Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
русский язык
5 кл
07.12.2022
Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС, выполнена в конструкторе рабочих программ.
раб пр р5.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Курганской области

Отдел образования Администрации Мишкинского муниципального округа

МКОУ "Коровинская средняя общеобразовательная школа"


РАССМОТРЕНО

ШМО гуманитарного цикла

______________Серова Н.А. Протокол №1

от "30" 082022 г.


СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет

______________Белова З.М. Протокол №1

от "31" 08  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________Белова З.М. Приказ №162

от "31" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3493632) учебного предмета

«Русский язык»

для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Серова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы

Коровье 2022


 


Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные  и   метапредметные   результаты   представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного  курса   русского   языка,   реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов

Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому

языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах ​человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

 овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования

социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

 овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о

стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих

эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

 совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных

умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;

 развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в  предметную  область  «Русский язык и литература» и является обязательным для  изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится  - 170 ч. (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Богатство и выразительность русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Язык и речь

Язык и речь.Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Текст

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционносмысловые части.

Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста.

Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

Функциональные разновидности языка

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия

Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.

Система гласных звуков.

Система согласных звуков.

Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.

Слог. Ударение. Свойства русского ударения.

Соотношение звуков и букв.

Фонетический анализ слова.

Способы обозначения [й’], мягкости согласных.

Основные выразительные средства фонетики.

Прописные и строчные буквы.

Интонация, её функции. Основные элементы интонации.

Орфография

Орфография как раздел лингвистики.

Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.

Правописание разделительных ъ и ь.

Лексикология

Лексикология как раздел лингвистики.

Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Лексический анализ слов (в рамках изученного).

Морфемика. Орфография

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).

Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).

Морфемный анализ слов.

Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.

Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).

Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, ​непроизносимыми согласными (в рамках изученного).

Правописание ёо после шипящих в корне слова.

Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на (-с).

Правописание ыи после приставок.

Правописание ыи после ц.

Морфология. Культура речи. Орфография

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.

Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Род, число, падеж имени существительного.

Имена существительные общего рода.

Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Морфологический анализ имён существительных.

Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.

Правописание собственных имён существительных.

Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.

Правописание безударных окончаний имён существительных.

Правописание ое (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Правописание суффиксов -чик- -щик-; -ек--ик- (-чик-) имён существительных.

Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- -клон-, -скак- -скоч-.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.

Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.

Склонение имён прилагательных.

Морфологический анализ имён прилагательных.

Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Правописание ое после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.

Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Глагол

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.

Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.

Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.

Спряжение глагола.

Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-.

Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.

Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- —-ева-, -ыва--ива-.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.

Синтаксический анализ словосочетания.

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.

Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.

Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.

Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).

Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

Предложения с прямой речью.

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Диалог.

Пунктуационное оформление диалога на письме.

Пунктуация как раздел лингвистики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и

законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном

обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность

оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребл​ение алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать

адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)

технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда ​раз​личного рода, в том числе на основе

применения изучае​мого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в

области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития челов​ека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками ​чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их

последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и

процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,

разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальн​ый вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным

состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать

свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению

особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического

исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,

исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в текстах, таб​лицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения

достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из

одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в

различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,

таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, пред​ложенным учителем или сформулированным

самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями

общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести

переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и ин​дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, ​обосновывать необходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совмест​ной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и

координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в

группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать

решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата дея​тельности; понимать причины

коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,

анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).

Язык и речь

Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ​ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов).

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функ​ционально-смысловому типу речи.

Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).

Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.

Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.

Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность).

Функциональные разновидности языка

Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия

Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.

Проводить фонетический анализ слов.

Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.

Орфография

Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.

Распознавать изученные орфограммы.

Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь).

Лексикология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.

Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.

Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).

Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паро​нимов). Морфемика. Орфография

Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.

Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).

Проводить морфемный анализ слов.

Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ыи после ц.

Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о сис​теме частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.

Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Имя существительное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.

Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

Проводить морфологический анализ имён существительных.

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; ое (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик--щик-, -ек--ик- (-чик-); корней с чередованием а//о: -лаг--лож-; -раст--ращ--рос-; -гар--гор-, -зар--зор-; -клан-клон-, -скак--скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.

Имя прилагательное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.

Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изучен​ного).

Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; ое после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.

Глагол

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.

Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.

Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е// и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-— -ева-, -ыва--ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые нео​сложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).

Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

 

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые)

 

 

 

 

 

всего

контрольные работы

практические работы

 

 

 

образовательные ресурсы

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ

 

 

 

 

 

1.1.

Повторение пройденного материала.

10

1

0

01.09.2022

14.09.2022

тестирование; самостоятельная работа; работа в парах;

Устный опрос; Контрольная работа;

Инфоурок; тестовые задания

Итого по разделу

10

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О  ЯЗЫКЕ 

 

 

 

 

 

2.1.

Богатство и выразительность русского языка.

1

0

0

15.09.2022

Самостоятельно формулировать суждения о красоте и богатстве русского языка на основе проведённого анализа;

Устный опрос;

презентация

2.2.

Лингвистика как наука о языке.

1

0

0

16.09.2022

Характеризовать основные разделы лингвистики;

Устный опрос;

Инфоурок

Итого по разделу

2

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. ЯЗЫК И  РЕЧЬ 

 

 

 

 

 

3.1.

Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог.

2

0

1

19.09.2022 20.09.2022

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

Устный опрос;

презентация

3.2.

Речь как деятельность.

1

0

0

21.09.2022

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений;

Устный опрос;

словари

Итого по разделу

3

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. ТЕКСТ

 

 

 

 

 

4.1.

Текст и его основные признаки.

1

0

0

22.09.2022

Распознавать основные признаки текста;

Устный опрос;

презентация

4.2.

Композиционная структура текста.

1

0

0

23.09.2022

Членить текст на композиционносмысловые части (абзацы);

Устный опрос;

Инфоурок

4.3.

Функциональносмысловые типы речи.

1

0

1

26.09.2022

Создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину;

Практическая работа;

презентация

4.4.

Повествование как тип речи. Рассказ.

1

0

1

27.09.2022

Составлять план текста (простой, сложный) и пересказывать его содержание по плану в устной и письменной форме, в том числе с изменением лица рассказчика;

Сочинение;

Инфоурок

4.5.

Смысловой анализ текста.

1

0

0

28.09.2022

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Инфоурок

4.6.

Информационная переработка текста. Редактирование текста.

1

0

1

29.09.2022

Сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

Практическая работа;

презентация

Итого по разделу:

6

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  РАЗНОВИДНОСТИ  ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

5.1.

Функциональные разновидности языка

(общее представление)

2

0

1

30.09.2022 03.10.2022

Распознавать тексты, принадлежащие к разным функциональным разновидностям языка: определять сферу использования и соотносить её с той или иной разновидностью языка;

Письменный контроль; Устный опрос;

Инфоурок

Итого по разделу:

2

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

6.1.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

15

1

3

04.10.2022 24.10.2022

Определять звуковой состав слова;

Классифицировать звуки по заданным признакам;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Презентация, словари

6.2.

Орфография

2

0

0

25.10.2022

26.10.2022

Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

Распознавать изученные орфограммы;

Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знания о правописании разделительных ъ и ь);

Письменный контроль; Устный опрос;

Инфоурок; тестовые задания

6.3.

Лексикология

10

1

2

27.10.2022 17.11.2022

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

Сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку;

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Презентация; словари; тестовые задания

6.4.

Морфемика. Орфография

24

2

4

18.11.2022

21.12.2022

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова;

Определять чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука);

Проводить морфемный анализ слов;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Зачет; Практическая работа;

Презентация; тестовые задания

Итого по разделу:

51

 

 

 

 

 

 

Раздел 7. МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

7.1.

Морфология как раздел лингвистики

1

0

0

22.12.2022

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы в рамках изученного; служебные части речи; междометия, звукоподражательные слова (общее представление);

Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации;

Устный опрос;

Инфоурок

 

7.2.

Имя существительное

22

1

4

23.12.2022

01.02.2023

Выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные;

Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных;

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам;

Проводить морфологический анализ имён существительных;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Зачет; Практическая работа;

Тестирование;

Диктант;

Презентация; тестовые задания

7.3.

Имя прилагательное

11

1

2

02.02.2023

16.02.2023

Правильно склонять имена прилагательные;

Применять правила правописания безударных окончаний имён прилагательных;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Презентация

7.4.

Глагол

25

2

5

17.02.2023

03.04.2023

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы;

Группировать глаголы по типу спряжения;

Применять правила правописания личных окончаний глагола;

Применять правила использования ь после шипящих как показателя грамматической формы глагола 2-го лица единственного числа; гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени; слитного и раздельного написания не с глаголами; Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

Устный опрос; Контрольная работа;

Зачет; Практическая работа;

Тестирование;

Диктант;

Инфоурок; презентация; тестовые задания

Итого по разделу:

59

 

Раздел 8. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ

8.1.

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание

2

0

0

04.04.2023

05.04.2023

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

Определять функции знаков препинания;

Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); Определять средства связи слов в словосочетании;

Письменный контроль; Устный опрос;

Тестовые задания

8.2.

Простое двусоставное предложение

17

2

2

06.04.2023 28.04.2023

Применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; Различать распространённые и нераспространённые предложения, находить основания для сравнения и сравнивать их;

Определять виды второстепенных членов предложения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного);

Проводить синтаксический анализ простых двусоставных предложений;

Практическая работа; Тестирование;

Презентация; тестовые задания

8.3.

Простое осложнённое предложение

7

1

1

02.05.2023

12.05.2023

Применять пунктуационные нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них (в рамках изученного); Распознавать в предложении обращение;

Практическая работа;

Тестирование;

Диктант;

Инфоурок; тестовые задания

8.4.

Сложное предложение

3

1

0

15.05.2023

17.05.2023

Анализировать простые и сложные предложения с точки зрения количества грамматических основ;

Сравнивать простые и сложные предложения по самостоятельно сформулированному основанию;

Самостоятельно формулировать выводы;

Применять правила пунктуационного оформления сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да;

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Инфоурок

 

8.5.

Предложения с прямой речью

2

1

0

18.05.2023

19.05.2023

Анализировать предложения с прямой речью и сравнивать их с точки зрения позиции слов автора в предложении и пунктуационного оформления этих предложений;

Самостоятельно формулировать выводы о пунктуационном оформлении предложений с прямой речью;

Устный опрос; Контрольная работа;

Презентация

8.6.

Диалог

1

0

0

22.05.2023

Применять правила оформления диалога на письме;

Письменный контроль; Устный опрос;

Презентация; аудиозапись

Итого по разделу:

32

 

 

 

 

Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ

 

 

 

9.1.

Повторение пройденного материала

3

1

0

23.05.2023 29.05.2023

Тестирование; работа с текстом; работа в парах, группах

Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа;

Тестовые задания

Итого по разделу:

3

 

 

 

 

Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

 

 

 

10.1.

Сочинения (в течение года)

9

 

 

 

 

 

 

10.2.

Изложения (в течение года)

8

 

 

 

 

 

 

10.3.

Контрольные и проверочные работы (в течение года)

13

 

 

 

 

 

 

Итого по разделу:

30

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

170

15

28

 

 

 

 



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Повторение изученного. Звуки и буквы. Орфограмма

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос;

2.

Правописание безударных гласных в корне слова

1

0

0

 

Устный опрос;

3.

Правописание согласных в корне слова

1

0

0

 

 

4.

Разделительные Ъ и Ь

1

0

0

 

 

5.

Части речи. Глагол

1

0

0

 

 

6.

Личные окончания глаголов

1

0

0

 

 

7.

Имя существительное

1

0

0

 

 

8.

Имя прилагательное

1

0

0

 

 

9.

Контрольный диктант по теме

"Повторение изученного"

1

1

0

 

 

10.

Анализ контрольного диктанта

1

0

0

 

 

11.

Богатство и выразительность русского языка

1

0

0

 

 

12.

Лингвистика как наука о языке

1

0

0

 

 

13.

Язык и речь

1

0

0

 

 

14.

Монолог. Диалог. Полилог

1

0

1

 

 

15.

Речь как деятельность

1

0

0

 

 

16.

Текст и его основные признаки

1

0

0

 

 

17.

Тема и основная мысль текста

1

0

0

 

 

18.

Функционально-смысловые типы речи

1

0

1

 

 

19.

Повествование. Рассказ.

Сочинение "Летние радости"

1

0

1

 

 

20.

Смысловой анализ текста

1

0

0

 

 

21.

Редактирование текста.

Изложение.

1

0

1

 

 

 

22.

Функциональные разновидности языка

1

0

0

 

 

23.

Стили речи

1

0

1

 

 

24.

Фонетика. Гласные звуки

1

0

0

 

 

25.

Согласные звуки

1

0

0

 

 

26.

Изменение звуков в потоке.

Согласные твёрдые и мягкие

1

0

0

 

 

27.

Повествование. Изложение

1

0

1

 

 

28.

Повествование. Изложение

1

0

1

 

 

29.

Согласные звонкие и глухие

1

0

0

 

 

30.

Графика. Алфавит

1

0

0

 

 

31.

Описание предмета

1

0

1

 

 

32.

Обозначение мягкости согласных

1

0

0

 

 

33.

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

0

0

 

 

34.

Орфоэпия

1

0

0

 

 

35.

Фонетический разбор

1

0

0

 

 

36.

Повторение

1

0

0

 

 

37.

Контрольная работа по теме

"Фонетика. Графика. Орфоэпия"

1

1

0

 

 

38.

Сочинение по картине

Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты и птица"

1

0

1

 

 

39.

Анализ контрольной работы.

1

0

0

 

 

40.

 

1

0

0

 

 

41.

Слово и его лексическое значение

1

0

0

 

 

42.

Однозначные и многозначные слова

1

0

0

 

 

43.

Прямое и переносное значение слов

1

0

0

 

 

44.

 Омонимы

1

0

0

 

 

45.

Синонимы

1

0

0

 

 

 

46.

Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

1

0

1

 

 

47.

Антонимы

1

0

0

 

 

48.

Изложение

1

0

1

 

 

49.

Повторение по теме "Лексика"

1

0

0

 

 

50.

Проверочная работа по теме

"Лексика"

1

1

0

 

 

51.

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов

1

0

0

 

 

52.

Окончание

1

0

0

 

 

53.

Основа слова

1

0

0

 

 

54.

Сочинение-письмо

1

0

1

 

 

55.

Корень слова

1

0

0

 

 

56.

Рассуждение

1

0

1

 

 

57.

Суффикс

1

0

0

 

 

58.

Приставка

1

0

0

 

 

59.

Выборочное изложение

1

0

1

 

 

60.

Чередование звуков

1

0

0

 

 

61.

Беглые гласные

1

0

0

 

 

62.

Варианты морфем

1

0

0

 

 

63.

Морфемный разбор слова

1

0

0

 

 

64.

Проверочная работа по теме

"Варианты морфем"

1

1

0

 

 

65.

Правописание гласных и согласных в приставках

1

0

0

 

 

66.

Буквы З и С на конце приставок

1

0

0

 

 

67.

Буквы о-а в корне -лаг-лож-

1

0

0

 

 

68.

Буквы о-а в корне -раст-рос

1

0

0

 

 

69.

Буквы о-е после шипящих в корне

1

0

0

 

 

70.

Буквы и-ы после ц

1

0

0

 

 

71.

Повторение темы

1

0

0

 

 

 

72.

Контрольная работа по теме

"Морфемика. Орфография"

1

1

0

 

 

73.

Анализ контрольной работы

1

0

0

 

 

74.

Сочинение по картине

П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

1

0

1

 

 

75.

Морфология как раздел лингвистики

1

0

0

 

 

76.

Имя существительное как часть речи

1

0

0

 

 

77.

Доказательства в рассуждении

1

0

1

 

 

78.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

0

0

 

 

79.

Существительные собственные и нарицательные

1

0

0

 

 

80.

Род имён существительных

1

0

0

 

 

81.

Имена существительные только множественного числа

1

0

0

 

 

82.

Сжатое изложение

1

0

1

 

 

83.

Имена существительные только единственного числа

1

0

0

 

 

84.

Три склонения имени существительного

1

0

0

 

 

85.

Падеж имени существительного

1

0

0

 

 

86.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.ч.

1

0

0

 

 

87.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.ч.

1

0

0

 

 

88.

Сжатое изложение

1

0

1

 

 

89.

Множественное число имени существительного

1

0

0

 

 

90.

Множественное число имени существительного

1

0

0

 

 

 

91.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

0

0

 

 

92.

Морфологический разбор имени существительного

1

0

0

 

 

93.

Повторение изученного

1

0

0

 

 

94.

Повторение изученного

1

0

0

 

 

95.

Контрольный диктант по теме

"Имя существительное"

1

1

0

 

 

96.

Анализ контрольного диктанта

1

0

0

 

 

97.

Сочинение по картине

Г.Г.Нисского "Февраль.

Подмосковье"

1

0

1

 

 

98.

Имя прилагательное как часть речи

1

0

0

 

 

99.

Имя прилагательное как часть речи

1

0

0

 

 

100.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

0

0

 

 

101.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

0

0

 

 

102.

Описание животного

1

0

1

 

 

103.

Прилагательные полные и краткие

1

0

0

 

 

104.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

0

0

 

 

105.

Описание картины

А.Н.Комарова "Наводнение"

1

0

1

 

 

106.

Повторение по теме

1

0

0

 

 

107.

Контрольный диктант по теме

"Имя прилагательное"

1

1

0

 

 

108.

Анализ контрольного диктанта

1

0

0

 

 

109.

Глагол как часть речи

1

0

0

 

 

110.

Не с глаголами

1

0

0

 

 

 

111.

Рассказ

1

0

1

 

 

112.

Неопределённая форма глагола

1

0

0

 

 

113.

Устное изложение

1

0

1

 

 

114.

Правописание -тся и -ться в глаголах

1

0

0

 

 

115.

Вид глагола

1

0

0

 

 

116.

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

0

0

 

 

117.

Редактирование текста

1

0

1

 

 

118.

Время глагола. Прошедшее время

1

0

0

 

 

119.

Настоящее время

1

0

0

 

 

120.

Будущее время

1

0

0

 

 

121.

Спряжение глаголов

1

0

0

 

 

122.

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием

1

0

0

 

 

123.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

0

0

 

 

124.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

0

0

 

 

125.

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени

1

0

1

 

 

126.

Морфологический разбор глагола

1

0

0

 

 

127.

Изложение

1

0

1

 

 

128.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.

1

0

0

 

 

129.

Употребление времён

1

0

0

 

 

130.

Обобщение по теме "Глагол"

1

0

0

 

 

131.

Контрольная работа по теме

"Глагол"

1

1

0

 

 

132.

Анализ контрольной работы

1

0

0

 

 

 

133.

Итоговый тест по теме

"Морфология. Культура речи.

Орфография"

1

1

0

 

 

134.

Анализ контрольной работы.

Синтаксис и пунктуация

1

0

0

 

 

135.

Словосочетание

1

0

0

 

 

136.

Предложение

1

0

0

 

 

137.

Сжатое изложение

1

0

1

 

 

138.

Виды предложений по цели высказывания

1

0

0

 

 

139.

Восклицательные предложения

1

0

0

 

 

140.

Сочинение "Памятный день"

1

0

1

 

 

141.

Тест по теме "Словосочетание и предложение"

1

1

0

 

 

142.

Главные члены предложения

1

0

0

 

 

143.

Подлежащее

1

0

0

 

 

144.

Сказуемое

1

0

0

 

 

145.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

0

0

 

 

146.

Нераспространённые и распространённые предложения

1

0

0

 

 

147.

Второстепенные члены предложения

1

0

0

 

 

148.

Дополнение

1

0

0

 

 

149.

Определение

1

0

0

 

 

150.

Обстоятельство

1

0

0

 

 

151.

Закрепление темы

"Второстепенные члены"

1

0

0

 

 

152.

Контрольная работа по теме

"Члены предложения"

1

1

0

 

 

153.

Анализ контрольной работы. Предложения с однородными членами

1

0

0

 

 

154.

Предложения с однородными членами

1

0

0

 

 

 

155.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

0

0

 

 

156.

Проверочная работа по теме

"Однородные члены"

1

1

0

 

 

157.

Предложения с обращениями

1

0

0

 

 

158.

Письмо. Сочинение-описание

1

0

1

 

 

159.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

0

0

 

 

160.

Простые и сложные предложения

1

0

0

 

 

161.

Синтаксический разбор сложного предложения

1

0

0

 

 

162.

Контрольная работа по теме "Простые и сложные предложения"

1

1

0

 

 

163.

Анализ контрольной работы.

Прямая речь

1

0

0

 

 

164.

Проверочная работа по теме

"Прямая речь"

1

1

0

 

 

165.

Диалог

1

0

0

 

 

166.

Повторение по теме

1

0

0

 

 

167.

Итоговый урок по теме

"Синтаксис. Пунктуация"

1

0

0

 

 

168.

Повторение изученного по орфографии

1

0

0

 

 

169.

Повторение изученного по пунктуации

1

0

0

 

 

170.

Итоговая контрольная работа

1

1

0

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

170

15

29

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Коровье 2022

Коровье 2022

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе

Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов

Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений

Слова однозначные и многозначные

Слова однозначные и многозначные

Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи

Простое осложнённое предложение

Простое осложнённое предложение

Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей

Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития челов​ека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной…

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития челов​ека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной…

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать,…

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать,…

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и ин​дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, ​обосновывать необходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать…

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и ин​дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, ​обосновывать необходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о сис​теме частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о сис​теме частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять…

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Смысловой анализ текста. 1 0 0 28

Смысловой анализ текста. 1 0 0 28

Морфемика. Орфография 24 2 4 18

Морфемика. Орфография 24 2 4 18

Раздел 8. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА

Раздел 8. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА

Повторение пройденного материала 3 1 0 23

Повторение пройденного материала 3 1 0 23

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Функционально-смысловые типы речи 1 0 1 19

Функционально-смысловые типы речи 1 0 1 19

Контрольная работа по теме "Фонетика

Контрольная работа по теме "Фонетика

Сочинение-письмо 1 0 1 55

Сочинение-письмо 1 0 1 55

Сочинение по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" 1 0 1 75

Сочинение по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" 1 0 1 75

Множественное число имени существительного 1 0 0 90

Множественное число имени существительного 1 0 0 90

Морфологический разбор имени прилагательного 1 0 0 105

Морфологический разбор имени прилагательного 1 0 0 105

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием 1 0 0 123

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием 1 0 0 123

Виды предложений по цели высказывания 1 0 0 139

Виды предложений по цели высказывания 1 0 0 139

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 0 0 156

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 0 0 156

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 15 29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 15 29

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022