Рабочая программа по русскому языку подготовительный класс для детей с ОВЗ ( вариант 6.2)
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку подготовительный класс для детей с ОВЗ ( вариант 6.2)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
03.01.2025
Рабочая программа по русскому языку подготовительный класс для детей с ОВЗ ( вариант 6.2)
Федеральная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования для обучающихся с нарушениями-опорно-двигательного аппарата составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Русский язык.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Федеральная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования для обучающихся с нарушениями-опорно-двигательного аппарата составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.

     На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие и коррекцию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с НОДА, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся с НОДА по другим учебным предметам.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

 

  Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося с НОДА. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно­-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося с НОДА непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

- приобретение обучающимся с НОДА первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

 - понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом с учетом индивидуального уровня развития устной речи обучающихся с НОДА и их моторики рук.

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» позволит педагогическому работнику:

-  реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО ОВЗ;

- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;

- разработать календарно-­тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».

Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания с учетом образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с НОДА к дальнейшему обучению.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Русский язык» используется для решения следующих коррекционных задач: развитие всех видов речи (внутренней и внешней) обучающихся с НОДА, развитие всех ее функций, особенно коммуникативной и познавательной; развитие и автоматизация графо-моторного навыка, развитие мелкой моторики рук; при отсутствии или выраженных ограничениях моторного компонента письма проведение работы по формированию навыка пользования различными клавиатурами, как традиционными, так и виртуальными, в процессе выполнения письменных упражнений; развитие высших психических функций обучающихся с НОДА на основе учебного материала. Содержание предмета «Русский язык» должно обеспечивать связь приобретаемых филологических знаний с практической деятельностью и повседневной жизнью обучающихся через использование различных практических упражнений, формирующих метапредметные связи, и решение проблемных задач.

 

Принципы  реализации федеральной адаптированной рабочей программы

 

Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации обучающимися с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Обучающийся осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания. Опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

При реализации принципа дифференцированного (индивидуального) подхода в обучении русскому языку учащихся с НОДА необходимо учитывать уровень развития их экспрессивной речи и мануальных навыков, в частности уровень сформированных графомоторных навыков. Учитель в процессе обучения определяет возможности учащихся выполнять устные и письменные задания. При выраженных дизартирических расстройствах учитель предлагает обучающимся выполнять задания письменно, минимизировав устный опрос. Для лучшего усвоения учебного материала при проведении различных видов языкового анализа необходимо предлагать пошаговые алгоритмы выполнения заданий. Ограниченный жизненный опыт обучающихся с НОДА и специфика овладения понятиями требуют проведения систематической целенаправленной словарной работы. Речевой материал необходимо отбирать не только с учетом программного материала, но и с учетом межпредметных связей, например, для разных видов языкового разбора использовать терминологию из других предметных областей. Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся с НОДА необходимо использовать те виды, которые бы объективно показывали результативность их обучения. Например, диктант и практические упражнения обучающиеся могут выполнять, используя персональные компьютеры и мобильные устройства. Время для выполнения контрольно-измерительных мероприятий необходимо пролонгировать с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.

Принцип мотивации к учению. Этот принцип подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. обучающийся должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У обучающегося в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню – сделаю).

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающихся с НОДА.

 

Характеристика особых образовательных потребностей  обучающихся с НОДА

 

-                   необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» получения образования;

-                   практико-ориентированный характер обучения русскому языку и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе изучения предмета «Русский язык»;

-                   специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-                   специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках русского языка, используя различные способы дополнительной альтернативной коммуникации;

-                   обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, с использованием двигательного и охранительного педагогического режимов;

-                   необходимость использования алгоритмов выполнения различных видов языкового анализа для конкретизации действий при самостоятельной работе.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в подготовительном классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  КЛАСС

 

Обучение грамоте

Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге (при наличии возможности).

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух (при наличии возможности) .

Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений (при наличии возможности) .

Орфоэпическое чтение при переходе к чтению целыми словами (при наличии возможности). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании (при наличии возможности).

Письмо

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком (при наличии возможности) . Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных); перенос по слогам слов без стечения  согласных; знаки препинания в конце предложения.

 

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

 

Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в подготовительном классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадение и расхождение в звуковом и буквенном составе слов;

устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;

характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

 

Базовые исследовательские действия:

проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.

 

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;

анализировать графическую информацию модели звукового состава слова;

самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета (при наличии возможности);

 соблюдать правила ведения диалога (при наличии возможности) ;

воспринимать разные точки зрения;

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами, о звуковом и буквенном составе слова (при наличии возможности) .

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

определять последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

определять последовательность учебных операций при списывании;

удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат.

Самоконтроль:

находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с опорой на указание педагога о наличии ошибки;

оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.

 

Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

ответственно выполнять свою часть работы.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.

 

Гражданско-патриотического воспитания:

    становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

    осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

    осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

    проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

    первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.

 

Духовно-нравственного воспитания:

    осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

    признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

    проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

    неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и  морального  вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

Эстетического воспитания:

    уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

    стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

 

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

    соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

    бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Трудового воспитания:

    осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.

Экологического воспитания:

    бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

    неприятие действий, приносящих вред природе.

    Ценности научного познания:

    первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

    познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

    сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

    объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

    определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

    находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

    выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

    устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

    с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

    сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

    проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

    формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

    прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

    выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

    согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

    соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

    анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия с учетом уровня развития их устной речи.

Общение:

    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

    проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

    признавать возможность существования разных точек зрения;

    корректно и аргументированно высказывать своё мнение (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

    создавать устные (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

    готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

    подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

 

Самоорганизация:

    планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

    выстраивать последовательность выбранных действий.

    Самоконтроль:

    устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

    корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

    соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

    находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

    сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

 

Совместная деятельность:

    формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

    ответственно выполнять свою часть работы;

    оценивать свой вклад в общий результат;

    выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

 

К концу обучения в подготовительном классе обучающийся научится:

    различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

    вычленять звуки из слова;

    различать гласные и согласные звуки;

    различать ударные и безударные гласные звуки;

    различать мягкие и твёрдые согласные звуки (вне слова и в слове);

    различать понятия «звук» и «буква»;

    определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

    обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

    правильно называть буквы русского алфавита;

    в силу физических возможностей писать аккуратным разборчивым почерком без искажений: прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

    в силу физических возможностей печатать прописные и строчные буквы, слова и предложения с использованием специализированных компьютерных и ассистивных технологий;

    применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знак препинания в конце повествовательного предложения; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

    правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения;

    находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

    понимать прослушанный текст;

    находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

    составлять предложение из набора форм слов;

    устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам;

    использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

Развитие речи

(7 часов)

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) рассказа с опорой на картинки.

Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи)  рассказа по восстановленной серии картинок.

Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам.

Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение уместности или неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании.

2

Слово и предложение

(4 часа)

Различение слова и предложения. Работа с предложением: дополнять предложения словами по смыслу. Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом.

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской.

Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками.

Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки).

3

Фонетика (20 часов)

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустико­артикуляционным признакам звуков. Установление последовательности звуков в слове, определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построениемодели звукового составаслова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударныхи безударных. Ударный слог.

Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков.

Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи).

Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове).

Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (выполнение указанного действия тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове).

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Совместная работа: группировка слов по первому звуку

(по последнему звуку), по наличию близких в акустико­артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л],[с] — [ш] и др.).

Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков.

Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава (нахождение сходства и различия).

Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответствующими им моделями.

Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды.

Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук).

Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?».

Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников.

Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания.

Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов.

Работа в группах: объединение слов по количеству слогов в слове и месту ударения.

Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

4

Графика

(31 час)

Изучается одновременно с разделом «Чтение» учебного предмета «Литературное чтение»

Звук и буква. Буква как знак звука. Различение

звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Овладение слоговым принципом русской Графики. Буквы гласных

как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков.

Функции букв, обозначающих гласный звук в

открытом слоге: обозначение гласного звука и

указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Функция букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву).

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков.

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие

близкие по акустико­артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л],[ц] — [ч’] и т.д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т,

в — д и т. д.).

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ.

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для систематизации информации, о важности знания последовательности букв в русском алфавите.

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита» (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Игра­соревнование «Повтори алфавит» (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи)  .

5

Письмо

(60 часов)

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, экрана монитора и на пространстве классной доски. Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма/печатания. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо/печатание букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом в силу физических возможностей. Овладение умением печатать с использованием специализированных компьютерных и ассистивных технологий. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

 

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв. Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы из элементов.

Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв. Игровое упражнение «Назови букву», направленное на различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов.

Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным.

Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами (при наличии возможности с учетом уровня развития моторики рук). Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания.

Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы.

Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство). Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать предложение, записанное без пробелов между словами?».

6

Орфография и пунктуация (изучается параллельно с разделом

«Письмо»)

30час

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши.

Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами. Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы.

Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву.

Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил.

Резерв: 10 часов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Русский язык. Азбука: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌Комплект из 4-х прописей, предназначенных для работы с учебником "Азбука. 1 класс" В.Г. Горецкого. ‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для
 общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. —
 4-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2022‌​

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌http://school-collection.edu.ru/
 http://nachalka.school-club.ru/about/193/
 http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
 http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole-v-

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для…

России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для…

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся

НОДА к дальнейшему обучению.

НОДА к дальнейшему обучению.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных познавательных возможностей

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных познавательных возможностей

Русский язык»; - специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и…

Русский язык»; - специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и…

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к…

Эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к…

Базовые логические действия : — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение…

Базовые логические действия : — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение…

Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию…

Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию…

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Наблюдение над значением слова

Наблюдение над значением слова

Различение твёрдых и мягких согласных звуков

Различение твёрдых и мягких согласных звуков

Литературное чтение» Звук и буква

Литературное чтение» Звук и буква

Овладение разборчивым, аккуратным письмом в силу физических возможностей

Овладение разборчивым, аккуратным письмом в силу физических возможностей

Орфография и пунктуация (изучается параллельно с разделом «Письмо») 30час

Орфография и пунктуация (изучается параллельно с разделом «Письмо») 30час

Рабочая программа по русскому языку подготовительный класс для детей с ОВЗ ( вариант 6.2)

Рабочая программа по русскому языку подготовительный класс для детей с ОВЗ ( вариант 6.2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2025