Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа» Холм-Жирковского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Экономика» в 10-11 классах
Разработана учителем математики
Максименковой Ириной
Александровной
2016/2017 учебный год
Рабочая программа
СРЕДНЕГО общего образования
Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерная программа предназначена для обучающихся III уровня образования, не занимающихся по программе профильного курса экономики.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части конкретизации и структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов (1 ч в 10 классе и 1 ч в 11 классе). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Преподавание ведется по учебнику В.А. Автономова. Экономика.Учебник для 10,11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования. 16-е издание, доработанное, издательство ВИТА пресс, Москва, 2014 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению обучающихся осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты изучения элективного учебного предмета «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
В результате изучения экономики на базовом уровне обучающийся должен:
Знать/понимать
· функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
· приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
· описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· получения и оценки экономической информации;
· составления семейного бюджета;
· оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Содержание учебного предмета, курса
Тема |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество практических работ |
Содержание |
10 класс |
||||
Экономика и общественное развитие |
5 ч |
1 |
|
Экономика как наука и сфера деятельности. Безграничные потребности и ограниченные возможности. Проблема выбора производителя и потребителя. Альтернативная стоимость. Модели выбора производителя и потребителя (кривая производственных возможностей потребителя). Способы организации хозяйственной деятельности: традиционный, централизованный, рыночный и смешанный. |
Спрос, предложение и рыночное равновесие |
5 ч |
1 |
|
Принципы функционирования Рыночной экономики. Экономические агенты и их роль. Виды рынков; рынки товаров и услуг, факторов производства. Основные товарно-денежные потоки. Спрос и факторы, формирующие спрос. Закон спроса. Эластичность спроса и изменение спроса. Предложение и факторы, формирующие предложение. Закон предложения и изменение предложения. Механизм установления равновесной цены. Показатели равновесия: равновесная цена и равновесное количество. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя или потребителя (условия выигрыша). |
Основы потребления |
3 ч |
|
1 |
Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Суверенитет потребителя. Информация и реклама. Страхование. |
Деньги и банки |
3 ч |
|
1 |
Деньги и сущность денег. Виды денег. Свойства и функции денег. Рынок валют (национальная валюта и ее стоимость). Центральный банк, коммерческие банки и их функции. Кредитные и депозитные операции банков. Простые и сложные проценты. |
Инфляция |
3 ч |
1 |
|
Покупательная способность денег. Потребительская корзина и прожиточный минимум. Номинальные и реальные доходы граждан. Причины возникновения инфляции. Последствия инфляции. Антиинфляционные меры правительства. |
Государство и экономика |
4 ч |
|
1 |
Основные функции государства. Государственный сектор. Случаи несостоятельности рынка (общественные блага). Внешние эффекты. Перераспределение дохода и социальные функции государства. Доходы и расходы государства. Налоги, виды налогов. |
Макроэкономика. Экономический рост и развитие . |
3 ч |
|
1 |
Валовой внутренний продукт. Факторы экономического роста. Неравномерность развития экономики. Фазы экономического цикла. |
Рынок труда |
4 ч |
1 |
|
Трудовая деятельность, трудовые ресурсы. Особенности рынка труда. Заработная плата и виды оплаты труда. Безработица. Виды безработицы. Социальные последствия безработицы. Трудовое соглашение. Коллективный договор. Значение профессиональных союзов в рыночной экономике. |
Международные экономические связи |
4 ч |
|
1 |
Международное разделение труда. Внешняя торговля. Международное экономическое сотрудничество и интеграция. |
ИТОГО |
34 ч |
4 |
5 |
1 |
11 класс |
||||
Экономическая теория и экономическая система |
3 ч |
|
1 |
Предмет экономической науки. Основные периоды развития экономической теории. Микро- и макроэкономика. Экономическая система. Типы экономических систем. Экономическая модель. |
Спрос и предложение |
5 ч |
1 |
|
Закон спроса. Изменение спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса по цене и по доходу. Влияние категории товара на изменение спроса. Эластичность предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Влияние изменения спроса и предложения на равновесие. |
Производство и потребление |
3 ч |
1 |
|
Рациональное поведение потребителя. Закон убывания предельной полезности. Закон Энгеля. Фирма. Условия максимизации прибыли. Закон убывающей отдачи. |
Структура рынка и типы фирм |
4 ч |
1 |
|
Конкуренция и ее виды: совершенная, монополистическая, олигополия и монополия. Организационно-правовые формы предприятий: единоличное, товарищество и корпорация. Рынок ценных бумаг. |
Денежная масса и банковская система |
3 ч |
1 |
|
Денежные агрегаты: М1, М2, М3, L. Условия равновесия товарно-денежного рынка. Структура банковской системы. Система обязательных резервов. Депозитный мультипликатор. |
Государство и экономика |
5 ч |
|
1 |
Налоговая система государства. Бюджетный дефицит и государственный долг. Основы экономической политики государства. Роль государства в борьбе с инфляцией и безработицей. |
Макроэкономические показатели в экономике |
4 ч |
1 |
|
ВВП и методы его расчета. Реальные и номинальные доходы государства. Экономический рост и развитие. |
Международные отношения |
4 ч |
|
1 |
Внешнеторговая политика государства. Международное разделение труда: межнациональные корпорации. Валютные рынки. |
Проблемы переходной экономики |
2 ч |
|
|
Проблемы переходной экономики. Тоталитарная система, либерализация, «шоковая терапия», приватизация, бюджетное ограничение. |
|
1 ч |
|
|
|
ИТОГО |
34 ч |
5 |
3 |
|
Тематическое планирование по элективному учебному предмету
Тема |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество практических работ |
Промежуточная аттестация |
10 класс |
||||
Экономика и общественное развитие |
5 ч |
1 |
|
|
Спрос, предложение и рыночное равновесие |
5 ч |
1 |
|
|
Основы потребления |
3 ч |
|
1 |
|
Деньги и банки |
3 ч |
|
1 |
|
Инфляция |
3 ч |
1 |
|
|
Государство и экономика |
4 ч |
|
1 |
|
Макроэкономика. Экономический рост и развитие . |
3 ч |
|
1 |
|
Рынок труда |
4 ч |
1 |
|
|
Международные экономические связи |
4 ч |
|
1 |
Итоговый контрольный тест |
ИТОГО |
34 ч |
4 |
5 |
1 |
11 класс |
||||
Экономическая теория и экономическая система |
3 ч |
|
1 |
|
Спрос и предложение |
5 ч |
1 |
|
|
Производство и потребление |
3 ч |
1 |
|
|
Структура рынка и типы фирм |
4 ч |
1 |
|
|
Денежная масса и банковская система |
3 ч |
1 |
|
|
Государство и экономика |
5 ч |
|
1 |
|
Макроэкономические показатели в экономике |
4 ч |
1 |
|
|
Международные отношения |
4 ч |
|
1 |
|
Проблемы переходной экономики |
2 ч |
|
|
|
|
1 ч |
|
|
Итоговый контрольный тест |
ИТОГО |
34 ч |
5 |
3 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.