муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_______от «___»___________2017 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________НизамутдиноваЛ.Г.
«___»____________2017г. |
«Утверждаю» Директор школы _______Минияров Р.А. Приказ № от «___»____________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету алгебра 10 класс
Уровень образования: среднее общее (10-11 классы)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений / сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010.
Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:
-формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
задачи программа:
-приобретение математических знаний и умений;
-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
-освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа рассчитано на 4 часа (базовый уровень).
Количество учебных часов:
В год - 136 часов
Содержание учебного курса
Раздел |
Количество часов в рабочей программе |
Тригонометрические функции любого угла |
6 |
Основные тригонометрические формулы |
7 |
Формулы сложения и их следствия |
10 |
Тригонометрические функции числового аргумента |
6 |
Основные свойства функций |
13 |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств |
19 |
Производная |
22 |
Применение непрерывности и производной |
9 |
Применение производной к исследованию функций |
22 |
Итоговое повторение курса 10 класса |
22 |
Итого |
136 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы. Формулы сложения и их следствия (23 часа, в том числе 1 контрольная работа)
Определение тригонометрических функций любого угла. Радианная мера угла. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом любого угла. Основные тригонометрические формулы. Формулы сложения и их следствия.
Основная цель – ввести понятия синуса, косинуса и тангенса произвольного угла; сформировать умения вычислять по известному значению одной из тригонометрических функций значения остальных, выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений.
В курсе геометрии 8 класса были сформулированы определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Теперь в курсе алгебры учащиеся знакомятся с соответствующими понятиями для произвольного угла. Рассматривается радианная мера угла, и устанавливается соответствие между действительными числами и точками окружности. В данной теме вводится понятие «тригонометрическая функция».
Учащиеся изучают основные тригонометрические формулы и формулы сложения, учатся применять их для преобразования несложных выражений.
2. Тригонометрические функции (6 часов, в том числе 1 контрольная работа)
Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус и тангенс. Периодические функции. Свойства и графики тригонометрических функций.
Основная цель – расширить и закрепить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками.
Изучение темы начинается с вводного повторения, в ходе которого напоминаются основные формулы тригонометрии, известные из курса алгебры, и выводятся некоторые новые формулы. От учащихся не требуется точного запоминания всех формул. Предполагается возможность использования справочных материалов: учебника, таблиц, справочников.
Особое внимание следует уделить работе с единичной окружностью. Она становится основой для определения синуса и косинуса числового аргумента и используется далее для вывода свойств тригонометрических функций и решения тригонометрических уравнений.
Систематизируются сведения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанные с исследованием функций (экстремум, периодичность), и общая схема исследований функций. В соответствии с этой общей схемой проводится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.
3. Тригонометрические уравнения (19 часов, в том числе 1 контрольная работа)
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Решение простейших тригонометрических уравнений основывается на изученных свойствах тригонометрических функций. При этом целесообразно широко использовать графические иллюстрации с помощью единичной окружности. Отдельного внимания заслуживают уравнения вида sin х = 1, cos х = 1 и т.п. Их решение нецелесообразно сводить к применению общих формул.
Отработка каких-либо специальных приемов решения более сложных тригонометрических уравнений не предусматривается. Достаточно рассмотреть отдельны примеры решения таких уравнений, подчеркивая общую идею решения: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного и того же аргумента, с последующей заменой.
Материал, касающийся тригонометрических неравенств и систем уравнений, не является обязательным.
Как и в предыдущей теме, предполагается возможность использования справочных материалов.
4. Производная (22 часа, в том числе 1 контрольная работа)
Производная производные суммы, произведения, частного. Производная степенной функции с целым показателем. Производные синуса и косинуса.
Основная цель – ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
При введении понятия производной и изучении ее свойств следует опираться на наглядно-интуитивные представления учащихся о приближении значений функции к некоторому числу, о приближении участка кривой к прямой линии и т.п.
Формирование понятия предела функции, а также умение воспроизводить доказательства каких-либо теорем в данном разделе не предусматриваются. В качестве примера вывода правил нахождения производных в классе рассматривается только теорема о производной сумы, все остальные теоремы принимаются без доказательства. Важно отработать достаточно свободное умение применять эти теоремы в несложных случаях.
В ходе решения задач на применение формулы производной сложной функции можно ограничиться случаем f (кх + b): именно этот случай необходим далее.
5. Применение производной (22 часа, в том числе 1 контрольная работа)
Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений.
Основная цель – ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.
Опора на геометрический и механический смысл производной делает интуитивно ясными критерии возрастания и убывания функций, признаки максимума и минимума.
Основное внимание должно быть уделено разнообразным задачам, связанным с использованием производной для исследования функций. Остальной материал (применение производной к приближенным вычислениям, производная в физике и технике) дается в ознакомительном плане.
6. Повторение курса 10 класса (22 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра и начала анализа 10 класс
№ урока |
Наименование темы
|
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата проведения |
Примечание |
|
Тригонометрические выражения и их преобразования |
23 |
|
|
|
|
Тригонометрические функции любого угла. |
|
|
|
|
1-2 |
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса, п.28. |
2 |
1.09 4.09 |
|
|
3-4 |
Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса, п.29. |
2 |
5.09 7.09 |
|
|
5-6 |
Радианная мера угла, п.30. |
2 |
8.09 11.09 |
|
|
|
Основные тригонометрические формулы. |
|
|
|
|
7-8 |
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла, п.31. |
2 |
12.09 14.09
|
|
|
9-11 |
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений, п.32. |
3 |
15.09 18.09 19.09 |
|
|
12-13 |
Формулы приведения, п.33. |
2 |
21.09 22.09 |
|
|
|
Формулы сложения и их следствия
|
|
|
|
|
14-15 |
Формулы сложения, п.34. |
2 |
25.09 26.09 |
|
|
16-17 |
Формулы двойного угла, п.35 |
2 |
28.09 29.09 |
|
|
18 |
Формулы суммы и разности тригонометрических функций, п.36. |
1 |
2.10 |
|
|
19-20 |
Применение формул суммы и разности тригонометрических функций, п.36. |
2 |
3.10 5.10 |
|
|
21-22
|
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
2 |
6.10 16.10
|
|
|
23 |
Контрольная работа № 1 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента». |
1 |
17.10 |
|
|
|
Тригонометрические функции числового аргумента (учебник 11 класса). |
6 |
|
|
|
24-25
|
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение), п.1. |
2
|
19.10 20.10 |
|
|
26-27
|
Функции синус и косинус и их графики, п.2. |
2
|
23.10 24.10
|
|
|
28 |
Функции тангенс и котангенс и их графики, п.2 |
1 |
26.10
|
|
|
29 |
Контрольная работа № 2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента». |
1 |
27.10 |
|
|
|
Основные свойства функций. |
13 |
|
|
|
30-31 |
Функции и их графики, п.3. |
2 |
30.10 31.10 |
|
|
32-33 |
Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций, п.4. |
2 |
2.11 3.11 |
|
|
34-35 |
Возрастание и убывание функций. Экстремумы, п.5. |
2 |
6.11 7.11 |
|
|
36 |
Построение графиков функций, п.6. |
1 |
9.11 |
|
|
37-38 |
Исследование функций, п.3 |
2 |
10.11 13.11 |
|
|
39-40
|
Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания, п.7 |
2
|
14.11 16.11 |
|
|
41
|
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
1 |
17.11
|
|
|
42 |
Контрольная работа по теме «Основные свойства функций». |
1 |
27.11 |
|
|
|
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. |
19 |
|
|
|
43-44 |
Арксинус, арккосинус и арктангенс, п.8. |
2 |
28.11 30.11
|
|
|
45-47 |
Решение простейших тригонометрических уравнений sin t=a, cos t=a, п.9. |
3 |
1.12 4.12 5.12 |
|
|
48 |
Решение простейших тригонометрических уравнений tg t=a, ctg t=a, п.9. |
1 |
7.12 |
|
|
49-50 |
Решение простейших тригонометрических неравенств, п.10. |
2 |
8.12 11.12
|
|
|
51-57 |
Примеры решения тригонометрических уравнений, п.11. |
7 |
12.12 14.12 15.12 18.12 19.12 21.12 22.12 |
|
|
58-59 |
Примеры решения систем уравнений, п.11. |
2 |
25.12 26.12 |
|
|
60
|
Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
1 |
28.12 |
|
|
61 |
Контрольная работа № 3 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». |
1 |
29.12 |
|
|
|
Производная. |
22 |
|
|
|
62-63 |
Приращение функции, п.12. |
2 |
8.01 9.01
|
|
|
64 |
Понятие о производной, её геометрический и физический смысл, п.13. |
1 |
11.01 |
|
|
65-66
|
Понятие о непрерывности и предельном переходе, п.14. |
2
|
12.01 15.01
|
|
|
67-69 |
Правила вычисления производных, п.15. |
3 |
16.01 18.01 19.01 |
|
|
70-72 |
Производная степенной функции, п.15. |
3 |
22.01 23.01 25.01 |
|
|
73-77 |
Производная сложной функции, п.16. |
5 |
26.01 29.01 30.01 1.02 2.02 |
|
|
78-80 |
Производная тригонометрических функций, п.17. |
3 |
5.02 6.02 8.02 |
|
|
81-82
|
Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
2 |
9.02 12.02 |
|
|
83 |
Контрольная работа № 4 по теме «Производная». |
1 |
13.02 |
|
|
|
Применение непрерывности и производной. |
9 |
|
|
|
84-85
|
Применение непрерывности, п.18. |
2
|
15.02 16.02 |
|
|
86-87 |
Касательная к графику функции, уравнение касательной, п.19. |
2
|
26.02 27.02 |
|
|
88 |
Формула Лагранжа, п.19. |
1 |
1.03 |
|
|
89
|
Приближенные вычисления, п.20. |
1
|
2.03 |
|
|
90 |
Производная в физике и технике, п.21. |
1 |
5.03 |
|
|
91
|
Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
1 |
6.03 |
|
|
92 |
Контрольная работа № 5 по теме «Применение непрерывности и производной». |
1 |
8.03
|
|
|
|
Применения производной к исследованию функции. |
22 |
|
|
|
93 |
Признак возрастания (убывания) функции, п.22. |
1 |
9.03 |
|
|
94-96 |
Применение признака возрастания при исследовании функции, п.22. |
3 |
12.03 13.03 15.03 |
|
|
97
|
Критические точки функции, признак максимума и минимума функции, п.23. |
1
|
16.03 |
|
|
98-100 |
Применение признака максимума и минимума функции для нахождения экстремумов функции, п.23. |
3 |
19.03 20.03 22.03 |
|
|
101-103 |
Примеры применения производной к исследованию функции, п.24. |
3 |
23.03 26.03 27.03 |
|
|
104-106 |
Исследование функций и построение графиков, п.24 |
3 |
29.03 30.03 2.04 |
|
|
107 |
Наибольшее и наименьшее значение функции, 25. |
1 |
3.04 |
|
|
108-110 |
Примеры нахождения наибольшего и наименьшего значения функции, п.25. |
3 |
5.04 6.04 16.04 |
|
|
111-113
|
Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
3 |
17.04 19.04 20.04
|
|
|
114 |
Контрольная работа № 6 по теме «Применения производной к исследованию функции». |
1 |
23.04
|
|
|
|
Итоговое повторение. |
22 |
|
|
|
115-129 |
Решение упражнений. |
6 |
24.04 26.04 27.04 1.05 3.05 4.05 7.05 8.05 10.05 11.05 14.05 15.05 17.05 18.05 21.05 |
|
|
130-131 |
Контрольная работа № 7 «Итоговая контрольная работа»
|
2 |
22.05 24.05 |
|
|
132-136 |
Решение упражнений. |
5 |
25.05 28.05 29.05 30.05 31.05 |
|
|
|
Итого часов |
136 |
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в
то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию
процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития
математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа,
возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех
областях человеческой деятельности;
• вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь
• выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение
вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
• проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих
степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
• вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и
преобразования;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы
и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
• определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
• строить графики изученных функций;
• решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей,
представления их графически, интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
• решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
• составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
• использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
• изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
• решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
• вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.