Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе рабочей программы по русскому языку, 5-9 классы, составители Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Просвещение, 2014 г.. Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по русскому языку для 5—9 классов под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А., Просвещение, 2015г.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1
|
Язык человек. Язык и речь. / Язык - важнейшее средство человеческого общения. |
1
|
11 |
Повторение изученного |
28 |
2 |
1Общение устное и письменное. Язык и его единицы. |
1 |
3 |
2Р/Р Стили речи |
1 |
4 |
3Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
1 |
5 |
4Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
1 |
6 |
5Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
1 |
7 |
6Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова |
1
|
8 |
7Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
9 |
8Правописание проверяемых согласных в корне слова. Закрепление |
1 |
10 |
9Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова. |
1 |
11 |
10Буквы И, У, А после шипящих |
1 |
12 |
11Разделительные Ъ и Ь. |
1 |
13 |
12Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
14 |
13Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» |
1 |
15 |
14Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе Р/Р Текст. |
1 |
16 |
15Р/Р Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»
|
1 |
17 |
16Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч. |
1 |
18 |
17Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. |
1 |
19 |
18Правописание -тся и -ться в глаголах |
1 |
20 |
19Р/Р Тема текста |
1 |
21 |
20Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
1 |
22 |
21Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. |
2 |
23 |
22Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. |
|
24 |
23Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
1 |
25 |
24Местоимение |
1 |
26 |
25Р/Р Основная мысль текста |
1 |
27 |
26Р/Р Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом» |
1 |
28 |
27Повторение и обобщение изученного в начальной школе по теме: Синтаксис и пунктуация. |
2 |
29 |
28Повторение и обобщение изученного в начальной школе |
|
|
Синтаксис и пунктуация. |
|
30 |
1Синтаксис и пунктуация. |
1 |
31 |
2Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании |
1
|
32 |
3Способы выражения грамматической связи в словосочетании |
1 |
33 |
Разбор словосочетания |
1 |
34 |
Предложение. Простое предложение. |
1 |
35 |
Р/Р Обучающее сжатое изложение. Упр. 144(Старый пень) |
1 |
36 |
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации |
1 |
37 |
Р/Р Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157 |
1 |
38 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
39 |
Сказуемое |
1 |
40 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
41 |
Нераспространенные и распространенные предложения. .Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
1 |
42 |
Определение |
1 |
43 |
Обстоятельство |
1 |
44 |
Предложения с однородными членами. |
1 |
45 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
46 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
1 |
47 |
Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях. |
1 |
48 |
Р/Р Письмо |
1 |
49 |
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
1 |
50 |
Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения» |
1 |
51 |
Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения |
1 |
52 |
Простые и сложные предложения |
1 |
53 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
54 55 |
Р/Р Речевой этикет. Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи |
2 |
56 |
Р/Р Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге |
1
|
57 |
Р/Р Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка» |
1 |
58 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
1 |
59 |
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием. |
1
|
60 |
Анализ контрольной работы |
1 |
61 |
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. |
1 |
62 |
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие |
1 |
63-64
|
Р/Р Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283) |
2 |
65 |
Согласные звонкие и глухие |
1 |
66 |
Графика. Алфавит |
1 |
67 |
Р/Р Описание предмета(п.59) |
1 |
68 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
1 |
69 70 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
2 |
71 |
Орфоэпия. Ударение |
1 |
72 |
Фонетический разбор слова |
1 |
73 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
1 |
74 |
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
1 |
75 |
Анализ контрольной работы |
1 |
76 |
Р/Р Устное сочинение по картине (упр.329) |
1 |
77 |
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение |
1 |
78 79 |
Однозначные и многозначные слова. РР Устное сочинение-рассуждение (упр.345) |
2
|
80 81 |
Прямое и переносное значение слов. РР Творческая работа. Рассуждение. |
2 |
82 83 |
Омонимы |
2 |
84 85 |
Синонимы |
2 |
86 |
Антонимы |
1 |
87 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» |
1 |
88 |
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» |
1 |
89 |
Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи» |
1 |
90 91 |
Р/Р Подробное изложение «Первый снег» (упр.375) |
2 |
|
|
|
92 |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
1 |
93 |
Окончание и основа самостоятельных частей речи. |
1 |
94 95 |
Корень слова. Исторические изменения в составе слова. |
2 |
96 |
Р/Р Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение |
1 |
97 |
Суффикс |
1 |
98 |
Приставка |
1 |
99 100 |
Р/Р Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420. Анализ ошибок изложения |
2 |
101 |
Чередование гласных и согласных звуков. |
1 |
102 |
Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. |
1 |
103 |
Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. |
1 |
104 |
Морфемный разбор слова
|
1
|
105 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
106 |
Буквы з и с на конце приставок. |
1 |
107 |
Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- |
1 |
108 |
Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- |
1 |
109 |
Буквы ё—о после шипящих в корне |
1 |
110 |
Буквы и — ы после ц |
1 |
111 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
1 |
112 |
Контрольная работа по теме «Морфемика» |
1 |
113 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
114 |
Р/Р Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень») упр.457 |
1 |
115 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
116 |
Р/Р Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89 |
1
|
117, 118 |
.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. |
2 |
119 |
Род имен существительных |
1 |
120 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
1
|
121 |
Р/Р Сжатое изложение «Перо и чернильница», 513. |
1
|
122 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
1 |
123 |
Три склонения имен существительных |
1 |
124 |
Падеж имен существительных |
1 |
125 |
Правописание падежных окончаний существительных |
1 |
127 |
Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ |
1 |
128 |
Р/Р Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки») |
1
|
129 |
Множественное число имён существительных. |
1 |
130 |
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
1 |
131 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
132 |
Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном |
1 |
133 |
Контрольная работа по теме «Имя существительное» |
1 |
134 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
135 |
Р/Р Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье» |
1
|
136 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
137 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
2 |
138 |
||
139 |
Описание животного (29). Подготовка к изложению. |
1 |
140 |
Р/Р (30) Подробное изложение «Кошка Ю-ю» |
1 |
141 |
Р/Р (31)Анализ контрольного изложения |
1 |
142 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
143 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
|
Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном |
1 |
144 |
||
145 |
Контрольная работа. Диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
146 |
Анализ контрольной работы |
1 |
147 |
Глагол как часть речи. |
1 |
148 |
Не с глаголами |
1 |
149 |
Р/Р Рассказ, особенности, структура, стили. Упр. 619 (по картинкам) |
1 |
150 |
Неопределенная форма глагола |
1 |
151 |
Правописание –тся и –ться в глаголах |
1 |
152 |
Виды глагола |
1 |
153 |
Буквы е — и в корнях с чередованием |
1 |
154 |
Р/Р Невыдуманный рассказ. П.113 |
1 |
155 |
Время глагола. Прошедшее время |
1 |
156 |
Настоящее время |
1 |
157 |
Будущее время |
1 |
158 |
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов |
1 |
159 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
1 |
160 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
161 |
Р/Р (34) Сжатое изложение с изменением лица. |
1 |
162 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
1
|
163 |
Р/Р (35) Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ упр. 697 |
1 |
164. |
Повторение и обобщение изученного материала о глаголе |
1 |
165 |
Контрольная работа №9 по теме «Глагол» |
1 |
166 |
Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова. |
1
|
167 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова |
1 |
168 |
Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов |
1 |
169 |
Диагностическая работа. Итоговый контроль. |
1 |
170 |
Анализ диагностической работы. Подведение итогов года. |
1 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
|
|||
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
|
1 |
Русский язык – один из развитых языков мира. |
1 |
|
2 |
Р.Р. Язык, речь, общение. Ситуация общения. |
1 |
|
3 |
Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. |
1 |
|
4 |
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.
|
1 |
|
5 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
|
1 |
|
6 |
Части речи. Морфологический разбор слова. |
1 |
|
7 |
Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. |
1 |
|
8 |
Проверочная работа по теме «Части речи» |
1 |
|
9 |
Словосочетание. |
1 |
|
10 |
Простое предложение. Знаки препинания. |
1 |
|
11 |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. |
1 |
|
12 |
Прямая речь. Диалог. |
1 |
|
13 |
Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение» |
1 |
|
14-15 |
Входной контроль (контрольный тест). Работа над ошибками |
2 |
|
16 |
Р/Р Текст, его особенности. |
1 |
|
17 |
Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. |
1 |
|
18 |
Р/Р Начальные и конечные предложения текста. |
1 |
|
19 |
Р/Р Ключевые слова. |
1 |
|
20 |
Р/Р Основные признаки текста. |
1 |
|
21 |
Текст и стили речи. |
1 |
|
22 |
Официально-деловой стиль речи. |
1 |
|
23-24 |
Слово и его лексическое значение. |
2 |
|
25 |
Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение» |
1 |
|
26 |
Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») |
1 |
|
27 |
Общеупотребительные слова. |
1 |
|
28 |
Профессионализмы. |
1 |
|
29 |
Диалектизмы. |
1 |
|
30-31 |
Р/Р Сжатое изложение |
2 |
|
32-33 |
Исконно русские и заимствованные слова. |
2 |
|
34 |
Новые слова (неологизмы) |
1 |
|
35 |
Устаревшие слова. |
1 |
|
36 |
Р/Р Словари. |
1 |
|
37-38 |
Р/Р Семинар «Как это по-русски?» |
2 |
|
39-40 |
Обобщающие уроки по теме «Лексика» |
2 |
|
41 |
Контрольная работа по теме «Лексика» |
1 |
|
42-43 |
Фразеологизмы. |
2 |
|
44 |
Р/Р Источники фразеологизмов. |
1 |
|
45 |
Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». |
1 |
|
46 |
Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи» |
1 |
|
47-48 |
Морфемика и словообразование. |
2 |
|
49 |
Р/Р Описание помещения. |
1 |
|
50-51 |
Основные способы образования слов в русском языке. |
2 |
|
52 |
Практикум по словообразованию |
1 |
|
53-54 |
Р/Р Этимология слов. |
2 |
|
55 |
Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование» |
1 |
|
56-57 |
Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. |
2 |
|
58 |
Буквы а и о в корнях -кос- - - кас-. |
1 |
|
59 |
Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-. |
1 |
|
60 |
Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. |
1 |
|
61 |
Буквы ы и и после приставок. |
1 |
|
62-64 |
Гласные в приставках пре- и при-. |
3 |
|
65 |
Соединительные гласные о и е в сложных словах. |
1 |
|
66 |
Сложносокращённые слова. |
1 |
|
67-68 |
Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» |
2 |
|
69 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. |
1 |
|
70-72 |
Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» |
3 |
|
73 |
Контрольная работа по теме «Словообразование» |
1 |
|
74 |
Контрольный тест |
1 |
|
75-77 |
Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. |
3 |
|
78 |
Разносклоняемые имена существительные. |
1 |
|
79 |
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. |
1 |
|
80 |
Р/Р Русские имена |
1 |
|
81-82 |
Несклоняемые имена существительные. |
2 |
|
83 |
Род несклоняемых имён существительных. |
1 |
|
84 |
Имена существительные общего рода. |
1 |
|
85 |
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
|
86 |
Р/Р Сочинение-описание впечатлений. |
1 |
|
87 |
Проверочная работа по теме |
1 |
|
88-89 |
Не с именами существительными. |
2 |
|
90-91 |
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). |
2 |
|
92 |
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. |
1 |
|
93-94 |
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. |
2 |
|
95 |
Проверочная работа по теме |
1 |
|
96-98 |
Обобщающие уроки по теме «Имя существительное» |
3 |
|
99 |
Контрольная работа по теме«Имя существительное» |
1 |
|
100-101 |
Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
102-103 |
Р/Р Описание природы. |
2 |
|
104-106 |
Степени сравнения имён прилагательных. |
3ч. |
|
107 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. |
1ч. |
|
108 |
Р/Р Сочинение-описание местности |
1ч. |
|
109 |
Относительные прилагательные. |
2ч. |
|
110 |
Р.Р. Выборочное изложение |
1ч. |
|
111 |
Притяжательные прилагательные. |
1ч. |
|
112 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1ч. |
|
113 |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» |
1ч. |
|
114-115 |
Не с прилагательными. |
2ч. |
|
116 |
Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. |
1ч. |
|
117 |
Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных» |
1ч. |
|
118-119 |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант. |
2ч. |
|
120 |
Р/Р Описание игрушки |
1ч. |
|
121 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. |
1ч. |
|
122-123 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. |
2ч. |
|
124 |
Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных» |
1ч. |
|
125-126 |
Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест |
2ч. |
|
127 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
|
1ч. |
|
128 |
Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы». |
1ч. |
|
129 |
Имя числительное как часть речи. |
2ч. |
|
130 |
Простые и составные числительные. |
1ч. |
|
131 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
1ч. |
|
132 |
Порядковые числительные. |
1ч. |
|
133 |
Разряды количественных числительных. |
1ч. |
|
134-135 |
Числительные, обозначающие целые числа. |
2ч. |
|
136 |
Дробные числительные. |
1ч. |
|
137 |
Собирательные числительные. |
1ч. |
|
138 |
Р/Р Употребление числительных в речи |
1ч. |
|
139 |
Проверочная работа по теме «Имя числительное» |
1ч. |
|
140 |
Морфологический разбор имени числительного. |
1ч. |
|
141 |
Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
|
1ч. |
|
142 |
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
|
1ч. |
|
143 |
Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!» |
1 |
|
|
Местоимение |
|
|
144 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
|
145-146 |
Личные местоимения. |
2 |
|
147 |
Возвратное местоимение себя. |
1 |
|
148 |
Р/Р Рассказ по рисункам |
1 |
|
149 |
Вопросительные местоимения. |
1 |
|
150 |
Относительные местоимения |
1 |
|
151 |
Неопределенные местоимения. |
1 |
|
152-154 |
Отрицательные местоимения. |
3 |
|
155 |
Притяжательные местоимения. |
1 |
|
156-157 |
Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. |
2 |
|
158 |
Указательные местоимения. |
1 |
|
159 |
Р/Р Текст и план текста |
1 |
|
160 |
Определительные местоимения. |
1 |
|
161 |
Местоимения и другие части речи. |
1 |
|
162 |
Морфологический разбор местоимения. |
1 |
|
163 |
Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» |
1 |
|
164-165 |
Обобщающие уроки по теме «Местоимение».
|
2 |
|
166 |
Контрольная работа по теме «Местоимение» |
1 |
|
167-169 |
Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. |
3 |
|
170 |
Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу |
1 |
|
171 |
Повторение: способы образования глаголов |
1 |
|
172 |
Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» |
1 |
|
173 |
Разноспрягаемые глаголы. |
1 |
|
174-176 |
Глаголы переходные и непереходные |
3 |
|
177 |
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
1 |
|
178 |
Р/Р Изложение. |
1 |
|
179-180 |
Условное наклонение. |
2 |
|
181-183 |
Повелительное наклонение. |
3 |
|
184 |
Р/Р Сочинение по рисункам. |
1 |
|
185-186 |
Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. |
2 |
|
187 |
Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов» |
1 |
|
188-189 |
Безличные глаголы. |
2 |
|
190 |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
|
191 |
Р/Р Рассказ на основе услышанного. |
1 |
|
192 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов. |
1 |
|
193 |
Проверочная работа по теме |
1 |
|
194-195 |
Обобщающие уроки по теме «Глагол» |
2 |
|
196 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
1 |
|
197 |
Разделы науки о языке. Орфография. |
1 |
|
198 |
Пунктуация. |
1 |
|
199 |
Лексика и фразеология. |
1 |
|
200 |
Словообразование. |
1 |
|
201 |
Морфология. Синтаксис |
1 |
|
202-203 |
Итоговый контроль) |
2 |
|
204 |
Подведение итогов года |
1 |
|
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
2 |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
1 |
3 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
1 |
4 |
Лексика и фразеология. |
1 |
5 |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
1 |
6 |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
1 |
7 |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
1 |
8 |
Проверочная работа по теме «Морфологические разборы». |
1 |
9 |
Р.Р. Текст. Диалог. |
1 |
10 |
Входная контрольная работа |
1 |
11 |
Работа над ошибками. Р.Р.Стили литературного языка. Публицистический стиль |
1 |
Причастие |
||
12 |
Повторение изученного о глаголе в 5 - 6 классе |
1 |
13 |
Причастие. Понятие о причастии. |
1 |
14 |
Р.Р.Публицистический стиль. |
1 |
15 |
Склонение причастий. |
1 |
16 |
Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте. |
1 |
17 |
Знаки препинания при причастном обороте. |
1 |
18 |
Р.Р. Описании внешности человека. |
1 |
19 |
Действительные и страдательные причастия. |
1 |
20 |
Краткие и полные страдательные причастия. |
1 |
21 |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
1 |
22 |
Действительные причастия прошедшего времени |
1 |
23-24 |
Р.Р.Изложение с элементами сочинения. Р.Р.Выборочное изложение на основе упр.116 |
2 |
25 |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
1 |
26 |
Страдательные причастия прошедшего врем. |
1 |
27 |
Гласные перед н в полных и кратких страд. причастиях |
1 |
28 |
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. |
1 |
29-30 |
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных |
2 |
31 |
Проверочная работа по теме «Причастие» |
1 |
32 |
Морфологический разбор причастия. |
1 |
33-34 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
2 |
35 |
Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
1 |
36-37 |
Р.Р.Сочинение- описание внешности на основе упр.167 |
2 |
38-39 |
Повторение изученного о причастии. |
2 |
40 |
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие» |
1 |
41 |
Контрольная работа по теме «Причастие» |
1 |
Деепричастие |
1 |
|
42 |
Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи. |
1 |
43 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
1 |
44 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями. |
1 |
45 |
Деепричастия несовершенного вида. |
1 |
46 |
Деепричастия совершенного вида. |
1 |
47-48 |
Р.Р.Рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» |
2 |
49 |
Морфологический разбор деепричастия. |
1 |
50 |
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. |
1 |
51 |
Контрольная работа по теме «Деепричастие» |
1 |
Наречие |
||
52 |
Работа над ошибками Наречие как часть речи. |
1 |
53 |
Смысловые группы наречий. |
1 |
54-55 |
Р.Р.Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» |
2 |
56 |
Степени сравнения наречий. |
1 |
57 |
Морфологический разбор наречий. |
1 |
58- 59-60 |
Контрольная работа Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е. |
2 |
61 |
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. |
1 |
62 |
Р.Р.Изложение с элементами сочинения. |
2 |
63 |
Н и НН в наречиях на -О и -Е. |
1 |
64 |
Р.Р.Описание действий. |
1 |
65 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1 |
66 |
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-; ДО-; С-. |
1 |
67-68 |
Р.Р.Сочинение по картине упр.273 |
2 |
69 |
Дефис между частями слова в наречиях. |
1 |
70 |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от сущ. и количественных числительных. |
1 |
71 |
Ь после шипящих на конце наречий. |
1 |
72 |
Повторение темы «Наречие». Подготовка к контрольному диктанту по теме «Наречие» |
2 |
73 |
Контрольная работа по теме «Наречие» |
1 |
74 |
ПРОЕКТ. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. |
1 |
|
Категория состояния |
|
75 |
Категория состояния. |
1 |
76 |
Морфологический разбор категории состояния. |
1 |
77-78 |
Р.Р.Изложение (описание действия) |
2 |
79 |
Повторение темы «Категория состояния» |
1 |
80 |
Служебные части речи. |
1 |
81 |
Предлог как часть речи. |
1 |
82 |
Употребление предлогов. |
1 |
83 |
Производные и непроизводные предлоги. |
1 |
84 |
Простые и составные предлоги. |
1 |
85 |
Морфологический разбор предлога. |
1 |
86-87 |
Р.Р.Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». упр.348 |
2 |
88 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
1 |
89 |
Повторение темы «Предлог» |
1 |
90 |
Контрольная работа по теме Предлог» |
1 |
Союз |
||
91 |
Работа над ошибками. Союз как часть речи. |
1 |
92 |
Простые и составные союзы. |
1 |
93 |
Сочинительные и подчинительные союзы. |
1 |
94 |
Запятая в сложном предложении. |
1 |
95 |
Сочинительные союзы. |
1 |
96 |
Подчинительные союзы. |
1 |
97 |
Морфологический разбор союза. |
1 |
98 |
Р.Р.Сочинение - рассуждение «Книга- наш друг и советчик» |
1 |
99 |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. |
1 |
100 |
Повторение темы «Союз». |
1 |
101 |
Контрольная работа по теме «Союз» |
1 |
102 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. |
1 |
Частица |
||
103 |
Частица как часть речи. |
1 |
104 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
1 |
105 |
Смыслоразличительные частицы. |
1 |
106-107 |
Р.Р.Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему. |
2 |
108 |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1 |
109 |
Морфологический разбор частиц. |
1 |
110-111 |
Отрицательные частицы не- ни. |
2 |
112 |
Различение частицы и приставки не. |
1 |
113-114 |
Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. (На основе упр.446) |
2 |
115 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. |
1 |
116 |
Повторение темы «Частица» |
1 |
117 |
Повторение правописания служебных частей речи. |
1 |
118 |
Контрольная работа по теме «Служебные части речи» |
1 |
Междометие |
||
119 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Междометие как часть речи. |
1 |
120 |
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. |
1 |
121 |
Урок-игра по теме «Междометие» |
1 |
122 |
Р.Р.Изложение на лингвистическую тему. |
1 |
123 |
Повторение. Разделы науки о русском языке. |
1 |
124 |
Р.Р.Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. |
1 |
125 |
Фонетика. Графика. Фонетический разбор слова. |
1 |
126 |
Лексика и фразеология. |
1 |
127 |
Морфемика. Словообразование. |
1 |
128 |
Морфология. |
1 |
129 |
Орфография |
1 |
130 131 |
Синтаксис. Пунктуация. |
2 |
132 133
134- 136 |
Итоговый тест Работа над ошибками, допущенными в итоговом тесте. Подведение итогов года Резервные уроки |
1 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Русский язык в современном мире. |
1 |
|
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Культура речи. |
|
2. |
Пунктуация. Орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения |
1 |
3. |
Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
4. |
Буквы -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
5. |
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
1 |
6. |
Урок-зачет по орфографии |
1 |
7. |
Р.Р. Изложение |
1 |
8. |
Р.Р. Текст. Подготовка к к.р. |
1 |
|
|
|
9. |
Входная контрольная работа с грамматическим заданием. |
1 |
|
Синтаксис |
|
10. |
РНО в контрольной работе. Основные единицы синтаксиса. |
1 |
11. |
Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. |
1 |
12. |
Р.Р. Сжатое изложение. К. Паустовский «Страна за Онегой» |
1 |
13. |
Словосочетание как единица синтаксиса |
1 |
14. |
Виды словосочетаний |
1 |
15. |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
1 |
16. |
Синтаксический разбор словосочетаний |
1 |
17. |
Грамматическая (предикативная) основа предложения |
1 |
18. |
Порядок слов в предложении. Интонация. |
1 |
19. |
Р.Р. Описание памятника культуры. |
1 |
20. |
Подлежащее. Способы выражения подлежащего. |
1 |
21.
|
Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине И. Шевандроновой «На террасе».упр.91 |
1
|
22. |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое |
1 |
23. |
Р.Р. Работа над сочинением «Чудный собор» |
1 |
24. |
Составное глагольное сказуемое. |
1 |
25. |
Составное именное сказуемое. |
1 |
26. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
27. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения» |
1 |
28. |
Роль второстепенных членов в предложении. |
1 |
29. |
Дополнение. |
1 |
30. |
Определение. |
1 |
31. |
Р.Р. Изложение А.Н.Толстой «Петр Первый» |
1 |
32. |
Приложение. Знаки препинания при нём. |
1 |
33. |
Обстоятельство. |
1 |
34. |
Основные виды обстоятельств |
1 |
35. |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
1 |
36. |
Р.Р. Характеристика человека |
1 |
37. |
Повторение по разделу «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|
|
|
38. |
Главный член односоставного предложения. |
1 |
39. |
Назывные предложения |
1 |
40. |
Определенно-личные предложения. |
1 |
41. |
Неопределенно-личные предложения. |
1 |
42. |
Р.Р. Инструкция |
1 |
43. |
Безличные предложения |
1 |
44. |
Р.Р. Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи» |
1 |
45. |
Р.Р. Изложение «Мещерский край» |
1 |
46. |
Неполные предложения.
|
1 |
47. |
Синтаксический разбор односоставного предложения.
|
1 |
48. |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». |
1 |
49. |
Р.Р. Сочинение по личным наблюдениям |
1 |
50. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|
|
|
51. |
Понятие об осложненном предложении |
1 |
|
|
|
52. |
Понятие об однородных членах предложения. |
1 |
53. |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. |
1 |
54. |
Р.Р. Изложение, основанное на сравнительной характеристике. |
1 |
55. |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
56. |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами. |
1 |
57. |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
1 |
58. |
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
1 |
59. |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
1 |
60. |
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. |
1 |
61-62. |
Р.Р. Сочинение – описание картины.упр.281 |
2 |
63. |
Повторение по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
64. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
65. |
Анализ к.р. |
|
66. |
Понятие об обособлении. |
1 |
67. |
Обособленные определения. |
1 |
68. |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
69. |
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему |
1 |
70. |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
71. |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
72. |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
73. |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами |
1 |
74. |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
1 |
75. |
Повторение по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
76. |
Р.Р. Изложение с элементами сочинения |
1 |
77. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Обособленные члены предложения» |
1 |
ВПР-16 апр. |
|
|
78. |
Назначение обращения |
1 |
79.
|
Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении |
1
|
80. |
Употребление обращений |
1 |
81. |
Р.Р. Сочинение – поздравление |
|
82. |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
1 |
83. |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.
|
1 |
84. |
Р.Р. Составление текста с вводными словами и вводными предложениями (упр.375) |
1 |
85. |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
1 |
86. |
Р.Р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций (упр.386) |
1 |
87. |
Междометия в предложении. |
1 |
88. |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
89. |
Повторение по разделу «Вводные слова и вставные конструкции».
|
1 |
90. |
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. |
1 |
91. |
Прямая и косвенная речь. |
1 |
92. |
Прямая речь |
1 |
93. |
Диалог. |
1 |
94. |
Р.Р. Рассказ. Сжатое изложение по упр.418 |
1 |
95. |
Цитата. |
1 |
96. |
Повторение по разделу «Чужая речь»
|
1 |
97. |
Промежуточная аттестация за курс 8 класса. Итоговый контроль знаний. |
1 |
98. |
Синтаксис и морфология |
1 |
99. |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
100. |
Р.Р. Изложение «Ростов Великий» |
1 |
101. |
Синтаксис и культура речи.
|
|
102. |
Синтаксис и орфография. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п |
Наименование |
Программы |
|
1. |
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 |
Учебники |
|
2. |
(ФГОС) Русский язык. 5-9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015. |
Методические пособия |
|
3. |
(ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 5-9 класс. Москва «ВАКО», 2014 |
Рабочая тетрадь |
|
4. |
(ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 5-9 класс. Пособие для учебных общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015г. |
Интернет- ресурсы |
|
5. |
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru |
6. |
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru |
7. |
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
8. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
9. |
Электронные тетради (видео уроки) по русскому языку. Уроки Русского.ru видеоуроки[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videourokihttps://videouroki.net/catalog/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.