Рабочая программа по русскому языку
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку

Оценка 4.6
Документация
docx
русский язык
23.09.2021
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) 1 дополнительного класса содержит пояснительную записку с описанием особенностей детей с ЗПР, календарно-тематическое планирование
Рабочая программа.docx

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования для детей с задержкой психического развития и предназначена для обучения обучающихся с ЗПР (7.2) 1 дополнительного класса ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»

     Рабочая программа по русскому языку для 1-го дополнительного класса разработана в соответствии:

·         Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • Авторской программой «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В. Г. и др. М.: Просвещение, 2019 г;
  • Адаптированной Основной Образовательной программой ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП»;
  • Учебным планом ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП» на 2021-2022 учебный год;
  • Уставом ГБОУ СО «Верхнетагильский центр ППМСП».

     Рабочая программа ориентирована на учебник: Канакиной В. П., Горецкого В. Г. Русский язык. Учебник 1 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приложение №7 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У обучающихся данной категории отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (7.2.)

Обязательность         непрерывность         коррекционно-развивающего        процесса, реализуемого через содержание предмета

•          обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

•          гибкое варьирование организации процесса обучения путем использования соответствующих методик и технологий;

•          упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

•          организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

•          наглядно-действенный характер содержания образования;

•          развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

•          обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

•          постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

•          специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

•          необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

•          постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

•          использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

•          комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

•          специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

•          развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

•          обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Цели и задачи учебного курса

Учебный предмет «Русский язык» в 1 дополнительном классе представлен двумя курсами: I четверть учебного года - «Обучение грамоте» (послебукварный период), со II четверти учебного года - «Русский язык» как самостоятельный учебный предмет.

Целью изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Данная цель реализуются в конкретных задачах обучения:

·         формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

·         уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

·         развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

·         формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

·         формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

·         совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;

·         обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;

·         формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

·         совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;

·         научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в алфавите, использовать в речи языковые термины;

·         научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;

·         научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;

·         научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

·         обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;

·         совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по

составлению и озаглавливанию небольших текстов;

·         совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;

·         воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

·         учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;

·         удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

·         формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

·         совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

Реализуя поставленные задачи, следует учитывать особенности обучающихся ЗПР: наблюдаются недостатки фонематического восприятия; трудности порождения связного высказывания, дефекты звукопроизношения; недостаточная сформированность основных мыслительных операций и знаково-символических (замещающих) функций мышления; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений, беден словарный запас; низкий темп деятельности, кратковременная работоспособность, быстрая утомляемость.

 

Коррекционная направленность учебного предмета

При усвоении учебного предмета «Русский язык» у обучающихся пробуждается интерес к языку, желание улучшать качества письма и чтения, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, развитие произвольности и становление навыков самоконтроля, развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания, совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.

Место курса в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Русский язык» отведено 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 34 часа – уроки обучения письму в период обучения грамоте и  98 часов – уроки русского языка.

 

                                                           Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

 

Личностные УУД

                                                      Метапредметные УУД

 

Предметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

принятие и освоение первоклассниками социальной    роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла обучения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

овладение           навыками коммуникации учителем, одноклассниками), умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

в   сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на

иллюстративный ряд

«маршрутного листа»;

понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т. п.);

планировать свои действия в соответствии                        с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме предполагающей

стечение согласных);

различать способы и результат действия (записывать слово

печатными или письменными буквами);

вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера    сделанных ошибок;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и

самостоятельно.

адекватно воспринимать оценку учителя.

 

 

 

 

 

 

осознавать цель   выполняемых действий и   наглядно представленный   способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать

информацию (заменять звук буквой,                     графическим символом и пр.);

осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям                    (гласные- согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные- прописные);

обобщать (самостоятельно выделять признаки, сходства), группировать, классифицировать

предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

ориентироваться в учебниках;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде    текста, рисунков, схем.

адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами; овладение основами грамотного письма;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»;

 делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);

сравнивать слова с близким и противоположным значением;

обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

 

Предметные результаты

К концу 1 дополнительного класса обучающийся:

·         правильно произносит звуки и называет буквы;

·         знает все буквы алфавита;

·         соотносит количество звуков и букв в словах;

·         различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;

·         делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;

·         соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;

·         раздельно пишет предлоги со словами;

·         различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

·         распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;

·         умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;

·         может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

·         может списывать с печатного текста;

·         использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц.

получит возможность:

·         слушать и понимать задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;

·         читать правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;

·         отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;

·         употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;

·         переносить умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром;

·         оценивать результаты своей работы на уроке;

·         контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Содержание учебного курса

Изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова. Овладение понятием «родственные» (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов с различными формами одного и того же слова.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

·         сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

·         сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

·         перенос слов;

·         прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

·         проверяемые безударные гласные в корне слова;

·         парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·         непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

Тематическое планирование

п/п

Тема (раздел) программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество творческих работ

1

Послебукварный период

34

2

 

1

Наша речь

3

 

 

2

Текст, предложение, диалог

8

1

 

3

Слова, слова, слова…

11

1

1

4

Слово и слог. Ударение

11

 

 

5

Звуки и буквы

65

3

2

 

Итого:

132

7

3


Мониторинг качества учебных достижений

Время проведения

Вид контроля

Объект контроля

апрель - май

Итоговая комплексная работа

Русский язык

умение:

·правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списывать слова и предложения; определять место ударения в слове; вычленять слово из предложения;

·писать заглавные и строчные буквы, и их соединения;

·различать гласные и согласные звуки и буквы;

·выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях;

·соотнести и определить количество звуков и букв в слове.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-методическое обеспечение

 

Автор

Название

Год издан.

Издательство

1.

Е. С. Савинов

 

Серия «Стандарты второго поколения»

Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения Начальная школа

2014

М.: Просвещение

2.

Т. Н. Ситникова

Поурочные разработки по русскому языку

2020

М: Вако

3.

И. В. Фомина

Русский язык. Развитие устной речи. Коррекция письма

2013

Волгоград

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2020.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.

Наглядные пособия

таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по русскому языку;

сюжетные картинки;

лента букв;

плакат «Сиди правильно»;

таблица «Алфавит»;

касса с печатными буквами, слогами;

образцы прописных букв;

звуковые схемы;

схемы слов, предложений.

Материально-технические средства

Классная доска

Проектор

Ноутбук

Демонстрационная доска

Сетевые ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.proshkolu.ru/

http://infourok.ru/

http://www.net-lit.com/

https://learningapps.org/

https://my.1september.ru/

http://www.it-n.ru/

http://edu-pedsovet.ru/

http://www.vinforika.ru/

http://newseducation.ru/

http://www.vsezagadki.ru/


Календарно-тематическое планирование по русскому языку

1 дополнительный класс (132ч, 4 часа в неделю)

 

№ п/п

Дата

Тема
(страницы
учебника,
тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Послебукварный период (34ч)

1-2

 

Алфавит.

Звуки и буквы

Закрепление изученного

Для чего нужно знать алфавит? Что за книга – АЗ да БУКИ, а потом науки?

Цели: учить правильно называть буквы алфавита; привести в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих; развивать умения находить слова в словарике и располагать по алфавиту, рассматривать иллюстрации по тематике урока

Алфавит, азбука, 33 буквы, согласные, гласные, буквы, которые не обозначают звуков

Научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту.

Находить слова в словарике, выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

3-4

 

Повторение
по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста

(15 мин)

Почему некоторые согласные звуки называются в русском языке парными? Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков; познакомить со способами обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить списывать текст в соответствии с правилами письма

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Научатся распознавать и характеризовать парные глухие и звонкие согласные звуки, обозначать буквой парный согласный в конце слова, приводить примеры слов
с парным согласным. Выполнять устный фонетический анализ слова, списывать с печатного текста, контролировать этапы своей работы, подбирать проверочное слово, обосновывая написание парного согласного в слове

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

5-7

 

Оформление предложений
в тексте

Расскажите, как вы понимаете, что такое текст. А что такое предложение? С какой целью мы их произносим и пишем?

Цель: учить анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой

и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений

Текст, предложение, знаки препинания

Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять
в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений.

Составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения, работать по алгоритму

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, анализировать информацию.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач, планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками – определять цели, функции участников, способ взаимодействия

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход

из спорных ситуаций

8-10

 

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – названия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами

Предмет и слово, называющее этот предмет

Научатся различать слова – названия предметов, ставить
к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность, формировать опыт составления предложений с данными словами 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

11-13

 

Слова, отвечающие на вопросы:

что делать?

что сделать?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами, обогащать речь словами – названиями действия предмета

Слова, обозначающие действия предметов

Научатся различать слова – действия предметов, ставить
к словам вопросы, сос-

тавлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе

критериев успешности учебной деятельности

14-16

 

Слова, отвечающие на вопросы:
какой?
какая?
какое?
какие?

Что могут обозначать слова? На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов?

Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – признаки предметов, ставить
к словам вопросы, составлять, анализировать предложения с данными словами, обогащать речь словами – признаками предмета, различать слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета

Слова, обозначающие признаки предметов

Научатся различать слова – признаки предметов, ставить
к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17-18

 

Слуховой диктант (15 мин)

Анализ диктанта.  Работа над ошибками.

Какие правила письма вы уже знаете?

Цель: проверить умения учащихся писать слова под диктовку без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами

Правила письма, орфограммы

Научатся писать слова под диктовку без искажений и замены букв.

Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное восприятие предложений учителя,

19-21

 

Правописание безударных гласных в корне слова

Когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Как это сделать?

Цели: уточнить представления об ударных и безударных гласных в слове; учить способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге; развивать умение подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге; обогащать словарный запас учащихся

Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Научатся способу проверки написания гласной буквы
в безударном слоге.

Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы

Стремление
к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

22-24

 

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?
В чем «секрет» парных согласных, когда они оказываются в конце слова?

Цели: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; ознакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; обогащать словарный запас учащихся

Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Научатся способу проверки написания парных согласных
в конце слова путем изменения формы слова.

Распознавать
в слове парный согласный, требующий проверки, подбирать проверочное слово, обосновывая
написание парного согласного в слове

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить
и задавать вопросы

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

25-26

 

Правописание жи – ши

 

Правописание ча – ща, чу – щу

Почему надо запомнить сочетанияжи – ши, ча-ща, чу-щу?

Цели: уточнить знания детей о написании слов с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу

 

Сочетание жи – ши, ча-ща, чу-щу

шипящие согласные звуки, парные звонкие и глухие, всегда твердые; правило правописания

Научатся объяснять, почему в сочетаниях жиши, ча-ща, чу-щу

 надо запомнить написание гласной и, а, у

Писать слова
с сочетаниями применять правила правописания слов с данными сочетаниями контролировать и оценивать этапы своей работы

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе.

Коммуникативные: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

27-29

 

Правописание чк – чн, щн

Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк – чн, щн?

Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чк – чн, щн; уточнить знания учащихся
о других изученных правилах письма

Буквосочетания чк – чн, щн; правило

Научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн   надо запомнить.

Писать слова
с сочетаниями чк – чн, щн, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями чк – чн, щн

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения

Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

30-32

 

Заглавная буква в именах собственных

Какие слова надо писать
с заглавной буквы?

Цели: уточнить и обобщить знания учащихся о написании слов с заглавной буквы
в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц; учить применять эти знания; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; воспитывать культуру учебного труда

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, слова – названия животных и слова – клички животных

Научатся употреблять изученное правило письма о заглавной букве в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц.

Записывать под диктовку с комментированием слова и предложения, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, определять общую цель и пути ее достижения, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других

Осознание своей этнической принадлежности, принятие образа «хорошего ученика»

33-34

 

Контрольное списывание

(15 мин).

Работа над ошибками

Какие правила правописания вы уже знаете?

Цель: проверить умения учащихся зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв, оформлять предложения на письме

Орфограммы,

правила

Научатся писать в соответствии
с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв.

Оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения
в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Русский язык 98ч. Наша речь (3часа)

35-37

Язык и речь.

Устная и письменная речь

с.6-8

Для чего нужна речь?

Какой бывает речь?

Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни людей, новым предметом и новым учебником

Речь, язык

Узнают значение речи и языка в жизни человека

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Текст. Предложение. Диалог. (8 ч)

38-39

Текст. Предложение.

с. 10-11

Что такое текст?

Что такое предложение?

Цель: дать представление о тексте и предложении, познакомить с функцией предложения

Текст, предложение

Узнают, что предложение выражает законченную мысль.

Научатся распознавать текст

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

40-41

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения
с. 12-13

Что такое предложение? Какая бывает интонация?

Цель: сформировать понятие о том, что предложение выражает законченную мысль

Предложение, интонация,

законченная мысль

Узнают, что предложение выражает законченную мысль.

Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

42-43

Диалог

с.14-15

Что такое диалог?

Диалог

Узнают, чтотакое диалог.

Научатся отличать диалог от других типов речи

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

44-45

Контрольное списывание

Проверочная работа по теме Предложение

(с. 16)

Итого: 8ч

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Предложения
с разной интонацией

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности,

Слова, слова, слова… (11 часов)

46-47

Слова. Роль слов в речи.

с.18-20

Что такое слово?

Что такое название предмета?

Цели: уточнить знания о том, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся

Слово – название предмета

Узнают, что названия предметов – это слова.

Научатся: называть предметы окружающего мира, произносить
(читать) слова, называющие эти предметы; четко и правильно произносить скороговорки

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

48

Слова названия предметов, признаков, действий предметов.

с.21

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, признаков, действий

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что? какой? какая? какое? какие? что
делать? что сделать

Вопросы кто?
и что? какой? какая? какое? какие? что
делать? что сделать

Узнают, что слова-предметы отвечают
на вопросы кто? или что?

Научатся: различать слова, называющие предмет, объяснять, чем различаются предмет и слово, его назы-

вающее; писать словарные слова

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

49.

Признак

и слово

с.22

На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Узнают, что такое слова – признаки предмета.

Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

50.

Действие 
и слово

с.23

Как различать слова – действия предметов?

Цели: продолжить работу над понятием «действие предмета»; вырабатывать умение различать слова, называющие предмет и его действие

Слова-действия и вопросы к ним

Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть действия предметов окружающего мира; писать словарные слова

Регулятивные: преобразовать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

51.

Предмет и слово

с.24

На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Узнают, что такое слова – признаки предмета.

Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

52.

Тематические группы слов «Вежливые слова»

с.25

Что такое вежливые слова?

Цель: развивать умения классифицировать и объединять слова по их значению

Вежливые слова

Научатся: классифицировать и объединять слова в тематические группы, употреблять в речи «вежливые» слова

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

53-55.

Однозначные и многозначные слова.

С.26-29

Сколько значений может быть у слова?

Цель: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными словами

Близкие и противоположные слова

Научатся: распознавать однозначные и многозначные слова, употреблять в речи близкие и противоположные слова

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

56.

Проверь себя

с.30

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 11ч

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Научатся: применять полученные знания на практике

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

Слово и слог. Ударение. (11 ч)

57-59

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

Деление слов на слоги.

с.32-35

Как определить сколько в слове слогов?

Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Слово, слог, схема

Научатся: различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой различных слов, определять количество в слове слогов, находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом, делить слова на слоги, составлять схему слова.

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

60-61

Перенос слов. Правила переноса слов

с.36-38

Как перенести слово с одной строки на другую?

Цель: познакомить с правилом переноса слов

Слово, слог, схема

Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима), определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк), переносить слова по слогам, переносить слова с ь и й в середине.

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком

62-63

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения.

с.39-40

Что такое ударение?

Цель: формировать умение определять ударение в словах

Ударение

Научатся: наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

64-65

Ударные и безударные слоги

с.41-42

 

Цель: познакомить со случаями, когда ударение не ставится, развивать фонематический слух

Ударные и безударные слоги

Научатся: произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

66-67

Закрепление изученного

с.43-44

 

 

 

 

 

 

Итого: 11 ч.

Цель: систематизировать знания обучающихся о правилах определения ударных и безударных слогов, проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах

Вся терминология связанная с именами собственными

Научатся: применять полученные знания в письменных работах

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы. 

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Звуки и буквы (65 ч)

68-70

Звуки и буквы

с.46-51

Что такое звук? Что такое буква?

Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи

Звук и буква

Узнают отличительные признаки звуков
и букв.

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее
в слово написанное; объяснять употребление (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

71-73

Русский алфавит, или Азбука

с.52-57

Что такое алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснитьего значение, формировать умение пользоваться алфавитом

Алфавит

Научатся: записывать слова в алфавитном порядке, применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

76-79

Гласные звуки

С.58-62

Что значит понятие «фонематический анализ слова»?

Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов

Звукобуквенный анализ слов

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков.

Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

80-81

Ударные и безударные гласные звуки.

С.63-64

Как обозначить буквой безударный гласный звук?

Цель: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах

Ударные и безударные звуки

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

82-85

Особенности проверяемых и проверочных слов

с.65-66

В чём особенность проверочных и проверяемых слов?

Цель: познакомить с правилом подбора проверочного слова

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

86-88

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

с.67-70

Как проверить безударный гласный звук?

Цель: формировать умения подбирать проверочные слова

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

89-91

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

с.71-73

Всегда ли можно проверить безударный гасный звук?

Цель: формировать умения писать слова с непроверяемой гласной

Проверочное и проверяемое слово

Умеют находить ударный слог

Научатся: определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове, объяснять правописание слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

92-93

Согласные звуки

с.74-75

Как отличить согласный звук от гласного?

Цель: дать представление об основных признаках согласных букв и звуков

Согласные буквы и звуки

Научатся: различать в слове согласные звуки по их признакам, наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

94-95

Слова с удвоенными согласными

С.76-77

Как переносить слова с удвоенной согласной?

Цель: дать представление о словах с удвоенной согласной

Удвоенные согласные

Научатся: наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

96-97

Звук и буква й

с.78-80

Как правильно разделить слова на слоги?

Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения делить слова на слоги, распознавать гласные и согласные
звуки, выполнять фонетический анализ слов

Слог, деление слов на слоги

Узнают особенности звука [й’] и буквы й.

Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

98-99

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме

с.81-82

Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко, звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

Научатся: различать

согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

100-101

 

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

С.83-86

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Научатся: различать

согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

102-104

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

с.87-91

Как обозначают мягкость согласных гласной буквой?

Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости, о способах обозначения мягкости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко

Мягкий знак, мягкость согласных звуков

Узнают о способах обозначения мягкости согласных.

Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь)

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

105

 

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

с.90

Что такое деформированный текст?

 Цель: формировать умения восстанавливать порядок предложений в тексте

Деформированный текст

Научатся: составлять текст из предложений

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

106-107

Глухие и звонкие согласные звуки с.92-93

Как отличить глухой согласный звук от звонкого?

Цель: дать представление о звонких и глухих согласных звуках

Звонкие и глухие звуки

Научатся: определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

108-109

Парные глухие и звонкие согласные звуки

с.94-95

Почему называют парными?

Цель: дать представление о парных звонких и глухих согласных

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

110

 

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на письме

с.96-97

Как обозначить на письме парные согласные на конце слова?

Цель: формировать умение подбирать проверочные слова

 

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

111-113

Правописание букв, обозначающих парные согласные на конце слов

с.98-103

Как обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова?

Цель: формировать умение подбирать проверочные слова

Парные звонкие и глухие

Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

114-116

Шипящие согласные звуки

с.104-107

Почему звуки назвали шипящими?

Цель: формировать умения распознавать шипящие согласные звуки

Шипящие

Научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами, находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

117

Проект

«Скороговорки»

Составление сборника «Весёлые скороговорки»

С.108-109.

Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять главное и представлять свой проект

Проект, информация

Научатся: создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным), участвовать в презентации своих проектов, объяснять отличие скороговорки от других малых литературных жанров.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание.

118-120

Буквосочетания чк, чн, чт

110-114 с.

Цель: формировать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт

Научатся: находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, стремиться открывать новое знание

121

Контрольное списывание.

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Списывание

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

122-124

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

с.115-121

Почему жи и ши надо писать с и?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык

правописания сочетаний
жи – ши

Сочетания
жи и ши

Узнают правило правописания сочетаний жи – ши.

Научатся: правильно произносить и писать

слова с сочетаниями
жи – ши, выделять
в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

 

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

125-127

Заглавная буква в словах

с.122-128

Когда мы пишем слова с заглавной буквы и почему?

Цель: развивать умения писать имена собственные с заглавной буквы

Умеют: находить имена собственные в тексте, писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

128

Проект «Сказочная страничка»

С.129

Цель: развивать творческие способности

Сказочная страничка

Умеют: находить изученные орфограммы в названиях прочитанных сказок. Научатся: объяснять отличие сказки от рассказа и стихотворения, записывать названия сказок в алфавитном порядке

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Стремиться открывать новое знание.

129

Проверочный диктант.

Работа над ошибками

Цель: проверить уровень сформированности навыка правописания сочетаний
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Сочетания 
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Научатся: правильно писать текст под диктовку, применять полученные знания на практике, использовать правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в практической деятельности

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

 

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

130

Повторение
и обобщение изученного

Что уяснили дети по пройденной теме?

Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся: применять полученные знания
на практике, формулировать вывод по результатам наблюдений; работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

131

Итоговая
контрольная работа

Цель: проверить знания
по изученным темам и умения записывать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Изученные понятия

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

132

Работа над ошибками.
Повторение
и обобщение изученного

 

Итого: 65 ч

Как правильно работать над ошибками?

Цель: закрепить материал,

изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся применять полученные знания
на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной…

От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной…

Цели и задачи учебного курса

Цели и задачи учебного курса

Реализуя поставленные задачи, следует учитывать особенности обучающихся

Реализуя поставленные задачи, следует учитывать особенности обучающихся

Предметные результаты К концу 1 дополнительного класса обучающийся: · правильно произносит звуки и называет буквы; · знает все буквы алфавита; · соотносит количество звуков и…

Предметные результаты К концу 1 дополнительного класса обучающийся: · правильно произносит звуки и называет буквы; · знает все буквы алфавита; · соотносит количество звуков и…

Содержание учебного курса Изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Содержание учебного курса Изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме

Имя существительное . Значение и употребление в речи

Имя существительное . Значение и употребление в речи

Время проведения Вид контроля

Время проведения Вид контроля

Ноутбук Демонстрационная доска

Ноутбук Демонстрационная доска

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 дополнительный класс (132ч, 4 часа в неделю) № п/п

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 дополнительный класс (132ч, 4 часа в неделю) № п/п

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Предмет и слово, называющее этот предмет

Предмет и слово, называющее этот предмет

Слова, обозначающие признаки предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила

Работа над ошибками Какие правила правописания вы уже знаете?

Работа над ошибками Какие правила правописания вы уже знаете?

Диалог с.14-15Что такое диалог?

Диалог с.14-15Что такое диалог?

Вопросы кто? и что? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать

Вопросы кто? и что? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Слово и слог. Ударение. (11 ч) 57-59

Слово и слог. Ударение. (11 ч) 57-59

Ударные и безударные слоги с

Ударные и безударные слоги с

Русский алфавит, или Азбука с

Русский алфавит, или Азбука с

В чём особенность проверочных и проверяемых слов?

В чём особенность проверочных и проверяемых слов?

Слова с удвоенными согласными

Слова с удвоенными согласными

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки

Глухие и звонкие согласные звуки с

Глухие и звонкие согласные звуки с

Правописание букв, обозначающих парные согласные на конце слов с

Правописание букв, обозначающих парные согласные на конце слов с

Буквосочетания чк, чн, чт 110-114 с

Буквосочетания чк, чн, чт 110-114 с

Умеют: находить имена собственные в тексте, п исать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание

Умеют: находить имена собственные в тексте, п исать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2021