Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №… с учетом включенной в ее структуру программы «Русский язык. 1-4 классы», авторы-составители Горецкий В. Г., Канакина В. П. - М.: Просвещение, 2015.
В состав УМК входит учебник «Русский язык. 3 класс. В 2 ч.» (Канакина В. П., Горецкий В. Г. - М.: Просвещение, 2015), который соответствует ФГОС НОО, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ.
По учебном плану на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 3-х классов составляет 35 недели. На изучение русского языка отведено 170 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
б)
подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным
опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого
курса);
г) определять разновидности орфограмм и
соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки
правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов,
использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и
учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60
слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст,
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (3КЛАСС)
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии c целями и условиями общения. Формирование представлений o языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку. Текст. Предложение.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи. Работа co словарём омонимов. Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа co словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь).
Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам или коллективно составленному плану.
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство co словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений c неуместным употреблением в них однокоренных слов.
Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи. Составление текста по рисунку. Составление текста по репродукции картины. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, частица не.
Имя существительное.
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Винительный падеж. Творительный падеж.
Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное.
Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Повторение (14 ч)
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол.
Состав слова. Приставки и предлоги.
Правописание разделительного Ь и Ъ знаков. Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак как показатель мягкости.
Правописание безударных гласных в корне.
Правописание парных согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Составление устного рассказа по серии картин.
Обучающее изложение по коллективно составленному плану.
Слова c непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аккуратный, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||
1 |
Речь и её назначение. Виды речи. |
|
|
2 |
Язык как основа национального самосознания. |
|
|
3 |
Текст. |
|
|
4 |
Типы текстов |
|
|
5 |
Предложение. Виды предложений по цели высказываний. |
|
|
6 |
Виды предложений по интонации |
|
|
7 |
Предложение с обращением |
|
|
8 |
Предложение с обращением |
|
|
9 |
Главные и второстепенные члены предложения |
|
|
10 |
Главные и второстепенные члены предложения |
|
|
11 |
Простое и сложное предложение |
|
|
12 |
Простое и сложное предложение |
|
|
13 |
Словосочетание |
|
|
14 |
Словосочетание |
|
|
15 |
Главное и зависимое слово в словосочетании |
|
|
16 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
|
|
17 |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
|
|
18 |
Синонимы, антонимы |
|
|
19 |
Омонимы |
|
|
20 |
Слово и словосочетание |
|
|
21 |
Фразеологизмы |
|
|
22 |
Обучающее изложение по вопросам |
|
|
23 |
Части речи |
|
|
24 |
Имя существительное |
|
|
25 |
Имя прилагательное |
|
|
26 |
Глагол |
|
|
27 |
Имя числительное |
|
|
28 |
Однокоренные слова |
|
|
29 |
Звуки и буквы. Гласные звуки |
|
|
30 |
Звуки и буквы. Согласные звуки |
|
|
31 |
Звонкие и глухие согласные звуки. |
|
|
32 |
Разделительный мягкий знак. |
|
|
33 |
Обучающее изложение. |
|
|
34 |
Обобщение и закрепление изученного материала . |
|
|
35 |
Контрольный диктант за 1 четверть |
|
|
36 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
37 |
Как найти в слове корень. |
|
|
38 |
Сложные слова. |
|
|
39 |
Формы слова. Окончание слова. |
|
|
40 |
Окончание слова. |
|
|
41 |
Приставка – значимая часть слова. |
|
|
42 |
Приставка – значимая часть слова. |
|
|
43 |
Суффикс – значимая часть слова. |
|
|
44 |
Суффикс – значимая часть слова. |
|
|
45 |
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» |
|
|
46 |
Основа слова. |
|
|
47 |
Состав слова. |
|
|
48 |
Состав слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. |
|
|
49 |
Закрепление знаний по теме «Состав слова» |
|
|
50 |
Закрепление знаний по теме «Состав слова» |
|
|
51 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
|
|
52 |
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. |
|
|
53 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
54 |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. |
|
|
55 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
56 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
57 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
58 |
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
59 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
60 |
Обучающее изложение по коллективно составленному плану. |
|
|
61 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
62 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
63 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
64 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
65 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
66 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». |
|
|
67 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова». Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
68 |
Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
69 |
Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
70 |
Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
71 |
Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
72 |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
|
|
73 |
Анализ работы. Правописание приставок и предлогов. |
|
|
74 |
Правописание приставок и предлогов. |
|
|
75 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
|
|
76 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
|
|
77 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
|
|
78 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком. Обучающее изложение. |
|
|
79 |
Контрольное списывание. |
|
|
80 |
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. |
|
|
81 |
Части речи. Название и определения частей речи. |
|
|
82 |
Имя существительное и его роль в речи. |
|
|
83 |
Значение и употребление имён существительных в речи. |
|
|
84 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
85 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
86 |
Обучающее изложение по коллективно составленному плану. |
|
|
87 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
88 |
Число имён существительных. |
|
|
89 |
Изменение имён существительных по числам. |
|
|
90 |
Род имён существительных. |
|
|
91 |
Определение рода имен существительных. |
|
|
92 |
Имена существительные среднего рода (первое представление) |
|
|
93 |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. |
|
|
94 |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
|
|
95 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода» |
|
|
96 |
Анализ работы. Склонение имен существительных |
|
|
97 |
Падеж имен существительных |
|
|
98 |
Упражнения в определении падежей имен существительных |
|
|
99 |
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка –квакушка» |
|
|
100 |
Именительный падеж |
|
|
101 |
Родительный падеж |
|
|
102 |
Мягкий знак после шипящих у имен существительных множественного числа в родительном падеже |
|
|
103 |
Дательный падеж |
|
|
104 |
Винительный падеж |
|
|
105 |
Именительный и винительный падежи имен существительных |
|
|
106 |
Творительный падеж |
|
|
107 |
Предложный падеж |
|
|
108 |
Падежи имен существительных |
|
|
109 |
Морфологический разбор имен существительных. Закрепление знаний по теме «Имя существительное» |
|
|
110 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
|
111 |
Анализ работы. Обобщение знаний по теме «Имя существительное» |
|
|
112 |
Имя прилагательное и его роль в речи |
|
|
113 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи |
|
|
114 |
Роль имён прилагательных в тексте |
|
|
115 |
Текст-описание. Составление текста-описания растения в научном стиле |
|
|
116 |
Род имен прилагательных |
|
|
117 |
Изменение имён прилагательных по родам |
|
|
118 |
Изменение имён прилагательных по родам |
|
|
119 |
Изменение имён прилагательных по родам |
|
|
120 |
Контрольное списывание |
|
|
121 |
Число имён прилагательных |
|
|
122 |
Число имён прилагательных |
|
|
123 |
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» |
|
|
124 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
|
|
125 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
|
|
126 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
|
|
127 |
Начальная форма имени прилагательного |
|
|
128 |
Контрольный диктант за 3 четверть |
|
|
129 |
Анализ работы. Морфологический разбор имен прилагательных. Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
|
130 |
Личные местоимения |
|
|
131 |
Изменение личных местоимений по родам |
|
|
132 |
Местоимение |
|
|
133 |
Местоимение |
|
|
134 |
Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
|
|
135 |
Глагол как часть речи |
|
|
136 |
Значение и употребление в речи глагол |
|
|
137 |
Значение и употребление в речи глаголов |
|
|
138 |
Неопределённая форма глагола |
|
|
139 |
Неопределённая форма глагола |
|
|
140 |
Число глаголов |
|
|
141 |
Число глаголов |
|
|
142 |
Времена глаголов. |
|
|
143 |
Времена глаголов. Второе лицо глаголов |
|
|
144 |
Изменение глаголов по временам |
|
|
145 |
Изменение глаголов по временам |
|
|
146 |
Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
|
|
147 |
Изменение глаголов по временам |
|
|
148 |
Изменение глаголов по временам |
|
|
149 |
Род глаголов в прошедшем времени |
|
|
150 |
Род глаголов в прошедшем времени |
|
|
151 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
|
|
152 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
|
|
153 |
Закрепление по теме «Глагол» |
|
|
154 |
Закрепление по теме «Глагол». Морфологический разбор глаголов |
|
|
155 |
Обобщение знаний о глаголе |
|
|
156 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
|
|
157 |
Анализ работы. Повторение. Части речи |
|
|
158 |
Повторение. Имя существительное |
|
|
159 |
Повторение. Имя прилагательное |
|
|
160 |
Повторение. Местоимение |
|
|
161 |
Повторение. Глагол |
|
|
162 |
Повторение. Предложение. |
|
|
163 |
Повторение. Состав слова |
|
|
164 |
Повторение. Правописание разделительного Ь и Ъ знаков. Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак как показатель мягкости |
|
|
165 |
Промежуточная аттестация в форме диктанта с грамматическим заданием. |
|
|
166 |
Анализ работы. Повторение Правописание безударных гласных в корне |
|
|
167 |
Повторение. Правописание парных согласных в корне слова |
|
|
168 |
Повторение. Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
|
|
169 |
Повторение. Правописание разделительного Ь и Ъ знаков |
|
|
170 |
КВН «В мире русского языка» |
|
|
Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
Входной диктант по русскому языку для 3-го класса
Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.
Объём текста:40 – 45 слов.
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
(41 слово)
Грамматическое задание
Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.
I вариант II вариант
Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под
2. Разбери слова по составу.
I вариант II вариант
пробежка прогулка
осенняя длинная
поход подъезд
беленький серенький
Выполни звуко-буквенный разбор слов.
I вариант II вариант
Пеньки, ежи Деньки, ерши
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Слова для справок: сбросили, рябчик.
Грамматические задания
Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
1 вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
*. Запишите омонимы (3 слова)
Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»
Ноябрь.
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
Грамматические задания
Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
1 вариант – корм
2 вариант – свист
Контрольный диктант для 3-го класса за I четверть
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Осенью.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
Грамматическое задание
1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
I вариант
На
опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант
Осенью деревья надели яркий наряд.
2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
-сад- -цвет-
3. Разберите слова по составу.
Осенний, пробежка, журавлёнок,
бабушка,
девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,
крылышко, мамочка.
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных гласных в корне слов»
Чудесная ёлка
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
Грамматические задания
Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
1 вариант Продавать -….., выходить -……
2 вариант Помолчать …., приехать- ….
Контрольный диктант для 3-го класса за I полугодие
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.
Объем работы: 50-55 слов.
Зимний лес.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(50 слов).
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
I вариант.
Голодные синички прилетели к кормушке.
2 вариант.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
2. Разбери слова по составу.
I вариант II вариант
морозец журавлик
пробежка погрузка
длинный ранний
постучал пробежал
прилетят замерзают
3. Запиши слова в 3 столбика.
Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания
Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
1 вариант Лететь, …
2 вариант Ходить, …
Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
На рыбалке
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.
Грамматические задания
Укажите части речи …
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
Подчеркните в тексте собственные имена существительные
* Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.
Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»
На речке
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
Грамматические задания
Подчеркни грамматическую основу
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
Определи падеж и род у имён существительных
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
1
вариант. Запиши 3 имени существительных,
употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных,
употребляемых только во множественном числе
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.
Грамматические задания
Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание
1 вариант – в первой части текста
2 вариант – во второй части текста
Определите падеж и род у имён прилагательных…
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)
2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)
* К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – …
2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…
Контрольный диктант по русскому языку для 3-го класса за III четверть
Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
Объем диктанта: 55-65 слов.
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.
(66 слов)
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения.
I вариант
Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
II вариант
Надулись на деревьях пахучие почки.
2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
I вариант
Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
II вариант
Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
3. Разберите слова по составу.
I вариант
лунный
подкормка
сталевар
медвежонок
II вариант
лимонный
заморозки
птицевод
лисенок
Контрольный диктант по теме «Местоимение. Глагол»
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Грамматические задания
Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
Выпишите глаголы, употреблённые …
1 вариант – в единственном числе (6)
2 вариант – во множественном числе (6)
Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…
2 вариант. Трудиться – …, видеть -…
Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.
Грамматические задания
Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
*К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …
2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……
Итоговый контрольный диктант для 3 класса
Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.
Объем текста – 65-75 слов.
Певчие птицы.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
(75 слов)
Слова для справок: звенят
Грамматическое задание.
1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
I вариант.
Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
II вариант.
В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
I вариант II вариант
На опушке - Над кустом -
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.