Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
1 класс
2023/2024
учебный год
Составитель:
Анисимова Ю.Н., учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по каждой теме электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир».
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Изучение содержания учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населённого пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электроприборами и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха)
и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие позитивное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;
во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема, раздел курса |
Используемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Человек и общество (19ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com
|
|
1.1 |
Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. (1 ч.) |
|
1.2 |
Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. (1 ч.) |
|
1.3 |
Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха (2 ч.) |
|
1.4 |
Россия Москва — столица России. Народы России. (2 ч.) |
|
1.5 |
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. (2 ч.) |
|
1.6 |
Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. (3 ч.) |
|
1.7 |
Правила поведения в социуме. (2 ч.) |
|
1.8 |
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. (2 ч.) |
|
1.9 |
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. (2 ч.) |
|
1.10 |
Домашний адрес. (2 ч.) |
|
Раздел 2. Человек и природа (40ч) |
|
|
2.1 |
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. (4ч) |
http://nation.geoman.ru http://animal.geoman.ru http://bird.geoman.ru http://forest.geoman.ru http://fish.geoman.ru http://plant.geoman.ru http://www.nachalka.com http://nsc.1september.ru http://interneturok.ru/ http://nsportal.ru/
|
2.2 |
Неживая и живая природа. (4ч) |
|
2.3 |
Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. (3 ч) |
|
2.4 |
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. (3ч) |
|
2.5 |
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). (4ч) |
|
2.6 |
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. (4ч) |
|
2.7 |
Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. (4ч) |
|
2.8 |
Комнатные растения, правила содержания и ухода. (4ч) |
|
2.9 |
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). (4ч) |
|
2.10 |
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). (4ч) |
|
2.11 |
Забота о домашних питомцах. (2 ч) |
|
Раздел 3. Правила безопасной жизни (7ч) |
|
|
3.1 |
Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. (1 ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com
|
3.2 |
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. (2 ч) |
|
3.3 |
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). (2 ч) |
|
3.4 |
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. (2 ч) |
|
|
Итого: 66 часов |
|
4. Поурочное планирование
№ п/п |
Тема урока |
1 |
Задавайте вопросы |
2 |
Что такое Родина? |
3 |
Народы России |
4 |
Что мы знаем о Москве? |
5 |
Проект «Моя малая родина» |
6 |
Что у нас над головой? |
7 |
Что у нас под ногами? |
8 |
Что общего у всех растений? |
9 |
Что растёт на подоконнике? |
10 |
Что растёт на клумбе? |
11 |
Что это за листья? |
12 |
Что такое хвоинки? |
13 |
Кто такие насекомые? |
14 |
Кто такие рыбы? |
15 |
Кто такие птицы? |
16 |
Кто такие звери? |
17 |
Что такое зоопарк? |
18 |
Что окружает нас дома? |
19 |
Что умеет компьютер? |
20 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
21 |
На что похожа наша планета? |
22 |
Обобщение по теме «Что и кто?» |
23 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья» |
24 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
25 |
Как в наш дом приходит электричество? |
26 |
Как путешествует письмо? |
27 |
Куда текут реки? |
28 |
Откуда берутся снег и лёд? |
29 |
Как живут растения? |
30 |
Как живут животные? |
31 |
Покормите птиц зимой |
32 |
Куда девается мусор? |
33 |
Откуда в снежках грязь? |
34 |
Обобщение по теме «Как, откуда и куда?» |
35 |
Когда учиться интересно? |
36 |
Проект «Мой класс и моя школа» |
37 |
Когда придёт суббота? |
38 |
Когда наступит лето? |
39 |
Где живут белые медведи? |
40 |
Где живут слоны? |
41 |
Где зимуют птицы? |
42 |
Как появилась одежда? |
43 |
Когда изобрели велосипед? |
44 |
Когда мы станем взрослыми? |
45 |
Когда жили динозавры? Обобщение по теме «Где и когда?» |
46 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
47 |
Почему Луна бывает разной? |
48 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
49 |
Почему звенит звонок? |
50 |
Почему радуга разноцветная? |
51 |
Почему мы любим собак и кошек? |
52 |
Проект «Мои домашние питомцы» |
53 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
54 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
55 |
Зачем мы спим ночью? |
56 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
57 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
58 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
59 |
Зачем нужны автомобили? |
60 |
Зачем нужны поезда? |
61 |
Зачем строят корабли? |
62 |
Зачем строят самолёты? |
63 |
Почему в автомобиле и поезде надо соблюдать правила безопасности? |
64 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
65 |
Зачем люди осваивают космос? |
66 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? Обобщение по теме «Почему и зачем?» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.