МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 р. п Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
СОШ № 4 р.п. Чишмы
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО |
Зам.директора по УВР |
Директор СОШ № 4 р.п.Чишмы |
______________Фаткуллина Г.Р. |
______________Давлетова С.Р. |
______________Мавлютова Р.Р. |
Протокол №1 |
Протокол №1 |
Приказ №235 |
от "26" 082022 г. |
от "26" 08 2022 г. |
от "01." 092022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 456223)
учебного предмета
«Русский язык»
для 3 класса начального
общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Арсланова Занфира Тимергалиевна
учитель начальных классах
Чишмы 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной
школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по
другим предметам. Русский язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших
школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык
в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком,
умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным
потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных
результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения
содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников.
Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать
усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено
на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного
общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения
о русском языке
Русский
язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика
и графика
Звуки
русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий,
парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков
(повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение:
лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
Устаревшие слова (ознакомление).
Состав
слова (морфемика)
Корень
как обязательная часть слова; однокоренные (род ственные) слова;
признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах
кор ня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова
(повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое оконча ние
(ознакомление)
Морфология
Части
речи
Имя
существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение
падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам
и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография
и пунктуация
Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы
в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
· разделительный твёрдый знак;
· непроизносимые согласные в корне слова;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
· безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных
(на уровне наблюдения);· безударные
гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);· раздельное написание
частицы не с глаголами.
Развитие
речи
Нормы
речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и
дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при
проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате изучения предмета «Русский
язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные новообразования
гражданско-патриотического
воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества,
о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного
воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в
том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового
и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения;
трудового
воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений;
экологического
воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности
научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира); —
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые
логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);
устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия
на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые
исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала; —
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа
с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику); —
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
К
концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах
парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок; —
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К
концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации; —
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами;
без транскрибирования); —
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я,
в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния
термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи); —
определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном
числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные
по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом,
числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять
грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени — по родам; —
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять
изученные правила правопи‐сания,
в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова;
разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не
более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и
письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов
или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия; —
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Сведения о русском языке |
||||||||
1.1. |
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент |
1 |
0 |
0 |
02.09.2022 |
Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской; |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
1 |
|
||||||
Раздел 2. Фонетика и графика |
||||||||
2.1. |
Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный
ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий,
парный/непарный; функции |
0.5 |
0 |
0 |
05.09.2022 |
Упражнение: определить существенный признак для классификации; |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
2.2. |
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Комментированное выполнение задания; связанного с объяснением; |
Устный; |
h t tp s:// r e s |
2.3. |
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами |
0.5 |
0 |
0 |
07.09.2022 |
Практическая работа при изучении всех разделов курса; |
Устный; |
h t tp s:// r e s |
Итого по разделу: |
2 |
|
||||||
Раздел 3. Лексика |
||||||||
3.1. |
Повторение: лексическое значение слова. |
2 |
0 |
0 |
08.09.2022 12.09.2022 |
Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; ; |
Устный; |
h t tp s:// r e s |
3.2. |
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). |
2 |
0 |
0 |
13.09.2022 14.09.2022 |
Комментированное выполнение заданий; |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
3.3. |
Устаревшие слова (ознакомление) |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 19.09.2022 |
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и; |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
5 |
|
||||||
Раздел 4. Состав слова (морфемика) |
||||||||
4.1. |
Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. |
4 |
1 |
0 |
20.09.2022 26.09.2022 |
Комментированный анализ текста: поиск в нём |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
4.2. |
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление) |
4 |
0 |
0 |
29.09.2022 03.10.2022 |
Работа по построению схемы; |
Устный; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
8 |
|
||||||
Раздел 5. Морфология |
5.1. |
Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. |
2 |
0 |
0 |
04.10.2022 05.10.2022 |
Учебный диалог «По
каким признакам мы |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.2. |
Имена существительные единственного и множественного числа. |
3 |
0 |
0 |
06.10.2022 11.10.2022 |
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по
горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.3. |
Имена существительные мужского, женского и среднего рода. |
3 |
0 |
1 |
12.10.2022 17.10.2022 |
Работа в парах: нахождение у группы имён |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.4. |
Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором |
5 |
1 |
0 |
18.10.2022 24.10.2022 |
Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании
того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими
признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци ей в учебнике; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.5. |
Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. |
2 |
0 |
0 |
25.10.2022 26.10.2022 |
Практическая работа: изменение имён |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.6. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
3 |
0 |
0 |
27.10.2022 07.11.2022 |
Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.7. |
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. |
2 |
0 |
1 |
09.11.2022 10.11.2022 |
Учебный диалог «По
каким признакам мы |
Практическая работа; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.8. |
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени |
3 |
0 |
0 |
14.11.2022 16.11.2022 |
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с; |
; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.9. |
Склонение имён прилагательных. |
3 |
1 |
0 |
17.11.2022 22.11.2022 |
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.10. |
Местоимение (общее представление). |
2 |
0 |
0 |
23.11.2022 24.11.2022 |
Работа в группах: определение уместности |
Устный опрос; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.11. |
Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. |
3 |
0 |
1 |
28.11.2022 30.11.2022 |
Работа в группах: определение уместности употребления; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.12. |
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. |
2 |
0 |
0 |
01.12.2022 05.12.2022 |
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.13. |
Неопределённая форма глагола. |
2 |
0 |
0 |
06.12.2022 07.12.2022 |
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время,
род в прошедшем времени), |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.14. |
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. |
3 |
1 |
0 |
08.12.2022 13.12.2022 |
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов,
грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.15. |
Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. |
3 |
0 |
0 |
14.12.2022 19.12.2022 |
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); |
Письменный контроль; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
5.16. |
Частица не, её значение |
2 |
0 |
0 |
20.12.2022 21.12.2022 |
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических
характеристик (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения
глаголов и грамматических; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
43 |
|
||||||
Раздел 6. Синтаксис |
||||||||
6.1. |
Предложение. Установление при помощи смысловых |
2 |
0 |
0 |
22.12.2022 26.12.2022 |
Комментированное выполнение задания: выписать из предложения
пары слов, от одного из которых к |
; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
6.2. |
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. |
3 |
0 |
0 |
27.12.2022 29.12.2022 |
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Наблюдение за
предложениями с однородными |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
6.3. |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
2 |
0 |
0 |
11.01.2023 12.01.2023 |
Работа в парах: классификация предложений; Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; |
Письменный контроль; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
6.4. |
Предложения распространённые и нераспространённые. |
3 |
0 |
1 |
16.01.2023 18.01.2023 |
Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах —вид по цели высказывания,
подбор примеров для ячеек таблицы; |
Зачет; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
6.5. |
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов |
3 |
1 |
0 |
19.01.2023 24.01.2023 |
Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
13 |
|
||||||
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
||||||||
7.1. |
Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. |
10 |
0 |
1 |
25.01.2023 09.02.2023 |
Учебный диалог «Как
планировать свои действия по решению; |
; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
7.2. |
Формирование орфографической зоркости: осознание места |
13 |
1 |
0 |
13.02.2023 06.03.2023 |
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
7.3. |
Использование орфографического словаря для определения |
13 |
1 |
1 |
07.03.2023 04.04.2023 |
Проблемная ситуация; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
7.4. |
Ознакомление с правилами правописания и их применение: |
14 |
1 |
0 |
05.04.2023 26.04.2023 |
Проектное задание: составление собственного |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
50 |
|
||||||
Раздел 8. Развитие речи |
||||||||
8.1. |
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. |
3 |
0 |
1 |
|
Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм
речевого; |
Устный опрос; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.2. |
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. |
3 |
1 |
0 |
|
Запись собственного выступления с последующим самоанализом; ; |
Практическая работа; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.3. |
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. |
3 |
0 |
0 |
|
Творческие работы: создание с использованием норм речевого
этикета; |
Устный опрос; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.4. |
Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и
дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности. Умение контролировать (устно |
3 |
0 |
0 |
|
Работа в парах: составление плана предложенного текста;; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.5. |
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. |
3 |
0 |
0 |
|
рактическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным;
|
Письменный контроль; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.6. |
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. |
3 |
0 |
1 |
|
Совместное составление плана текста; |
Самооценка с |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.7. |
Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. |
3 |
1 |
0 |
|
Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.8. |
Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. |
3 |
0 |
0 |
|
Творческие работы: создание с использованием норм речевого
этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.9. |
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. |
3 |
0 |
0 |
|
Совместное составление плана текста;; |
Тестирование; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
8.10 |
Изучающее, ознакомительное чтение |
3 |
0 |
0 |
|
Учебный диалог «Чем
различаются тема текста и основная мысль; |
Устный опрос; Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru |
Итого по разделу: |
30 |
|
||||||
Резервное время |
18 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
10 |
8 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник.
3 класс. Акционерное общество«Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык (учебник с приложением на электронном носителе (СД) в
2 частях), В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2013г
Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2012г.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1- 4 классы. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2014г.
Технологические карты уроков «Русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2013г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
h t tp s:// r e s h.e du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t i o n.y a n d e x.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук.
проектор.
Экран.
Музыкальные колонки.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Словари по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.