Рабочая программа по внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 и разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2
1.Планируемые результаты
Личностные: Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку.Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
общества».
Метапредметные:
Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.
Овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной
деятельности;
приобретение навыка рефлексивного чтения.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных
признаков,
представлять мате
риал в виде таблицы или схемы.
Обучающийся научится:
ü ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
ü определять главную тему, общую цель или назначение текста;
ü выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
ü формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
ü предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
ü объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
ü сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
ü сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
ü находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
ü информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимуюединицу информации в тексте);
ü решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ü определять назначение разных видов текстов;
ü ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
ü различать темы и подтемы специального текста;
ü выделять не только главную, но и избыточную информацию;
ü прогнозировать последовательность изложения идей текста;
ü сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
ü выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
ü формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
ü понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еёосмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
ü структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать втексте таблицы, изображения;
ü интерпретировать текст:
ü сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
ü обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
ü делать выводы из сформулированных посылок;
ü выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
ü откликаться на содержание текста:
ü связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
ü оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
ü находить доводы в защиту своей точки зрения;
ü откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
ü на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
ü в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
ü использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
ü критически относиться к рекламной информации;
ü находить способы проверки противоречивой информации;
ü определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
2.Содержание учебного предмета
Содержание раздела, темы |
Виды деятельности |
Определение целей разных видов чтения |
Беседа, практикум, игра |
Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте.Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста. |
Беседа, практикум, игра |
Составление собственного текста. . Роль курсива в тексте. . Составление собственного текста по заданной теме. |
Наблюдение и исследование |
Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту. Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи. Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом. Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста. |
Работа с текстом, практикум
Написание творческих работ |
Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами. |
Работа с текстом, практикум |
Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея текста. Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции. Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста. Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль. Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту Составление плана для подробного пересказа текста Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Определение смысловых частей текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов. Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту. |
Работа с текстом, практикум
Написание творческих работ |
Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте. Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании ответа на вопрос Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста для сжатого пересказа Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление сложного плана текста для пересказа. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление тезисного плана текста для пересказа. Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Создание текста-рассуждения Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения Выполнение заданий контрольной работа Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности. |
Работа с текстом, практикум
Написание творческих работ |
|
|
3.Тематическое планирование
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Учимся читать учебные тексты |
6 |
3 |
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст |
12 |
4 |
Учимся читать и решать учебный текст |
10 |
5 |
Учимся логически мыслить |
11 |
6 |
Учимся читать и понимать текст |
18 |
7 |
Текстовые связи |
10 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.