Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
_____________Н. Н. Лощинина
«30» августа 2021 г
Приказ от «84-О» 30.08.2021 г
Рабочая программа
по русскому языку
3 «С» класс
Составитель
Степанян Ариадна Сергеевна
Учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2021 год
Данная рабочая программа по русскому языку для 3 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
-Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
- Авторской рабочей программы курса «Русский язык» В.П. Канакиной программы для начальной школы 1-4 классов, издательство «Просвещение»
На изучение учебного предмета в 3 классе предусмотрено 134 ч, из расчета – 4 ч в неделю. Изучение учебного предмета базируется на УМК «Школа России» учебник «Русский язык» (автор В.П. Канакиной) 3 класс М: «Просвещение», 2017 г.,
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование
эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Ученик научится/получит возможность научиться
обучающиеся научатся:
• понимать, что предложение — это основная единица речи;
•понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Тема/количество часов |
Виды учебной деятельности |
Язык и речь (2 ч.) |
-различать устную, письменную речь и речь про себя -анализировать высказывания о русском языке |
Текст. Предложение. Словосочетание. (12 ч.) |
-различать признаки текста; подбирать заголовки к тексту; -определять типы текстов; составлять текст из деформированных предложений; -оформлять предложение на письме; отделять в устной речи одно предложение от другого; -устанавливать правильную интонацию совершенствовать постановку знаков препинания в конце предложений; -распознавать предложения распространенные и нераспространенные; -различать простое и сложное предложения; находить грамматическую основу сложного предложения Входной контрольный диктант. Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи (17 ч.) |
-определять лексическое значение распознавать однозначные и многозначные слова -распознавать в речи синонимы и антонимы; -находить омонимы в устной и письменной речи; выяснять лексической значение слов с помощью словаря -находить в словосочетании главное и зависимое слово; -замечать в речи фразеологизмы; -распознавать части речи с опорой на таблицу; - классифицировать части речи -определять грамматические признаки частей речи; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; -определять глаголы по вопросам; - определять имена числительные по обобщенному лексическому значению. Объяснять значение имен прилагательных в речи Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи». |
Состав слова (15 часов). |
-различать однокоренные слова и выделять в них корень слова; -работать со словарем однокоренных слов -писать гласные и согласные в корне однокоренных слов подбирать примеры однокоренных слов; -изменять форму
слов; Образовывать новые слова при помощи приставок; -находить суффиксы в словах -находить и выделять основу слова; -работать со словообразовательным словарем Проект. «Рассказ о слове». Проект «Семья слов». Контрольное списывание. Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова». |
Правописание частей слова (20 ч) |
. -подбирать проверочные слова с заданной орфограммой; -группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове; -находить зрительно и на слух изученные орфограммы и безошибочно писать слова -применять правила правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова; -писать слова с суффиксами: группировать слова по типу орфограммы, различать значение слов с различными суффиксами; писать слова с предлогами и приставками; отличить приставку от предлога применять знания при написании под диктовку, контролировать этапы своей работы. Проект «Составляем орфографический словарь» Контрольное списывание Контрольный диктант №4 «Правописание корней слов» |
Части речи (62 час).
|
Существительное: распознавать части речи по лексическим значениям, классифицировать слова по частям речи; подбирать примеры имен существительным по родовым признакам определять лексическое значение многозначных слов; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и значению), распознавать и классифицировать имена существительные по вопросам и признакам; распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных; распознавать имен существительные, имеющих форму единственного числа, составлять текст из деформированных предложений; классифицировать имена существительные по родам, обосновывают правильность определения рода имен существительных - изменять имена существительные по вопросам (падежам), выделять словосочетания с заданным словом, анализировать таблицу учебника: определять падеж, в котором употреблено имя существительное, работать с памяткой учебника: распознавать изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму существительных пользуясь Памяткой учебника Проект «Тайна имени». Контрольный диктант № 6 по теме «Род и число имён существительных». Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» |
Прилагательное: распознавать имена прилагательные в тексте среди других частей речи; обогащать словарный запас; распознавать синтаксическую роль имен прилагательных в предложении; определять род имен прилагательных в единственном числе, устанавливать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного. Классифицировать имена прилагательные по роду, ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательных для правильной записи окончания. Развивать умения писать родовые окончания имен прилагательных. Разбирать имена прилагательные как часть речи Проект «Имена прилагательные в загадках» Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное». |
|
Местоимения: работать с таблицей личных местоимений, заменять имена существительные местоимениями. Определять грамматические признаки личных местоимений, изменений по родам местоимений 3-го лица ед. Употреблять местоимения в тексте, разбирать личные местоимения как часть речи. |
|
Глагол: распознавать глаголы среди других частей речи, функции глаголов. Совершенствовать умения писать слова с изученными орфограммами. Ставить вопросы к глаголам единственного и множественного числа. Различать время глагола по вопросу и по лексическому значению, писать глаголы с окончаниями –ешь, -ишь. Образовывать от глаголов неопределенной формы всех форм прошедшего времени. Систематизировать знания о глаголе как части речи Контрольное списывание. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
|
|
Повторение изученного за год (5 часов).
|
Повторить и закрепить пройденный материал за учебный год. Итоговый контрольный диктант №10. |
Тематическое планирование
№ раздела |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Контрольные работы |
Проекты |
1. |
Язык и речь |
2 |
|
|
2. |
Текст. Предложение. Словосочетание. |
12 |
2 |
|
3. |
Слово в языке и речи |
17 |
1 |
|
4. |
Состав слова |
15 |
1 +1(к/с) |
2 |
5. |
Правописание частей слова |
20 |
1 + 1 (к/с) |
1 |
6. |
Части речи |
62 |
4 + 1(к/с) |
2 |
7. |
Повторение |
5 |
1 |
|
|
Итого |
133 |
10 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки
|
Фактические сроки
|
Язык и речь – 2ч
|
|
||
1. |
Наша речь. Виды речи. |
01.09 |
|
2. |
Наша речь Наш язык. Тест №1 |
02.09 |
|
|
Текст. Предложение. Словосочетание. – 12 ч
|
|
|
3. |
Текст. Типы текстов. |
06.09 |
|
4. |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. |
07.09 |
|
5. |
Виды предложений по интонации. |
08.09 |
|
6. |
Предложения с обращением. |
09.09 |
|
7. |
Входной контрольный диктант. |
13.09 |
|
8. |
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. |
14.09 |
|
9. |
Распознавание главных и второстепенных членов предложения. Тест № 2 |
15.09 |
|
10. |
Простое и сложное предложения. |
16.09 |
|
11. |
Простое и сложное предложения. Связь слов в предложении. |
20.09 |
|
12. |
Словосочетание. Словарный диктант. |
21.09 |
|
13. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
22.09 |
|
|
Слово в языке и речи – 17 ч
|
|
|
14. |
Работа над ошибками. Разбор предложений по членам предложения. Словосочетание. Тест №3 «Предложение. Словосочетание» |
23.09 |
|
15. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. |
27.09 |
|
16. |
Синонимы и антонимы. |
28.09 |
|
17. |
Омонимы. |
29.09 |
|
18. |
Слово и Словосочетание. |
30.09 |
|
19. |
Фразеологизмы. Тест №4 «Слово в языке и речи» |
11.10 |
|
20. |
Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». |
12.10 |
|
21. |
Работа над ошибками. Части речи. |
13.10 |
|
22. |
Имя существительное. |
14.10 |
|
23. |
Имя прилагательное. |
18.10 |
|
24. |
Глагол. |
19.10 |
|
25. |
Имя числительное. Тест №5 «Части речи» |
20.10 |
|
26. |
Однокоренные слова. Тест №6 «Однокоренные слова» |
21.10 |
|
27.
|
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. |
25.10 |
|
28. |
Согласные звуки и буквы. Тест №7 «Звуки и буквы» |
26.10 |
|
29. |
Правописание разделительного мягкого знака. |
27.10 |
|
30. |
Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи». |
28.10 |
|
Состав слова – 15 ч
|
|
||
31. |
Работа над ошибками. Проект. «Рассказ о слове». |
01.11 |
|
32. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. |
02.11 |
|
33. |
Контрольное списывание. |
03.11 |
|
34. |
Сложные слова |
08.11 |
|
35 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
09.11 |
|
36. |
Окончание слова |
10.11 |
|
37. |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
11.11 |
|
38. |
Значения приставок |
22.11 |
|
39. |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
23.11 |
|
40. |
Значения суффиксов. Словарный диктант |
24.11 |
|
41. |
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». |
25.11 |
|
42. |
Работа над ошибками. Основа слова.
|
29.11 |
|
43. |
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа по теме «Состав слова» |
30.11 |
|
44. |
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова». |
01.12 |
|
45. |
Работа над ошибками. Проект «Семья слов». |
02.12 |
|
|
Правописание частей слова – 20 ч
|
|
|
46. |
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. |
06.12 |
|
47. |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
07.12 |
|
48. |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест№9 «Безударные гласные в корне» |
08.12 |
|
49. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
09.12 |
|
50. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Тест №10 |
13.12 |
|
51. |
Обучающее изложение «Клесты» |
14.12 |
|
52. |
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
15.12 |
|
53. |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест№11«Непроизносимые согласные» |
16.12 |
|
54. |
Правописание слов с удвоенными согласными |
20.12 |
|
55. |
Р.Р. Обучающее сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». |
21.12 |
|
56. |
Контрольный диктант №4 «Правописание корней слов» |
22.12 |
|
57. |
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. |
23.12 |
|
58. |
Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. |
27.12 |
|
59. |
Правописание суффиксов и приставок. Тест №12 |
28.12 |
|
60. |
Правописание приставок и предлогов. Тест№13 |
29.12 |
|
61. |
Правописание приставок и предлогов. Проект «Составляем орфографический словарь» |
30.12 |
|
62. |
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова ». |
10.01 |
|
63. |
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. |
11.01 |
|
64. |
Контрольное списывание Ким стр.69-70 |
12.01 |
|
65. |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Тест№14 |
13.01 |
|
|
Части речи – 62 ч
|
|
|
66. |
Части речи |
17.01 |
|
67. |
Имя существительное как часть речи. |
18.01 |
|
68. |
Начальная форма имени существительного |
19.01 |
|
69. |
Анализ изложений. Работа над ошибками. |
20.01 |
|
70. |
Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. |
25.01 |
|
71. |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
26.01 |
|
72. |
Проект «Тайна имени». |
24.01 |
|
73. |
Число имён существительных |
25.01 |
|
74. |
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму одного числа. |
26.01 |
|
75. |
Род имён существительных. |
27.01 |
|
76. |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных |
31.01 |
|
77. |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. Тест №15 |
01.02 |
|
78. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. |
0202 |
|
79. |
Контрольный диктант № 6 по теме «Род и число имён существительных». |
03.02 |
|
80. |
Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. |
07.02 |
|
81. |
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
08.02 |
|
82. |
Работа над ошибками. Именительный падеж. |
09.02 |
|
83. |
Родительный падеж. |
10.02 |
|
84. |
Дательный падеж. Словарный диктант. |
14.02 |
|
85. |
Винительный падеж. |
15.02 |
|
86. |
Творительный падеж. |
16.02 |
|
87. |
Предложный падеж. |
17.02 |
|
88. |
Обобщение знаний об имени существительном. Тест №16 |
28.02 |
|
89. |
Морфологический разбор имени существительного. Проект «Зимняя страничка». |
01.03 |
|
90. |
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». |
02.03 |
|
91. |
Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное». |
03.03 |
|
92. |
Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи |
07.03 |
|
93. |
Сложные имена прилагательные. |
09.03 |
|
94. |
Роль имён прилагательных в тексте. |
10.03 |
|
95. |
Развитие речи. Сочинение. Текст-описание по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
14.03 |
|
96. |
Изменение имён прилагательных по родам |
15.03 |
|
97. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
16.03 |
|
98. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
17.03 |
|
99. |
Изменение имён прилагательных по падежам. |
21.03 |
|
100. |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
22.03 |
|
101. |
Обобщение знаний об имени прилагательном. Тест №17 |
23.03 |
|
102. |
Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное». |
24.03 |
|
103. |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
28.03 |
|
104. |
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». |
29.03 |
|
105. |
Проект «Имена прилагательные в загадках» Обобщение знаний об имени прилагательном. |
30.03 |
|
106. |
Личные местоимения |
31.03 |
|
107. |
Личные местоимения |
11.04 |
|
108. |
Роль местоимений в предложении |
12.04 |
|
109. |
Морфологический разбор местоимения. Тест №18 |
13.03 |
|
110. |
Обучающее изложение «Купание медвежат» |
14.04 |
|
111. |
Работа над ошибками. Глагол как часть речи. |
18.04 |
|
112. |
Значение и употребление в речи глаголов. |
19.04 |
|
113. |
Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. |
20.04 |
|
114 |
Начальная форма глагола. |
21.04 |
|
115. |
Изменение глаголов по числам. |
25.04 |
|
116. |
Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. |
26.04 |
|
117. |
Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. |
27.04 |
|
118. |
Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. |
28.04 |
|
119. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. |
03.05 |
|
120.
|
Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. |
04.05 |
|
|
|||
121. |
Род глаголов в прошедшем времени. |
05.05 |
|
122. |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
10.05 |
|
123. |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
11.05 |
|
124. |
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. |
12.05 |
|
125. |
Обобщение о глаголе. Тест №19 |
16.05 |
|
126. |
Контрольное списывание |
17.05 |
|
127. |
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». |
18.05 |
|
Повторение - 5 ч
|
|
||
128. |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». |
19.05 |
|
129. |
Повторение и закрепление пройденного. |
23.05 |
|
130. |
Итоговый контрольный диктант №10. |
24.05 |
|
131. |
Работа над ошибками. «Орфограммы в значимых частях слов» |
25.05 |
|
132. |
Итоговый тест №20 по теме «Орфограммы в значимых частях слова» |
26.05 |
|
Согласовано: Согласовано: на заседании ШМО зам. директора по УВР
учителей начальных классов ____________ /Солдатенкова Н. М./
Протокол № 1 от « 30 » августа 2021 г.,
от «30» августа.2021 г
Лист корректировки рабочей программы
№ урока |
Дата по основному КТП |
Дата проведения |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
По плану |
Дано |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«_____» ______________ 202__ г.
Учитель ____________________ /__________________ /
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.