Рабочая программа по смысловому чтению, 5 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала смысл.чт.docx

Рабочая программа по внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 и разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2

1.Планируемые результаты

Личностные: Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку.Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного

общества».

Метапредметные:

Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение

образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и

перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной

деятельности;

приобретение навыка рефлексивного чтения.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,

сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных

признаков,

представлять мате

риал в виде таблицы или схемы.

Обучающийся  научится:

 

ü  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

ü  определять главную тему, общую цель или назначение текста;

ü  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

ü  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

ü  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

ü  объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

ü  сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

ü  сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

ü  находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

ü  информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимуюединицу информации в тексте);

ü  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

ü  определять назначение разных видов текстов;

ü  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

ü  различать темы и подтемы специального текста;

ü  выделять не только главную, но и избыточную информацию;

ü  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

ü  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

ü  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

ü  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;

ü  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

ü  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еёосмысления.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 

Обучающийся научится:

 

ü  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать втексте таблицы, изображения;

ü  интерпретировать текст:

ü  сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

ü  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

ü  делать выводы из сформулированных посылок;

ü  выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

 

Работа с текстом: оценка информации

 

Обучающийся научится:

 

ü  откликаться на содержание текста:

ü  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

ü  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

ü  находить доводы в защиту своей точки зрения;

ü  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

ü  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

ü  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

ü  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

ü  критически относиться к рекламной информации;

ü  находить способы проверки противоречивой информации;

ü  определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

2.Содержание учебного предмета

 

Содержание раздела, темы

      Виды деятельности

Определение целей разных видов чтения

Беседа, практикум, игра

Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте.Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста.

Беседа, практикум, игра

Составление собственного текста.

. Роль курсива в тексте.

. Составление собственного текста по заданной теме.

Наблюдение и исследование

Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту.

Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту.

Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи.

Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания

Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.

Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста.

Работа с текстом, практикум

 

 

Написание творческих работ

Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту

Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами.

Работа с текстом, практикум

Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея  текста.

Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции.

Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста.

Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль.

Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи

Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту

Составление плана  для подробного пересказа текста

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Определение смысловых частей  текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов.

Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту.

Работа с текстом, практикум

 

 

Написание творческих работ

Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста

Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте.

Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании  ответа на вопрос

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста для сжатого пересказа

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление сложного плана текста для  пересказа. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление тезисного  плана текста для  пересказа.

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Создание текста-рассуждения

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения

Выполнение заданий контрольной работа

Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.

Работа с текстом, практикум

 

 

Написание творческих работ

 

 

 

3.Тематическое планирование

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

1

Введение

1

2

Учимся читать учебные тексты

6

3

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

12

4

Учимся читать и решать учебный текст

10

5

Учимся логически мыслить

11

6

Учимся читать и понимать текст

18

7

Текстовые связи

10