Факультатив «Информатика в играх и задачах»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Горячева "Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникативные технологии)" (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Уроки нравственности » основывается на следующих программно-методических материалах:
· Сборник программ внеурочной деятельности под ред.Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011г.
· ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.
направлена на достижение обучающихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа учителя для обучающихся 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа факультатива основывается на следующих программно-методических материалах:
· Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.
· Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.
· Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.
Цель курса
Дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления
и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании
научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
- развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.
Логико-алгоритмический компонент в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Алгоритм (9 ч)
Вложенные
алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до
выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса
объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного
объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах,
удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил
вывода. Простейшие «и-или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков»,
«необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального
назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих
разделов (к алгоритмам, объектам и др.)
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих
составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из
нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные
заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
УУД |
1. |
Алгоритм
|
9 |
Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающий научится: Принимать и сохранять учебные цели и задачи осуществлять контроль при наличии эталона планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки Обучающий получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Познавательные универсальные учебные действия. Обучающий научится: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака проводить классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; устанавливать последовательность событий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач из двух-трех шагов; Обучающий получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающий научится: строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы. Обучающий получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы; формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
2. |
Объекты
|
8 |
Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
|
3. |
Логические рассуждения |
10 |
Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
|
4. |
Модели в информатике |
7 |
Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
|
|
Итого |
34ч. |
|
|
Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Информатика в играх и задачах»
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
определять составные
части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и
т.д.; |
Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы; формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Календарно тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Элементы содержания |
Дата проведения |
|||||
|
|
Алгоритм 9ч. |
4-А |
4-Б |
4-В |
|||
1 |
Цвет предметов. |
Сравнивать и классифицировать предметы; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных. |
02.09 |
03.09 |
04.09 |
|||
2 |
Форма предметов. |
Уметь выделять форму, сравнить и классифицировать предметы по заданному признаку; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных. |
09.09 |
10.09 |
11.09 |
|||
3 |
Размер предметов. |
Знать название размеров предметов (больше, меньше, высокий, низкий, длинный, короткий и т.д.), выделять размер, сравнить и классифицировать предметы по заданному признаку; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении предметов по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных |
16.09 |
17.09 |
18.09 |
|||
4 |
Названия предметов. |
Научить называть группу предметов, обобщающие слова; знать признаки предметов; учиться определять название предмета по предложенным признакам |
23.09 |
24.09 |
25.09 |
|||
5 |
Признаки предметов. |
Учиться выделять существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. |
30.09 |
01.10 |
02.10 |
|||
6 |
Состав предметов. |
07.10 |
08.10 |
09.10 |
||||
7 |
Свойства предметов. Составление алгоритмов с параметрами. |
Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
14.10 |
15.10 |
16.10 |
|||
8 |
Составление алгоритмов с параметрами. |
21.10 |
22.10 |
23.10 |
||||
9 |
Систематизация и обобщение изученных знаний. |
04.11 |
05.11 |
06.11 |
||||
Объекты 8 ч. |
||||||||
10.1 |
Понятия «равно», «не равно». |
Владеть понятиями «равно», «не равно»; уметь анализировать группы объектов, предметов и устанавливать отношения между ними (равны, не равны), привести доказательства; уметь сравнивать предметы по основаниям «равно», «не равно» |
11.11 |
12.11 |
13.11 |
|||
11.2 |
Отношения «больше», «меньше» |
Владеть понятиями «больше», «меньше»; умеют анализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (больше или меньше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «больше», «меньше» |
18.11 |
19.11 |
20.11 |
|||
12.3 |
Понятия «вверх, вниз, вправо, влево». |
Владеть понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; умеют анализировать группы объектов, предметов и устанавливать отношения, местоположение между ними (правее, левее, ниже, выше), приводить доказательства; уметь сравнивать предметы по основаниям «выше», «ниже», «правее», «левее»; |
25.11 |
26.11 |
27.11 |
|||
13.4 |
Действия предметов. |
Владеть понятием «действия предметов», определять действия предметов, доказывать свое мнение |
02.12 |
03.12 |
04.12 |
|||
14.5 |
Последовательность событий. |
Определять последовательность событий, явлений природы |
09.12 |
10.12 |
11.12 |
|||
15.6 |
Порядок действий. |
Устанавливать порядок действий и составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
16.12 |
17.12 |
18.12 |
|||
16.7 |
Порядок действий. |
23.12 |
24.12 |
25.12 |
||||
17.8 |
«Действия предметов». |
Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу |
13.01 |
14.01 |
15.01 |
|||
|
|
Логические рассуждения (10 ч) |
||||||
18.1 |
Цифры. |
Повторить последовательность цифр; научить дополнять последовательность цифр; научить при помощи цифр указывать порядковый номер. |
20.01 |
21.01 |
22.01 |
|||
19.2 |
Возрастание, убывание. |
Научить упорядочивать цифры по возрастанию и убыванию, научить определять способ упорядочивания цифр в ряду и продолжать ряд устанавливать прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; расставлять цифры в соответствии с предложенной последовательностью (по возрастанию, убыванию и т.п.) |
27.01 |
28.01 |
29.01 |
|||
20.3 |
Множество и его элементы. |
Ввести понятие «множество», «элемент множества" научить определять принадлежность элемента множеству, перечислять его элементы; распределять предметы на множества; |
03.02 |
04.02 |
05.02 |
|||
21.4 |
Способы задания множеств. |
Закрепить понятия «множество», «элемент множества» познакомить с различными способами задания множеств Уметь задавать множества перечислением и выделять общие свойства элементов множества |
10.02 |
11.02 |
12.02 |
|||
22.5 |
Сравнения множеств. |
Научить сравнивать множества по числу элементов ввести понятие "равенства множеств", «больше», «меньше», «множество»; анализировать множества и устанавливать отношения между ними (равны или не равны, больше или меньше, содержит одинаковые предметы или нет и т.д.), приводить доказательства. |
17.02 |
18.02 |
19.02 |
|||
23.6 |
Отображение множеств. |
Ввести понятие «отображение множеств»; научить ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества устанавливать соответствие между элементами двух множеств, отображать элементы множеств на схеме. |
24.02 |
25.02 |
26.02 |
|||
24.7 |
Кодирование. Понятия «кодирование» и «декодирование». |
Ввести понятие «кодирование» и «декодирование»; научить ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия. |
02.03 |
03.03 |
04.03 |
|||
25.8 |
Симметрия фигур. |
Ввести понятия «симметричность фигур», «ось симметрии» научить находить ось симметрии некоторых фигур |
16.03 |
10.03 |
11.03 |
|||
26.9 |
«Множества». |
Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу |
30.03 |
17.03 |
18.03 |
|||
27.10 |
Логические задания. |
06.04 |
31.03 |
19.03 |
||||
|
|
Модели в информатике 7 ч. |
||||||
28.1 |
Отрицание. |
Ввести понятие отрицания научить строить отрицание, подбирая противоположные по смыслу слова; научить строить отрицание, используя частицу «не» |
13.04 |
07.04. |
08.04. |
|||
29.2 |
Понятия «истина» и «ложь». |
Закрепить понятия «истина» и «ложь научить определять истинность простых высказываний |
20.04 |
14.04 |
15.04 |
|||
30.3 |
Понятие «дерево». |
Ввести понятие «дерево»; научить определять изображения на листьях дерева |
27.04 |
21.04 |
22.04 |
|||
31.4 |
Графы. |
Познакомить с понятием «граф»; научить определять количество путей в графе |
18.05 |
28.04 |
29.04 |
|||
32.5 |
Комбинаторика. |
Учить называть все возможные варианты, пользуясь методом полного перебора. |
04.05 |
12.05 |
06.05 |
|||
33.6 |
Комбинаторика. «Понятия «истина» и «ложь». |
Повторить и обобщить знания проверить уровень усвоения. |
18.05 |
19.05 |
13.05 |
|||
34.7 35 |
Решение задач на логику. |
25.05 |
26.05 |
20.05 27.05 |
||||
Используемая литература
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс»
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика (Информатика в играх и задачах). 4-й класс: Учебник в 2-х частях. - М. :Баласс.
Технические средства обучения.
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
5. Сканер
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.