Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Калужской области
«Калужский кадетский многопрофильный техникум»
программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Калуга
2019
Программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. №1568); примерной программы учебной дисциплины Материаловедение (зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО __.__.2017 г., регистрационный номер __.__.__-______).
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский кадетский многопрофильный техникум»
Разработчик: Симакова Елена Георгиевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии преподавателей профессионального цикла.
Протокол от «__» __________ 2019 г. №__.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 Материаловедение
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 Материаловедение относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с профессиональными модулями ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, ПМ.03 Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств, ПМ.04 Выполнение работ по профессиям (18511 Слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 1.1-1.3
ПК 3.2-3.3 ПК.4.1-4.3
ОК 01-10
|
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения при производстве, ремонте и модернизации автомобилей; Выбирать способы соединения материалов и деталей; Назначать способы и режимы упрочения деталей, и способы их восстановления, при ремонте автомобиля, исходя из их эксплуатационного назначения; Обрабатывать детали из основных материалов; Проводить расчеты режимов резания.
|
Строение и свойства машиностроительных материалов; Методы оценки свойств машиностроительных материалов; Области применения материалов; Классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для изготовления деталей автомобиля и ремонта; Методы защиты от коррозии автомобиля и его деталей; Способы обработки материалов; Инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику расчета режимов резания; Инструменты для слесарных работ.
|
1.1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
80 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
44 |
лабораторные занятия |
6 |
практические занятия (если предусмотрено) |
14 |
Самостоятельная работа [1] |
10 |
Контрольная работа |
4 |
Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт |
2 |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1 Металловедение |
|
42 |
|
||
Тема 1.1 Строение и свойства машиностроительных материалов |
Содержание учебного материала |
8 |
|||
1 |
Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и ее значение в технике |
2 |
ПК1.1 ПК1.2 |
||
2 |
Аллотропические превращения в металлах. Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические, химические, технологические свойства металлов |
2 |
|||
3 |
Понятие о сплаве, компоненте. Типы сплавов: механические смеси, твердые растворы, химические соединения |
2 |
|||
4 |
Зависимость свойств сплавов от их состава и строения. Диаграммы I,II,III,IV типа |
2 |
|||
Лабораторная работа |
2 |
|
|||
№1 |
Определение твердости металлов: по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу. |
2 |
|||
Практические занятия не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена |
- |
||||
Тема 1.2 Сплавы железа с углеродом |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их классификация, маркировка и область применения. |
2 |
ПК1.1 ПК1.2 |
||
2 |
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и область применения углеродистых сталей. |
2 |
|||
3 |
Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения легированных сталей |
2 |
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
№1 |
Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии |
2 |
|||
№2 |
Расшифровка различных марок сталей и чугунов. |
2 |
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||||
Построение диаграмм состояния сплавов |
|||||
Тема 1.3 Обработка деталей из основных материалов
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
1 |
Способы обработки материалов. Основы термической обработки металлов |
2 |
|
||
2 |
Классификация видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали |
2 |
|||
3 |
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование |
2 |
|||
Лабораторные работы |
2 |
|
|||
№2 |
Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали. |
2 |
|||
Практические занятия не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||||
Работа с техническими справочниками: выбор режимов термической обработки сплавов |
|||||
Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы
|
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе. Маркировка, свойства и применение |
2 |
ПК1.3 |
||
2 |
Сплавы на основе алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение |
2 |
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
№3 |
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе |
2 |
|||
№4 |
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов |
2 |
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены |
- |
||||
Контрольная работа по теме: Металловедение |
2 |
||||
Раздел 2 Неметаллические материалы |
|
32 |
|||
Тема 2.1 Пластмассы, антифрикционные, композитные материалы |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их области применения в автомобилестроении и ремонтном производстве |
2 |
ПК1.2 ПК4.1-ПК4.3 |
||
2 |
Характеристика и область применения антифрикционных материалов. |
2 |
|||
3 |
Композитные материалы. Применение, область применения |
2 |
|||
Практические занятия не предусмотрены |
- |
|
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||||
Выполнение рефератов или презентаций: «Дисперсно-упрочненные композиционные материалы», «Волокнистые композиционные материалы», «Слоистые композиционные материалы», «Свойства и область применения композиционных материалов» |
2 |
||||
Тема 2.2 Автомобильные эксплуатационные материалы |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и классификация |
2 |
ПК 1.1 ПК 1.2 |
||
2 |
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел |
2 |
|||
3 |
Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение |
2 |
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
№5 |
Определение марки бензинов. |
2 |
|||
№6 |
Определение марки автомобильных масел. |
2 |
|||
Лабораторные работы |
2 |
||||
№3 |
Определение качества бензина, дизельного топлива. |
2 |
|||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||||
Выполнение индивидуального задания по сравнительному анализу разных видов топлива |
|||||
Тема 2.3 Обивочные, прокладочные, уплотнительные и электроизоляционные материалы |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Назначение и область применения обивочных материалов. Классификация обивочных материалов. Назначение и область применения прокладочных и уплотнительных материалов. Классификация прокладочных и уплотнительных материалов Назначение и область применения электроизоляционных материалов. Классификация электроизоляционных материалов |
2 |
ПК1.3 ПК3.2 |
||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
|
|||
Практические работы не предусмотрены |
- |
|
|||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена |
- |
||||
Тема 2.4 Резиновые материалы |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Каучук строение, свойства, область применения. Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями. Организация экономного использования автомобильных шин. Увеличение срока службы шин за счет своевременного и качественного ремонта |
2 |
ПК3.2
|
||
Практические занятия не предусмотрены |
- |
|
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||||
Устройство автомобильных шин. |
|||||
Тема 2.5 Лакокрасочные материалы |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Требования к лакокрасочным материалам. Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на поверхности. |
2 |
ПК4.1-ПК4.3 |
||
Практические занятия не предусмотрены |
- |
|
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена |
- |
||||
Контрольная работа по теме Неметаллические материалы |
2 |
||||
Раздел 3 Обработка деталей на металлорежущих станках |
|
4 |
|||
Тема 3.1 Способы обработки материалов |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Виды и способы обработки материалов. Инструменты для выполнения слесарных работ. Оборудование и инструменты для механической обработки металлов. Выбор режимов резания. |
2 |
ПК1.2 ПК3.3 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|||
№7 |
Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках. |
2 |
|||
Лабораторные работы не предусмотрены |
- |
||||
Контрольные работы не предусмотрены |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||||
Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт |
2 |
||||
Всего: |
80 |
||||
.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебное пособие/ А. М. Адаскин, В. М. Зуев. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 288 с.
2. Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –496 с.
3. Чумаченко Ю. Т. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие/ Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И. Герасименко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. - 408 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://www.twirpx.com
2. http://gomelauto.com
3. http://metalhandling.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учебное пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
2. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке/ под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
3. Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.Н. Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 80 с.
4. Соколова Е. Н. Материаловедение. Лабораторный практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.Н. Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания |
|
|
строение и свойства машиностроительных материалов |
Перечислены все свойства машиностроительных материалов и указано правильное их строение |
контрольная работа, тестовый контроль |
методы оценки свойств машиностроительных материалов |
Метод оценки свойств машиностроительных материалов выбран в соответствии с поставленной задачей |
устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа |
области применения материалов |
Область применения материалов соответствует техническим условиям материалов |
устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа |
классификацию и маркировку основных материалов |
Классификация и маркировка соответствуют ГОСТу на использование материалов |
устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа |
методы защиты от коррозии |
Перечислены все основные методы защиты от коррозии и дана их краткая характеристика |
устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа |
способы обработки материалов |
Соответствие способа обработки назначению материала |
практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль |
Умения |
||
выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения |
Выбор материала проведен в соответствии со свойствами материалов и поставленными задачами |
практические работы, самостоятельная работа, тестовый контроль |
выбирать способы соединения материалов |
Выбор способов соединений проведен в соответствии с заданием. |
лабораторные и практические работы, |
обрабатывать детали из основных материалов |
Выбор метода обработки детали соответствует типу и свойствам материала |
лабораторные работы, самостоятельная работа |
[1] Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.