Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 1-4 классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Саган-Нурская СОШ», с учетом примерной программы начального общего образования по Музыке, программы общеобразовательных учреждений и следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
– приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
– СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
– Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;
– Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– Устава школы;
– Положения о рабочей программе МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;
– Программы воспитания МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;
– Авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Преподавание предмета реализуется на базовом уровне.
Цели и задачи
Цель музыкального образования – формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
§ воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
§ развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
§ накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:
1. Учебник для 1 класса по Музыке Авторы программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – издательство «Просвещение», 2015 г. (ФГОС),
2. Учебник для 2 класса по Музыке Авторы программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – издательство «Просвещение», 2012 г. (ФГОС),
3. Учебник для 3 класса по Музыке Авторы программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – издательство «Просвещение», 2013 г. (ФГОС),
4. Учебник для 4 класса по Музыке Авторы программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – издательство «Просвещение», 2014 г. (ФГОС).
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, 140 часов за курс НОО. Срок реализации рабочей программы – 4 года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В результате изучения предмета «Музыка» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты. У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения учебной программы
· сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
· сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся:
· В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
· Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации.
· Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Музыка» в 1 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
· овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
· формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· формирование общего представления о музыкальной картине мира;
· знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Музыка» во 2 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
· целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
· уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
· овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
· формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· формирование общего представления о музыкальной картине мира;
· знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
· умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Музыка» в 3 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
· овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
· формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· формирование общего представления о музыкальной картине мира;
· знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Музыка» в 4 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
· ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
· овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
· формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· формирование общего представления о музыкальной картине мира;
· знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс (33 ч.)
Содержание программы первого года делится на два раздела:
«Музыка вокруг нас» (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия «Музыка и ты» (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
2 класс (35 ч.)
Содержание программы второго года делится на разделы:
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий». Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале». Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыки. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
3 класс (35 ч.)
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения и имеет те же разделы, что для II класса.
Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
4 класс (35 ч.)
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения и имеет те же разделы, что для III класса.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений обучающихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 класс |
||
1 |
Музыка вокруг нас |
13 |
2 |
Музыка и ты |
20 |
2 класс |
||
1 |
Россия – Родина моя |
2 |
2 |
День, полный событий |
7 |
3 |
О России петь – что стремиться в храм |
6 |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
4 |
5 |
В музыкальном театре |
6 |
6 |
В концертном зале |
3 |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
7 |
3 класс |
||
1 |
Россия – Родина моя |
5 |
2 |
День, полный событий |
4 |
3 |
О России петь – что стремиться в храм |
4 |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
4 |
5 |
В музыкальном театре |
6 |
6 |
В концертном зале |
5 |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
7 |
4 класс |
||
1 |
Россия – Родина моя |
4 |
2 |
О России петь – что стремиться в храм |
4 |
3 |
День, полный событий |
5 |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
5 |
5 |
В концертном зале |
6 |
6 |
В музыкальном театре |
5 |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
6 |
ИТОГО: 138 часов |
Воспитательный потенциал урока в соответствии с модулем «Школьный урок»
1 класс
№ |
воспитательные задачи |
№ уроков |
1 |
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; |
10, 11, 14, 17, 23, |
2 |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
3, 5, 6, 13, 19, 20, 25, 27, |
3 |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; |
2, 27, |
4 |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
2, |
5 |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
3, 12, 28, 29, 31 |
6 |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
8, 16, 26, 32, 33 |
7 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
1, 4, 7, 18, 24, 30, |
8 |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
9, 11, 13 |
9 |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; |
12,15, 22, 24,25 |
10 |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
7, 9, 10, 21 |
2 класс
№ |
воспитательные задачи |
№ уроков |
1 |
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; |
2, 3, 10, 13 |
2 |
развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; |
5, 9, 11, 12, 16, 17, 31, 32 |
3 |
сформировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; |
18, 29, 30, 22, 23 |
4 |
сформировать уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
6, 7, 27, 28, |
5 |
развить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
8, 15, 26, 34, 35 |
6 |
сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; |
14 |
7 |
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
1, 4, 19, 20, 21, 24, 25, 33 |
3 класс
№ |
воспитательные задачи |
№ уроков |
1 |
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; |
3, 4, 5, 11, 13, 14, 17, 18 , 31, 32 |
2 |
развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; |
2, 6, 12, 23, |
3 |
сформировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; |
15, 22, 9, 33 |
4 |
сформировать уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
10, 28, 29 |
5 |
развить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
8, 16, 26, 34, 35 |
6 |
сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; |
19, 21 |
7 |
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
1, 7, 20, 24, 25, 27, 30 |
4 класс
№ |
воспитательные задачи |
№ уроков |
1 |
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; |
3, 5, 12, 13, 20, 21, 28, 30 |
2 |
развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; |
4, 6,7, 9, 10,11, 19, 23, 29 |
3 |
сформировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; |
8,16, 31 |
4 |
сформировать уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
15, 17, 26, 32 |
5 |
развить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
33, 34, 35 |
6 |
сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; |
18, 22, 27, |
7 |
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
1,2, 14, 24, 25 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Разделы |
№ |
Тема урока и тип урока |
Кол-во часов |
Д/з |
Мир вокруг нас |
1 |
«И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. Вводный |
1 |
Стр.8-11 |
2 |
Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Урок-путешествие. |
1 |
Стр.12-15 |
|
3 |
Музыка осени. Сочини мелодию. Комбинированный урок |
1 |
Стр.16-19 |
|
4 |
Обобщающий урок 1 четверти. Музыка вокруг нас. Повторение и обобщение. |
1 |
Нет задания |
|
5 |
Народные музыкальные инструменты. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.24-25 |
|
6 |
«Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок |
1 |
Стр.26-27 |
|
7 |
Музыкальные инструменты. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.28-29 |
|
8 |
Звучащие картины. Повторение и обобщение полученных знаний |
1 |
Стр.30-31 |
|
9 |
Разыграй песню. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.32-33 |
|
10 |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.34-37 |
|
11,12 |
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. Контроль, оценка знаний учащихся |
2 |
Стр.38-39 |
|
13 |
Край, в котором ты живешь. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.42-43 |
|
Музыка и ты |
14 |
Художник, поэт, композитор. Интегрированный |
1 |
Стр.44-45 |
15 |
Музыка утра. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.46-47 |
|
16 |
Музыка вечера. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.48-49 |
|
17 |
Музыкальные портреты. Изучение и закрепление новых знаний |
1 |
Стр.50-51 |
|
18,19 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок. |
2 |
Стр.52-53 |
|
20 |
Музы не молчали. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.56-57 |
|
21 |
Мамин праздник. Комбинированный урок |
1 |
Стр.60-61 |
|
22 |
Обобщающий урок. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
Нет задания |
|
23 |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Закрепление |
1 |
Стр.54-55, 58-59 |
|
24 |
Музыкальные инструменты. Изучение и закрепление новых знаний |
1 |
Стр.62-63 |
|
25 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Обобщение знаний |
1 |
Стр.64-67 |
|
26 |
Музыка в цирке. Сообщение новых знаний |
1 |
Стр.68-69 |
|
27 |
Дом, который звучит. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.70-71 |
|
28 |
Опера-сказка. Закрепление умений и навыков |
1 |
Стр.72-73 |
|
29,30 |
«Ничего на свете лучше нету». Сообщение и усвоение новых знаний |
2 |
Стр.74-75 |
|
31 |
Афиша. Программа. Обобщающий урок. |
1 |
Стр.76-77 |
|
32 |
Урок-концерт. Повторение и обобщение полученных знаний |
1 |
Нет задания |
|
33 |
Урок-экскурсия |
1 |
Нет задания |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Россия - Родина моя |
1 |
Музыкальные образы родного края. |
1 |
Стр.8-13 |
2 |
Гимн России. |
1 |
Стр.14-15 |
|
День, полный событий |
3 |
Мир ребенка в музыкальных образах. |
1 |
Стр.16-17 |
4 |
Музыкальный инструмент – фортепиано. |
1 |
Стр.18-19 |
|
5 |
Природа и музыка. |
1 |
Стр.20-23 |
|
6 |
Танцы, танцы, танцы... |
1 |
Стр.24-25 |
|
7 |
Эти разные марши. |
1 |
Стр.26-29 |
|
8 |
«Расскажи сказку». Обобщающий урок 1 четверти |
1 |
Стр.30-31 |
|
9 |
Колыбельные. |
1
|
Стр.32-35 |
|
«О России петь - что стремиться в храм...» |
10 |
Великий колокольный звон. |
1 |
Стр.38-41 |
11
|
Святые земли Русской. Князь Александр Невский. |
1
|
Стр.42-45 |
|
12 |
Молитва. |
1 |
Стр.46-47 |
|
13-14 |
Рождество Христово. Музыка на новогодних праздниках. |
2 |
Стр.48-53 |
|
15 |
«О России петь - что стремиться в храм...» Обобщающий урок 2 четверти. |
1 |
Нет задания |
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
16 |
Русские народные инструменты. |
1 |
Стр.54-57 |
17 |
Фольклор - народная мудрость. |
1 |
Стр. |
|
18 |
Музыка в народном стиле.
|
1 |
Стр.62-65 |
|
19 |
Обряды и праздники русского народа. |
1 |
Стр.66-70 |
|
В музыкальном театре |
20 |
Детский музыкальный театр. Опера. |
1 |
Стр.74-75 |
21 |
Балет. |
1 |
Стр.76-77 |
|
22 |
Театр оперы и балета. |
1 |
Стр.78-79 |
|
23 |
Волшебная палочка. |
1 |
Стр.80-81 |
|
24 |
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. |
1 |
Стр.82-87 |
|
25 |
Обобщающий урок 3 четверти. В музыкальном зале |
1 |
Нет задания |
|
В концертном зале |
26 |
Симфоническая сказка.
|
1 |
Стр.90-93 |
27 |
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». |
1 |
Стр.94-97 |
|
28 |
Звучит нестареющий Моцарт! |
1 |
Стр.98-103 |
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» |
29 |
Волшебный цветик-семицветик. «И все это - И. С. Бах». |
1 |
Стр.106-111
|
30 |
Все в движении. |
1 |
Стр.112-115 |
|
31 |
Музыка учит людей понимать друг друга. |
1 |
Стр.116-117 |
|
32 |
Два лада.
|
1 |
Стр.118-119 |
|
33 |
Природа и музыка. |
1 |
Стр.120-121 |
|
34,35 |
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок 4 четверти.
|
2 |
Стр.122-128
|
Календарно-тематическое планирование
3 класс
«Россия – Родина моя» |
1 |
Мелодия – душа музыки. Вводный урок |
1 |
Стр.6-7 |
2 |
Природа и музыка. Звучащие картины. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.8-11 |
|
3 |
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Сообщение новых знаний. |
1 |
Стр.12-15 |
|
4 |
Кантата Прокофьева «Александр Невский». Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.16-17 |
|
5 |
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.18-21 |
|
«День, полный событий» |
6 |
Образы природы в музыке. Утро. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.24-25 |
7 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Расширение знаний. |
1 |
Стр.26-29 |
|
8 |
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.30-37 |
|
9 |
Обобщающий урок 1четверти. Повторение и обобщение знаний |
1 |
Нет задания |
|
«О России петь – что в храм стремиться» |
10 |
Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!...» Сообщение новых знаний |
1 |
Стр.40-45 |
11 |
Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.46-47 |
|
12 |
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Сообщение новых знаний |
1 |
Стр.48-51 |
|
13 |
Святые земли русской Княгиня Ольга. Князь Владимир. Сообщение новых знаний |
1 |
Стр.52-54 |
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
14 |
Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.56-57 |
15 |
Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…» Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.58-63 |
|
16 |
Обобщающий урок 2-й четверти. Обобщение знаний |
1 |
Нет задания |
|
17 |
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.64-68 |
|
«В музыкальном театре» |
18 |
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.70-75 |
19 |
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.76-77 |
|
20 |
Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.78-83 |
|
21
|
Опера Римского-Корсакова «Садко». Океан-море синее. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.84-85 |
|
22 |
Балет Чайковского «Спящая красавица». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.86-89 |
|
23 |
В современных ритмах (мюзикл). Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.90-92 |
|
«В концертном зале» |
24 |
Музыкальное состязание (концерт). Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.94-95 |
25 |
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.96-99 |
|
26 |
Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3-й четверти. Повторение и обобщение знаний |
1 |
Стр.100-101 |
|
27 |
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр102-105. |
|
28 |
Героическая (симфония). Мир Бетховена. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр106-114. |
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» |
29 |
Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.116-119 |
30 |
«Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. Расширение знаний |
1 |
Стр120-124. |
|
31 |
Певцы родной природы. (Э. Григ, П. Чайковский). Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр124-125. |
|
32,33 |
Прославим радость на земле. Расширение и углубление знаний. |
2 |
Стр.126-127 |
|
34,35
|
Урок-концерт. Обобщающий урок 4 четверти и года. |
2 |
Нет задания |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Россия - Родина моя |
1 |
Мелодия «Ты запой мне ту песню…». Вводный |
1 |
Стр.8-13 |
2 |
Как сложили песню. Звучащие картины. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.14-17 |
|
3 |
Ты откуда русская, зародилась, музыка? Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр18-19. |
|
4 |
«Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь». Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.20-24 |
|
День, полный событий |
5 |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.42-43 |
6
|
Зимнее утро, зимний вечер. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.44-47 |
|
7 |
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.48-51 |
|
8 |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.52-55 |
|
9 |
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок |
1 |
Стр.56-57 |
|
В музыкальном театре |
10 |
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.94-99 |
11 |
Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.100-101 |
|
12 |
Русский Восток. Восточные мотивы. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.102-105 |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
13 |
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.60-61 |
14 |
Оркестр русских народных инструментов. Расширение и углубление знаний. |
1 |
Стр.62-65 |
|
15 |
«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Обобщение и закрепление знаний |
1 |
Стр.66-67 |
|
16 |
«Музыкант-чародей». Обобщение и закрепление знаний |
1 |
Нет задания |
|
В концертном зале |
17 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.74-77 |
18 |
Старый замок. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.78-79 |
|
19 |
«Счастье в сирени живет…». Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.80-81 |
|
20 |
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.82-85 |
|
21 |
Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.86-89 |
|
22 |
Царит гармония оркестра. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.90-91 |
|
В музыкальном театре |
23 |
Балет Стравинского «Петрушка». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.106-107 |
24 |
Театр музыкальной комедии. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.108-109 |
|
О России петь – что стремиться в храм |
25 |
Святые земли русской. Илья Муромец. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.26-29 |
26 |
Кирилл и Мефодий. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.30-31 |
|
27 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 |
Стр.32-35 |
|
28 |
Родной обычай старины. Светлый праздник. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.36-40 |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
29 |
Народные праздники. «Троица». Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.68-71 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
30 |
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 |
Стр.112-117 |
31 |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Расширение и углубление знаний |
1 |
Стр.118-119 |
|
32,33 |
В каждой интонации спрятан человек. Расширение и углубление знаний |
2 |
Стр.120-125 |
|
34,35 |
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Рассвет на Москве-реке. Повторение и обобщение полученных знаний |
2 |
Стр.126-127 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: музыка
Учитель: Закревская О.Ю.
Учебный год: 2021-2022
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
факт |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.