Рабочая программа по предмету « Русский язык» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- Авторской программы В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык» для общеобразовательной школы, (Москва, Просвещение -2014 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков)
- ООП НОО МКОУ « СОШ п. Керамкомбинат»;
- Положения о рабочей программе МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат», годового календарного графика и учебного плана школы.
Пояснительная записка
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В классе 23 обучающихся, из них 1 обучающийся ОВЗ.
Место учебного предмета «Русский язык»
Программа рассчитана на 3,5ч в неделю, всего 34 рабочих недели. Всего в 3 классе 119ч
Планируемые результаты |
|||||
Для детей, не имеющих отклонений в развитии |
|
||||
Личностные Для детей с ОВЗ |
|||||
У обучающихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.
|
|||||
Обучающийся получит возможность для формирования: положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
|
||||
Метапредметные результаты
|
|||||
Регулятивные
|
|||||
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и залачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
|
||||
Познавательные
|
|||||
Обучающийся научится: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; произвольно владеть общими приёмами решения задач |
|||||
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
|
|
||||
Коммуникативные
|
|||||
Обучающийся научится: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
|
||||
Чтение. Работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
|
|||||
Обучающийся научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака: понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
|
||||
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
|||||
Обучающийся научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном
|
|
||||
Работа с текстом: оценка информации
|
|||||
Обучающийся научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: работать с несколькими источниками информации сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
|
||||
ИКТ- компетентность Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером |
|||||
Обучающийся научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: работать с несколькими источниками информации сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
|
||||
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
|||||
Обучающийся научится: владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
|
|||||
Обработка и поиск информации |
|||||
Обучающийся научится: подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
|
|
||||
Создание, представление и передача сообщений |
|||||
Обучающийся научится: создавать диаграммы, планы территории и пр.; размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
|
|
||||
Планирование деятельности, управление и организация |
|||||
Обучающийся научится: планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,
|
|
||||
Обучающийся получит возможность научиться: моделировать объекты и процессы реального мира.
|
|
||||
Предметные Содержательная линия «Система языка» |
|||||
Раздел «Фонетика и графика»
|
|||||
Обучающийся научится: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
|
|
||||
Раздел «Орфоэпия» Обучающийся получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. |
|
||||
Раздел «Состав слова (морфемика)»
|
|||||
Обучающийся научится: различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
|||||
Обучающийся получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
|
|
||||
Раздел «Лексика» |
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
|
|
||||
Раздел «Морфология»
|
|||||
Обучающийся научится: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени). |
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах |
|
||||
Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; Выпускник получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения.
|
|||||
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
|
|||||
Обучающийся научится: применять правила правописания (в объёме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объёмом 70—80 слов; писать под диктовку тексты объёмом 60—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
|
|
||||
Содержательная линия «Развитие речи» |
|||||
Обучающийся научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста;
|
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
|
|
||||
Содержание учебного предмета «Русский язык»
119ч (3,5 часа в неделю)
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.
Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Количество слов в текстах для изложений в III классе: конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;
Примерное количество слов для словарных диктантов: 10 – 12;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в конце года 55 – 65
Организационно-методические условия:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Типы уроков могут быть сориентированы на ступень изучения определённого материала:
1. урок изучения новой темы с первичным её закреплением;
2. урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;
3. урок тренировки, упражнения в выработке автоматизма грамматических, орфографических и других действий по применению изученного материала;
4. урок повторительно- обобщающий в конце изучения темы, раздела;
5. урок проверки знаний и умений –(диктант. Грамматические упражнения, тесты и др.)
6. комбинированный урок – урок смешанного типа, на котором проводится и изучение нового, и закрепление.
7. урок – игра;
8. викторины и др.
для реализации системно-деятельностного подхода используются следующие
- методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
- технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
- формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).
В классе проводятся небольшие самостоятельные работы как часть урока. Их цель – совместно с обучающимися выяснить успешность усвоения материала урока. Материал для самостоятельных работ дан в пособии В.А. Синякова ,«Русский язык. Контрольно – измерительные материалы. 3 класс» (М.; «Вако», 2011).При постановке проблемы (задачи) детям предоставляется возможность проявить самостоятельность. Затем эта работа подкрепляется совместной деятельностью учителя и обучающихся.
Календарно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 3 класс» УМК «Школа России»:
Русский язык. Учебник. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил на электрон. носителе. В 2ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2019.
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во час. |
Дата прогр |
Дата факт |
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (уровень изучения данной темы, используемые методы и приёмы, индивидуальные задания) |
Основные виды деятельности обучающихся |
Язык и речь. 1 ч. |
||||||
1 |
Наша речь и наш язык |
1 |
1.09 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Текст, предложение. Словосочетание. 10 ч. |
||||||
2 |
Текст. Типы текстов. |
1 |
2.09 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели |
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.
|
3 |
Предложение.
|
1 |
3.09 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
4 |
Р\Р №1 Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
|
1 |
7.09 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания, Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
5 |
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.
|
1 |
8.09 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
6 |
Виды предложений по интонации. Предложение с обращением |
1 |
9.09 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
|
7 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
14.09 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
8 |
Простое и сложное предложение. |
1 |
15.09 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
9 |
Словосочетание |
1 |
16.09 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
10 |
Р\Р№ 2 Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова « Золотая осень». |
1 |
17.09 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
11 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». |
1 |
21.09 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
Слово в языке и речи 14ч. |
||||||
12 |
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
1 |
22.09 |
|
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. |
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. |
13 |
Синонимы и антонимы. Омонимы. |
|
23.09 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
|
14 |
Слово и словосочетание. Фразеологизмы |
1 |
28.09 |
|
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу |
|
15 |
Р\р№3 Обучающее изложение по Н. Сладкову |
1 |
29.09 |
|
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу |
|
16 |
Работа над ошибками. Части речи. |
1 |
30.09 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
17 |
Р\р№4 Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». |
1 |
1.10 |
|
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу |
|
18 |
Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи. |
1 |
5.10 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
|
19 |
Однокоренные слова. |
1 |
6.10 |
|
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу |
|
20 |
Звуки и буквы. Гласные звуки. |
1 |
7.10 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
|
21 |
Звуки и буквы. Согласные звуки |
1 |
12.10 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; карточки- помощники |
|
22 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. |
1 |
13.10 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; помощь в выполнении определенных операций |
|
23 |
Р\р№5 Обучающее изложение повествовательного текста М. Пришвина по данным вопросам |
1 |
14.10 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; Картинные планы |
|
24 |
Контрольный диктант№2 по теме «Слово в языке и речи». |
1 |
15.10 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
25 |
Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» |
1 |
19.10 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
Состав слова 13ч.
|
||||||
26 |
Корень слова. Как найти в слове корень |
1 |
20.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег — бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
27 |
Сложные слова |
1 |
21.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
28 |
Формы слова. Окончание. |
1 |
26.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
29 |
Как найти в слове окончание? |
1 |
27.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
30 |
Приставка — значимая часть слова. |
1 |
28.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
31 |
Основа слова |
1 |
29.10 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
32 |
Обобщение знаний о составе слова. |
1 |
9.11 |
|
Опорные, обобщающие схемы, задания тренировочного характера |
|
33 |
Р\р№6 Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки |
1 |
10.11 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; Картинные планы |
|
34 |
Работа над ошибками. Проект «Семья слов» |
1 |
16.11 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
35 |
Контрольный диктант№3 по теме «Состав слова» |
1 |
17.11 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; помощь в выполнении определенных операций |
|
36 |
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. |
1 |
18.11 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; картинные планы |
|
37 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
1 |
19.11 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
38 |
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне. |
1 |
23.11 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
Правописание частей слова 19ч.
|
||||||
39 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение. |
1 |
24.11 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; помощь в выполнении определенных операций |
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.
|
40 |
Р\р№7 Восстановление содержания деформированного повествовательного текста. |
1 |
25.11 |
|
Опорные, обобщающие схемы |
|
41 |
Работа над ошибками. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
1 |
30.11 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели |
|
42 |
Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение |
1 |
1.12 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
43 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
2.12 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
44 |
Р\р№8 Изложение текста «Клесты» (по В. Вольскому) по коллективно составленному плану. |
1 |
3.12 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
45 |
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
1 |
7.12 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; картинные планы |
|
46 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление. |
1 |
8.12 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
47 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
1 |
9.12 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
48 |
Р\р№9 Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» |
11 |
14.12 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
49 |
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик,-ек |
1 |
15.12 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
50 |
Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ок |
1 |
16.12 |
|
||
51 |
Упражнение в правописании суффиксов и приставок |
1 |
17.12 |
|
||
52 |
Правописание приставок и предлогов. |
1 |
21.12 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
53 |
Правописание приставок и предлогов. Закрепление |
|
22.12 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
54 |
Контрольный диктант№4 за 1 полугодие по теме «Правописание корней слов». |
1 |
23.12 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
55 |
Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» |
1 |
28.12 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
56 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
1 |
29.12 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
57 |
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
1 |
11.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
Части речи 61ч.
|
||||||
|
Имя существительное 27 ч. |
|
|
|
|
|
58 |
Что обозначает имя существительное? |
1 |
12.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное.
|
59 |
Имя существительное. Начальная форма. |
1 |
13.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
60 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
1 |
14.01 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; картинные планы |
|
61 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
1 |
18.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
62 |
Проект «Тайна имени» |
1 |
19.01 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
63 |
Число имен существительных |
1 |
20.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
64 |
Р\р№10 Изложение текста (Г.Скребицкий) по предложенному плану. |
1 |
25.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
65 |
Работа над ошибками. Как определить род имен существительных? |
1 |
26.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
66 |
Упражнение в определении рода имен существительных |
1 |
27.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
67 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
1 |
28.01 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
68 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Закрепление |
|
1.02 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
69 |
Р\р№11 Обучающее изложение по басне Л.Толстого |
1 |
2.02 |
|
|
|
70 |
Контрольный диктант№5 по теме «Имя существительное» |
1 |
3.02 |
|
Помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
71 |
Работа над ошибками. Склонение имен существительных |
1 |
8.02 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
72 |
Р\р№12 Сочинение по картине И Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». |
1 |
9.02 |
|
Вопросы, картинные планы, карточки-помощники |
|
73 |
Именительный падеж. |
1 |
10.02 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
74 |
Родительный падеж. |
1 |
11.02 |
|
||
75 |
Дательный падеж. |
1 |
15.02 |
|
||
76 |
Винительный падеж. |
1 |
16.02 |
|
||
77 |
Творительный падеж. |
1 |
17.02. |
|
||
78 |
Предложный падеж. |
1 |
22.02 |
|
||
79 |
Р\р№13 Обучающее изложение. Подробное изложение текста повествовательного типа. |
1 |
24.02 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
80 |
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей». |
1 |
25.02 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
81 |
Обобщение знаний. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
1.03 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций |
|
82 |
Р\р№14Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Развитие речи. |
1 |
2.03 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
83 |
Проверочный диктант№6 по теме «Падеж имен существительных». |
1 |
3.03 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
84 |
Значение и употребление имён существительных в речи |
1 |
4.03 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
Имя прилагательное. 12 ч. |
||||||
85 |
Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. |
1 |
9.03 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
86 |
Р\р №15 Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». |
1 |
10.03 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
87 |
Род имён прилагательных. |
1 |
15.03 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
88 |
Изменение имен прилагательных по родам. |
1 |
16.03 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
89 |
Изменение имен прилагательных по родам. Закрепление. |
1 |
17.03 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
90 |
Число имён прилагательных. |
1 |
18.03 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
91 |
Изменение имен прилагательных по падежам. |
1 |
22.03 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
92 |
Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление. |
1 |
23.03 |
|
Опорные, обобщающие схемы, графические модели; помощь в выполнении определенных операций |
|
93 |
Р\р №16 Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». |
1 |
24.03 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
94 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
1 |
5.04 |
|
Дополнительные наводящие вопросы, помощь в выполнении определенных операций, поэтапная проверка |
|
95 |
Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное». |
1 |
6.04 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
96 |
Проект «Имена прилагательные в загадках». |
1 |
7.04 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; картинные планы |
|
Местоимение 4ч |
||||||
97 |
Работа над ошибками Личные местоимения. |
1 |
8.04 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
|
98 |
Изменение личных местоимений по родам. |
1 |
12.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
99 |
Р\р№17 Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» по В. Бианки |
1 |
13.04 |
|
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения |
|
100 |
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» |
1 |
14.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
Глагол 13ч |
||||||
101 |
Значение и употребление глаголов в речи. |
1 |
19.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».
|
102 |
Р\р№18 Составление рассказа по сюжетным рисункам |
1 |
20.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
103 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
21.04 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; |
|
104 |
Число глаголов |
1 |
22.04 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; |
|
105 |
Времена глаголов. |
1 |
26.04 |
|
Дополнительные наводящие вопросы; |
|
106 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
27.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
107 |
Р\р №19 Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану |
1 |
28.04 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
108 |
Род глаголов в прошедшем времени. |
1 |
3.05 |
|
Дополнительные наводящие вопросы |
|
109 |
Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление. |
1 |
4.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
110 |
Правописание частицы не с глаголами. |
1 |
5.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
111 |
Правописание частицы не с глаголами. Закрепление. |
1 |
6.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
112 |
Упражнения в правописании глаголов. Обобщение знаний о глаголе |
1 |
10.05 |
|
Дополнительные наводящие вопросы |
|
113 |
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» |
1 |
11.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
Повторение 6ч |
||||||
114 |
Контрольный диктант № 10 за год |
1 |
12.05 |
|
Дополнительные наводящие вопросы |
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
115 |
Работа над ошибками. Повторение. Части речи. |
1 |
17.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
116 |
Повторение.Слово, предложение. |
1 |
18.05 |
|
Помощь в выполнении определенных операций |
|
117 |
Повторение.Правописаниу окончаний имён прилагательных. |
1 |
19.05 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
118 |
Повторение.Правописание приставок и предлогов. |
1 |
24.05 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
|
119 |
Повторение. Обобщение изученного за год. |
1 |
25.05 |
|
Приемы- предписания с указанием последовательности операций |
Литература для обучающихся:
– Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1., М., «Просвещение» 2012
– Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2 М., «Просвещение» 2012
Дополнительная литература:
1. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
2. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
4. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
5. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
6. В.А. Синякова ,«Русский язык. Контрольно – измерительные материалы. 3 класс» (М.; «Вако», 2011).
Пособия для учителя:
1. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М., «ВАКО» 2013
2. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. Ч.2.
Технические средства обучения.
· Компьютер
· Принтер, сканер, ксероскс
· Проектор
· Музыкальный центр
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.