Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Материаловедение для специальности 27.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Материаловедение для специальности 27.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля

Медиа
Образовательные программы
docx
Профессиональное образование
10 кл
01.12.2019
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Материаловедение
ОП. 04 М.docx

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

по специальности

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2019

Программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. №1568); примерной программы учебной дисциплины Материаловедение (зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО __.__.2017 г., регистрационный номер __.__.__-______).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

 

Разработчик: Симакова Елена Георгиевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

 

 

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии преподавателей профессионального цикла.

 

Протокол от «__» __________ 2019 г. №__.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                        

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.     условия реализации учебной дисциплины

 

10

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 Материаловедение

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.04 Материаловедение относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы

 Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с профессиональными модулями ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, ПМ.03 Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств, ПМ.04 Выполнение работ по профессиям (18511 Слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля).

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1-1.3

 

ПК 3.2-3.3

ПК.4.1-4.3

 

ОК 01-10

 

 

 

Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения при производстве, ремонте и модернизации автомобилей;

Выбирать способы соединения материалов и деталей;

Назначать способы и режимы упрочения деталей, и способы их восстановления, при ремонте автомобиля, исходя из их эксплуатационного назначения;

Обрабатывать детали из основных материалов;

Проводить расчеты режимов резания.

 

Строение и свойства машиностроительных материалов;

Методы оценки свойств машиностроительных материалов;

Области применения материалов;

Классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для изготовления деталей автомобиля и ремонта;

Методы защиты от коррозии автомобиля и его деталей;

Способы обработки материалов;

Инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику расчета режимов резания;

Инструменты для слесарных работ.

 

 

 

1.1.          Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

80

в том числе:

теоретическое обучение

44

лабораторные занятия

6

практические занятия (если предусмотрено)

14

Самостоятельная работа [1]

10

Контрольная работа

4

Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт

2

 


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел 1 Металловедение

 

42

 

Тема 1.1

Строение и свойства машиностроительных материалов

Содержание учебного материала

8

1

Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и ее значение в технике

2

ПК1.1

ПК1.2

2

Аллотропические превращения в металлах. Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические, химические, технологические свойства металлов

2

3

Понятие о сплаве, компоненте. Типы сплавов: механические смеси, твердые растворы, химические соединения

2

4

Зависимость свойств сплавов от их состава и строения. Диаграммы I,II,III,IV типа

2

Лабораторная работа

2

 

№1

Определение твердости металлов: по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу.

2

Практические занятия не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.2

Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала

6

1

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их классификация, маркировка и область применения.

2

ПК1.1

ПК1.2

2

Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и область применения углеродистых сталей.

2

3

Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения легированных сталей

2

Практические занятия

4

 

№1

Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии

2

№2

Расшифровка различных марок сталей и чугунов.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Построение диаграмм состояния сплавов

Тема 1.3

Обработка деталей из основных материалов

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Способы обработки материалов. Основы термической обработки металлов

2

 

2

Классификация видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали

2

3

Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование

2

Лабораторные работы

2

 

№2

Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.

2

Практические занятия не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с техническими справочниками: выбор режимов термической обработки сплавов

Тема 1.4

Цветные металлы и сплавы

 

Содержание учебного материала

4

1

Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе. Маркировка, свойства и применение

2

ПК1.3

2

Сплавы на основе алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение

2

Практические занятия

4

 

№3

Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе

2

№4

Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены

-

Контрольная работа по теме: Металловедение

2

Раздел 2

Неметаллические материалы

 

32

Тема 2.1

Пластмассы, антифрикционные, композитные материалы

Содержание учебного материала

6

1

Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их области применения в автомобилестроении и ремонтном производстве

2

ПК1.2

ПК4.1-ПК4.3

2

Характеристика и область применения антифрикционных материалов.

2

3

Композитные материалы. Применение, область применения

2

Практические занятия не предусмотрены

-

 

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение рефератов или презентаций: «Дисперсно-упрочненные композиционные материалы», «Волокнистые композиционные материалы», «Слоистые композиционные материалы», «Свойства и область применения композиционных материалов»

2

Тема 2.2 Автомобильные эксплуатационные материалы

Содержание учебного материала

6

1

Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и классификация

2

ПК 1.1

ПК 1.2

2

Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел

2

3

Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение

2

Практические занятия

4

 

№5

Определение марки бензинов.

2

№6

Определение марки автомобильных масел.

2

Лабораторные работы

2

№3

Определение качества бензина, дизельного топлива.

2

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение индивидуального задания по сравнительному анализу разных видов топлива

Тема 2.3

Обивочные, прокладочные, уплотнительные и электроизоляционные материалы

Содержание учебного материала

2

1

Назначение и область применения обивочных материалов. Классификация обивочных материалов. Назначение и область применения прокладочных и уплотнительных материалов. Классификация прокладочных и уплотнительных материалов

Назначение и область применения электроизоляционных материалов. Классификация электроизоляционных материалов

2

ПК1.3

ПК3.2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

 

Практические работы не предусмотрены

-

 

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 2.4

Резиновые материалы

Содержание учебного материала

2

1

Каучук строение, свойства, область применения. Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями. Организация экономного использования автомобильных шин. Увеличение срока службы шин за счет своевременного и качественного ремонта

2

ПК3.2

 

Практические занятия не предусмотрены

-

 

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Устройство автомобильных шин.

Тема 2.5

Лакокрасочные материалы

Содержание учебного материала

2

1

Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов.

Требования к лакокрасочным материалам. Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.

2

ПК4.1-ПК4.3

Практические занятия не предусмотрены

-

 

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Контрольная работа по теме Неметаллические материалы

2

Раздел 3

Обработка деталей на металлорежущих станках

 

4

Тема 3.1

Способы обработки материалов

Содержание учебного материала

2

1

Виды и способы обработки материалов. Инструменты для выполнения слесарных работ. Оборудование и инструменты для механической обработки металлов. Выбор режимов резания.

2

ПК1.2

ПК3.3

Практические занятия

2

 

№7

Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт

2

Всего:

80

.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- образцы смазочных материалов.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

1.   Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебное пособие/ А. М. Адаскин, В. М. Зуев. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 288 с.

2.   Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –496 с.

3.   Чумаченко Ю. Т. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие/ Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И. Герасименко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. - 408 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.http://www.twirpx.com

2. http://gomelauto.com

3. http://metalhandling.ru

3.2.3. Дополнительные источники

1.   Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учебное пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

2.   Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке/ под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.

  3. Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.Н.  Соколова. -  М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 80 с.

4.   Соколова Е. Н. Материаловедение. Лабораторный практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.Н. Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания

 

 

строение и свойства машиностроительных материалов

Перечислены все свойства машиностроительных материалов и указано правильное их строение

контрольная работа, тестовый контроль

методы оценки свойств машиностроительных материалов

Метод оценки свойств машиностроительных материалов выбран в соответствии с поставленной задачей

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

области применения материалов

Область применения материалов соответствует техническим условиям материалов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

классификацию и маркировку основных материалов

Классификация и маркировка соответствуют   ГОСТу на использование материалов

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

методы защиты от коррозии

Перечислены все основные методы защиты от коррозии и дана их краткая характеристика

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

способы обработки материалов

Соответствие способа обработки назначению материала

практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль

Умения

выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

Выбор материала проведен в соответствии со свойствами материалов и поставленными задачами

практические работы, самостоятельная работа, тестовый контроль

выбирать способы соединения материалов

Выбор способов соединений проведен в соответствии с заданием.

лабораторные и практические работы,

обрабатывать детали из основных материалов

Выбор метода обработки детали соответствует типу и свойствам материала

лабораторные работы, самостоятельная работа

 



[1] Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)