Местная администрация Чегемского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звездный
Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Рассмотрена и принята на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла прот.№ 1 от « 18 » 08 2020г. Руководитель МО ____________Жолаева А.А. |
|
Согласована зам. директора по УВР _______Баймурадова А.О. « 19 » 08 2020г. |
|
«Утверждаю» директор МКОУ «СОШ» с.п.п.Звездный Зинченко Г.Б. Пр.№ 123 от « 20 » 08 2020г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Наглядная геометрия»
в 5 классе
на 2020-2021 учебный год
учителя математики Арчаковой Л.М.
с.п.п.Звездный
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» линии УМК под ред. Т.Г. Ходот для 5 класса составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014года № 1644, от 31.12.2015года № 1577);
- Примерной программы по учебному курсу «Наглядная геометрия» под ред. Т.Г. Ходот, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный ;
- учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный на 2020-2021уч.год;
- соответствует Положению о рабочих программах учебного предмета, курса, модуля в МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный приказ №104 от 30.08.2016г (при реализации ФГОС ООО).
Рабочая программа предназначена для изучения учебного курса «Наглядная геометрия» в 5 классе по учебнику «Наглядная геометрия 5класс». Учебник ФГОС. Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2015г, под ред. Т.Г. Ходот. Учебник входит в Федеральный перечень, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 года № 345. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» ( 2.2.4.1.5.1).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с недельным учебным планом основного общего образования, учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе в объеме 35 часов (1ч. в неделю).
Планируемые результаты обучения учебного курса
«Наглядная геометрия» в 5 классе.
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунки, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- строить углы, определять её градусную меру;
- распознавать и изображать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Обучающийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представление о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса
«Наглядная геометрия» в 5 классе.
Взаимосвязь результатов освоения учебного курса «Наглядная геометрия» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения учебного курса «Наглядная геометрия» являются:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Наглядная геометрия» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР – Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Содержание учебного курса.
Введение. Начальные понятия, 4ч.
- Первые шаги в геометрии. Ознакомление учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.
Отрезок. Конструкции из отрезков, 16 ч.
-Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Углы. Конструкции из углов, 7ч.
- Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Измерения, 8ч.
- Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности.
- Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятия и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Календарно – тематическое планирование
№
|
Тема |
Кол-во часов |
Тип урока |
Планируемые результаты обучения |
Вид контроля |
Дата |
Примечание |
||
Освоение предметных знаний |
УУД |
План |
Факт |
||||||
Введение (1ч) |
|||||||||
1 |
Введение |
1 |
Ознакомление с новым материалом |
Расширить: представления о геометрических фигурах в окружающем мире. Знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол). Уметь: строить простейшие геометрические фигуры |
Личностные: – выражают положительное отношение к процессу познания; – адекватно оценивают свою учебную деятельность; – применяют правила делового сотрудничества; – понимают причины успеха в своей учебной деятельности. Регулятивные: – работают по составленному плану, используют дополнительные источники информации (справочная литература, средства ИКТ). Познавательные: – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: – умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
05.09 |
|
|
Начальные понятия (3ч). |
|||||||||
2 |
Точка. Линия. Виды линий |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Расширить: представления о геометрических фигурах в окружающем мире. Знать: примеры геометрических фигур, описание точку, линии. Уметь: применять определения и полученные навыки при решении задач
|
Личностные: – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; – оценивают свою учебную деятельность; – применяют правила делового сотрудничества. Регулятивные: – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления. Познавательные: – записывают выводы в виде правил «если…, то...». Коммуникативные: – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе; – умеют строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками. |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
12.09 |
|
|
3 |
Поверхность, тело. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
19.09 |
|
|
||
4 |
Плоские и пространственные фигуры |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
26.09 |
|
|
||
Отрезок. Конструкции из отрезков.(16 ч) |
|||||||||
5 |
Отрезок, сравнение отрезков. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Знать: определения отрезка, длины отрезка, луча, прямой, пересечение и параллельность прямых, определения плоскости, Знать правила записи единиц измерения длины и массы, схемы перевода единиц длины и массы, цену деления, шкалы и координаты, координатный луч, координата точки. Уметь: с помощью геометрических приборов вести построение треугольника; обозначать треугольник; называть элементы треугольника, измерять и записывать стороны треугольника; классифицировать многоугольники; применять алгоритм нахождения периметра треугольника. Уметь: применять определения и полученные навыки при решении задач Уметь: применять изученные теоретические сведения для решения конкретных задач; действовать в соответствии с предложенным алгоритмом |
Личностные: – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; – оценивают свою учебную деятельность; – применяют правила делового сотрудничества. Регулятивные: – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления. Познавательные: – записывают выводы в виде правил «если…, то...». Коммуникативные: – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе; – умеют строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками. |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
03.10 |
|
|
6 |
Луч. Числовой луч. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
10.10 |
|
|
||
7 |
Прямая. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
17.10 |
|
|
||
8 |
Ломаная. Длина ломаной |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
24.10 |
|
|
||
9 |
Треугольник. Элементы треугольника |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
31.10 |
|
|
||
10 |
Виды треугольников |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
14.11 |
|
|
||
11 |
Неравенство треугольника |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
21.11 |
|
|
||
12 |
Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков
|
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
28.11 |
|
|
||
13 |
Как мы видим и рисуем круг |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
|
|
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
05.12 |
|
|
14 |
Решение задач |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
12.12 |
|
|
||
15 |
Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
19.12 |
|
|
||
16 |
Прямоугольный параллелепипед |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
26.12 |
|
|
||
17 |
Как рисуют цилиндры |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
16.01 |
|
|
||
18 |
Конус. Его элементы. Виды конусов |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
23.01 |
|
|
||
19 |
Как рисуют конусы |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
30.01 |
|
|
||
20 |
Решение задач |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний
|
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
06.02 |
|
|
||
Углы. Конструкции из углов (7ч) |
|||||||||
21 |
Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Знать: Виды углов. Градусная мера углов, определение острого, прямого и тупого углов. Сумма и разность углов. Биссектриса угла Виды треугольников. Уметь: применять определения и полученные навыки при решении задач, распознавать острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника; |
Личностные: – объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; – выражают положительное отношение к процессу познания; – оценивают свою учебную деятельность; – формируют устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Регулятивные: – определяют цель учебной деятельности, находят средства её осуществления. Познавательные: – записывают выводы в виде правил «если…, то...». Коммуникативные: – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
13.02 |
|
|
22 |
Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
20.02 |
|
|
||
23 |
Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
27.02 |
|
|
||
24 |
Виды углов |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
06.03 |
|
|
||
25 |
Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
13.03 |
|
|
||
26 |
Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
20.03 |
|
|
||
27 |
Новая классификация треугольников |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
03.04 |
|
|
||
Измерения (7ч.) |
|||||||||
28 |
Измерение отрезков |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Расширить: представления о геометрических фигурах в окружающем мире. Знать: что называется прямоугольным параллелепипедом; понятия: вершина, ребро, грань. Знать: понятия «объем тела», зависимость между единицами измерения объемов фигур, формулы объемов прямоугольного параллелепипеда и куба. Уметь: изображать прямоугольный параллелепипед, распознавать ПП на чертежах, рисунках, окружающем мире; показывать и называть изученные понятия грань, ребро, вершина; находить сумму длин его ребер; применять зависимость между единицами объема при выражении одних единиц измерения в другие; применять формулы при решении геометрических задач; вычислять объем ПП, зная его измерения; - изображать углы заданной величины с помощью транспортира; - измерять углы с помощью транспортира |
Личностные: – проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, – адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, – осознают и принимают социальную роль ученика, объясняют свои достижения Регулятивные: – работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные: – записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». Коммуникативные: – умеют высказывать свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
10.04 |
|
|
29 |
Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
17.04 |
|
|
||
30 |
Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
24.04 |
|
|
||
31 |
Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
08.05 |
|
|
||
32 |
Измерение углов. Транспортир |
1 |
Ознакомление с новым материалом Отработка и закрепление навыков |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
15.05 |
|
|
||
33 |
Измерение углов. Транспортир |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Фронтальный и индивидуальный опрос Работа с раздаточным материалом |
22.05 |
|
|
||
Повторение (2ч.) |
|||||||||
34 |
Итоговое повторение материала по курсу 5 класса |
1 |
Повторение и систематизация знаний |
Уметь: применять изученные теоретические сведения для решения практических задач |
Личностные: – объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД. Регулятивные: – определяют цель учебной деятельности, – осуществляют поиск средств ее достижения. Познавательные: – передают содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные: – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
29.05 |
|
|
35 |
Итоговое повторение материала по курсу 5 класса |
1 |
Повторение и систематизация знаний |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.