МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИКОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671826,c.ЧИКОЙ, УЛ. НОВАЯ ШКОЛЬНАЯ,1 Т. (30142)33-1-30 e-mail:chikoi2020@mail.ru
«Согласовано» Руководитель МО ______/________________/ ФИО Протокол №____ от «____»__________20___г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Чикойская СОШ» ______/__________________/ ФИО «____»____________20___г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Чикойская СОШ» ______/_______________/ ФИО Приказ №___ от «____»___________20___г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Русский язык, 6 класс
Предмет, класс и т.п.
Учитель:_Андреева И.Б., высшая квалификационная категория
ФИО, категория
Всего часов на учебный год: 175
Количество часов в неделю: 5 час. в неделю
Составлена в соответствии с программой Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч. / М.Т. Баранов [и др.]. - М.: Просвещение, 2018
Составитель:
Андреева И.Б., учитель русского языка и литературы
Высшая квалификационная категория
с. Чикой
2021г.
Раздел 1. «Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.»
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 6 классе способствует освоению следующих результатов освоения образовательной программы.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы предмета ««Русский язык»» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Освоение межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез) базируется на развитии читательской компетенции, приобретении навыков работы с информацией и в процессе проектно-исследовательской деятельности. При освоении содержания дисциплины
«Русский язык» обучающиеся смогут:
— развивать потребность в систематическом чтении;
— извлекать информацию из текстовых источников разного типа, в том числе представленную в форме схем и таблиц;
— подвергать используемые при освоении предмета «Русский язык» учебно-научные материалы, публицистические и художественные тексты различным способам информационной переработки: систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы, визуальную — в текстовую; преобразовывать воспринятую на слух информацию в письменную форму;
— выделять главную и второстепенную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана, сложного плана, ключевых слов);
— самостоятельно искать информацию в словарях, в других источниках, в том числе в Интернете, извлекать её и преобразовывать;
— получать опыт проектно-исследовательской деятельности;
— развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
— определять в соответствии с учебной и познавательной задачей необходимые действия, составлять алгоритм их выполнения;
— выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи (учебно-научной, проектно-исследовательской, творческой и др.);
— определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
— осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;
— оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
— находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и (или) при отсутствии планируемого результата;
— фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
— наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
— принимать в учебной ситуации решение и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— выделять главную информацию, свёртывать её до ключевых слов, выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
— выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
— объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
— выделять явление из общего ряда других явлений;
— строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениями от частных явлений к общим закономерностям;
— строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
— анализировать и сопоставлять явления в форме эксперимента;
— словесно передавать эмоциональное впечатление, оказанное на него художественным текстом, картиной, публицистическим сочинением;
— создавать алгоритм деятельности;
— участвовать в проектно-исследовательской деятельности, получить опыт разработки учебного проекта;
— находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
— ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
— определять и формулировать главную идею текста;
— выражать своё отношение к природе через сочинение — описание природы по личным впечатлениям;
— выражать своё отношение к проблеме охраны окружающей среды при подготовке устного публичного выступления;
— осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
— играть определённую роль в совместной деятельности;
— корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
— развивать умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем;
— организовывать учебное взаимодействие в мини-группе, группе, команде (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
— осознанно отбирать и использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации с другими людьми (в паре, в малой группе, в команде, в классе, в процессе общения с преподавателем);
— свободно излагать мысли в письменной и устной форме с учётом речевой ситуации;
— соблюдать нормы речевого взаимодействия в процессе диалога, при публичном выступлении в форме монолога;
— высказывать и обосновывать собственное мнение и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
— создавать оригинальные письменные тексты и тексты по образцу с использованием необходимых речевых средств;
— давать оценку действиям партнёра и осуществлять самооценку после завершения коммуникации;
— использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ (сбор материалов к сочинению, подготовка к устному публичному выступлению, подготовка доклада, информационного сообщения, сбор данных, необходимых для проведения исследования, подготовки проекта и др.).
Предметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в 6 классе обучающийся научится:
— работать с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета;
— адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
— анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
— обращаться к различным источникам информации, отражающим языковые нормы, находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением языковых норм;
— создавать замысел сочинения по личным впечатлениям, выбирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала;
— определять вид диалога и участвовать в диалогическом общении с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
— соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте; создавать текст по данному началу и концу; выделять ключевые слова в готовом тексте и определять ключевые слова будущего текста;
— собирать материалы к сочинению, использовать приёмы наблюдения, составления и записи ключевых слов и словосочетаний, систематизировать материалы к сочинению;
— воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде, применять на практике приёмы изучающего чтения, сохранять при свёртывании высказывания логичность и связность; воспроизводить одну из подтем художественного текста в письменной форме (выборочное изложение);
— составлять сложный план, перерабатывать простой план в сложный;
— писать сочинение — описание природы, сочинение — описание помещения, сочинение-рассказ, сочинение — рассказ по сюжетным рисункам (в том числе от 1-го или 3-го лица с учётом адресата и речевой ситуации), сочинение — описание по картине, сочинение — письмо другу с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
— создавать замысел сочинения по личным впечатлениям, выбирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;
— готовить устное публичное выступление на научную (лингвистическую) и актуальную тему, выступать перед аудиторией сверстников с подготовленным сообщением, соблюдая нормы современного русского литературного языка и речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения;
— создавать текст рассуждения на дискуссионную тему;
— пользоваться электронными ресурсами для получения научной информации;
— осознанно выбирать языковые средства в зависимости от коммуникативных целей, речевой ситуации и адресата;
— распознавать специальные слова и словосочетания, употребляемые в официально-деловом стиле, составлять заявление;
— работать со статьёй толкового словаря, толковать лексическое значение слова разными способами;
— разграничивать заимствованные и исконно русские слова, историзмы и архаизмы;
— находить в предложениях и текстах эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и определять роль изобразительно-выразительных средств языка;
— распознавать общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные, профессиональные, жаргонные) в текстах, находить их в словарях;
— определять стилистическую окраску слов (нейтральное, книжное, эмоционально окрашенное), находить в словарях стилистические пометы;
— опознавать фразеологизмы по их признакам, определять лексическое значение фразеологизмов, их грамматическое строение и синтаксическую роль;
— использовать фразеологический и толковый словари для определения значения фразеологизмов, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, заменять свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами, употреблять фразеологизмы в речи;
— делать лексический разбор слов;
— определять способ образования слов, использовать словообразовательный словарь для самоконтроля;
— правильно произносить сложносокращённые слова, определять род сложносокращённых слов, согласовывать со сложносокращёнными словами глаголы в прошедшем времени;
— делать словообразовательный разбор слов; определять способ образования существительных, прилагательных, глаголов;
— распознавать несклоняемые существительные, определять их род, определять род несклоняемых географических названий, согласовывать с несклоняемыми существительными прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени; употреблять несклоняемые существительные в речи;
— распознавать существительные общего рода, соблюдать правила их употребления, определять род существительного, обозначающего лицо по профессии;
— соблюдать нормы образования простой и составной формы сравнительной и превосходной степеней сравнения имён прилагательных, употреблять прилагательные в разных формах степеней сравнения в различных стилях речи, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной и превосходной степенях сравнения;
— распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, доказывать принадлежность прилагательного к определённому разряду;
— опознавать числительные в речи, разграничивать числительные и части речи с числовым значением;
— распознавать количественные и порядковые числительные, разряды количественных числительных по значению, группировать количественные числительные по разрядам;
— склонять порядковые числительные, количественные числительные, обозначающие целые числа (от одного до четырёх, от пяти до тридцати, от пяти- десяти до восьмидесяти, от двухсот до девятисот, сорок, девяносто, сто, тысяча, полтора, полтораста), дробные числительные, собирательные числи- тельные и употреблять их в речи;
— распознавать местоимения в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, на признак, на количество;
— определять разряд местоимений (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), правильно склонять местоимения;
— употреблять местоимения в речи, использовать относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных, использовать местоимения вы, ваш для вежливого обращения к одному лицу;
— находить разноспрягаемые глаголы, доказывать принадлежность глагола к данной группе, правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать;
— распознавать переходные и непереходные глаголы;
— определять наклонение глагола, распознавать глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонениях и выявлять характерные для них морфологические признаки; различать глаголы 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонениях;
— выражать различные оттенки побуждения с помощью глагольных форм, интонации и этикетных слов;
— распознавать безличные глаголы и определять их форму, определять выражаемые ими лексические значения, заменять личные глаголы безличными, употреблять безличные глаголы в речи;
— проводить морфологический анализ существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов;
— соблюдать нормы произношения иноязычных слов, акцентологическую норму при образовании кратких форм имён прилагательных, соблюдать норму ударения при образовании степеней сравнения, при склонении местоимений сколько, сам, самый, при спряжении глаголов на -ить (звонить, кровоточить, углубить, облегчить), глагола баловать и производных от него;
— соблюдать в практике письменной речи нормы правописания, изученные в 6 классе: буквы а и о в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-,
-зар- — -зор-, буквы ы — и после приставок, гласные в приставках пре- и при-, соединительные гласные о и е в сложных словах, гласные е и и в падежных окончаниях существительных, о — е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных, буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя, слитное и раздельное написание не с существительными, буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик), буквы е и и в суффиксах -еки -ик, ь в притяжательных прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, буквы о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, суффиксы прилагательных -к- и -ск-, дефисное и слитное на-писание сложных прилагательных, употребление ь на конце и в середине числительных, не в неопределённых местоимениях, дефис в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях, ь на конце глаголов повелительного наклонения, гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-); графически обозначать условия выбора орфограммы;
— опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
— использовать орфографические словари. Обучающийся получит возможность научиться:
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
— участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
— пользоваться этимологическим словарём; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
— опознавать различные выразительные средства языка; писать доверенности, расписки, справки и другие жанры официально-делового стиля речи;
— составлять словообразовательные цепочки, характеризовать словообразовательные гнёзда;
— оценивать словообразовательный потенциал числительного и местоимения;
— различать местоимение что и союз что;
— осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Раздел 2. Содержание учебного предмета (курса)
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Речевая ситуация и её компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой этикет. Формы функционирования русского национального языка. Литературный язык. Территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, её функции и особенности. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Порядок фонетического разбора слова. Морфемика. Виды морфем. Порядок морфемного разбора слова. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложения. Синтаксический разбор предложения. Диалоги разного характера: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк). Орфография. Правила употребления ъ и ь, правила правописания приставок, гласных и согласных в корнях слов, орфограммы в окончаниях слов. Орфографический разбор слов. Пунктуация. Знаки препинания при однородных членах предложения, при обращении, тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация в предложениях с прямой речью и диалогом. Пунктуационный разбор предложений. Функциональные разновидности языка: научный стиль, разговорная речь, язык художественной литературы. Текст. Основная мысль. Заголовок текста. Составление простого плана текста. Сочинение об интересном событии. Анализ текста.
Текст (4 ч + 2 ч Р)
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Главная и второстепенная информация. Заглавие текста. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Особенности официально- делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля. Составление заявления и доверенности. Создание сочинения по данному началу и концу. Сочинение-рассказ. Информационная переработка текста в форму плана. Развитие устной научной речи.
Лексикология и фразеология. Культура речи (19 ч + 4 ч Р)
Повторение лексикологических понятий, изученных в 5 классе: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение). Сферы употребления русской лексики. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (профессиональные, диалектные, жаргонные слова). Стилистическая роль профессионализмов, диалектизмов и жаргонизмов, использование их в художественной литературе. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжная, нейтральная, сниженная, эмоционально окрашенная лексика). Стилистические пометы в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Взаимообогащение языков. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Фразеологизмы и их признаки. Взаимосвязь языка и культуры. Источники происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, паронимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьёй. Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Приёмы сбора материалов к сочинению. Устное сочинение по картине. Сочинение по личным наблюдениям. Сжатое изложение прочитанного текста. Устное сообщение о фразеологизме.
Словообразование. Орфография. Культура речи (26 ч + 4 ч Р)Способы образования слов: морфологические (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, способ сложения) и неморфологический — переход одной части речи в другую. Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Правописание гласных в корнях с чередованием: -кас- — -кос-; -гар- —-гор-; -зар- — -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Род сложносокращённых слов. Сочинение — описание помещения. Сочинение — описание интерьера по картине. Развитие устной научной речи.
Существительное как знаменательная часть речи. Развитие представления о грамматическом значении имени существительного. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Определение рода несклоняемых нарицательных имён существительных. Определение рода сложносокращённых слов. Определение рода несклоняемых географических названий. Нормы употребления имён собственных. Правила согласования прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с несклоняемыми существительными в роде. Имена существительные общего рода. Нормы согласования прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными общего рода. Развитие представления о синтаксических свойствах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Норма произношения заимствованных имён существительных (произношение согласных звуков перед е). Способы образования имён существительных. Применение знаний об имени существительном в практике правописания. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Слитное и раздельное написание не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных -ек и - ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Сочинение — письмо другу. Устное публичное выступление о происхождении имён. Сочинение по личным впечатлениям. Развитие устной научной речи.
Имя прилагательное (21 ч + 6 ч Р)
Степени сравнения имён прилагательных. Нормы образования простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных. Развитие представления о синтаксических свойствах имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Способы образования имён прилагательных. Переход притяжательных прилагательных в качественные. Морфологический разбор имени прилагательного. Норма постановки ударения в кратких прилагательных. Применение знаний об имени прилагательном в практике правописания. Разделительный ь в притяжательных прилагательных. Слитное и раздельное написания не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Сочинение — описание природы по личным наблюдениям. Выборочное изложение. Сочинение —описание природы по картине. Развитие устной научной речи.
Обще категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного. Различение имени числительного и слов других частей речи с числовым значением. Простые и составные числительные. Способы выражения приблизительного количества. Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Образование сложных порядковых числительных. Нормы сочетания порядковых числительных с названиями месяцев, событий, праздников. Количественные числительные. Разряды количественных числительных по значению. Нормы склонения числительных, обозначающих целые числа (от одного до четырёх, от пяти до тридцати, от пятидесяти до восьмидесяти, от двухсот до девятисот, числительных сорок, девяносто, сто). Особенности склонения числительных тысяча, полтора, полтораста. Правила склонения дробных числительных. Собирательные числительные. Нормы склонения и употребления собирательных числительных. Склонение числительного оба/обе. Морфологический разбор имени числительного. Словообразовательный потенциал имени числительного. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения норм произношения имён числительных. Применение знаний об имени числительном в практике правописания. Употребление ь на конце и в середине числительных. Безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных. Устное публичное выступление о произведениях народных промыслов. Устное публичное выступление на тему «Берегите природу». Развитие устной научной речи.
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов , отводимых на освоение каждого раздела и темы |
Информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучение каждой темы |
|
Язык. Речь. Общение |
4 |
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
Электронные учебник и задачник. https://resh.edu.ru Интерактивный урок РЭШ
|
1. |
1.Русский язык — один из развитых языков мира. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи и формы речи. Речевая ситуация и её компоненты. Речевой этикет. |
|
|
2. |
2.Литературный язык и его нормы. Территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. |
|
|
3. |
3. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, её функции и особенности. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). |
|
|
4. |
4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского литературного языка. |
|
|
|
Повторение изученного в 5 классе |
9 ч+ 2 ч Р |
|
5. |
1.Фонетика. Орфоэпия. Порядок фонетического разбора |
|
|
6. |
2. Морфемика. Виды морфем. Порядок морфемного разбора слова. |
|
|
7. |
3. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов. |
|
|
8. |
4. Орфография. Правила употребления ъ и ь, правила правописания приставок, гласных и согласных в корнях слов. |
|
|
9. |
5. Орфограммы в окончаниях слов. Орфографический разбор слов. |
|
|
10. |
6.Р. Р. Функциональные разновидности языка: научный стиль, разговорная речь, язык художественной литературы. Сочинение «Интересная встреча» |
|
|
11. |
7. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. |
|
|
12. |
8.Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений. Пунктуация. Знаки препинания при однородных членах предложения, при обращении, тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационный разбор предложений. |
|
|
13. |
9.Прямая речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью и диалогом. |
|
|
14. |
10. Диалог. Виды диалога. Пунктуация в предложениях с диалогом. |
|
|
15. |
11.Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа |
|
|
|
Текст |
4 ч + 2 ч РР |
|
16. |
1.Текст. Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста |
|
|
17. |
2. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте. Р.Р. Сочинение по данному началу и концу |
|
|
18. |
3. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). |
|
|
19. |
4.Сочинение-рассказ |
|
|
20. |
5.Понятие о функциональных разновидностях языка |
|
|
21. |
6.Особенности официально- делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля. Составление заявления и доверенности |
|
|
22. |
Лексикология и фразеология. Культура речи |
19 ч + 4 ч Р |
|
23. |
1.Слово и его лексическое значение. Повторение лексикологических понятий, изученных в 5 классе |
|
|
24. |
2. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. |
|
|
25. |
3. Собирание материалов к сочинению |
|
|
26. |
4. Устное сочинение по картине. |
|
|
27. |
5.Изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
28. |
6.Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления |
|
|
29. |
7.Профессионализмы. Стилистическая роль профессионализмов, использование их в художественной литературе. |
|
|
30. |
8.Диалектизмы. Стилистическая роль диалектизмов и использование их в художественной литературе. |
|
|
31. |
9.Р. Р. Сжатое изложение |
|
|
32. |
10.Жаргонизмы. Стилистическая роль жаргонизмов, использование их в художественной литературе. |
|
|
33. |
11.Эмоционально окрашенные слова |
|
|
34. |
12. Исконно русские и заимствованные слова |
|
|
35. |
13. Исконно русские и заимствованные слова |
|
|
36. |
14.Неологизмы |
|
|
37. |
15.Устаревшие слова |
|
|
38. |
16.Фразеологизмы |
|
|
39. |
17.Источники фразеологизмов |
|
|
40. |
18.Устное сообщение о возникновении фразеологизма |
|
|
41. |
19.Словари |
|
|
42. |
20.Лексический разбор слова |
|
|
43. |
21.Повторение и обобщение материала по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи» |
|
|
44. |
22. Контрольная работа №2и её анализ |
|
|
45. |
23. Контрольная работа и её анализ |
|
|
|
Словообразование. Орфография. Культура речи |
26 ч + 4 ч Р |
|
46. |
1.Морфемика и словообразование |
|
|
47. |
2.Р. Р. Описание помещения |
|
|
48. |
3.Основные способы образования слов в русском языке |
|
|
49. |
4.Основные способы образования слов в русском языке |
|
|
50. |
5.Основные способы образования слов в русском языке |
|
|
51. |
6.Этимология слов |
|
|
52. |
7.Р. Р. Систематизация материалов к сочинению. |
|
|
53. |
8.Р. Р Сочинение — описание помещения |
|
|
54. |
9.Буквы а — о в корне -кас- — -кос- |
|
|
55. |
10.Буквы а — о в корне -кас- — -кос- |
|
|
56. |
11.Буквы а — о в корне -гар- — -гор- |
|
|
57. |
12.Буквы а — о в корне -гар- — -гор- |
|
|
58. |
13.Буквы а — о в корне -зар- — -зор- |
|
|
59. |
14.Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала |
|
|
60. |
15. Буквы ы и и после приставок |
|
|
61. |
16. Буквы ы и и после приставок |
|
|
62. |
17. Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
63. |
18. Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
64. |
19. Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
65. |
20. Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
66. |
21. Контрольная работа и её анализ |
|
|
67. |
22. Контрольная работа и её анализ |
|
|
68. |
23.Соединительные о и е в сложных словах |
|
|
69. |
24.Сложносокращённые слова |
|
|
70. |
25.Род сложносокращённых слов |
|
|
71. |
26.Р. Р. Сочинение — описание по картине (интерьера) |
|
|
72. |
27.Морфемный и словообразовательный разбор слова |
|
|
73. |
28.Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфо графия. Культура речи» |
|
|
74. |
29. Контрольная работа и её анализ |
|
|
75. |
30.Контрольная работа и её анализ |
|
|
76. |
Морфология. Орфография. Культура речи (105 ч + 19 ч Р) |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
1. Повторение изученного в 5 классе |
20 ч + 3 ч Р |
|
77. |
2. Повторение изученного в 5 классе |
|
|
78. |
3.Р. Р. Письмо другу |
|
|
79. |
4.Разносклоняемые имена существительные |
|
|
80. |
5.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя |
|
|
81. |
6.Устное публичное выступление о происхождении имён |
|
|
82. |
7.Несклоняемые имена существительные |
|
|
83. |
8.Несклоняемые имена существительные |
|
|
84. |
9. Род несклоняемых имён существительных |
|
|
85. |
10. Род несклоняемых имён существительных |
|
|
86. |
11.Имена существительные общего рода |
|
|
87. |
12.Морфологический разбор имени существительного |
|
|
88. |
13.Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям |
|
|
89. |
14.Не с существительными |
|
|
90. |
15.Не с существительными |
|
|
91. |
16. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик) |
|
|
92. |
17. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик) |
|
|
93. |
18.Гласные в суффиксах существительных -ек-и-ик |
|
|
94. |
19.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
|
|
95. |
20.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
|
|
96. |
21.Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» |
|
|
97. |
22.Контрольная работа и её анализ |
|
|
98. |
23.Контрольная работа и её анализ |
|
|
99. |
Имя прилагательное |
|
|
|
1.Повторение изученного в 5 классе |
21 ч + 6 ч Р |
|
100. |
2.Повторение изученного в 5 классе |
|
|
101. |
3.Описание природы. Подготовка к сочинению —описанию природы по личным наблюдениям |
|
|
102. |
4.Описание природы. Подготовка к сочинению —описанию природы по личным наблюдениям |
|
|
103. |
5.Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных |
|
|
104. |
6.Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных |
|
|
105. |
7.Превосходная степень имён прилагательных |
|
|
106. |
8. Р.Р.Сочинение — описание природы по личным впечатлениям |
|
|
107. |
9.Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
|
|
108. |
10.Относительные прилагательные |
|
|
109. |
11.Притяжательные прилагательные |
|
|
110. |
12.Морфологический разбор имени прилагательного |
|
|
111. |
13. Р. Р. Выборочное изложение |
|
|
112. |
14.Не с прилагательными |
|
|
113. |
15.Не с прилагательными |
|
|
114. |
16. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
|
|
115. |
17. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
|
|
116. |
18. Р. Р. Сочинение — описание по картине |
|
|
117. |
19.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
|
|
118. |
20.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
|
|
119. |
21.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
|
|
120. |
22.Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
|
|
121. |
23. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
|
|
122. |
24. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
|
|
123. |
25. Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное» |
|
|
124. |
26.Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных про мыслов |
|
|
125. |
27. Контрольная работа |
|
|
126. |
Имя числительное |
|
|
|
1.Имя числительное как часть речи. Анализ контрольной работы |
17 ч + 2 ч Р |
|
127. |
2.Имя числительное как часть речи. Анализ контрольной работы |
|
|
128. |
3.Простые и составные числительные |
|
|
129. |
4.Мягкий знак на конце и в середине числительных |
|
|
130. |
5.Мягкий знак на конце и в середине числительных |
|
|
131. |
6.Устное публичное выступление о произведениях народных промыслов |
|
|
132. |
7.Порядковые числительные |
|
|
133. |
8.Порядковые числительные |
|
|
134. |
9.Разряды количественных числительных |
|
|
135. |
10.Числительные, обозначающие целые числа |
|
|
136. |
11.Числительные, обозначающие целые числа |
|
|
137. |
12.Числительные, обозначающие целые числа |
|
|
138. |
13.Дробные числительные |
|
|
139. |
14.Собирательные числительные |
|
|
140. |
15.Морфологический разбор имени числительного |
|
|
141. |
16.Повторение и обобщение материала по теме «Имя числительное» |
|
|
142. |
17.Контрольная работа и её анализ |
|
|
143. |
18.Контрольная работа и её анализ |
|
|
144. |
19.Р.Р.Устное публичное выступление на тему «Берегите природу» |
|
|
145. |
Местоимение |
|
|
|
1.Местоимение как часть речи |
21 ч + 3 ч Р |
|
146. |
2.Разряды местоимений. Личные местоимения |
|
|
147. |
3.Разряды местоимений. Личные местоимения |
|
|
148. |
4.Возвратное местоимение себя |
|
|
149. |
5.Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица |
|
|
150. |
6.Вопросительные и относительные местоимения |
|
|
151. |
7.Вопросительные и относительные местоимения |
|
|
152. |
8.Вопросительные и относительные местоимения |
|
|
153. |
9.Неопределённые местоимения |
|
|
154. |
10.Неопределённые местоимения |
|
|
155. |
11.Отрицательные местоимения |
|
|
156. |
12.Отрицательные местоимения |
|
|
157. |
13.Отрицательные местоимения |
|
|
158. |
14.Притяжательные местоимения |
|
|
159. |
15.Р.Р. Рассуждение |
|
|
160. |
16.Указательные местоимения |
|
|
161. |
17.Определительные местоимения |
|
|
162. |
18.Определительные местоимения |
|
|
163. |
19.Местоимения и другие части речи |
|
|
164. |
20.Морфологический разбор местоимения |
|
|
165. |
21. Р. Р.Сочинение по картине |
|
|
166. |
22.Повторение и обобщение материала по теме «Местоимение» |
|
|
167. |
23.Контрольная работа и её анализ |
|
|
168. |
24.Контрольная работа и её анализ |
|
|
169. |
Глагол |
22 ч + 5 ч Р |
|
|
1.Повторение изученного в 5 классе |
|
|
170. |
2.Повторение изученного в 5 классе |
|
|
171. |
3.Р.Р. Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам |
|
|
172. |
4.Разноспрягаемые глаголы |
|
|
173. |
5.Глаголы переходные и непереходные |
|
|
174. |
6.Глаголы переходные и непереходные |
|
|
175. |
7.Глаголы переходные и непереходные |
|
|
176. |
8.Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
|
|
177. |
9. Р. Р.Изложение |
|
|
178. |
10. Р. Р.Изложение |
|
|
179. |
11.Условное наклонение |
|
|
180. |
12.Условное наклонение |
|
|
181. |
13.Повелительное наклонение |
|
|
182. |
14.Повелительное наклонение |
|
|
183. |
15.Повелительное наклонение |
|
|
184. |
16. Р. Р. Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам |
|
|
185. |
17. Употребление наклонений |
|
|
186. |
18. Употребление наклонений |
|
|
187. |
19.Безличные глаголы |
|
|
188. |
20.Безличные глаголы |
|
|
189. |
21.Морфологический разбор глагола |
|
|
190. |
22. Р.Р. Рассказ на основе услышанного |
|
|
191. |
23. Правописание гласных в суффиксах глаголов |
|
|
192. |
24. Правописание гласных в суффиксах глаголов |
|
|
193. |
25. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» |
|
|
194. |
26.Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» |
|
|
195. |
27.Контрольная работа |
|
|
196. |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах |
|
|
|
1.Разделы науки о языке. Анализ контрольной работы. |
(8 ч + 2 ч Р) |
|
197. |
2.Орфография |
|
|
198. |
3.Орфография |
|
|
199. |
4.Пунктуация |
|
|
200. |
5.Лексикология и фразеология |
|
|
201. |
8. Словообразование |
|
|
202. |
9. Морфология и синтаксис |
|
|
203. |
10. Морфология и синтаксис |
|
|
204. |
Резерв |
|
|
205. |
Резерв |
|
|
206. |
Всего часов 204 |
|
|
|
|
|
|
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения. Различение местоимений, указывающих на предмет, на признак, на количество. Разряды местоимений. Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Употребление местоимений ты и вы в речи. Возвратное ме стоимение себя. Склонение местоимения себя. Использование местоимения себя во фразеологизмах. Вопросительные и относительные местоимения. Склонение вопросительных местоимений кто, что, чей, сколько. Норма постановки ударения при склонении местоимения сколько. Различение вопросительных и относительных местоимений, местоимения что и союза что. Образование и склонение неопределённых местоимений. Образование и склонение отрицательных местоимений. Притяжательные местоимения. Употребление притяжательных местоимений. Склонение притяжательных местоимений. Различение притяжательных и личных местоимений в косвенных падежах. Указательные местоимения. Употребление предлогов о и об при склонении указательных местоимений. Определительные местоимения. Норма ударения в местоимениях сам, самый в косвенных падежах. Словообразовательный потенциал местоимения. Классификация местоимений по признаку сходства с существительными, прилагательными, числительными. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Использование местоимений вы, ваш для вежливого обращения к одному лицу. Употребление относительных местоимений в качестве средства связи простых предложений в составе сложных. Исправление ошибок при употреблении местоимений. Применение знаний о местоимении в практике правописания. Употребление буквы н в местоимениях 3-го лица после предлогов. Слитное написание не в неопределённых местоимениях. Дефисное написание неопределённых местоимений. Условия раздельного написания приставки кое. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица с включением элементов описания места действия и диалога. Особенности рассуждения на дискуссионную тему. Сочинение повествовательного типа по картине. Развитие устной научной речи.
Развитие представления о грамматическом значении глагола. Разноспрягаемые глаголы. Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение глагола. Особенности образования и изменения форм повелительного наклонения. Различение глаголов 2-го лица множественного числа в изъявительном и
повелительном наклонениях. Способы употребления одних наклонений в значении других. Выражение различных оттенков побуждения с помощью глагольных форм, интонации и этикетных слов. Безличные глаголы. Лексические значения, выражаемые безличными глаголами. Употребление безличных глаголов в речи. Морфологический разбор глагола. Способы образования глаголов. Развитие умения делать словообразовательный разбор глагола. Применение знаний о глаголе в практике правописания. Закрепление правил, изученных в 5 классе: безударные гласные в личных окончаниях глаголов, буква ь в глаголах на -тся и -ться, гласные в корнях с чередованием, не с глаголами. Раздельное написание частицы бы (б)с глаголами. Употребление ь на конце глаголов повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам. Подробное изложение по вествовательного текста. Сочинение — рассказ на основе услышанного. Развитие устной научной речи.
Систематизация изученного по лексикологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации. Сочинение на лингвисти ческую тему.
Интеллектуальный брейн-ринг «Грамоте учиться-всегда пригодится» - реализация воспитательного компонента Программы воспитания.
Виды и формы контроля:
Программой предусмотрено проведение:
Уроки развития речи – 33 ч.
Контрольный диктант-6 ч.
Контрольная работа-1 ч.
Тестирование-2 ч.
Раздел 3. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 5 класс 140 часов
|
|
|
|
|
|
План |
Факт |
|
Язык и общение (3 ч.) |
|
|
1 |
Язык и человек. Язык и речь. |
|
|
2 |
Общение устное и письменное. |
|
|
3 |
Р/РСтили речи. |
|
|
|
Вспоминаем, повторяем, изучаем (23 ч.) |
|
|
4 |
Части слова. |
|
|
5 |
Орфограмма. Место орфограмм в словах. |
|
|
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
|
|
7 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
|
|
8 |
Правописание проверяемых согласных в корне. |
|
|
9 |
Правописание непроизносимых согласных в корне. |
|
|
10 |
Правописание букв и, а, у после шипящих. |
|
|
11 |
Разделительные ъ и ь. |
|
|
12 |
Раздельное написание предлогов с другими словами.* |
|
|
|
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
|
|
13 |
Р.р. Текст. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70). |
|
|
14 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
15 |
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени) |
|
|
16 |
Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов |
|
|
17 |
Правописание –тся и –ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. |
|
|
18 |
Р.р. Тема текста. |
|
|
19 |
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. |
|
|
20 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. |
|
|
21 |
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
|
|
22 |
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. |
|
|
23 |
Р.р. Основная мысль текста. Обучающее сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом». |
|
|
24 |
Повторение изученного в начальных классах. |
|
|
25 |
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». |
|
|
26 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 ч.) |
|
|
27 |
Синтаксис. Пунктуация. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. |
|
|
28 |
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании |
|
|
29 |
Способы выражения грамматической связи в словосочетании. |
|
|
30 |
Разбор словосочетания. |
|
|
31 |
Р.р. Сжатое изложение (упр. 127). |
|
|
32 |
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. |
|
|
33 |
Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). |
|
|
34 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
|
|
35 |
Сказуемое. |
|
|
36 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
|
37 |
Нераспространенные и распространенные предложения |
|
|
38 |
Дополнение. |
|
|
39 |
Определение. |
|
|
40 |
Обстоятельство. |
|
|
41 |
Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. |
|
|
42 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. |
|
|
43 |
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. |
|
|
44 |
Р.р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. |
|
|
45 |
Контрольный тест по теме «Синтаксис простого предложения»*. |
|
|
|
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
|
|
46 |
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. |
|
|
47 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
|
|
48 |
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи |
|
|
|
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи |
|
|
49 |
Контрольное изложение(сжатое)по №261 |
|
|
50 |
Диалог. Тире в начале реплик диалога. |
|
|
|
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». |
|
|
|
|
|
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи (12 ч.) |
|
|
51 |
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. |
|
|
52 |
Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков |
|
|
53 |
Позиционные чередования гласных и согласных. |
|
|
54 |
Р.р. Повествование. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Обучающее изложение с элементами описания К.Г.Паустовский «Шкатулка». |
|
|
55 |
Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. |
|
|
56 |
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. |
|
|
57 |
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. |
|
|
58 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
|
|
59 |
Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. |
|
|
60 |
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». |
|
|
61 |
Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». |
|
|
62 |
Р/Р Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». |
|
|
|
Лексикология. Культура речи (9 ч.) |
|
|
63 |
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. |
|
|
64 |
Прямое и переносное значение слова. |
|
|
65 |
Омонимы. |
|
|
66 |
Синонимы, их роль в речи. |
|
|
67 |
Р.р.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Контрольное сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». |
|
|
68 |
Р.р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. (К.Г.Паустовский «Первый снег»). |
|
|
69 |
Антонимы. Толковые словари. |
|
|
70 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
|
|
71 |
Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». |
|
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч.) |
|
|
72 |
Р.р. Рассуждение в повествовании* |
|
|
|
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
|
|
73 |
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. |
|
|
74 |
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. |
|
|
75 |
Корень слова. Его назначение в слове. |
|
|
76 |
Корень слова. Его назначение в слове. |
|
|
77 |
Приставка. Её назначение в слове. |
|
|
78 |
Р.р. Рассуждение, его структура и разновидности. Сочинение-рассуждение «Секрет названия». |
|
|
79 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. |
|
|
80 |
Суффикс. Его назначение в слове. |
|
|
81 |
Чередование гласных и согласных в слове |
|
|
82 |
Беглые гласные. |
|
|
83 |
Варианты морфем. |
|
|
84 |
Морфемный разбор слова. Морфемные словари. |
|
|
85 |
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках. |
|
|
86 |
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3 и С на конце приставок. |
|
|
87 |
Буквы а-о в корне –лаг---лож-. |
|
|
88 |
Буквы а-о в корне –раст---рос-. |
|
|
89 |
Буквы ё-о после шипящих в корне. |
|
|
90 |
Буквы и-ы после ц. |
|
|
91 |
Повторение по теме «Морфемика». |
|
|
92 |
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». |
|
|
93 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
|
94 |
Р.р. Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». |
|
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи (41) |
|
|
|
Имя существительное (16 ч.) |
|
|
95 |
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. |
|
|
96 |
Р.р. Доказательства и объяснения в рассуждении. |
|
|
97 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
|
|
98 |
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. |
|
|
99 |
Р.р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513). |
|
|
100 |
Род имён существительных. |
|
|
101 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
|
|
102 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
|
|
103 |
Три склонения имён существительных. |
|
|
104 |
Изменение существительных по падежам и числам. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. |
|
|
105 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. |
|
|
106 |
Множественное число имён существительных. |
|
|
107 |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
|
|
108 |
Морфологический разбор имени существительного. |
|
|
109 |
Р.р. Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». |
|
|
110 |
Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
|
|
|
Имя прилагательное (9 ч.) |
|
|
111 |
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. |
|
|
112 |
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. |
|
|
113 |
Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. |
|
|
114 |
Р.р. Описание животного. Подробное изложение (А.И.Куприн «Ю-ю»). |
|
|
115 |
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. |
|
|
116 |
Р.р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение». |
|
|
117 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
|
|
118 |
Повторение по теме «Имя прилагательное». |
|
|
119 |
Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». |
|
|
|
Глагол (16 ч.) |
|
|
120 |
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. |
|
|
121 |
Не с глаголами. |
|
|
122 |
Неопределённая форма глагола. (инфинитив на -ть (-mься), -ти (-mись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). |
|
|
123 |
Совершенный и несовершенный вид глагола |
|
|
124 |
Буквы е-и в корнях с чередованием. |
|
|
125 |
Р.р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. |
|
|
126 |
Прошедшее время глагола. |
|
|
127 |
Настоящее время. |
|
|
128 |
Будущее время. |
|
|
129 |
Правописание безударных личных окончаний глагола I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. . |
|
|
130 |
Морфологический разбор глагола. |
|
|
131 |
Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 688). |
|
|
132 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. |
|
|
133 |
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-; -мир-, -nер-, -nир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-. |
|
|
134 |
Повторение по теме «Глагол». |
|
|
135 |
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». |
|
|
|
Р.р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам (упр.701). |
|
|
|
Повторение и систематизация изученного (5 ч.) |
|
|
136 |
Орфограммы в корне слова. |
|
|
137 |
Орфограммы в приставках |
|
|
138 |
Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.* |
|
|
|
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
|
|
139 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
|
|
140 |
К/Р Комплексный анализ текста |
|
|
Лист корректировки календарно тематического планирования
Предмет:
Класс ______________
Учитель:
2021-2022 учебный год.
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректирования |
|
По плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.