Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МКОУ «Школа – сад № 16
г.Алзамай»
приказ № от г.
Рабочая программа по учебному предмету
литературное чтение на родном (русском)
уровень образования: начальное общее
срок реализации программы 4 года
Составитель: Белая В.А.
учитель начальных классов
Алзамай 2021
Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Школа-сад №16 г.Алзамай»
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Всего |
Количество учебных недель |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
Количество часов в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Количество часов в год |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
|
|
|
|
|
135 |
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1 класс
1. Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
· чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
· представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
· ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
· регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
· эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
· эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
· познавательная мотивация учения.
У обучающихся могут быть сформированы:
· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
2. Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
· планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
· устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владеть диалогической формой речи;
· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
3. Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
· ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотносить поступки героев с нравственными нормами
· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте,
· использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
· выражать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
2 класс
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· ценности многонационального российского общества;
· гуманистические и демократические ценностные ориентации;
· положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретут опыт:
У учащихся могут быть сформированы:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащиеся приобретут опыт:
· выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
· самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
· планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты.
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая я пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
3 класс
Личностные результаты
- ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, включение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Предметные результаты:
1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского литературного родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
4 класс
1.Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
· способность к самооценке;
· чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
· представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
· ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
· регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
· эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
· познавательная мотивация учения;
У обучающихся могут быть сформированы:
· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
2.Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;
· планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
· устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владеть диалогической формой речи;
· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
3.Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· . находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
· различать последовательность событий и последовательность их изложения;
· выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
· пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;
· обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
· составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;
· читать по ролям художественное произведение;
· создавать текст на основе плана;
· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
· писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
· участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
· создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
· выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
· определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
· выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
· вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
· определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
· различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и
др.);
· находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
· создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
· создавать иллюстрации к произведениям;
· создавать в группе сценарии и проекты.
· делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
II. Содержание учебного предмета, курса
1 год обучения
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги (5ч)
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. Волшебные сказки.
М.Ю. Лермонтов. «Парус».
Т.В. Толстая. Детство Лермонтова.
Я взрослею (7ч)
Без друга в жизни туго
С.Л. Прокофьева. Самый большой друг.
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Л.Н. Толстой. Лгун.
Враль. Русская народная сказка.
В. А. Осеева. «Почему?»
Я фантазирую и мечтаю (6ч)
Необычное в обычном
А.С. Пушкин. «Воротился старик ко старухе…»
Р.С. Сеф. Чудо., В.В. Лунин. Я видела чудо.
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
М.М. Пришвин. Закат солнца., Осинкам холодно.
М.С. Харитонов. «Учитель вранья».
В.Ф. Тендряков . Весенние перевертыши.
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Что мы Родиной зовём (5ч)
С чего начинается Родина?
В.А. Осеева «Колыбельная песенка».
П.А. Синявский «Рисунок».
С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», В.П. Савинов «Родное».
В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе (10ч)
Сколько же в небе всего происходит
А.Н. Толстой «Петушки».
С.В. Сахарнов «Мезень», Е.В. Григорьева «Осенью рыжей ».
В.М. Катанов «Жар-птица».
Выше облака ходячего
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…».
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко».
Ю.И. Коваль «Поздним вечером ранней весной», С.В. Востоков «Месяц».
Е.В. Липатова «Луна похожа на ежа».
Г.М. Кружков «Звезды».
В синем море белые гуси
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В. Сапгир «Тучи».
С.В. Востоков «Два яблока», Г.М. Кружков «Зеркала».
Д.Шуб «Облачные великаны».
2 год обучения
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги (3ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
Е.Н. Егорова «Нянины сказки»
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Л.К. Чуковская «Памяти детства».
Л.К. Чуковская «Мой отец корней Чуковский».
Я взрослею (6ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
В. В. Бианки. «Сова».
Воля и труд дивные всходы дают
Б.В. Шергин «Плотник думает топором».
Е.А. Пермяк «Маркел – Самодел и его дети»
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
С. П. Алексеев. «Медаль».
Я и моя семья (5ч)
Семья крепка ладом
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (3ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской (6ч)
В. А. Бахревский. (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский».
Народные праздники, связанные с временами года (5ч)
Хорош праздник после трудов праведных
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок», А. С. Пушкин. «Птичка».
А.А. Коринфский «Август -собериха».
А.А. Коринфский «Спожинки».
О родной природе (6ч)
Уж ты нива моя, нивушка
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Минутная краса полей
Л.Ф. Воронкова «Подснежники»
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
Поляны муравы одели
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
3 год обучения
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги (4ч)
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
И. Краева «Письмописательное искусство».
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Т.В. Толстая «Детство Лермонтова».
Я взрослею (5ч)
Жизнь дана на добрые дела
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Живи по совести
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
В.Н. Крупин «Сушеная малина».
Я и моя семья (3ч)
В дружной семье и в холод тепло
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю (4)
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
В.П. Крапивин «Что такое стихия»
Г.А. Кребицкий «Чему научила сказка»
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской (5ч)
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
Л.М. Демин «Рассказывает бывалый человек».
В.А. Бахревский «Семен Дежнев»
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве»., А.Н. Мойков «Ломоносов».
От праздника к празднику (6ч)
Всякая душа празднику рада
В.А. Никифоров – Волгин «Серебряная медаль».
Е.В. Григорьева «Радость».
А.А. Коринфский «Христославы».
А.Н. Майков «Христос Воскрес!»
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент)., К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных».
О родной природе (6ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
И. С. Никитин «Лес».
К. Г. Паустовский «Клад».
М. М. Пришвин «Река».
В. П. Астафьев «Ночь темная-темная» (фрагмент).
В.Г. Распутин «Горные речки»
И. П. Токмакова. «Туман»., В.П. Астафьев «Зорькина песня».
4 год обучения
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги (4ч)
Испокон века книга растит человека
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
И.А. Гончаров - Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (7ч)
Скромность красит человека
Л.Л. Яхнин «Храбрец.»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья (4ч)
Такое разное детство
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент), М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (3ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове.
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Люди земли Русской (5)
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
К.И. Кунин «За три моря». «Путешествие Афанасия Никитина».
В.А. Гагарин «Мой брат Юрий».
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут».
Г.С. Титов «Наш Гагарин».
Что мы Родиной зовём (4ч)
Широка страна моя родная
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
М.Я. Бородинская «В гостях у лесника».
Г.Я. Снегирев «Карликовая березка».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (7ч)
Под дыханьем непогоды
Морозко. Отрывок из русской народной сказки.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Б. Кедрин «Мороз на стеклах» , Н.Н. Осеев «Такой мороз», В.Д. Берестон «Мороз».
М.М. Зощенко «Гроза»
Н.Г. Гагарин – Михайловский «Детство тьмы»
А.А. Блок «Перед грозой». А.А. Блок «После грозы».
В.А. Солоухин «Ветер».
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1 «Мир детства» |
|
|
«Я и книги» |
5 |
1. |
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». |
1 |
2. |
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). |
1 |
3. |
Н. Н. Носов. Волшебные сказки. |
1 |
4. |
М.Ю. Лермонтов. «Парус». |
1 |
5. |
Т.В. Толстая. Детство Лермонтова. |
1 |
|
«Я взрослею» |
7 |
6. |
С.Л. Прокофьева. Самый большой друг. |
1 |
7. |
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы. |
1 |
8. |
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». |
1 |
9. |
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). |
1 |
10. |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». |
1 |
11. |
Л.Н. Толстой. Лгун. |
1 |
12. |
Враль. «Русская народная сказка», В. А. Осеева. «Почему?» |
1 |
|
«Я фантазирую и мечтаю» |
6 |
13. |
А.С. Пушкин. «Воротился старик ко старухе…» |
1 |
14. |
Р.С. Сеф. Чудо., В.В. Лунин. Я видела чудо. |
1 |
15. |
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). |
1 |
16. |
М.М. Пришвин. Закат солнца., Осинкам холодно. |
1 |
17. |
М.С. Харитонов. «Учитель вранья». |
1 |
18. |
В.Ф. Тендряков . Весенние перевертыши. |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
|
«Что мы Родиной зовем» |
5 |
19. |
В.А. Осеева «Колыбельная песенка». |
1 |
20. |
П.А. Синявский «Рисунок». |
1 |
21. |
С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», В.П. Савинов «Родное». |
1 |
22. |
В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». |
1 |
23. |
К.Д. Ушинский «Наше Отечество». |
1 |
|
«О родной природе» |
10 |
24. |
А.Н. Толстой «Петушки». |
1 |
25. |
С.В. Сахарнов «Мезень», Е.В. Григорьева «Осенью рыжей ». |
1 |
26. |
В.М. Катанов «Жар-птица». |
1 |
27. |
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…». |
1 |
28. |
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко». |
1 |
29. |
Ю.И. Коваль «Поздним вечером ранней весной», С.В. Востоков «Месяц». |
1 |
30. |
Е.В. Липатова «Луна похожа на ежа». Г.М. Кружков «Звезды». |
1 |
31. |
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В. Сапгир «Тучи». |
1 |
32. |
С.В. Востоков «Два яблока», Г.М. Кружков «Зеркала». |
1 |
33. |
Д.Шуб «Облачные великаны». |
1 |
2 класс
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1 «Мир детства» |
|
|
«Я и книги» |
4 |
1. |
Е.Н. Егорова «Нянины сказки» |
1 |
2. |
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). |
1 |
3. |
Л.К. Чуковская «Памяти детства». |
1 |
4. |
Л.К. Чуковская «Мой отец корней Чуковский». |
1 |
|
«Я взрослею» |
6 |
5. |
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». |
1 |
6. |
В. В. Бианки. «Сова». |
1 |
7. |
Б.В. Шергин «Плотник думает топором». |
1 |
8. |
Е.А. Пермяк «Маркел – Самодел и его дети» |
1 |
9. |
В. В. Голявкин. «Этот мальчик». |
1 |
10. |
С. П. Алексеев. «Медаль». |
1 |
|
«Я и моя семья» |
5 |
11. |
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». |
1 |
12. |
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». |
1 |
13. |
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». |
1 |
14-15. |
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). |
2 |
|
«Я фантазирую и мечтаю» |
3 |
16. |
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». |
1 |
17. |
Е. В. Григорьева. «Мечта». |
1 |
18. |
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
|
«Люди земли русской» |
6 |
19. |
В. А. Бахревский. (глава «Рябово»). |
1 |
20. |
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). |
1 |
21-22. |
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). |
2 |
23-24. |
И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский». |
2 |
|
«Народные праздники, связанные с временами года» |
5 |
25. |
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). |
1 |
26. |
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). |
1 |
27. |
В. А. Жуковский. «Жаворонок», А. С. Пушкин. «Птичка». |
1 |
28. |
А.А. Коринфский «Август -собериха». |
1 |
29. |
А.А. Коринфский «Спожинки». |
1 |
|
«О родной природе» |
5 |
30. |
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». |
1 |
31. |
Л.Ф. Воронкова «Подснежники» |
1 |
32. |
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». |
1 |
33. |
М. С. Пляцковский. «Колокольчик». |
1 |
34. |
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
|
1 |
3 класс
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1 «Мир детства» |
|
|
«Я и книги» |
4 |
1. |
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). |
1 |
2. |
И. Краева «Письмописательное искусство». |
1 |
3. |
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). |
1 |
4. |
Т.В. Толстая «Детство Лермонтова». |
1 |
|
«Я взрослею» |
5 |
5. |
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». |
1 |
6. |
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». |
1 |
7. |
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». |
1 |
8. |
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». |
1 |
9. |
В.Н. Крупин «Сушеная малина». |
1 |
|
«Я и моя семья» |
3 |
10 |
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). |
1 |
11. |
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). |
1 |
12. |
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». |
1 |
|
«Я фантазирую и мечтаю» |
4 |
13. |
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). |
1 |
14. |
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). |
1 |
15. |
В.П. Крапивин «Что такое стихия» |
1 |
16. |
Г.А. Кребицкий «Чему научила сказка» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
|
«Люди земли русской» |
5 |
17. |
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). |
1 |
18. |
Л.М. Демин «Рассказывает бывалый человек». |
1 |
19. |
В.А. Бахревский «Семен Дежнев» |
1 |
20. |
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). |
1 |
21. |
М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве»., А.Н. Мойков «Ломоносов». |
1 |
|
«От праздника к празднику» |
6 |
22. |
В.А. Никифоров – Волгин «Серебряная медаль». |
1 |
23. |
Е.В. Григорьева «Радость». |
1 |
24. |
А.А. Коринфский «Христославы». |
1 |
25. |
А.Н. Майков «Христос Воскрес!» |
1 |
26. |
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). |
1 |
27. |
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент)., К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных». |
1 |
|
«О родной природе» |
7 |
28. |
И. С. Никитин «Лес». |
1 |
29. |
К. Г. Паустовский «Клад». |
1 |
30. |
М. М. Пришвин «Река». |
1 |
31. |
В. П. Астафьев «Ночь темная-темная» (фрагмент). |
1 |
32. |
В.Г. Распутин «Горные речки» |
1 |
33. |
И. П. Токмакова. «Туман»., |
1 |
34. |
В.П. Астафьев «Зорькина песня». |
1 |
4 класс
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1 «Мир детства» |
|
|
«Я и книги» |
4 |
1. |
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). |
1 |
2. |
И.А. Гончаров - Фрегат «Паллада» |
1 |
3. |
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» |
1 |
4. |
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). |
1 |
|
«Я взрослею» |
7 |
5. |
Л.Л. Яхнин «Храбрец.» |
1 |
6. |
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». |
1 |
7. |
Е. В. Клюев. «Шагом марш». |
1 |
8-10. |
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». |
3 |
11. |
И.А. Мазнин «Летний вечер». |
1 |
|
«Я и моя семья» |
3 |
12. |
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент) |
1 |
13-14. |
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). |
2 |
15. |
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). |
1 |
|
«Я фантазирую и мечтаю» |
3 |
16-17. |
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). |
2 |
18. |
В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове. |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
|
«Люди земли русской» |
5 |
19. |
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). |
1 |
20. |
К.И. Кунин «За три моря». «Путешествие Афанасия Никитина». |
1 |
21. |
В.А. Гагарин «Мой брат Юрий». |
1 |
22. |
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут». |
1 |
23. |
Г.С. Титов «Наш Гагарин». |
1 |
|
«Что мы родиной зовем» |
4 |
24. |
А. Д. Дорофеев. «Веретено». |
1 |
25. |
М.Я. Бородинская «В гостях у лесника». |
1 |
26. |
Г.Я. Снегирев «Карликовая березка». |
1 |
27. |
В. Г. Распутин. «Саяны». |
1 |
|
«О родной природе» |
7 |
28. |
Морозко. Отрывок из русской народной сказки. |
1 |
29. |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
30. |
Д.Б. Кедрин «Мороз на стеклах» , Н.Н. Осеев «Такой мороз», В.Д. Берестон «Мороз». |
1 |
31. |
М.М. Зощенко «Гроза» |
1 |
32. |
Н.Г. Гагарин – Михайловский «Детство тьмы» |
1 |
33. |
А.А. Блок «Перед грозой». А.А. Блок «После грозы». |
1 |
34. |
В.А. Солоухин «Ветер». |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.