РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

Оценка 4.6
Документация
doc
русский язык
3 кл—9 кл
04.03.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Речь и альтернативная коммуникация.doc

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № »

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей, реализующих АООП 2 варианта

__________/О.В. Дринь/

Протокол № 1

от «___» августа 2022г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора

______/Г.Ю. Мажугина/

 

 

«Утверждаю»

Директор

____/В.П. Прохоренко/

Приказ № ____

от «___» августа 2022г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

вариант 2

 

 

 

Учитель

ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 202

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» в третьем классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

·     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);

l  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;

l  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2017 г.;

l  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №» на 2022/2023 учебный год, приказ № 81 от 27.05.2022.;

·     Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2022/2023 учебный год, приказ № 99 от 26.08.2022.;

·     Положение о разработке учебных программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № », приказ № 96 от 30.08.22;

l  Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573).

             Актуальность учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

Формы работы: Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

         Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

 

Общая характеристика учебного предмета

 

         Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетикофонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

         Дети с умеренной умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

         · Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

         · Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

         · Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

         · Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

         · Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

         · Обучение глобальному чтению в доступных ребѐнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне. Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с групповыми.

 

Место учебного предмета в учебном плане

 

 Учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Язык и речевая практика».

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 2 часа в неделю.  На основании Годового календарного учебного графика КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2022/2023 учебный год общее количество часов: 68 ч.

I четверть – 18 ч.

II четверть – 14 ч.

III четверть – 20 ч.

IV четверть – 16 ч.

Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

         Ожидаемые личностные результаты

Личностные результаты освоения программы могут включать: 1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4. формирование уважительного отношения к окружающим;

5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7. развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Возможные предметные результаты

Возможные предметные результаты должны отражать: 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с индивидуальными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:   

· использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

· пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

· общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1.   Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

· Начальные навыки чтения и письма

2. Чтение и письмо      

         Базовые учебные действия

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает следующие задачи: 1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.   Формирование учебного поведения:

· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

· умение выполнять инструкции педагога;

· использование по назначению учебных материалов;

· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

· в течение определенного периода времени, от начала до конца,

· с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Примерные критерии оценивания предметных результатов

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показатели сформированности представлений:

·     представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует); 

·     представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);

·     представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);

·     представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);

·     представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);

·     представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели сформированности представлений:

·     представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует); 

·     представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);

·     представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);

·     представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);

·     представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);

·     представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

·     понимает без визуализации;

·     понимает без визуализации частично;

·     не понимает без визуализации;

·     понимает с наглядным подкреплением;

·     понимает с наглядным подкреплением частично;

·     не понимает.

Показатели самостоятельности:

·     действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);

·     действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

·     действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

·     действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);

·     действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;

·     действие выполняется ребенком самостоятельно.

 

Содержание учебного предмета

 

1.Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением, жестом). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.

Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.

3.Чтение и письмо Буквы, и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн Слово. (Выделение слова как единицы речи). Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов. Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условнографическим изображением. Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением». Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение. Упражнение в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку (пропедевтика предложений). Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов с последующим «чтением» их в разбивку. Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений. «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и последующее «чтение».

Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений). Ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение».

Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». Составление, кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность. Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение». Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно-графическая фиксация и «чтение» предложения. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Упражнение в составлении предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим «чтением». Деление данного предложения, состоящего из трѐх слов, на слова. Условно графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами. Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами. Упражнение в составлении предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами. Упражнение в составлении предложений из трёх слов по двум предметным картинкам и условно графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Последующее «чтение» предложения бегло и отдельными словами.

Слог (деление слов на слоги). Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты). Упражнение в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога. Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам). Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам). Раздел: «Письмо»: Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием. Выявление моторных возможностей обучающихся. Ознакомление с правилами поведения на уроке. Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.). Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.

Рисование мелом на доске произвольных линий. Ознакомление с шаблоном. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте. Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. Ознакомление с правильной посадкой при письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги (альбомном). Упражнение в ориентировании на листе бумаги. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги. Разучивание пальчиковых упражнений.

Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги. Навыки учебной деятельности: правильное расположение письменных принадлежностей. Рисование в альбоме круга по шаблону.

Обучение умению раскрашивать круг. Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика). Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.

Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя.

Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п. Разучивание пальчиковых упражнений.

Рисование в альбоме треугольника по шаблону. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.

Рисование в альбоме композиции из трѐх фигур по шаблонам с помощью учителя. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием. Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме. Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата. Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур. Ознакомление с контурным изображением фигур.

Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием. Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием. Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий. Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см).

Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя линия). Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина, конец). Закрепление представлений о строке, умения ориентироваться на ней. Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках.

Произвольное рисование вертикальных линий. Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке. Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам. Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). Разучивание пальчиковых упражнений.

Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом). Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом) Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам. Рисование горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке). Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках. Рисование их в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке). Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений. Упражнение в рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам, сверху вниз.

Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии. Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум заданным точкам. Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме, в строке по одной заданной точке. Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий разной длины. Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки). Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке). Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке). Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн 4.

Культура общения Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания. Использование как выразительных средств речи, так и их помощников. Употребление вежливых слов.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

Коммуникация

2

2

2

2

8

Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации.

7

3

3

2

15

 

Чтение и письмо

9

9

15

12

45

 

18

14

20

16

68


 

Тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 а класс

 

Количество часов, предусмотренных учебным планом –   68   часов в учебном году (2 часа в неделю)

I четверть – 18 ч.

II четверть – 14 ч.

III четверть –20 ч.

IV четверть – 16 ч.

I четверть

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

1.

Первое сентября – день знаний.

1

Рассматривание картинок, слушание, письмо элементов букв, «проговаривание» слов, просмотр обучающего мультфильма.

05.09.

2.

Школьные принадлежности. 

Беседа: «Утро школьника».

1

Просмотр презентации, соотнесение увиденного с картинками, идентификация себя, работа в тетради с картинками.

07.09.

3.

Работа по сюжетной картинке. Составление предложений.

1

Повторение за учителем предложений, самостоятельное проговаривание предложений, интерактивная игра.

12.09.

4.

Осень. Сбор урожая. Письмо палочек разной длины.

1

Рассматривание картинок, проговаривание новых слов, письмо элементов букв.

14.09.

5.

Понятие звук. Гласные буквы А(а), у(у).

1

Просмотр презентации с изученными звуками, соотнесение картинок с реальными школьными принадлежностями, работа в тетради.

19.09.

6.

Звук и буква А. Письмо буквы А, а.

1

Просмотр презентации с буквой А, соотнесение буквы с картинками предметов начинающихся на А, работа в тетради, письмо элементов буквы А.

21.09.

7.

Звук и буква У. Письмо буквы У,у.

1

Просмотр презентации с буквой У, соотнесение буквы с картинками предметов начинающихся на У, работа в тетради, письмо элементов буквы У.

26.09.

8.

Составление слогов с буквами А, У. Прописывание слогов.

1

Составление слогов из разрезной азбуки, работа в тетради: письмо букв А, У. Слов АУ и УА.

28.09.

9.

Звук и буква М. Составление и чтение слогов.

1

Просмотр презентации с буквой М, соотнесение буквы с картинками предметов начинающихся на М, Чтение слогов и слов с буквой М.

03.10.

10.

Работа по сюжетной картинке. Составление предложений.

1

Повторение за учителем предложений, самостоятельное проговаривание предложений, интерактивная игра.

05.10.

11.

Звук и буква О. Письмо буквы О,о.

1

Просмотр презентации с буквой О, соотнесение буквы с картинками предметов начинающихся на О, работа в тетради, письмо элементов буквы О.

10.10.

12.

Составление и чтение открытых и закрытых слогов. Прописывание слогов.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [м], соотнесение картинок со звуком [м], письмо букв Мм, просмотр обучающего мультфильма.

12.10.

13.

Звук и буква С. Выделение звука [с] в словах.

1

Просмотр презентации с пиктограммами, соотнесение пиктограмм с картинками и фотографиями, работа в тетради с пиктограммами, письмо элементов букв.

17.10.

14.

Составление и написание слогов, слов из изученных букв.

1

Рассматривание картинок, проговаривание слогов ма, мо, му, слов Сом, Мама, Оса. Просмотр обучающего мультфильма.

19.10.

15.

Звук и буква Х. Письмо буквы Х,х.

1

Просмотр презентации с буквой Х, соотнесение буквы с картинками предметов начинающихся на Х, работа в тетради, письмо элементов букв Хх.

24.10.

 

16.

17.

18.

Составление и чтение открытых и закрытых слогов. Прописывание слогов.

3

Рассматривание картинок, проговаривание звука [х], соотнесение картинок со звуком [х], письмо букв Хх, просмотр обучающего мультфильма.

26.10.

31.10.

02.11.

 

 

 

 

II четверть

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

19.

Повторение пройденных звуков и букв.

1

Повторение за учителем изученных звуков, соотнесение звука с соответствующим изображением букв, повторение движений за учителем, интерактивная игра.

14.11.

20.

Звук и буква Ш. Письмо буквы Ш,ш.

1

Просмотр презентации с буквой Ш, соотнесение звука с изображением, работа в тетради, письмо элементов буквы Ш, ш.

16.11.

21.

Составление предложений. Работа с разрезной азбукой. 

1

Просмотр презентации, соотнесение слов на букву Ш с картинками и фотографиями, работа в тетради, письмо буквы Ш, ш.

21.11.

22.

Звук и буква Л. Письмо буквы Л, л.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [Л], соотнесение картинок со звуком [Л], письмо букв Лл, просмотр обучающего мультфильма.

23.11.

23.

Упражнения в составлении и написании прямых и обратных слогов с буквой Л.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [Л], соотнесение картинок со звуком [Л] в начале слова, письмо букв Лл, просмотр обучающего мультфильма.

28.11.

24.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

1

Рассматривание картинок, чтение слогов и слов с буквой Л, составление слов из слогов.

30.11.

25.

Звук и буква Ы. Звучание, артикуляция, правильное произношение.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [Ы], соотнесение картинок со звуком [Ы] в конце слова, письмо буквы ы, просмотр обучающего мультфильма.

05.12.

26.

Составление и чтение  слогов, слов с буквой Ы.

1

Рассматривание картинок, чтение слогов и слов с буквой ы, составление слов из слогов.

07.12.

27.

Звук и буква Н. Письмо буквы Н,н.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [Н], соотнесение картинок со звуком [Н] в начале слова, письмо букв Нн, просмотр обучающего мультфильма.

12.12.

28.

Чтение слогов и слов с буквой Н.

1

Рассматривание картинок, чтение слогов и слов с буквой Н, составление слов из слогов из разрезной азбуки.

14.12.

29.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

Работа по сюжетным картинкам.

19.12.

30.

Составление и прописывание изученных слогов и слов.

1

Работа в тетради. Письмо слов и слогов с изученными буквами

21.12.

31.

Звук и буква Р. Прописывание буквы Р,р.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [Р], соотнесение картинок со звуком [Р] в начале слова, письмо букв Рр, просмотр обучающего мультфильма.

26.12.

32.

Чтение слогов и слов с буквой Р.

1

Рассматривание картинок, чтение слогов и слов с буквой Р, составление слов из слогов из разрезной азбуки. Работа с разрезной азбукой.

28.12.

 

III четверть

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

33.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

Просмотр презентации с сюжетными картинками, соотнесение текста и картинок с соответствующей картинкой.

11.01.

34.

Составление и прописывание изученных слогов и слов.

1

Повторение за учителем мимики, соотнесение мимики с соответствующей картинкой, повторение движений за учителем, интерактивная игра.

16.01.

35.

Составление из азбуки прямых и обратных слогов, слов.

1

Рассматривание картинок, проговаривание изученных звуков, соотнесение картинок со звуками  в начале слова, работа с разрезной азбукой, просмотр обучающего мультфильма.

18.01.

36.

Звук и буква К. Письмо буквы К,к.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [К], соотнесение картинок со звуком [К] в начале слова, письмо букв Кк, просмотр обучающего мультфильма.

23.01.

37.

Чтение и составление прямых и обратных слогов с буквой К.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [К], соотнесение картинок со звуком [К] в начале в конце слова, письмо букв Кк, просмотр обучающего мультфильма.

25.01.

38.

Письмо прямых и обратных слогов с буквой К.

1

Рассматривание картинок, соотнесение картинки с надписью, письмо слогов и слов ка, ко, ку, ак, ок, ук, сук, сок.

30.01.

39.

Чтение слогов, слов.

1

Чтение изученных слогов и слов.

01.02.

40.

Упражнение в написании слогов и слов.

1

Работа в тетради. Просмотр обучающей презентации.

06.02.

41.

Звук и буква П. Письмо буквы П,п.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [п], соотнесение картинок со звуком [п], письмо букв Пп, просмотр обучающего мультфильма.

08.02.

42.

Чтение слогов  и слов с буквой П,п.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [п], соотнесение картинок со звуком [п] в начале слова, письмо букв Пп, просмотр обучающего мультфильма.

13.02.

43.

Написание  слогов с буквой П,п..

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [п], соотнесение картинок со звуком [п] в начале в конце слова, письмо букв Пп, просмотр обучающего мультфильма.

15.02.

44.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами

1

Просмотр презентации, соотнесение слов с картинками, работа в тетради.

20.02.

45.

Упражнение в написании слогов и слов.

1

Просмотр презентации, соотнесение слов с картинками, работа в тетради.

22.02.

46.

Звук и буква Т,т. Письмо буквы Т,т.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [т], соотнесение картинок со звуком [т] в начале слова, письмо букв Тт, просмотр обучающего мультфильма.

27.02.

47.

Чтение слогов  и слов с буквой Т,т.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [т], соотнесение картинок со звуком [т] в начале слова, чтение слов с буквой Тт, просмотр обучающего мультфильма.

01.03.

48.

Написание  слогов с буквой Т,т. Работа с азбукой.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [т], соотнесение картинок со звуком [т] в начале слова, письмо букв Тт, просмотр обучающего мультфильма.

06.03.

49.

Звук и буква И. письмо буквы И,и.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [и], соотнесение картинок со звуком [и] в начале слова, письмо букв Ии, просмотр обучающего мультфильма.

13.03.

 

50.

51.

52.

Выделение звука в словах. Составление и чтение слогов.

3

Определение места звука в словах. Работа с разрезной азбукой.

15.03.

20.03.

22.03.

 

 

IV четверть

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

53.

Написание слогов и слов с буквой И.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [и], соотнесение картинок со звуком [и] в начале слова, письмо букв Ии, просмотр обучающего мультфильма.

03.04.

54.

55.

Чтение слов, предложений.

2

Чтение слов с буквой Ии, просмотр обучающего мультфильма.

05.04.

10.04.

56.

57.

Повторение. Упражнение в списывании слогов и слов.

2

Повторение письма элементов изученных букв, письмо слов и слогов.

12.04. 17.04.

58.

Чтение слов с сочетанием ШИ.

1

Рассматривание картинок, чтение слов.

19.04.

59.

Звук и буква З. Письмо буквы З,з

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [з], соотнесение картинок со звуком [з] в начале в конце слова, письмо букв Зз, просмотр обучающего мультфильма.

24.04.

60.

Составление прямых и обратных слогов. Чтение слов с буквой З.

1

Рассматривание картинок, проговаривание изученного звука, соотнесение картинок со звуками в начале слова, работа с разрезной азбукой, просмотр обучающего мультфильма.

26.04.

61.

Звук и буква В. Письмо буквы В,в.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [в], соотнесение картинок со звуком [в] в начале слова, письмо букв Вв, просмотр обучающего мультфильма.

03.05.

62.

Письмо прямых и обратных слогов с буквой В. Составление и письмо слов.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [в], соотнесение картинок со звуком [в] в начале в конце слова, письмо букв Вв, просмотр обучающего мультфильма.

10.05.

63.

64. 65.

Прописывание изученных букв, слов. Списывание печатных слов.

3

Работа в тетради.

15.05. 17.05. 22.05.

66.

Звук и буква Ж. Письмо буквы Ж,ж.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [ж], соотнесение картинок со звуком [ж] в начале в конце слова, письмо букв Жж, просмотр обучающего мультфильма.

 

24.05.

67.

Составление слогов с буквой Ж. Списывание печатных слов.

1

Рассматривание картинок, проговаривание звука [ж], соотнесение картинок со звуком [ж] в начале в конце слова, письмо букв Жж, просмотр обучающего мультфильма.

 

68.

Повторение пройденных звуков и букв.

1

Работа с разрезной азбукой, просмотр обучающих мультфильмов.

 


Методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение:

- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»

- Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида/Т. Л. Лещинская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013г.

- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар.

- комплект рабочих тетрадей -Круогла Е. К., учитель-логопед ГБУ ОО КРЦ ППМСС

-  Ступеньки грамоты: Учеб. пособие по обучению элементам грамоты детей с тяжелой формой умственной недостаточности: Первый период обучения. В 4 ч. Ч. 3/ Н. В. Гальская, Л. М. Сахар. – Мн.: Нар. асвета, 2002.- 88с.: ил.

-  Ступеньки грамоты: Учеб. пособие по обучению элементам грамоты детей с тяжелой формой умственной недостаточности: Первый период обучения. В 4 ч. Ч. 4/ Н. В. Гальская, Л. М. Сахар. – Мн.: Нар. асвета, 2002.- 88с.: ил.

-  Ступеньки грамоты: Учеб. пособие для 2-го отделения вспомогательной школы В 9 ч. Ч. 5/ Н. В. Гальская, Л. М. Сахар. – Мн.: Нар. асвета, 2003.- 94с.: ил.

- Ступеньки грамоты: Учеб. пособие для 2-го отделения вспомогательной школы В 9 ч. Ч. 6/ Н. В. Гальская, Л. М. Сахар. – Мн.: Нар. асвета, 2003.- 135с.: ил.

- Ступеньки грамоты: Учеб. пособие для 2-го отделения вспомогательной школы В 9 ч. Ч. 7/ Н. В. Гальская, Л. М. Сахар. – Мн.: Нар. асвета, 2004.- 143с.: ил.

Материально-техническое обеспечение:

·   персональный ноутбук;

·   многофункциональное устройство;

·  мультимедийный проектор;

·   интерактивная доска;

·   документ-камера;

·   мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы

Учебно-методическое обеспечение

·  наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;

·   аудиозапись с голосами животных;

·     аудиозапись явлений природы

·     карточки с напечатанными словами;

·     демонстрационные карточки букв;

·     прописи;

·     пиктограммы;

·     касса букв.

 

Литература

 

1.   Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.

2.   Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.

3.   Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

4.   Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

5.    Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с

6.   Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

7.   Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

8.   Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

9.   Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

10.            Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004. — 336 с.

11.            Юхтанова Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 118-121. — URL https://moluch.ru/archive/173/45804/

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

1.     ЯКласс;

2.     Российская электронная школа;

3.     ВК   сообщество: Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;

4.     ВК сообщество: Дефектология Проф;

5.     ВК сообщество: TUTOR TIME;

6.     ВК сообщество: Особые пособия Круогла Е.К.;

7.     ВК сообщество: Дефектолог.BY;

8.     ВК сообщество: Brainy Kid • развитие детей • пособия.


Скачано с www.znanio.ru

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» в третьем классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с…

Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» в третьем классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с…

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка

IV четверть – 16 ч. Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни

IV четверть – 16 ч. Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни

Возможные предметные результаты

Возможные предметные результаты

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму

Показатели сформированности представлений: · представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует); · представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной…

Показатели сформированности представлений: · представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует); · представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной…

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением)

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением)

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др

Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др

Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др

Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение»

Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение»

Упражнение в ориентировании на листе бумаги

Упражнение в ориентировании на листе бумаги

Ознакомление с вертикальными линиями

Ознакомление с вертикальными линиями

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 а класс

Тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 а класс

Звук и буква У. Письмо буквы

Звук и буква У. Письмо буквы

II четверть № п/п

II четверть № п/п

Составление предложений по сюжетной картинке

Составление предложений по сюжетной картинке

Упражнение в написании слогов и слов

Упражнение в написании слогов и слов

IV четверть № п/п

IV четверть № п/п

Составление слогов с буквой

Составление слогов с буквой

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература 1. Баряева

Литература 1. Баряева

Интернет-ресурсы При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов: образовательный портал

Интернет-ресурсы При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов: образовательный портал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2023