

Цель: развивать умения писать имена собственные с заглавной буквы

Умеют: находить имена собственные в тексте, писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

128

Проект «Сказочная страничка»

С.129

Цель: развивать творческие способности

Сказочная страничка

Умеют: находить изученные орфограммы в названиях прочитанных сказок. Научатся: объяснять отличие сказки от рассказа и стихотворения, записывать названия сказок в алфавитном порядке

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Стремиться открывать новое знание.

129

Проверочный диктант.

Работа над ошибками

Цель: проверить уровень сформированности навыка правописания сочетаний
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Сочетания 
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Научатся: правильно писать текст под диктовку, применять полученные знания на практике, использовать правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в практической деятельности

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

 

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

130

Повторение
и обобщение изученного

Что уяснили дети по пройденной теме?

Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся: применять полученные знания
на практике, формулировать вывод по результатам наблюдений; работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

131

Итоговая
контрольная работа

Цель: проверить знания
по изученным темам и умения записывать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Изученные понятия

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

132

Работа над ошибками.
Повторение
и обобщение изученного

 

Итого: 65 ч

Как правильно работать над ошибками?

Цель: закрепить материал,

изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся применять полученные знания
на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

 


 

Скачано с www.znanio.ru