Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 26»
683023, г. Петропавловск – Камчатский, ул. Молчанова, 16/1, тел. 25-94-59
«Рассмотрено» на ШМО Протокол №_____ от «___» _________201__ г. Руководитель МО _________ /____________________/ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Привалова Т.А.__________ от «___» __________ 201__г
|
«Утверждаю» Директор школы: Омельченко И. В. _________ от «___»________201__г. Приказ №_____ От «___» _________ 201__г.
|
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 2 Б класса
Автор-составитель:
Мадярий А.М.
2019 / 2020 уч. г.
г. Петропавловск-Камчатский
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.
2. ФГОС НОО.
3. СанПин, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 года № 189.
4. ООПНОО МБОУ «Средняя школа № 26»
5. Устава образовательной организации МБОУ «Средняя школа № 26»
6. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 26» на 2019 – 2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
УМК состоит из:
1) Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2019.
2) Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Канакина В. П. 2 класс. В 2 частях.– М.: «Просвещение», 2019
3) Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В. П. Канакина, Г. С. Щеголева– М.: «Просвещение», 2019
4) Русский язык. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Учебная литература», «Просвещение», 2018
УМК выбрано с учетом более полного методического обеспечения по сравнению с другими образовательными линиями. Это позволит варьировать содержание урока, не отходя от требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение курса русского языка направлено на достижение следующей основной цели – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и
синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,
речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» во 2 классе — 175 часов (5 ч в неделю, 35 учебных недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
• определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
• определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
• определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
• определять ударный и безударные слоги в слове;
• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
• использовать знание алфавита при работе со словарями;
• определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука:
коньки, ёлка, маяк;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие,
шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
• иметь представление о синонимах и антонимах;
• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
• подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
• наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
• распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
• определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова)
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
• находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
• находить имена прилагательные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение
и употребление в речи;
• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
• подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
• выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
• различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа
(ножницы, кефир);
• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;
• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
• различать главные и второстепенные члены предложения
(без дифференциации на виды);
• устанавливать связи слов между словами в предложении;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
• находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
• раздельное написание слов в предложении;
• написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
• отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
• разделительный мягкий знак (ь);
• знаки препинания конца предложения (. ? !);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание)
при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой
задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
• составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников
(помещённых в учебнике);
• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
3. Содержание учебного предмета
Наша речь (5ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (20ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (61ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков. Их смыслоразличительная роль в словах. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (51ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение (21ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
2) л, м, Л, М, я, Я, А;
3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
6) н, ю, Н, Ю, к, К;
7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф;
8) Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочёты при начертании: Я, Т, Р, Ж, У, Х, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Практическая часть программы реализуется выполнением следующих работ:
№ |
Раздел |
Творческие работы |
Контрольные работы |
Проекты |
1 |
Наша речь |
|
Входная контрольная работа. |
|
2 |
Текст |
|
Контрольное списывание. |
|
3 |
Предложение |
Коллективное составление рассказа по репродукции И. С. Остроухова «Золотая осень» |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
|
4 |
Слова, слова, слова… |
1.Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам. 2.Обучающее сочинение по серии картинок. |
|
|
5 |
Звуки и буквы |
1. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство". 2. Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова "Лоси". 3. Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
1.Диктант 2.Словарный диктант 3. Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». 4. Контрольная работа (списывание) 5. Итоговый контрольный диктант за 1-ое полугодие 6. Контрольный диктант «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 7. Контрольный диктант «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 8. Контрольное списывание. |
1.«И в шутку и всерьёз» 2.«Пишем письмо» 3.«Рифма» |
7 |
Части речи |
1.Обучающее изложение. 2.Подробное изложение повествовательного текста. 3. Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» |
1.Контрольный диктант «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы» 2. Контрольный диктант за 3 четверть. 3. Итоговый контрольный диктант за 2019-2020 учебный год. |
"В словари - за частями речи!" |
8 |
Повторение |
1.Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 2.Сочинение по картине. |
Контрольное списывание |
|
Итого: |
11 |
15 |
4 |
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Наша речь |
5 |
2 |
Текст |
5 |
3 |
Предложение |
12 |
4 |
Слова, слова, слова… |
20 |
5 |
Звуки и буквы |
61 |
7 |
Части речи |
51 |
8 |
Повторение |
21 |
|
Итого: |
175 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Корректировка |
Наша речь (5ч) |
||||
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
02.09 |
|
|
2 |
Входная контрольная работа. |
03.09 |
|
|
3 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
04.09 |
|
|
4 |
Как отличить диалог от монолога? |
05.09 |
|
|
5 |
Проверка знаний. |
06.09 |
|
|
Текст (5ч) |
||||
6 |
Что такое текст? |
09.09 |
|
|
7 |
Что такое тема и главная мысль текста? |
10.09 |
|
|
8 |
Части текста. |
11.09 |
|
|
9 |
Обобщение знаний о тексте. |
12.09 |
|
|
10 |
Контрольное списывание. |
13.09 |
|
|
Предложение (12ч) |
||||
11 |
Что такое предложение? |
16.09 |
|
|
12 |
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? |
17.09 |
|
|
13 |
Как из слов составить предложение? |
18.09 |
|
|
14 |
Что такое главные члены предложения? |
19.09 |
|
|
15 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
20.09 |
|
|
16 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
23.09 |
|
|
17 |
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? |
24.09 |
|
|
18 |
Как установить связь слов в предложении? |
25.09 |
|
|
19 |
Коллективное составление рассказа по репродукции И. С. Остроухова «Золотая осень» |
26.09 |
|
|
20 |
Анализ сочинений. Члены предложения. Закрепление. Подготовка к диктанту. |
27.09 |
|
|
21 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
30.09 |
|
|
22 |
Работа над ошибками |
01.10 |
|
|
Слова, слова, слова… (20ч) |
||||
23 |
Что такое лексическое значение слова? |
02.10 |
|
|
24 |
Что такое лексическое значение слова? |
03.10 |
|
|
25 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
04.10 |
|
|
26 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
07.10 |
|
|
27 |
Что такое синонимы? |
08.10 |
|
|
28 |
Что такое антонимы? |
09.10 |
|
|
29 |
Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам. |
10.10 |
|
|
30 |
Обобщение знаний о значении слова. Проверочная работа. |
11.10 |
|
|
31 |
Что такое родственные слова? |
14.10 |
|
|
32 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
15.10 |
|
|
33 |
Что такое однокоренные слова? |
16.10 |
|
|
34 |
Обобщение. Проверочная работа. |
17.10 |
|
|
35 |
Какие бывают слоги? |
18.10 |
|
|
36 |
Как определить ударный слог? |
21.10 |
|
|
37 |
Как определить ударный слог? |
22.10 |
|
|
38 |
Как переносить слова с одной строки на другую ? |
23.10 |
|
|
39 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
24.10 |
|
|
40 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
25.10 |
|
|
41 |
Упражнение в переносе слов. |
05.11 |
|
|
42 |
Перенос слов. Проверочная работа. |
06.11 |
|
|
Звуки и буквы (61ч) |
||||
43 |
Как различить звуки и буквы? |
07.11 |
|
|
44 |
Как мы используем алфавит? |
08.11 |
|
|
45 |
Как мы используем алфавит? |
11.11 |
|
|
46 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
12.11 |
|
|
47 |
Контрольная работа (диктант) |
13.11 |
|
|
48 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
14.11 |
|
|
49 |
Как определить гласные звуки? |
15.11 |
|
|
50 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
18.11 |
|
|
51 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка безударных гласных |
19.11 |
|
|
52 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
20.11 |
|
|
53 |
Как проверить безударный гласный звук в корне слова? |
21.11 |
|
|
54 |
Как проверить безударный гласный звук в корне слова? |
22.11 |
|
|
55 |
Закрепление изученного |
25.11 |
|
|
56 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
26.11 |
|
|
57 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
27.11 |
|
|
58 |
Закрепление изученного. Словарный диктант |
28.11 |
|
|
59 |
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство". |
29.11 |
|
|
60 |
Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». |
02.12 |
|
|
61 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного |
03.12 |
|
|
62 |
Как определить согласные звуки? |
04.12 |
|
|
63 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
05.12 |
|
|
64 |
Контрольная работа (списывание) |
06.12 |
|
|
65 |
Слова с удвоенными согласными. |
09.12 |
|
|
66 |
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова "Лоси". |
10.12 |
|
|
67 |
Наши проекты. И в шутку и всерьёз. |
11.12 |
|
|
68 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
12.12 |
|
|
69 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
13.12 |
|
|
70 |
Итоговый контрольный диктант за 1-ое полугодие |
16.12 |
|
|
71 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
17.12 |
|
|
72 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
18.12 |
|
|
73 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными. |
19.12 |
|
|
74 |
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. |
20.12 |
|
|
75 |
Наши проекты. Пишем письмо. |
23.12 |
|
|
76 |
Проверочная работа за 1-ое полугодие. |
24.12 |
|
|
77 |
Обобщение изученного. |
25.12 |
|
|
78 |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. |
26.12 |
|
|
79 |
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, щн, чт, нч. |
27.12 |
|
|
80 |
Наши проекты "Рифма" |
13.01 |
|
|
81 |
Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. |
14.01 |
|
|
82 |
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. |
15.01 |
|
|
83 |
Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
16.01 |
|
|
84 |
Работа над ошибками. Закрепление изученного |
17.01 |
|
|
85 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
20.01 |
|
|
86 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
21.01 |
|
|
87 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных |
22.01 |
|
|
88 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
23.01 |
|
|
89 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова |
24.01 |
|
|
90 |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
27.01 |
|
|
91 |
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. |
28.01 |
|
|
92 |
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. |
29.01 |
|
|
93 |
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. |
30.01 |
|
|
94 |
Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» |
31.01 |
|
|
95 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
03.02 |
|
|
96 |
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? |
04.02 |
|
|
97 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
05.02 |
|
|
98 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
06.02 |
|
|
99 |
Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. |
07.02 |
|
|
100 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала |
10.02 |
|
|
101 |
Контрольное списывание |
11.02 |
|
|
102 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
12.02 |
|
|
103 |
Обобщение изученного материала. Проверочная работа. |
13.02 |
|
|
Части речи (51ч) |
||||
104 |
Что такое части речи? |
14.02 |
|
|
105 |
Употребление частей речи в тексте. |
17.02 |
|
|
106 |
Что такое имя существительное? |
18.02 |
|
|
107 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
19.02 |
|
|
108 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
20.02 |
|
|
109 |
Правописание собственных имен существительных. |
21.02 |
|
|
110 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей |
25.02 |
|
|
111 |
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет |
26.02 |
|
|
112 |
Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных. |
27.02 |
|
|
113 |
Заглавная буква в географических названиях. |
28.02 |
|
|
114 |
Обучающее изложение. |
02.03 |
|
|
115 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
03.03 |
|
|
116 |
Контрольный диктант по теме «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы» |
04.03 |
|
|
117 |
Работа над ошибками |
05.03 |
|
|
118 |
Единственное и множественное число имён существительных |
06.03 |
|
|
119 |
Единственное и множественное число имён существительных |
10.03 |
|
|
120 |
Единственное и множественное число имён существительных |
11.03 |
|
|
121 |
Подробное изложение повествовательного текста. |
12.03 |
|
|
122 |
Проверка знаний. Проверочная работа. |
13.03 |
|
|
123 |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
16.03 |
|
|
124 |
Работа над ошибками |
17.03 |
|
|
125 |
Что такое глагол? |
18.03 |
|
|
126 |
Значение глаголов в речи. |
19.03 |
|
|
127 |
Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» |
20.03 |
|
|
128 |
Единственное и множественное число глаголов |
30.03 |
|
|
129 |
Единственное и множественное число глаголов |
31.03 |
|
|
130 |
Упражнения в распознавании глаголов. |
01.04 |
|
|
131 |
Правописание частицы не с глаголами |
02.04 |
|
|
132 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
03.04 |
|
|
133 |
Что такое текст- повествование? Составление текста-повествования на заданную тему. |
06.04 |
|
|
134 |
Проверка знаний по теме «Глагол». Проверочная работа. |
07.04 |
|
|
135 |
Что такое имя прилагательное? |
08.04 |
|
|
136 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
09.04 |
|
|
137 |
Прилагательные, близкие и противоположные по значению |
10.04 |
|
|
138 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
13.04 |
|
|
139 |
Что такое текст-описание? |
14.04 |
|
|
140 |
Составление текста-описания на основе личных наблюдений. |
15.04 |
|
|
141 |
Проверка знаний. Проверочная работа. |
16.04 |
|
|
142 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". |
17.04 |
|
|
143 |
Что такое местоимение? |
20.04 |
|
|
144 |
Что такое местоимение? |
21.04 |
|
|
145 |
Что такое текст-рассуждение? |
22.04 |
|
|
146 |
Проверка знаний. Проверочная работа |
23.04 |
|
|
147 |
Для чего служат предлоги в речи? |
24.04 |
|
|
148 |
Раздельное написание предлогов со словами |
27.04 |
|
|
149 |
Правописание предлогов с именами существительными |
28.04 |
|
|
150 |
Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. |
29.04 |
|
|
151 |
Проверочная работа. |
30.04 |
|
|
|
Работа над ошибками. Подготовка к проекту "В словари за частями речи!" |
06.05 |
|
|
152 |
Проект "В словари - за частями речи!" |
07.05 |
|
|
153 |
Итоговый контрольный диктант за 2019-2020 учебный год |
08.05 |
|
|
154 |
Работа над ошибками. |
12.05 |
|
|
Повторение (21ч) |
||||
155 |
Повторение по теме «Текст» |
13.05 |
|
|
156 |
Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» |
14.05 |
|
|
157 |
Повторение по теме «Предложение» |
15.05 |
|
|
158 |
Повторение по теме «Слово» |
18.05 |
|
|
159 |
Повторение по теме «Части речи» |
19.05 |
|
|
160 |
Повторение по теме «Части речи» |
20.05 |
|
|
161 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
21.05 |
|
|
162 |
Повторение по теме «Правила правописания» |
22.05 |
|
|
163 |
Повторение по теме «Правила правописания» |
25.05 |
|
|
164 |
Контрольное списывание |
26.05 |
|
|
165 |
Работа над ошибками |
27.05 |
|
|
166 |
Сочинение по картине |
28.05 |
|
|
167 |
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. |
29.05 |
|
|
168-175 |
Резерв. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.